9 ноября 2020 года Президент Азербайджанской Республики И.Алиев, премьер-министр Республики Армения Н.Пашинян и Президент Российской Федерации В.Путин подписали Заявление о прекращении огня в Нагорном Карабахе1.

11 января 2021 года по итогам встречи в Москве три лидера подписали совместное заявление о развитии Нагорного Карабаха. С этой целью будет создана рабочая группа, которую возглавят вице-премьеры трех правительств: Азербайджана, Армении и России. Они создадут в ближайшее время рабочие экспертные подгруппы, представят конкретные планы по развитию транспортной инфраструктуры и экономики региона.

Внутриполитическая ситуация в Армении приобрела весьма острый характер в поствоенный период в силу нескольких факторов. Важнейший из них - разочарование общества, дезориентированного предвоенными идиллическими представлениями о боеготовности вооруженных сил и экзальтированным доверием к лидеру государства. Так, по опросу социологического агентства «Gallup International»2, проведенному сразу после начала боевых действий в Нагорном Карабахе (29-30 сентября 2020 г.), 98% респондентов высказались положительно по поводу способности противостоять полномасштабному нападению противника, 99% были уверены в высоком боевом духе армии, 94% опрошенных доверяли официальной информации о ходе военных действий.

Через месяц, то есть за десять дней до подписания заявления о прекращении военных действий, которое многие в Армении расценивают как капитуляцию3, опрос того же агентства4 показал практически аналогичные результаты. Более того, только 18% респондентов негативно оценили действия Н.Пашиняна по руководству страной во время месяца войны, и лишь 14% поддержали заявление Вазгена Манукяна, теперешнего лидера оппозиции, о том, что в сложившейся ситуации правительство должно уйти в отставку.

Армянская общественность была настроена на победоносную войну исходя из ежедневных фронтовых сводок официальных СМИ. Поэтому подписание соглашения, фиксирующего отчуждение не только «пояса безопасности», но и части территории Нагорного Карабаха (НКР), стало для граждан Армении и НКР полной неожиданностью. По словам директора Института философии, социологии и права академика Национальной академии наук Геворга Погосяна, «общество не было готово к поражению. Часть населения, в том числе люди, потерявшие на войне родных и близких, оказалась в шоке. Они просто не понимали, что произошло»5.

Оцепенение сменилось негодованием. Воспользовавшись этим, оппозиция перешла к широкомасштабным акциям протеста, требованиям смены правительства. Н.Пашиняну пришлось два-три дня укрываться от гнева толпы, затем осторожно, работая из неизвестного укрытия, приводить неубедительные объяснения своего пораженческого поведения плохой подготовкой прежних властей к современной войне.

Участники непрекращающихся акций протеста объявили Никола Пашиняна предателем национальных интересов и стали выдвигать ему ультиматумы с требованием немедленной отставки, которые несколько оправившийся премьер-министр спокойно проигнорировал. Ему даже не пришлось использовать жесткие методы разгона акций протеста. Достаточно было возбудить ряд дел в отношении наиболее активных противников действующей власти6.

Более болезненным ударом по имиджу лидера «бархатной революции» стал остракизм региональных представителей власти и духовенства во время его поездки в Сюникскую область7.

В ответ Никол Пашинян опубликовал на своей странице в «Facebook«8 заявление, подводящее черту под дискуссией об его отставке. Он написал, выдавая желаемое за действительное, что, «несмотря на задействование огромных финансовых, организационных и медиа средств, оппозиция не смогла добиться широкой народной поддержки». Исходя из этого постулата премьер заявил, что не собирается уходить со своего поста и менять политическую команду до внеочередных выборов, чтобы гарантированно обеспечить свободное выражение мнений, а также изъявил готовность «в случае подтверждения доверия народа в дальнейшем продолжить лидерство в Армении в этот сложный период».

Никол Пашинян предложил провести в 2021 году внеочередные парламентские выборы. И пригласил для консультаций по этому вопросу «парламентские и заинтересованные внепарламентские силы» Армении.

Такая постановка вопроса явно не устраивает оппозицию, потому что, по словам армянского политолога Гранта Микаеляна, «имея в своем распоряжении налаженную машину пропаганды и способность мобилизовать административный ресурс, Никол Пашинян ожидает, что сможет одержать победу на выборах, следовательно, упрочить свою власть и удерживать ее вплоть до 2026 года»9.

Информационное противостояние

За два с половиной года после захвата власти в ходе «бархатной революции» Никол Пашинян предпринял немалые усилия, чтобы поставить под контроль «четвертую ветвь власти». Так, по словам руководителя Центра свободы информации Шушан Дойдоян, только за год, с мая 2018 года по июнь 2019-го, против СМИ был направлен 91 иск о клевете и оскорблении: «Данный показатель равен количеству исков за все пять лет после декриминализации клеветы и оскорбления»10. По мнению председателя Союза журналистов Армении Сатик Сейранян, «власти Армении проводят целенаправленную политику против свободы слова»11. В глазах журналистского сообщества действия правительства напоминают «политическую месть».

Некоторые представители журналистской среды подозревали власти в том, что они подстрекали к нападению на оппозиционные СМИ, примером чего может служить нападение в октябре 2019 года группы молодых активистов на пресс-клуб и офис оппозиционного СМИ «Hayeli.am» («Зеркало»), принадлежавшие А.В.Товмасян - сестре бывшего председателя Конституционного суда Армении Г.В.Товмасяна, что было расценено как акция устрашения СМИ, не поддерживающих власть.

Наблюдалось стремление действующего руководства укрепить свои позиции в армянском информационном поле. Так, на руководящие посты в органах, регулирующих общественное телевещание, были назначены близкие к властям люди. В июле 2020 года была принята новая редакция закона «О телевидении и радио» РА, подразумевающая перенос из общественно-доступного мультиплекса на спутниковые и кабельные платформы большинства частных телеканалов. В соответствии с законом, для получения лицензии телекомпании должны представить подробные данные о своих учредителях, участниках или акционерах, доля которых в капитале компании превышает 5%, а также раскрыть финансовые источники, что укладывается в рамки обсуждаемого «веттинга» СМИ.

Для того чтобы избежать гипотетического образования холдингов (по примеру «медиаимперии» М.А.Минасяна - зятя экс-президента С.А.Саргсяна), отдельной статьей регламентировано право физического или юридического лица являться акционером или собственником не более одной телекомпании.

В законе также нашла свое отражение широко обсуждавшаяся идея раскрытия источников финансирования СМИ. Так, помимо регламентирования возможных путей получения средств, закреплено требование к телекомпаниям публиковать на официальных сайтах годовые финансовые отчеты и информацию о доходах в соответствии с их источниками.

Действующее руководство старается всячески усилить свои позиции в инфополе, используя не только лояльные им массмедиа, но и социальные сети, роль которых продолжает возрастать, в частности «Facebook», в распространении политической информации в Армении и лишь незначительно уступает телевидению.

Наиболее популярными у молодежной общественности остаются медиаресурсы с прозападным уклоном.

Одну из ведущих позиций по-прежнему занимает интернет-портал «Радио Свобода» («Azatutyun.am»). Во время событий весны 2018 года именно данный ресурс вел прямые включения с митингов и шествий и, как следствие, привил армянской общественности мнение, что «правдивую» и «горячую» информацию можно найти у них. Ныне, помимо веб-страницы, функционирует сервис интернет-телевидения, а телевизионный канал армянской службы «Радио Свобода» доступен в пакете кабельного телевидения.

Сегодня «Свобода» служит «рупором», обеспечивающим информационное сопровождение деятельности нового руководства республики. Некоторые эксперты склонны считать, что поддержка данным ресурсом правящей команды конъюнктурна. Однако антироссийская риторика продолжает превалировать, несмотря на некоторое снижение ее градуса.

В целом, несмотря на предпринятые действующей властью усилия, в медиапространстве Армении сохраняется определенная турбулентность, обусловленная активным информационным противостоянием правящей команды и оппозиции, в котором каждая из политических сил не гнушается использовать в пику другой такой инструмент информационного противостояния, как fake news.

По мнению экспертов, в армянском информационном поле достаточно велика доля фейковых новостей, исходящих от обеих сторон.

Представители неправительственных организаций, работающих в сфере мониторинга СМИ и поддержки свободы прессы, отмечают, что в стране действуют несколько «фейковых фабрик», которые находятся под контролем властей и координируются из одного центра - ГНКО «Центр общественных связей и информации» при Правительстве Армении, который зачастую используется для контроля информационных потоков в популярной в Армении социальной сети «Facebook»12. Медиаэксперт и блогер Тигран Кочарян отмечает, что есть «фабрики», которые фигурально работают на правительство страны, но принадлежат определенным соросовским структурам.

«Фабрики фейков», или «фабрики троллей», работают под управлением определенных людей в парламенте и правительстве. Суть такого подхода в том, что каждый в своем ведомстве создает группы для оперативного мониторинга информации и реагирования на нее. Однако у членов этой группы есть определенное задание - создать от 10 до 15 фейковых аккаунтов. По оценке эксперта, в Армении общее количество таких аккаунтов, которые принадлежат тем или иным «фабрикам», составляет от 60 до 90 тысяч, причем одна группа из 15 человек может в день генерировать минимум 1000-1500 комментариев и проставлять от 3 до 10 тыс. лайков.

По мнению депутата от оппозиционной партии «Просвещенная Армения» Ани Самсонян, власти страны, по сути, поддерживают лиц, которые снимают ролики, тиражируемые в соцсетях и сеющие ненависть в обществе, в том числе с пропагандой ненависти к карабахцам.

Депутат отмечает, что на власть уже 2,5 года работает целая «фейк-машина», которая ведет борьбу с теми, кто позволяет себе критические высказывания в адрес правящей партии: «Власти посредством этой «фабрики» создали виртуальное государство, и важные для страны решения, по сути, принимаются посредством пропаганды этой «фейковой фабрики».

В послевоенные дни на волне протестного движения в Ереване многие оппозиционные деятели оказались главной мишенью «троллей». В ответ оппозиционный лагерь также продвигает в лояльных им СМИ нужный контент. Действия нынешней власти они рассматривают буквально под лупой и любой информационный повод используют для критики, часто приводя данные, не отвечающие действительности. Характерным и показательным примером «спекуляции» информацией было «дело 1 марта 2008 года», в рамках которого обе стороны активно применяли инструмент фейков и дезинформации. Теперь фокус спекуляций сместился на объяснение причин поражения в войне и поиск виновных.

Таким образом, сегодня в Армении, очевидно, достаточно острое информационное противостояние, в котором обеими сторонами активно применяется инструмент дезинформации. На данный момент можно говорить о примерном паритете сил, что, вероятно, обусловливает выбор правительства в пользу планомерного непубличного давления на нелояльные медиа. Однако нельзя утверждать, что в случае изменения «баланса сил» в информационной борьбе руководство не прибегнет к решительным действиям.

Лагерь сторонников Никола Пашиняна

Информационная кампания, проводимая правящей партией, принесла свои плоды: есть немалый сегмент общества, продолжающий верить в революционную власть и считающий, что нельзя ее менять: для этих людей падение Н.Пашиняна стало бы двойной катастрофой.

Согласно опросу социологического агентства «Gallup International», проведенному во второй половине ноября13, то есть уже после подписания Пашиняном заявления, фиксирующего потерю части территории НКР, доля опрошенных граждан республики, выступающих за отставку премьер-министра (45%), не намного превышала долю тех, кто желал, чтобы он остался на своем посту (38%). Только 35,8% опрошенных одобрительно отнеслись к призыву Президента Армении Армена Саркисяна создать временное правительство и провести досрочные выборы, и 49,1% отрицательно восприняли его идею. О своем желании содействовать протестному движению заявило лишь 34,8% респондентов. За возвращение Армении к президентской форме правления выступили 32% опрошенных, 38% поддержали парламентскую республику.

Необходимо учесть, что за время, прошедшее после опроса, протестная активность усилилась, но не до такой степени, чтобы спровоцировать массовый отток из лагеря Никола Пашиняна.

На январь 2021 года парламентский блок «Мой шаг», лидером которого остается Никол Пашинян, составляет в Национальном собрании Армении VII созыва конституционное большинство (88 из 132 депутатских мандатов). После подписания трехстороннего заявления о прекращении боевых действий в Карабахе, которое предусматривает значительные территориальные уступки в пользу Азербайджана, ряд депутатов правящей фракции «Мой шаг» заявили о досрочном сложении с себя депутатских полномочий, но ЦИК передала их мандаты следующим по списку кандидатам14. Таким образом, расклад политических сил в парламенте сохраняется.

На одном из последних заседаний перед новогодними каникулами депутаты фракции «Мой шаг» снова сорвали инициативу оппозиции о созыве внеочередного заседания по отмене военного положения, ссылаясь на законодательство, согласно которому заседание по одному и тому же вопросу не может проводиться дважды в течение месяца. Власти страны приняли решение сохранить военное положение как минимум до февраля 2021 года.

По мнению депутатов от оппозиционных партий, власти Армении искусственно затягивают отмену военного положения, поскольку во время этого режима запрещено инициировать процесс отставки Никола Пашиняна, чего оппозиция добивается со дня подписания заявления о прекращении военных действий в Нагорном Карабахе.

Оппозиционные политики считают, что необходимость в продлении военного положения отпала после того, как в Карабах были введены российские миротворцы.

Однако и отмена военного положения не облегчит оппозиции задачу добиться конституционным путем отставки действующего премьера. Законодательство предусматривает только один механизм проведения внеочередных парламентских выборов: отставка главы правительства. Затем, если парламент дважды не изберет нового премьера, назначаются внеочередные выборы. Для этого нужно добиться согласия парламентских сил.

Отказываясь уходить в отставку, Никол Пашинян не только опасается за свою безопасность после сложения полномочий, но и намерен начать восстановление своей репутации в новых геополитических реалиях. Этого же требуют его соратники по «бархатной революции», которые призывают своего лидера «забыть о «бархате» и с помощью правоохранительной системы создать стабильность и навести порядок в обществе»15.

Партии блока «Мой шаг» были движущей силой протестных акций, которые привели к смене власти в стране весной 2018 года. Несмотря на постепенное снижение рейтинга, особенно после неквалифицированного руководства страной во время военных действий осенью 2020 года, «Мой шаг» остается значительной силой на политическом поле Армении.

В создавшихся условиях после прекращения военных действий между Арменией и Азербайджаном и ввода российских миротворцев в Нагорный Карабах действующая власть Армении всячески демонстрирует взаимопонимание с политическим руководством России. Например, следственные органы приостановили нападки на российский бизнес в стране (выдвигались претензии к ЮКЖД, дочерней компании ОАО РЖД, и ЗАО «Газпром Армения»16). В конце декабря 2020 года Армения заключила с Россией соглашение о сотрудничестве в сфере массовых коммуникаций, согласно которому три российских телеканала («РТР-Планета», «Россия-Культура» и «Первый канал. Всемирная сеть») смогут вещать на территории Армении. Отметим, что российские телеканалы по принятой летом 2020 года новой редакции закона «Об аудиовизуальных услугах СМИ» РА должны были исключить из национального цифрового мультиплекса (социального пакета общественных медиа, который доступен всему населению), исходя из соображений «информационной безопасности»17 и др.

По мнению оппозиционных политиков, несмотря на постоянные реверансы в адрес России, большинство соратников Н.В.Пашиняна, приведенных им во власть, вскормлены американскими грантами и имеют прозападную ориентацию, поэтому при благоприятных конъюнктурных обстоятельствах правящая элита постарается привести свои практические действия в соответствие со своими убеждениями.

Местные НПО, финансируемые Западом18, выступают достаточно серьезным актором на политической арене Армении, эффективным инструментом влияния на армянское общество и государство. Опыт работы с местными общественными организациями, включая анализ концептуальных подходов западников к этой деятельности, свидетельствует о том, что степень ее эффективности решающим образом обусловлена системностью и целенаправленностью действий и их подкреплением адекватными финансовыми ресурсами.

Выходцы из прозападных НПО составили кадровый костяк новой власти после «бархатной революции»: большинство назначенцев в Правительстве Армении получили образование либо полностью, либо частично за рубежом в виде различных программ обмена, стажировок и т. д. Например, председатель Национального собрания РА А.С.Мирзоян в 2014-2017 годах работал экспертом по политическим партиям и стратегическому планированию Нидерландского института партийной демократии. Недавно ушедший в отставку министр образования, науки, культуры и спорта А.Э.Арутюнян (активный сторонник легализации марихуаны в Армении) с 2014 года состоит в организации «Transparency International». Секретарь Совета национальной безопасности А.В.Григорян с 2015 по 2018 год был активным членом данной структуры, подвергался задержанию по подозрению в организации массовых беспорядков в ходе событий апреля 2018 года. Председатель ныне правящей парламентской фракции «Мой шаг» Лилит Макунц с 2016 года работала на контрактной основе в Американском корпусе мира.

Практика последних лет убедительно показала, что политическое руководство Армении в ряде случаев было вынуждено считаться с позицией неправительственных организаций и принимать решения в соответствии с их требованиями.

В своем недавнем интервью Никол Пашинян признался, что против него выступила вся «дореволюционная» элита Армении. На политическом поле сошлись те силы, которые имеют друг с другом серьезные противоречия, но их объединяет идея отстранения Пашиняна. Все это он объясняет тем, что его отвергает «старая элита» и что страна нуждается в «новой элите», которая будет более понятна, например, даже жителям сел19.

По мнению армянских политологов, если Николу Пашиняну удастся на досрочных выборах заручиться электоральной поддержкой, он продолжит чистку (люстрацию) «старой элиты» во всех сферах: политической, судебной, информационной, научной и культурной, что не будет способствовать консолидации усилий по выходу из кризиса, а приведет к еще большему расколу общества.

Лагерь оппозиции

Что же в ответ предлагает оппозиция и из кого она состоит?

17 оппозиционных партий с 10 ноября прошлого года проводят митинги в Ереване в ответ на подписанное премьер-министром Армении Николом Пашиняном трехстороннее заявление по Карабаху. Оппозиция требует отставки премьера, создания комитета спасения и изменения некоторых положений заявления. Основные организаторы акций - партии АРФ «Дашнакцутюн» (АРФД), «Процветающая Армения» (ППА), Республиканская партия Армении (РПА) и созданная в мае 2020 года партия «Айреник» (в русском переводе - «Отечество», или «Родина»).

Свое отношение к первым трем партиям армянское гражданское общество откровенно выразило в ходе внеочередных парламентских выборов 9 декабря 2018 года, результаты которых де-факто стали оценкой деятельности представителей этих партий в высших эшелонах власти за последние 20 лет.

«Процветающая Армения», позиционирующая себя в качестве конструктивной оппозиции, значительно уступила блоку «Мой шаг» (70,4%), но набрав 8,27% голосов избирателей, преодолела избирательный барьер и получила 26 депутатских мандатов. Правившая страной последние десять лет РПА, а также АРФД даже не преодолели избирательный барьер, набрав 4,7% и 3,89% голосов, соответственно.

«Процветающая Армения», основанная в 2004 году, - правоцентристская либерально-консервативная партия. Некоторые армянские эксперты не исключали причастность к созданию и становлению ППА второго президента Армении Р.С.Кочаряна в последние годы его правления. По их мнению, на пост руководителя партии формально был назначен предприниматель Г.Н.Царукян, чья миссия сводилась к наполнению партийной кассы и структурному становлению самой партии. Однако Г.Н.Царукян после прихода к власти РПА во главе с С.А.Саргсяном не стал удерживать ППА в формате жесткой и главной оппозиционной силы, что предполагалось при ее создании. Оценивая историю голосования представителей ППА в парламенте, ряд политических аналитиков пришли к выводу, что позиция партии Г.Н.Царукяна по фундаментальным вопросам, особенно внешнеполитическим, была идентична позиции РПА.

Во время «бархатной революции» в Армении партия поддержала лидера протестных акций Н.В.Пашиняна. На досрочные парламентские выборы 2018 года ППА баллотировалась самостоятельно и стала второй партией по количеству мест в НС. Партия Г.Н.Царукяна имеет свой устойчивый электорат в регионе, где лидер ведет широкую благотворительную деятельность. Она не будет нуждаться в создании блоков или альянсов, чтобы попасть в парламент.

Республиканская партия Армении - правоцентристская, национал-консервативная партия, существующая с 1990 года (своей идеологической основой приняла учение армянского националиста Гарегина Нжде). Придавая важность межпартийным связям, РПА активно участвовала в создании различных политических блоков. Все годы президентства С.А.Саргсяна (с 2008 г. по апрель 2018 г.) его регулярно переизбирали председателем РПА.

Как и в других бывших республиках СССР, правящая партия - РПА -  проявила все негативные признаки постсоветской «партии власти», в основном состоявшей из высших должностных лиц, государственных служащих и крупных предпринимателей-монополистов, имевших связи в правительстве. В 2018 году после «бархатной революции» РПА полностью утратила представительство во властных структурах. Более того, она не прошла в парламент на внеочередных выборах в силу внутрипартийной стагнации и неэффективного управления, внутрипартийных противоречий и коррупционных издержек. Большинство общества объективно не воспринимало ее в качестве одной из ведущих политических сил страны.

Понеся серьезный урон, как в плане доступа к административному ресурсу, так и в плане имиджа, РПА не распалась и не собирается уходить с политической арены Армении. Партия не стала, как ожидали многие, проводить ребрендинг, менять руководство и председателя, а лишь на время ушла в тень, анонсируя свое скорое возвращение.

Партия отмечает, что она будет и впредь поддерживать этот политический курс, которого придерживалась в период своего правления.

По мнению экспертного сообщества, РПА на данный момент играет значительную роль в общественном дискурсе, так как обладает значительными медиаресурсами, с помощью которых жестко критикует действующие власти по всем актуальным вопросам внешней и внутренней политики. Сколь бы действующие власти ни пытались представить РПА в качестве «пережитка прошлого», партию следует рассматривать как один из важных субъектов политической жизни.

Армянская революционная федерация «Дашнакцутюн» - старейшая армянская политическая партия, придерживающаяся как националистической, так и социалистической направленности. Партия  - член современного Социалистического интернационала. На внеочередных парламентских выборах 2018 года АРФД впервые не смогла преодолеть избирательный порог, хотя в ходе «бархатной революции» поддержала Никола Пашиняна.

«Дашнакцутюн» сейчас не видит никаких «точек соприкосновения» с внутренней и внешней политикой премьер-министра Н.В.Пашиняна, так как все его действия, по мнению руководства партии, носят ярко выраженный отпечаток популизма. АРФД не согласна и с кадровой политикой главы кабинета министров, поэтому намеревается развивать протестную деятельность. В стратегическом плане дашнаки выступают за объединение НКР с Арменией, считая статус Карабаха как самопровозглашенной независимой республики - промежуточным решением.

Одна из основных проблем партии, из-за которой у нее, как правило, очень низкие результаты на парламентских выборах, заключается в том, что «Дашнакцутюн» традиционно и сознательно не допускает появления у себя единоличного лидера и часто вытесняет появляющегося лидера из своих рядов.

Партию «Айреник» («Родина») учредил и возглавил бывший директор Службы национальной безопасности (СНБ) Армении Артур Ванецян, который осенью 2019 года был отстранен от руководства службой распоряжением премьер-министра Никола Пашиняна. После отставки экс-глава СНБ стал выступать с резкой критикой действующей власти и неоднократно привлекался к ответственности правоохранительными органами. «Айреник» он позиционировал как партию оппозиционной направленности, противопоставляя ее партии Н.В.Пашиняна: «Нашему народу нужна власть, которая сплотит народ вокруг решения существующих проблем, а не будет играть на сиюминутных эмоциях народа. Нам нужна власть, которая воздержится от фальшивых и фейковых повесток, инструментария и манеры работы. Нам нужны не лжеспасители, а настоящие лидеры».

Остальные политические партии, участвующие в протестах, представляют собой не что иное, как группы поддержки бывших влиятельных политиков. Причем, по словам участника протестного процесса Айка Бабуханяна, председателя партии «Союз Конституционное право», состав партий, выступивших еще в середине октября за отставку Пашиняна в ходе протестных акций, постоянно менялся: некоторые партии отошли от процесса, другие к нему примкнули, объединились с отдельными политическими и общественными деятелями, в результате чего уже в декабре сформировалось «Движение за спасение родины»20.

Пока остаются в тени самые харизматичные политические фигуры - бывшие президенты: Серж Саргсян, Роберт Кочарян и Левон Тер-Петросян, которые, видимо, ждут, когда им расчистят информационное поле от «троллей Пашиняна», а силовые органы - от давления самого действующего премьера, чтобы начать предвыборную кампанию.

4 декабря 2020 года «Движение за спасение родины», требующее отставки занимающего пост премьер-министра лица, приведшего к неоправданно огромным людским, территориальным, военно-техническим и геополитическим потерям, объявило имя единого кандидата в премьер-министры. Им стал 74-летний ветеран армянской политики Вазген Манукян. Он был в начале 1990-х годов первым премьер-министром некоммунистического правительства республики, которое потеснило от власти Компартию Армянской ССР. Во время войны в Карабахе в должности министра обороны Армении он зарекомендовал себя успешным военным администратором. Манукян в середине 1990-х годов оказался в оппозиции к Президенту Левону Тер-Петросяну и даже оспаривал итоги выборов 1996 года. В последнее время Вазген Манукян занимал пост председателя Общественного совета Армении, вплоть до отставки осенью 2019 года.

Кто и как будет контролировать предвыборную кампанию?

Согласно планам оппозиции, в первую очередь необходимо добиться отставки премьер-министра Армении Никола Пашиняна, для которой оппоненты намерены идти по четырем направлениям21.

Первое направление заключается в том, что глава кабинета министров сам заявит об уходе, второе - парламент созывает внеочередное заседание и обсуждает вопрос отставки Пашиняна, третье - Генпрокуратура возбуждает уголовное дело по признакам государственной измены, четвертое направление - правительство по требованию двух третей министров созывает внеочередное заседание и обсуждает вопрос отставки председателя правительства страны.

Затем на освободившийся пост вступает Вазген Манукян, который и формирует правительство национального единства, подбирая кандидатов не по политической принадлежности, а исходя из профессиональных навыков. Он принимает на себя обязательство не участвовать в предстоящих внеочередных выборах ни в каком формате (ни он, ни возглавляемая им партия «Национально-демократический союз» (НДС).

Правительство должно стать неким надпартийным органом технического характера. В ближайший год оно должно провести политику стабилизации, вернуть стране управляемость, подготовить изменения в избирательный кодекс, а также гарантировать проведение легитимных, конкурентных внеочередных парламентских выборов.

По мнению оппозиции, Н.Пашинян, разрушивший армянскую государственность, и его команда не могут организовать такие выборы. С точки зрения оппозиции, это принципиальный вопрос, так как политические силы должны быть уверены в том, что должность и полномочия премьер-министра не будут использованы в корыстных целях и для обеспечения победы собственной политической команды.

Исходя из публичных выступлений единого кандидата в премьеры от оппозиции, он и его команда профессионалов за год подготовят внеочередные парламентские выборы, ликвидировав «пашиняновские фабрики фейков», господствующие в медиапространстве Армении последние два с половиной года, то есть очистив информационное поле.

Более того, выражая позицию организаторов протестов, директор исследовательского института «Политэкономия» Андраник Теванян считает, что «досрочные выборы по сценарию действующего премьера станут антиармянским шагом и несут угрозу безопасности Армении. Те силы, которые согласятся идти на диалог с Пашиняном, обсуждать вопрос внеочередных выборов и другие вопросы, будут нести такую же ответственность и также способствовать усугублению проблем с безопасностью Армении»22.

Свое нежелание вести диалог с Пашиняном о досрочных выборах оппозиция обосновала рядом причин: с началом предвыборной кампании люди будут отвлечены от производственного процесса; в стране возникнет экономический и гуманитарный коллапс; из-за массовых скоплений людей, которые неизбежно возникнут во время предвыборной гонки, усугубятся проблемы с коронавирусом; с действующими властями никто не будет договариваться по поводу вопросов безопасности Армении.

По мнению эксперта, такое развитие ситуации может привести к гражданской войне в Армении. Теванян приводит свои возражения против утверждений Никола Пашиняна, что он не подаст в отставку, так как «нет общественного запроса», что «протест элитарный, не вовлекающий в себя широких масс», что уровень протеста спадает и оппозиция не может мобилизовать народ для более многочисленных акций. Андраник Теванян указывает, что «граждане обвиняют оппозицию именно в недостатке радикализма. Люди миллионами не выходят на улицу не потому, что поддерживают Пашиняна, а потому, что не слышат радикальных лозунгов». Другими словами, мол, не уйдет по-хорошему, протесты можно и радикализировать.

Ему вторит представитель Верховного органа АРФ «Дашнакцутюн» Ишхан Сагателян. Выступая 22 декабря на митинге оппозиции, он заявил, что имена депутатов правящего блока всем известны и граждане свободны в своих действиях, чтобы делать то, что посчитают правильным: «Если депутаты фракции «Мой шаг» не понимают, что судьба страны зависит от их голосования и поведения, то мы вместе должны объяснить им это». Другой представитель АРФД Гегам Манукян, зачитав список депутатов, отметил, что оппозиция пока не будет публиковать их телефонные номера, но впоследствии не ручается за их неприкосновенность23. Вместе с тем лидеры оппозиции не говорят, как решать вставшие перед Арменией проблемы и не озадачиваются вопросом о том, будут ли граждане Армении, разочаровавшись в Николе Пашиняне, поддерживать на выборах представителей прежних властей, которых отстранила «от руля» «бархатная революция» при эйфорической поддержке народных масс.

Многие из тех, кто поддержал бы незамедлительную отставку Пашиняна, не разделяют позицию сторонников временного правительства, которые собираются на один год сохранить состав Национального собрания, в котором пашиняновскому блоку «Мой шаг» принадлежит конституционное большинство. В руководство фракции и ряды депутатов прошло немало выходцев из соросовских структур с соответствующими взглядами и стремлением выполнять поручения спонсоров. Следовательно, анонсируемые оппозицией законодательные инициативы и кадровые решения депутаты станут торпедировать или признавать нелегитимными. Соответственно, на год придется отложить надежды на конструктивное взаимодействие всех ветвей власти по восстановлению Армении.

Некоторые партии и общественные деятели не согласились с призывом 17 партий бойкотировать внеочередные парламентские выборы, провести которые предложил Пашинян. По расчетам оппозиции, партия Пашиняна не сможет проводить выборы в одиночку. Однако бойкот ни к чему не приведет, так как в правящий блок «Мой шаг», помимо партии Пашиняна «Гражданский договор», входит еще партия «Миссия», которая также будет участвовать в выборах. Кроме того, в выборах готовы участвовать еще несколько карликовых партий, лояльных к власти и имеющих прозападную и антироссийскую направленность. К ним относятся: партия «Республика» Арама Саркисяна (брата бывшего премьера Вазгена Саркисяна), партия «Выбор гражданина», «Объединенная рабочая партия» Гургена Арсеняна, инициатива «Во имя республики» Армана Бабаджаняна и др. Всего около десяти партий могут принять участие в выборах, которые в результате этого будут признаны легитимными.

По мнению армянского политолога Григора Баласаняна, Никол Пашинян не передаст власть Вазгену Манукяну и 17 оппозиционным партиям: он сам организует внеочередные выборы, после чего, возможно, покинет политическую арену Армении.

Видимо поняв, что с помощью протестных акций оппозиции не удастся заставить Пашиняна подать в отставку, 27 января этого года резонансное заявление сделал экс-президент Армении Роберт Кочарян24. Он заявил о своем намерении участвовать во внеочередных парламентских выборах: «Буду участвовать со своей командой, и мы одержим победу». Тем самым Кочарян отмежевался от намерения «Движения за спасение родины» (17 оппозиционных партий) даже не обсуждать досрочное голосование, что общественность расценивала как отказ от участия в грядущих выборах. Бывший президент объяснил: «Если властям удастся навязать досрочные выборы то… правильнее участвовать. В противном случае мы дадим возможность этим людям утвердить свою власть. У нас есть весь необходимый инструментарий для политической борьбы, есть также команда».

По мнению экспертов, в пользу Кочаряна будут действовать два важных фактора: дружба с Президентом России В.В.Путиным, так как именно Россия играет ключевую роль в безопасности Армении, и имидж эффективного менеджера, который Кочарян продемонстрировал в период своего президентства, в чем нуждается страна. Вместе с тем части электората его кандидатура будет неприемлема ввиду обвинений против него в жестком разгоне протестных акций 1 марта 2008 года и коррупции.

Народ безмолвствует

В целом от Армении многие ожидали, что народ поднимется против Пашиняна и сместит его с не меньшей яростью, чем весной 2018 года, когда во главе с Н.Пашиняном свергал Сержа Саргсяна. Однако вскоре стало ясно, что армянское общество ведет себя иначе. В нынешней низкой политической активности армянского общества определенную роль играет настигшая его апатия, естественная для проигравшей стороны. В пассивности антипашиняновских выступлений есть и другой фактор - кандидатура Вазгена Манукяна. Он имеет определенное уважение в обществе, но следует учитывать тот факт, что на пост временного премьера его выдвигают представители бывшего режима. Так, провластные СМИ приписывают финансирование антипашиняновских протестов и возвращение в действующую политику Вазгена Манукяна экс-президентам - Р.С.Кочаряну, С.А.Саргсяну - и зятю последнего, бывшему послу РА в Ватикане М.А.Минасяну. Не далее как два с половиной года назад они были смещены «бархатной революцией», и маловероятно, что В.Манукян сможет поднять активность оппозиции и народ пойдет за ним.

В свою очередь, демонстрирующие лояльность премьеру силовые структуры обвиняют оппозицию в искусственном подогревании протестов. «Согласно информации, полученной Службой национальной безопасности, ряд юридических лиц - руководителей органов местного самоуправления - принуждают подчиненных к участию в организуемых в Армении митингах путем уговоров, материальной заинтересованности, а в некоторых случаях угрожая увольнением» - говорится в заявлении СНБ. В связи с этим Служба национальной безопасности призвала не подчиняться «незаконным требованиям работодателей, раскрыть все случаи принуждения к участию в митингах и привлечь виновных к строгой ответственности»25.

В заявлении, размещенном на страничке областной администрации в «Facebook», губернатор Араратской области Размик Тевонян, не называя имен, охарактеризовал действия оппозиции как результат маниакального стремления к власти: «Страдающие манией заполучить власть известные круги не брезгуют ничем, распространяя даже самую гнусную и наглую ложь, имея целью посеять панику среди населения. Это поведение лишний раз свидетельствует об их политике медиатеррора в отношении общества»26.

Общее разочарование от информационной перепалки действующей и прежней властей очень четко выразил политолог Андриас Гукасян: «Ни «Мой шаг», ни РПА, ППА и АРФД не имеют реального намерения проводить в стране справедливые, прозрачные и честные выборы. Я убежден в существенном понижении общественного доверия в отношении всех этих сил. Что логически вполне обоснованно. Граждане видят, что никто из них даже не говорит о необходимости создания условий, необходимых для проведения справедливых выборов. Все эти силы главным образом заинтересованы либо в сохранении, либо в возвращении власти»27.

Таким образом, на данный момент армянскому обществу предлагается два одинаково малоприемлемых варианта: Никол Пашинян, держащийся у власти за счет лояльности силовиков и контроля над парламентом, где конституционное большинство представляют в основном те люди, которые своей карьерой обязаны лично Пашиняну, либо представители старой власти, претензии к которой пока что не забылись.

В создавшейся ситуации, как представляется, армянское общество выстрадало большую потребность в «третьей силе» с позитивной объединительной повесткой и конструктивным подходом к возрождению республики, не ассоциированной ни с прежней дискредитировавшей себя властью, ни с популизмом нынешних властей. Такая сила имеет шанс если не победить, то хотя бы заявить о себе на неизбежных в наступившем году досрочных выборах.

Без возникновения «третьей силы», отражающей чаяния большинства граждан Армении, предстоящие выборы, скорее всего, вообще не заинтересуют население. С учетом того что в декабре 2018 года на пике революционной эйфории и при жесткой мобилизации сторонников Пашиняна к урнам для голосования пришло менее половины избирателей, теперь следует ожидать еще меньшую явку. В таком случае победители электорального процесса, приобретя легальность, все же не будут выглядеть в глазах большинства людей их легитимными представителями.

 

 

1Заявление Президента Азербайджанской Республики, премьер-министра Республики Армения и Президента Российской Федерации. 10 ноября 2020 г. // URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/64384

2Research Report «Eye for an Eye, a Tooth for a Tooth». September 2020 // URL: https://www.gallup-international.com/wp-content/uploads/2020/10/Report_september_2020_war_EN.pdf

3Ананьев А. Вокруг карабахского конфликта // http://www.interaffairs.ru 24. 11. 2020.

4Research Report «Compressed spring». October 2020 // URL: https://www.gallup-international.com/wp-content/uploads/2020/10/War_30.10.2020-3.pdf

5Газазян А. Армении нужна полная политическая перезагрузка // https://www.ng.ru/dipkurer/2020-12-13/11_8038_armenia.html

6Фигурантом уголовного дела за публичные призывы к насилию стал председатель партии «Национальная безопасность» Гарник Исагулян. «Тому, кто пристрелит Никола, нужно присудить звание национального героя или выдать миллион долларов в качестве премии» - эта его фраза привлекла внимание Следственного комитета Армении. Армянского оппозиционера задержали за призыв убить Пашиняна // https://www.interfax.ru/world/742672

7Священнослужитель Паргев Зейналян: «Вся страна находится под угрозой, пусть и я буду в опасности» // https://armenianreport.com/ru/pubs/268557/

8https://www.facebook.com/nikol.pashinyan/posts/2852651351721908

9Никол Пашинян решил отдаться на милость проигравшего // Коммерсантъ. №239 (6960) 26.12.20 // https://www.kommersant.ru/doc/4635719

10За год против СМИ Армении было представлено рекордное количество исков о клевете и оскорблении // https://yerkramas.org/article/154899/za-god-protiv-smi-armenii-bylo-predstavleno-rekordnoe-kolichestvo-iskov-o-klevete-i-oskorblenii

11СЖА: 90 исков против армянских медиа - целенаправленная политика против свободы слова (newsarmenia.am) // https://newsarmenia.am/news/analytics/szha-90-iskov-protiv-armyanskikh-media-tselenapravlennaya-politika-protiv-svobody-slova-/

12Как действует в Армении «фабрика троллей»? // https://ru.armeniasputnik.am/society/20201126/25504854/Travlya-karabakhtsev-i-roditeley-propavshikh-soldat-kak-rabotaet-armyanskaya-Fabrika-trolley.html

13По материалам презентации Research Report «Again...». November 2020 // https://runews24.ru/politics/04/12/2020/9434bd22ec2b15023926af1d4cb14161

14Армянская правящая фракция «Мой шаг» произвела замену депутатов // https://newsarmenia.am/news/armenia/armyanskaya-pravyashchaya-fraktsiya-moy-shag-proizvela-zamenu-deputatov/

15Депутаты фракции «Мой шаг» призвали забыть о «бархате» // https://news.myseldon.com/ru/news/index/241306841

16Армения грозит российскому бизнесу налогами // https://www.kommersant.ru/doc/3799583

17Три российских телеканала смогут вещать на территории Армении // https://rossaprimavera.ru/news/dba4f746

18Согласно данным Агентства государственного регистра юридических лиц Министерства юстиции РА, по состоянию на август 2019 г. в стране номинально насчитывается 4616 неправительственных организаций. В общественно-политическом и медийном поле Армении, а также в правозащитной сфере постоянно функционируют порядка 200 общественных организаций. Общий объем ежегодного финансирования НПО Армении со стороны западных стран, по оценкам ряда экспертов, составляет несколько десятков миллионов долларов.

19Zham (Армения): Пашинян признался, что преследовал цель заменить в Армении «старую элиту» на соровско-турецкую // ИноСМИ - Все, что достойно перевода / Политика // https://inosmi.ru/politic/20201230/248854174.html

20Единственно верный путь построения Сильной Армении - в Новом Союзе с Россией // https://www.iravunk.com/?p=189787&l=ru

21Есть четыре пути: противники Пашиняна перечислили варианты его отставки // https://radiosputnik.ria.ru/20201222/pashinyan-1590453181.html?in=t

22Досрочные выборы в Армении могут привести к катастрофе // yerkramas.org

23В Армении предложили способ заставить депутатов сместить правительство // https://rossaprimavera.ru/news/24992cfb //

24Большое интервью Роберта Кочаряна о ситуации в Армении // https://arm-portal.ru/news/society/bolshoe-intervyu-roberta-kocharyana-o-situaczii-v-armenii-27-01-2021-video.html

25В СНБ Армении заявили о случаях принуждения к участию в митингах // https://news.rambler.ru/world/45387525-v-snb-armenii-zayavili-o-sluchayah-prinuzhdeniya-k-uchastiyu-v-mitingah/

26https://ru.armeniasputnik.am/politics/20210104/25996381/Gubernator-nazval-mediaterrorom-zayavleniya-eks-premera-Armenii-o-sdache-sela-Tigranashen.html

27Ни Пашинян, ни Манукян доверия общества не заслуживают // https://arminfo.info/full_news.php?id=59704&lang=2