ГЛАВНАЯ > Обзоры

Обзор зарубежных СМИ

17:32 10.03.2021 • А. Федоров, журналист-международник

Foreign Affairs: Пандемия, которой не будет конца

Каждая борьба с пандемией - это гонка со временем. Человеческий интеллект, научные ноу-хау и технологии пытаются превзойти способность микробов к быстрым мутациям. Человеческий вид производит новое поколение в среднем каждые 20-30 лет; микробы производят новое поколение за считанные минуты или часы. Каждый из этих репродуктивных циклов дает вирусу возможность мутировать. Многие из этих неизбежных мутаций будут незначительными или даже вредными для выживания микроба, но некоторые сделают микроб более приспособленным к давлению окружающей среды и более опасным для человека.

Поскольку пандемия COVID-19 вступает в свой второй год, мутации, вызывающие озабоченность, были выявлены в Бразилии, Южной Африке и Великобритании. Они не будут последними. Ученые опасаются, что некоторые из этих новых штаммов могут быть устойчивыми к недавно созданным вакцинам против COVID-19. В результате развитие новых штаммов коронавируса угрожает продлить пандемию, даже, несмотря на то, что внедрение вакцин обещало положить ей конец.

Новые мутации могут развиваться, когда вирус будет распространяться среди незащищенных групп населения. Лучший способ предотвратить развитие опасных мутаций - это в первую очередь защитить как можно больше людей от вируса. Однако нынешний глобальный режим вакцинации против COVID-19 не подходит для этой цели. Миллионы людей в странах с высоким уровнем доходов, возможно, уже получили вакцины, но многие страны с низким и средним уровнем доходов еще не выдали ни одной дозы.

Такое неравенство не просто несправедливо, но и опасно. Прививочный национализм - понятное желание сначала позаботиться о своих гражданах, а не беспокоиться о других - не спасет богатые страны, если новые мутации болезни продлят страдания и разрушения где-то еще. Коллективные действия по вакцинации мира от COVID-19 могут показаться идеалистическими, но это практическая необходимость.

В течение многих месяцев ученые предполагали, что микроб COVID-19 относительно стабилен. Его мутации казались достаточно незначительными, чтобы безопасная и эффективная вакцина могла победить болезнь раз и навсегда. Но появление первых штаммов, вызывающих озабоченность, в ноябре и декабре 2020 года заставило научное сообщество с должной степенью скромности признать, что положить конец пандемии будет не так просто.

Мутации заболеваний, таких как COVID-19, дают несколько поводов для беспокойства. Мутация может легче передаваться от человека к человеку. Она может вызвать более серьезные заболевания и более высокую смертность и, следовательно, привести к увеличению нагрузки на, и без того, перегруженные больницы и медицинские учреждения. И что наиболее тревожно, иммунитет, приобретенный в результате вакцинации COVID не может предотвратить новую мутацию заболевания, вызывающую инфекцию.

Всплеск в Соединенных Штатах штамма COVID-19, впервые обнаруженного в Соединенном Королевстве, предполагает, что вирус адаптируется таким образом, что делает его более контагиозным и вызывает более серьезные заболевания. Пока вирус будет продолжать распространяться в любой точке мира, никто не застрахован от мутаций, которые могут сделать существующие вакцины и схемы лечения менее эффективными или даже неэффективными. Два других штамма - один впервые обнаружен в Южной Африке и один в Бразилии - в настоящее время не распространяются так тревожно в Соединенных Штатах или по всему миру, но, похоже, способны ускользнуть от иммунной защиты, обеспечиваемой нынешними вакцинами. Эти опасные мутации могут продлить пандемию, увеличив все сопутствующие страдания, госпитализацию, смерть и экономические потрясения прошлого года.

В феврале генеральный секретарь Организации Объединенных Наций Антониу Гутерриш объявил, что десять стран приобрели 75 процентов имеющихся в мире запасов вакцины против COVID-19. В то время более 130 стран, в которых проживает 2,5 миллиарда человек, еще не получили ни одной дозы какой-либо вакцины, что сделало их уязвимыми для новых штаммов. Страны с высоким уровнем доходов могут приблизиться к коллективному иммунитету посредством вакцинации в ближайшие месяцы. Но они по-прежнему будут находиться в опасности из-за мутаций, развивающихся в невакцинированных или недостаточно вакцинированных странах.

Такие мутации могут представлять серьезную угрозу здоровью всех стран и нарушить взаимосвязанную глобальную цепочку поставок, нанося ущерб производству и сельскому хозяйству в регионах, все еще пораженных вирусом. Страны могут снова закрыть границы и воспрепятствовать передвижению. В январском исследовании, опубликованном Международной торговой палатой, утверждалось, что неравный доступ к вакцинам может стоить мировой экономике 9,2 триллиона долларов, причем около половины этой суммы будет потеряно в богатых странах. Продолжающаяся пандемия также может нанести ущерб и без того уязвимым и шатким правительствам, что приведет к усилению геополитической нестабильности.

Чтобы пандемия не затянулась еще на два-три года, потребуются глобальные ответные меры, которые радикально увеличат производство и распространение вакцин. Одним из элементов таких ответных мер является программа глобального доступа к вакцинам от COVID-19, известная как COVAX, инициатива Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по предоставлению вакцин 92 странам с низким и средним уровнем доходов, в том числе многим странам Африки. Первоначальная цель инициативы заключалась в том, чтобы охватить всего 20 процентов целевых групп населения, и официальные лица опасались, что достичь даже этого порога будет сложно. В феврале Гана стала первой страной, получившей вакцину COVAX, но в нее входило только количество доз, достаточное для вакцинации одного процента населения из 31 миллион человек. Широкая иммунизация в Африке остается далекой перспективой; Африканский союз надеется вакцинировать 60 процентов из 1,3 миллиарда человек на континенте в течение трех лет.

COVAX начинался как гуманитарная инициатива, но быстро превратился в жизненно важный инструмент просвещенного эгоизма. В феврале страны G-7 обязались увеличить свои обязательства по COVAX до 7,5 млрд долларов, из которых 4,0 млрд долларов поступят из Соединенных Штатов. Однако генеральный директор ВОЗ Тедрос Аданом Гебреисус настаивал на том, что сумма намного меньше необходимой. Богатые страны должны предоставить COVAX больше средств, зная, что их пожертвования представляют собой сравнительно небольшую страховку от последствий бездействия.

Помимо предоставления средств, правительства и международные организации по оказанию помощи должны выяснить, как увеличить поставки вакцин. Страны Африки, Центральной и Южной Америки и большей части Азии имеют ограниченные возможности по производству фармацевтической продукции. Чтобы компенсировать этот недостаток, страны и корпорации, которые уже производят вакцины, должны координировать свои действия, помогая ускорить производство и распространение вакцин. Эти усилия должны включать Китай, Индию и Россию, а также другие западные страны, и все они должны работать над развитием потенциала в странах-союзниках. Государства-члены Всемирной торговой организации должны рассмотреть ее правила в отношении интеллектуальной собственности, чтобы увидеть, можно ли использовать специальные корректировки или исключения для увеличения предложения. Частные фармацевтические компании должны быть готовы делиться знаниями и технологиями, которые в обычных обстоятельствах они могли бы оставить при себе. В качестве обнадеживающего начала президент США Джо Байден объявил в марте, что фармацевтический гигант Merck согласился сотрудничать с традиционным конкурентом Johnson & Johnson для увеличения поставок недавно разрешенной одноразовой вакцины.

Впоследствии ВОЗ, правительства, неправительственные организации и фармацевтические компании должны прочесать весь мир в поисках дополнительных производственных мощностей для увеличения производства вакцин COVID-19 и необходимых материалов для их введения, включая флаконы, шприцы и холодильные складские помещения. К этим усилиям, например, могут быть привлечены предприятия, производящие ветеринарные вакцины, и тогда богатые страны, ВОЗ и крупные фонды должны поддержать их, предоставив им необходимую финансовую и технологическую поддержку, чтобы они могли начать работу. Эти новые объекты могут сыграть долгосрочную роль после конкретного кризиса, вызванного этой пандемией, устраняя существующие слабые места и пробелы в международной цепочке поставок непатентованных лекарств (в настоящее время большинство из них производится в Китае или Индии). И эти объекты могут помочь в вероятном случае новой пандемии, поскольку правительства могут перепрофилировать их для производства новых вакцин для борьбы со вспышкой новой болезни.

Быстро доставить огромное количество вакцины в страны с низким уровнем дохода будет чрезвычайно сложно, и даже в этом случае обеспечение вакцинации будет представлять собой еще одно препятствие. Правительства и международные организации должны планировать информационно-пропагандистские кампании для преодоления сопротивления вакцинации. В этих кампаниях должны участвовать местные политические лидеры, знаменитости и другие известные влиятельные лица. В некоторых частях Африки и Азии общество рассматривало программы вакцинации как подозрительные иностранные схемы, восходящие, по крайней мере, к всемирной программе ликвидации оспы 1960-х и 1970-х годов. Рабочие, работающие с полиомиелитом, были убиты в Пакистане совсем недавно, в феврале, из-за ошибочного убеждения, что они на самом деле намеревались контролировать местное население посредством стерилизации. Подобные слухи, распространяемые в социальных сетях, распространились по странам к югу от Сахары и Западной Африке относительно вакцин против COVID-19. Мадагаскар продвигает травяное средство от этой болезни, одобренное президентом Андри Раджоэлиной, а президент Танзании Джон Магуфули, до прошлого года председатель Сообщества по вопросам развития стран юга Африки, объявил, что пандемия в его стране закончилась, это утверждение опровергли многие эксперты в области общественного здравоохранения. Недавно он изменил свою позицию и попросил граждан носить маски.

Вакцины и просвещение по вопросам вакцинации в конечном итоге станут лучшим способом предотвратить появление новых смертоносных штаммов COVID-19. Но до тех пор, пока такие программы не смогут укорениться, правительства и международные организации здравоохранения должны создать обширную систему эпиднадзора и отчетности для отслеживания изменений в вирусе, как это эффективно сделало Соединенное Королевство. Исследователи уже пытаются расширить защиту, которую предлагают нынешние вакцины. Но они также должны стремиться к разработке вакцин второго и третьего поколений, чтобы бороться с возникающими мутациями по мере их появления. Этот коронавирус вполне может стать эндемическим - так же, как грипп, который распространяется каждую зиму, иногда с новыми мутациями, который достигает масштабов эпидемии или пандемии, прежде чем в конечном итоге перейдет в менее грозный сезонный штамм. Следовательно, следующее поколение вакцин COVID-19 может быть поливалентным, то есть способным бороться с более чем одним штаммом. В конечном итоге исследователи должны стремиться разработать универсальную вакцину против коронавируса, которая будет нацелена на части вируса, общие для всех штаммов. Для этого могут потребоваться усилия уровня Манхэттенского проекта, но такие усилия будут хорошо оправданы, если они смогут нейтрализовать разрушительный потенциал мутаций вируса.

Вакцины COVID-19 теперь являются центральным компонентом национальной безопасности и обороны США. Но в отличие от других сфер защиты, эта включает в себя защиту, а не борьбу с иностранцами. Как заметил много веков назад поэт Джон Донн: «Ни один человек не является островом, сам по себе; каждый человек - это кусочек континента, часть его». Никогда это не было так верно, как во время нынешней всемирной чумы. Если колокол продолжит звонить, он будет звонить для всех нас.

Источник: https://www.foreignaffairs.com/articles/world/2021-03-08/pandemic-wont-end

 

Chatham House: Ответственное поведение в космическом пространстве защищает каждого

Как жизненно важная часть национальной и международной критической инфраструктуры, космическое пространство становится переполненным пространством с растущим числом космических стран, интересами частного сектора и конкуренцией между мировыми державами. И все же Договор по космосу был согласован еще в 1967 году, и последующие соглашения не были разработаны с дополнительными мерами безопасности, учитывающими эти новые факторы.

Несмотря на явную потребность в новых нормах поведения и «правил дорожного движения», Конференция по разоружению не смогла договориться ни о каком новом соглашении со времени подписания Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) в 1996 году. Возникший в результате этого тупик вырос из-за неспособности ключевых государств преодолеть конкурирующие интересы и расхождения приоритетов, и в результате переговоры по любому новому обязательному договору представляются невозможными.

Совсем недавно США заявили, что намерены подготовить предложение для Организации Объединенных Наций в надежде, что оно приведет к «обязательной резолюции» в поддержку спонсируемой Великобританией инициативы Генеральной Ассамблеи ООН (ГА ООН) по снижению космических угроз с помощью «норм, правил и принципов ответственного поведения». Во время администрации Дональда Трампа США провозгласили цель космического господства и выступили против обязательных правил для космоса, так что это заявление явно изменение политики и сигнал о том, что США готовы участвовать в многосторонних обсуждениях.

Но обсуждение имеющего обязательную силу документа прямо сейчас было бы сложной задачей, поскольку государства больше не являются единственными доминирующими игроками в космическом пространстве. Значительный объем инвестиций поступает от частного сектора, а коммерциализация космических технологий означает, что государства все больше зависят от корпораций в предоставлении космических услуг и продуктов, создавая дополнительные сложности в любых новых космических правилах.

Есть также проблемы, характерные для среды космической безопасности, такие как отсутствие согласия по определениям того, где начинается космическое пространство, что такое космическое оружие или что следует контролировать в космическом пространстве. Проблемы безопасности и чувствительности существуют в отношении инспекций полезных нагрузок перед запуском и в отношении того, кто будет наиболее подходящим для их проведения.

Верификация представляет собой сложную задачу, поскольку обнаружить и контролировать объекты на низкой околоземной орбите труднее из-за скорости и меньшего размера спутников. Также существуют разногласия по поводу того, используются ли технологии двойного и многоцелевого назначения, такие как робототехника и дроны, которые  следует проверить, так как они потенциально могут быть использованы в злонамеренных целях.

Космические технологии быстро развиваются: разрабатываются меньшие, более быстрые и менее дорогие спутники, и новые технологические приложения постоянно продвигают сектор вперед, от потенциального использования искусственного интеллекта и робототехники для исследования космоса до аддитивного производства для длительных полетов. Академические круги и частный сектор внедряют инновации с большой скоростью, поэтому всякий раз, когда государства заключают договоры, они часто отстают в отношении космических технологий.

По всем этим причинам нам необходимо найти разумные и действенные решения существующих проблем, и это справедливо для безопасности в космическом пространстве. Диалоги и обмен мнениями о предполагаемых и реальных угрозах и изучение последствий для международной безопасности должны быть достижимыми, но даже в более благоприятные дипломатические времена правовые рамки по своей сути являются сложными из-за их жесткого принципа «принят или провалился».

Несмотря на важность привлечения сторон к ответственности за свои действия, выход из договора из-за опасений по поводу несоблюдения в конечном итоге не мешает стороне продолжать указанные действия - и может привести к ухудшению отношений по мере роста политических разногласий, конкуренции и соперничества.

Есть и другие способы привлечения сторон к ответственности: политика атрибуции или обвинения в киберпространстве является подходящим способом привлечения сторон к ответственности. После отравления Скрипаля в Великобритании (официальных подтверждений которому Лондон не представил – прим.ред) Организация по запрещению химического оружия (ОЗХО) получила мандат на возложение ответственности за использование химического оружия.

Как отметил Постоянный представитель Соединенного Королевства на Конференции по разоружению, прежде всего, необходимо международное соглашение о том, какое поведение усугубляет напряженность и стимулирует конкуренцию.

При разработке норм, принципов и правил государствам следует рассмотреть по меньшей мере четыре области, в которых они должны работать и расширять свою деятельность:

Создавать или расширять механизмы деэскалации, такие как горячие линии связи, чтобы предотвратить просчеты и недопонимание, а также обеспечить своевременный обмен информацией.

Получить лучшее представление о предполагаемых угрозах, определив намерения и основные проблемы безопасности. Диалог по стратегической безопасности между США и Россией - хороший пример обмена мнениями - такие диалоги необходимо проводить и на многостороннем уровне.

Взаимодействовать с частным сектором в выявлении существующих и потенциальных угроз и рисков для безопасности космических систем, а также в характеристике действий и видов деятельности, которые можно было бы считать ответственными, безответственными или угрожающими.

Рассмотреть влияние изменений в космическом пространстве на международную безопасность и наоборот, чтобы объяснить, почему определенные действия, которые раньше не были проблемой, теперь проблематичны. Например, операции сближения и стыковки, которые когда-то в основном использовались для обслуживания операций между двумя космическими объектами, таких как переброска космонавтов на космические станции и с них, теперь бросают вызов безопасности. Находясь в непосредственной близости от спутника другой страны, операторы могут провести тщательный осмотр или потенциально перехватить связь.

Безопасность и устойчивость космического пространства служат на благо и в интересах всех, и поэтому как государства, так и частный сектор должны быть вовлечены в обсуждение и быть частью решения. На карту поставлено очень многое. Безответственное поведение и пренебрежение правилами космического пространства, особенно когда существует всеобщее согласие относительно того, какими должны быть эти правила, ставят под угрозу не только космические ресурсы, от которых мы все зависим, но и глобальную систему международного мира и безопасности.

Источник: https://www.chathamhouse.org/2021/03/responsible-behaviour-outer-space-protects-everyone

 

American Enterprise Institute: Немногие американцы уверены в американской демократии, но молодые американцы особенно скептичны

Резкий рост партийной поляризации в Америке сделал редкостью, когда демократы и республиканцы находят общий язык по какому-либо вопросу. Однако данные нового обзора перспектив Америки за январь 2021 года (APS) выявляют одну важную область, в которой демократы и республиканцы, похоже, согласны. Семьдесят процентов демократов и 66 процентов республиканцев согласны с тем, что американская демократия служит интересам только богатых и влиятельных. Это мнение неудивительно, учитывая тенденцию к популизму, набирающему силу как слева, так и справа. На стороне демократов такие политики, как сенаторы Берни Сандерс и Элизабет Уоррен, выступали за повышение налогов для миллиардеров и крупных корпораций. Точно так же некоторые очень консервативные республиканцы, такие как сенаторы Джош Хоули и Марко Рубио, отражают растущий экономический популизм, привлекающий многих правых через их поддержку законодательства, ограничивающего полномочия Уолл-стрит и корпораций.

Мнение о том, что американская демократия служит только интересам богатых и влиятельных, сильно ощущается среди молодых сторонников в возрасте от 18 до 29 лет. Почти восемь из 10 молодых демократов (77 процентов) и республиканцев (79 процентов) согласны с тем, что демократия работает только на благо богатых. «Старые» партийцы (65 лет и старше) также согласны, но со значительно меньшей разницей. Шестьдесят два процента пожилых демократов и 59 процентов пожилых республиканцев говорят, что демократия служит только богатым и влиятельным.

Неудивительно, что молодые американцы более скептически относятся к преимуществам американской демократии. Молодые люди достигли совершеннолетия во времена глубокой политической поляризации и ожесточенной партийной вражды. Опросы, проводимые на протяжении многих лет, показывают, что молодые люди глубоко обеспокоены стоимостью высшего образования, расовым неравенством и изменением климата. И правительство до сих пор показало неспособность решить эти проблемы.

По данным Гарвардского молодежного опроса, проведенного прошлой весной, только 8 процентов заявили, что правительство работает так, как должно. В то время как молодые люди более пессимистичны в отношении состояния правительства, чуть больше людей заявили, что они скорее реформируют американские институты, чем полностью их заменят. 51% молодых людей заявили, что у правительства есть проблемы, но они могут быть решены путем реформирования существующих институтов, а не их замены. Значительное меньшинство (39 процентов) молодых людей выразили поддержку ликвидации существующих институтов и созданию новых вместо них.

Мало того, что молодые американцы выражают больший скептицизм по поводу американской демократии, их сомнения распространяются на чувства по поводу того, что они американцы, и являются ли США моральным примером в мире. Американцы молодого возраста выражают гораздо меньше гордости своей национальностью, чем американцы старшего возраста. Согласно данным APS, пожилые люди более чем в два раза чаще, чем молодые люди, заявляют, что чрезвычайно гордятся тем, что они американцы (23 процента против 55 процентов). Американцы старшего возраста верят в американскую исключительность сильнее, чем их молодежь. Семьдесят процентов пожилых американцев согласны с утверждением: «Если бы больше стран приняли американские ценности и образ жизни, мир стал бы намного лучше». С этим согласны только 43 процента молодых людей.

Несмотря на опасения, выявленные в ходе недавних опросов относительно функционирования демократической системы США, американцы по-прежнему считают, что это предпочтительная форма правления. В ходе опроса, проведенного группой по изучению избирателей в конце 2019 года, было проанализировано отношение к демократии и авторитаризму в Америке, и было обнаружено, что 77 процентов заявили, что демократия предпочтительнее любого другого правительства, а 87 процентов заявили, что демократическая политическая система является хорошим способом правления.

Не существует простого средства, что бы преодолеть годы общественного недоверия и институциональной безответственности. Но если избранные лидеры хотят укрепить доверие к демократической системе, хорошим началом будет решение самой актуальной проблемы общественного здравоохранения за последнее время: COVID-19. Если федеральное правительство и правительство штатов смогут эффективно применять вакцину против COVID-19 и оказывать экономическую поддержку, в которой нуждаются американцы и бизнес, это в значительной степени продемонстрирует, что даже если правительство будет неуклюжим, а результаты будут несовершенными, институты демократического управления могут работать.

Источник: https://www.aei.org/articles/few-americans-are-confident-in-american-democracy-but-younger-americans-are-especially-skeptical/

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати