Предлагаем вашему вниманию статью «Внутриполитическое положение в Армении после карабахского конфликта», старшего советника МИД России в отставке Александра Ананьева, опубликованную в февральском номере журнала.
Внутриполитическая ситуация в Армении приобрела весьма острый характер в поствоенный период в силу нескольких факторов. Важнейший из них - разочарование общества, дезориентированного предвоенными идиллическими представлениями о боеготовности вооруженных сил и экзальтированным доверием к лидеру государства. Так, по опросу социологического агентства «Gallup International», проведенному сразу после начала боевых действий в Нагорном Карабахе (29-30 сентября 2020 г.), 98% респондентов высказались положительно по поводу способности противостоять полномасштабному нападению противника, 99% были уверены в высоком боевом духе армии, 94% опрошенных доверяли официальной информации о ходе военных действий.
Армянская общественность была настроена на победоносную войну исходя из ежедневных фронтовых сводок официальных СМИ. Поэтому подписание соглашения, фиксирующего отчуждение не только «пояса безопасности», но и части территории Нагорного Карабаха (НКР), стало для граждан Армении и НКР полной неожиданностью. Оцепенение сменилось негодованием. Участники непрекращающихся акций протеста объявили Никола Пашиняна предателем национальных интересов и стали выдвигать ему ультиматумы с требованием немедленной отставки, которые несколько оправившийся премьер-министр спокойно проигнорировал. Ему даже не пришлось использовать жесткие методы разгона акций протеста. Достаточно было возбудить ряд дел в отношении наиболее активных противников действующей власти6.
Более болезненным ударом по имиджу лидера «бархатной революции» стал остракизм региональных представителей власти и духовенства во время его поездки в Сюникскую область.
Воспользовавшись этим, оппозиция перешла к широкомасштабным акциям протеста, требованиям смены правительства. Н.Пашиняну пришлось два-три дня укрываться от гнева толпы, затем осторожно, работая из неизвестного укрытия, приводить неубедительные объяснения своего пораженческого поведения плохой подготовкой прежних властей к современной войне.
В ответ Никол Пашинян опубликовал на своей странице в Facebook «заявление, подводящее черту под дискуссией об его отставке». Никол Пашинян предложил провести в 2021 году внеочередные парламентские выборы. И пригласил для консультаций по этому вопросу «парламентские и заинтересованные внепарламентские силы» Армении.
Такая постановка вопроса явно не устраивает оппозицию, потому что, по словам армянского политолога Гранта Микаеляна, «имея в своем распоряжении налаженную машину пропаганды и способность мобилизовать административный ресурс, Никол Пашинян ожидает, что сможет одержать победу на выборах, следовательно, упрочить свою власть и удерживать ее вплоть до 2026 года».
Информационное противостояние
За два с половиной года после захвата власти в ходе «бархатной революции» Никол Пашинян предпринял немалые усилия, чтобы поставить под контроль «четвертую ветвь власти». Наблюдалось стремление действующего руководства укрепить свои позиции в армянском информационном поле. Так, на руководящие посты в органах, регулирующих общественное телевещание, были назначены близкие к властям люди.
Действующее руководство старается всячески усилить свои позиции в инфополе, используя не только лояльные им массмедиа, но и социальные сети, роль которых продолжает возрастать, в частности «Facebook», в распространении политической информации в Армении и лишь незначительно уступает телевидению.
Наиболее популярными у молодежной общественности остаются медиаресурсы с прозападным уклоном.
Лагерь сторонников Никола Пашиняна
Информационная кампания, проводимая правящей партией, принесла свои плоды: есть немалый сегмент общества, продолжающий верить в революционную власть и считающий, что нельзя ее менять: для этих людей падение Н.Пашиняна стало бы двойной катастрофой.
Согласно опросу социологического агентства «Gallup International», проведенному во второй половине ноября, то есть уже после подписания Пашиняном заявления, фиксирующего потерю части территории НКР, доля опрошенных граждан республики, выступающих за отставку премьер-министра (45%), не намного превышала долю тех, кто желал, чтобы он остался на своем посту (38%). Только 35,8% опрошенных одобрительно отнеслись к призыву Президента Армении Армена Саркисяна создать временное правительство и провести досрочные выборы, и 49,1% отрицательно восприняли его идею. О своем желании содействовать протестному движению заявило лишь 34,8% респондентов. За возвращение Армении к президентской форме правления выступили 32% опрошенных, 38% поддержали парламентскую республику.
По мнению депутатов от оппозиционных партий, власти Армении искусственно затягивают отмену военного положения, поскольку во время этого режима запрещено инициировать процесс отставки Никола Пашиняна, чего оппозиция добивается со дня подписания заявления о прекращении военных действий в Нагорном Карабахе.
Оппозиционные политики считают, что необходимость в продлении военного положения отпала после того, как в Карабах были введены российские миротворцы.
Однако и отмена военного положения не облегчит оппозиции задачу добиться конституционным путем отставки действующего премьера. Законодательство предусматривает только один механизм проведения внеочередных парламентских выборов: отставка главы правительства. Затем, если парламент дважды не изберет нового премьера, назначаются внеочередные выборы. Для этого нужно добиться согласия парламентских сил.
Отказываясь уходить в отставку, Никол Пашинян не только опасается за свою безопасность после сложения полномочий, но и намерен начать восстановление своей репутации в новых геополитических реалиях. Этого же требуют его соратники по «бархатной революции», которые призывают своего лидера «забыть о «бархате» и с помощью правоохранительной системы создать стабильность и навести порядок в обществе».
По мнению оппозиционных политиков, несмотря на постоянные реверансы в адрес России, большинство соратников Н.В.Пашиняна, приведенных им во власть, вскормлены американскими грантами и имеют прозападную ориентацию, поэтому при благоприятных конъюнктурных обстоятельствах правящая элита постарается привести свои практические действия в соответствие со своими убеждениями.
Местные НПО, финансируемые Западом, выступают достаточно серьезным актором на политической арене Армении, эффективным инструментом влияния на армянское общество и государство. Опыт работы с местными общественными организациями, включая анализ концептуальных подходов западников к этой деятельности, свидетельствует о том, что степень ее эффективности решающим образом обусловлена системностью и целенаправленностью действий и их подкреплением адекватными финансовыми ресурсами.
Выходцы из прозападных НПО составили кадровый костяк новой власти после «бархатной революции»: большинство назначенцев в Правительстве Армении получили образование либо полностью, либо частично за рубежом в виде различных программ обмена, стажировок и т. д.
Пока остаются в тени самые харизматичные политические фигуры - бывшие президенты: Серж Саргсян, Роберт Кочарян и Левон Тер-Петросян, которые, видимо, ждут, когда им расчистят информационное поле от «троллей Пашиняна», а силовые органы - от давления самого действующего премьера, чтобы начать предвыборную кампанию.
Лагерь оппозиции
Что же в ответ предлагает оппозиция и из кого она состоит?
17 оппозиционных партий с 10 ноября прошлого года проводят митинги в Ереване в ответ на подписанное премьер-министром Армении Николом Пашиняном трехстороннее заявление по Карабаху. Оппозиция требует отставки премьера, создания комитета спасения и изменения некоторых положений заявления. Основные организаторы акций - партии АРФ «Дашнакцутюн» (АРФД), «Процветающая Армения» (ППА), Республиканская партия Армении (РПА) и созданная в мае 2020 года партия «Айреник» (в русском переводе - «Отечество», или «Родина»).
Согласно планам оппозиции, в первую очередь необходимо добиться отставки премьер-министра Армении Никола Пашиняна, для которой оппоненты намерены идти по четырем направлениям.
Первое направление заключается в том, что глава кабинета министров сам заявит об уходе, второе - парламент созывает внеочередное заседание и обсуждает вопрос отставки Пашиняна, третье - Генпрокуратура возбуждает уголовное дело по признакам государственной измены, четвертое направление - правительство по требованию двух третей министров созывает внеочередное заседание и обсуждает вопрос отставки председателя правительства страны.
В свою очередь, демонстрирующие лояльность премьеру силовые структуры обвиняют оппозицию в искусственном подогревании протестов.
Таким образом, на данный момент армянскому обществу предлагается два одинаково малоприемлемых варианта: Никол Пашинян, держащийся у власти за счет лояльности силовиков и контроля над парламентом, где конституционное большинство представляют в основном те люди, которые своей карьерой обязаны лично Пашиняну, либо представители старой власти, претензии к которой пока что не забылись.
В создавшейся ситуации, как представляется, армянское общество выстрадало большую потребность в «третьей силе» с позитивной объединительной повесткой и конструктивным подходом к возрождению республики, не ассоциированной ни с прежней дискредитировавшей себя властью, ни с популизмом нынешних властей.
Без возникновения «третьей силы», отражающей чаяния большинства граждан Армении, предстоящие выборы, скорее всего, вообще не заинтересуют население. С учетом того что в декабре 2018 года на пике революционной эйфории и при жесткой мобилизации сторонников Пашиняна к урнам для голосования пришло менее половины избирателей, теперь следует ожидать еще меньшую явку. В таком случае победители электорального процесса, приобретя легальность, все же не будут выглядеть в глазах большинства людей их легитимными представителями.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs