В ММПЦ МИА «Россия сегодня» состоялась онлайн-конференция об актуальной ситуации на Южном Кавказе, в рамках которой был представлен доклад «Урегулирование армяно-азербайджанского конфликта и развитие Южного Кавказа: перспективы и вызовы». В презентации доклада приняли участие его соавторы исполнительный директор Экспертного центра «Евразийское развитие» Станислав Притчин и научный сотрудник Института экономики РАН Александр Караваев.
Ранее на полях заседания Совета министров иностранных дел СНГ прошли встречи Министра иностранных дел России Сергея Лаврова с главами МИД Азербайджана и Армении, на которых обсуждались гуманитарные и экономические вопросы, связанные с Нагорным Карабахом. На них было отмечено, что достигнутое 5 месяцев назад, 9 ноября 2020 года, при посредничестве России соглашение о прекращении огня в Нагорном Карабахе стало первым за многие годы документом, включившим в себя системные вопросы урегулирования и первичный план по нормализации отношений конфликтующих сторон.
В ходе онлайн-конференции С.Притчин и А.Караваев определили вероятные точки кооперации в различных областях и роль внешних игроков, в первую очередь России и Турции в реализации существующего потенциала, а также проанализировали возможности развития экономики Южного Кавказа.
Притчин рассказал, что идея написать доклад появилась сразу после подписания соглашения о перемирии в Нагорном Карабахе. Для его подготовки кроме обычного сбора информации были проведены несколько круглых столов с приглашением на них российских специалистов, а также состоялись опросы армянских и азербайджанских экспертов, которым были заданы одинаковые вопросы. Естественно, что результаты подписания соглашения были восприняты в Баку и Ереване диаметрально противоположно. Если Азербайджан считает, что в нем справедливо отражены те изменения, которые произошли в результате его военных побед, то Армения рассматривает их как крупное поражение, в результате которого она была вынуждена пойти на очень большие уступки. Речь даже шла об отставке правительства Никола Пашиняна. В настоящее время премьер-министру удалось стабилизировать ситуацию: на лето этого года назначены досрочные выборы в парламент Республики Армения, что, скорее всего позволит нынешнему премьеру сохранить власть. Опросы также показали, что даже если партия Пашиняна не останется у власти, Армения все равно будет вынуждена выполнять условия соглашения в силу своего положения. Она уже практически без задержки вернула Азербайджану Акдамский, Гейбальдарский и Лачинский районы.
Говоря о рисках и вызовах, эксперт отметил, что в первую очередь речь идет о внутриполитических рисках как в Армении, так и в Азербайджане, а также о внешних рисках – обострении противоречий между внешними игроками и, наконец, опасность нового конфликта непосредственно между Ереваном и Баку. В первой группе рисков, прежде всего, находится Армения. Опрос экспертов, проведенный в феврале, показал, что 67 процентов опрошенных считали, что Никол Пашинян не удержится у власти, и лишь 33 думали наоборот. Ситуация в Азербайджане более спокойная: там ожидают, что Армения выполнит все условия трехстороннего соглашения. При этом надо учитывать, что Азербайджану предстоит большая работа по восстановлению инфраструктуры и возвращению беженцев. Это ляжет тяжелым бременем на бюджет Азербайджанской Республики.
Из внешних рисков наибольшее беспокойство вызывает соперничество в регионе России и Турции. 72 процента опрошенных армянских экспертов считают, что это может привести к деструктивным последствиям, и только 28 – что российско-турецкое взаимодействие будет способствовать стабилизации в регионе. Азербайджанские эксперты в подавляющем большинстве не видят проблемы во влиянии России и Турции на мирное урегулирование в Нагорном Карабахе. По-разному оценивают в Армении и Азербайджане роль Минской группы ОБСЕ в урегулировании карабахской проблемы. Если армяне смотрят на эту конструкцию с надеждой, то азербайджанцы не видят от нее пользы.
Немаловажным вопросом является статус российских миротворцев, введенных в зону конфликта на пять лет. Мандат автоматически будет продлен, если ни у одной из сторон нет возражений. В настоящее время в Азербайджане 42 процента экспертов заявляют, что через пять лет миссия российских миротворцев будет закончена, 42 процента − что останется нужна, и 16 – что это определится с развитием ситуации. В Армении 85 процентов респондентов ответили, что миротворцы России будут нужны и через пять лет.
Самый масштабный клубок проблем – это спор Армении и Азербайджана из-за Нагорного Карабаха. Азербайджанцы считают эту территорию своей, что подтверждается соответствующими резолюциями Совета Безопасности ООН после распада СССР. У армян прямо противоположная позиция, в соответствии с которой даже после заключения ноябрьского трехстороннего соглашения Никол Пашинян не признает право Азербайджана на Нагорный Карабах. Опрос экспертов двух государств показал, что в обоих государствах абсолютное большинство – больше 80 процентов – считает, в течение ближайших пяти лет статус Нагорного Карабаха не получит взаимоприемлемого юридического оформления. Трудноразрешимой считает Притчин и проблему делимитации границ на спорных территориях.
Российский ученый, заканчивая политическую часть доклада, обозначил три возможных сценария развития ситуации на Южном Кавказе: негативный, нейтральный и оптимальный. В соответствии с негативным сценарием одна или больше сторон выходят из трехстороннего соглашения. По нейтральному сценарию какие-то положения этого соглашения выполняются, какие-то – нет. Позитивный сценарий предусматривает выполнение всех положений всеми сторонами, подписавшими договоренности. По прогнозам большинства экспертов в Армении (примерно 80 процентов) и значительного числа (свыше 40 процентов) в Азербайджане будет реализовываться второй – нейтральный вариант.
Александр Караваев, со своей стороны, представил экономическую часть доклада. Он подчеркнул, что на постсоветском пространстве за 30 лет впервые одно из государств восстанавливает свою территориальную целостность, в том числе, в плане экономического пространства. Территория Нагорного Карабаха не только пострадала во время этнического конфликта 1991-92 годов, она экономически не развивалась, не имела инвестиционного статуса. Развитие происходило только на микроэкономическом уровне, отсутствовали масштабные программы государственного восстановления, выходящие на крупных внешних инвесторов. По словам экономиста, необходимо понимать, что масштабы задач не дадут добиться быстрых результатов – речь может идти о десятилетии. Первый этап восстановления азербайджанское руководство наметило на период до 2025 года. В 2021 году 1 млрд 300 млн долларов США будут выделены на реконструкцию объектов энергетики, строительство дорог, магистральной инфраструктуры, включая открытие транзитных транспортных коммуникаций через территорию Армении и Нагорного Карабаха. Для их товарного заполнения Армения, как сторона наиболее пострадавшая в результате конфликта, должна видеть перспективы компенсации ущерба. Это возможно через налаживание экспорта, в первую очередь, горнорудного сырья, такого как медная руда и редкоземельные и драгоценные металлы (молибден, золото и др.). В практическом преломлении для выхода поставок сырья из Армении на средиземноморские порты возможна модернизация старой советской железной дороги через Нахичеванскую автономию в Турцию в порт Искендерун, где имеется терминал Магнитогорского металлургического комбината. Караваев предупредил, что осуществление крупномасштабных экономических проектов привлечет больших инвесторов и конкуренция между ними может спровоцировать обострение противоречий между большими региональными игроками. Однако по мнению российского эксперта «игра стоит свеч».
Основной вывод, который можно сделать на основе доклада С.Притчина и А.Караваева – это то, что в результате подписания трехстороннего соглашения было открыто «окно возможностей» для постепенной нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном в политической и экономической областях, включая урегулирование обстановки в Нагорном Карабахе.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs