ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Зеленский под угрозой импичмента?

10:34 15.02.2021 • Денис Батурин, политолог

На мой взгляд, угроза импичмента для Зеленского останется лишь угрозой. Ни один украинский президент этой процедуре подвергнут не был ввиду того, что она прописана так, что практически нереализуема. Президенты Украины уходили по итогам выборов или будучи свергнутыми в результате переворота (в 2005 и 2014 гг.).

Тем не менее, партия «Оппозиционная платформа – за жизнь» (ОПЗЖ)заявила о намерении начать процедуру импичмента[i], поводом к чему стал указ Зеленского о прекращении вещания нескольких украинских телеканалов («112 Украина», NewsOne и ZIK), на основании того, что их деятельность, якобы, угрожает национальной безопасности Украины, так как они связаны с лидером ОПЗЖ Виктором Медведчуком[ii], а также членом Политсовета Политической партии ОПЗЖ Тараса Козака.

О том, соответствует ли решение Зеленского общественному запросу говорят данные социологического опроса. А они разделили общество почти напополам: 49% поддерживают решение прекратить вещание телеканалов "112", NewsOne, ZIK, 41% - не поддерживают.

При этом эти данные интересно коррелировать с последними данными о рейтинге партий, что позволяет понять - почему Зеленский пошел на этот антиконституционный шаг. Результаты исследования, проведенного «Украинской социологической группой» в период 26 января - 2 февраля 2021[iii] таковы:

ОПЗЖ - 25,7%

«Европейская солидарность» – 20,1%

 «Слуга народа» – 16,6%

«Батькивщина» – 10,8%

 «Украинская стратегия Гройсмана» – 4,6%

«Сила и честь» – 4,1%

«Партии Шария» 2,5%

«Свобода» - 2,4%

«Голос» - 2,3%.

 

Рост влияния ОПЗЖ, получившей хороший результат на прошедших местных выборах власть явно напрягает. В этой ситуации под давлением общественных и политических настроений и по рекомендациям из-за бугра Зеленский идет на антидемократические и антиконституционные действия, нарушая конституционный принцип о запрете цензуры, и запрещает вещание каналов, связанных с ОПЗЖ. Происходит это на фоне активности лидера ОПЗЖ в сфере борьбы с пандемией – Виктор Медведчук договаривается в Москве о поставках на Украину российской вакцины против коронавируса. Интрига, как мы уже писали[iv], в том, что вакцины, которой сподобилась украинская обеспечить граждан своей страны меньше, чем нужно в три раза (законтрактовано и договорено получение 9,9 миллионов доз, а нужно 30 млн.).

В этой ситуации украинская власть предпринимает меры по санкционному давлению на политическую силу, подвергает цензуре ее медиа ресурсы. Потому что соперник серьезный – лидеры имеют ресурсы финансовые и медийные, внешнеполитические – способны договариваться по критически важным для страны вопросам с зарубежными странами, имеют электоральную поддержку наибольшую среди парламентских партий, усилили свои позиции по итогам местных выборов в регионах. Одним словом – угроза явная и непосредственная.

Намерение ОПЗЖ инициировать импичмент, несмотря на сложности этой процедуры и недостаток политических ресурсов у оппозиции, имеет целью не отставку Зеленского. При этом основания для импичмента, впервые в украинской истории, есть, на что указывает в своем заявлении ОПЗЖ: «Зеленский взял на себя роль суда и вышел за пределы своих конституционных полномочий. Это уже не первый случай, когда глава государства нарушил закон. Его сознательные и систематические действия, направленные на нарушение прав украинских граждан, вмешательство в работу других ветвей власти и средств массовой информации имеют все признаки узурпации власти». Однако процедура импичмента прописана, судя по всему, для проформы, а не для того, чтобы она могла быть реализована любой оппозиционной силой. Для этого требуется конституционное большинство в парламенте, подготовка организационных структур – специальной комиссии, сбор доказательств и их заверение в Конституционном суде, голосование парламента (в котором все еще сохраняется моно большинство в виде пропрезидентской партии «Слуга народа», пусть и раздираемой группами влияния).

Путь к импичменту долог и тернист на каждом этапе, которых - аж 12(!). Итак, 12 шагов к импичменту[v]:

1. Письменное представление в Раде. Процедура импичмента начинается с письменного представления, под которым подписались минимум 226 депутатов. Документ вносится в парламент в соответствии с регламентом.

2. Обсуждение представления в Раде. Документ обсуждается в сессионном зале на следующем пленарном заседании после его внесения. Депутаты должны проголосовать за включение этого вопроса как неотложного в повестку дня. Об этом спикер должен уведомить президента и главу Конституционного суда.

3. Создание временной следственной комиссии в парламенте (ВСК). В нее входят депутаты от всех фракций и групп по принципу пропорциональности, специальный прокурор и следователи. Кандидатуру прокурора предлагают инициаторы импичмента, следователей – фракции и группы. На создание следственной комиссии должно уйти не более 30 дней.

4. Выбор руководящих органов в следственной комиссии. Далее среди членов комиссии выбирают главу, заместителя, секретаря. При этом они не могут быть членами одной и той же фракции или группы.

5. Сбор доказательств вины президента. Следователи могут вызывать свидетелей, получать необходимые документы, допрашивать. У президента могут быть защитники, но не более пяти. Спецпрокурор может заблокировать незаконные, по его мнению, решения комиссии или следователей. Также он может отправить на доработку итоговый проект постановления ВСК. 

6. Подготовка выводов ВСК для рассмотрения в Раде. Выводы передают главе Верховной Рады или его заместителю. А перед пленарным заседанием по вопросу импичмента – депутатам и фельдъегерской почтой – президенту.

7. Обсуждение выводов комиссии в Раде. На заседание приглашают президента, генпрокурора, судей Конституционного суда. Спикер зачитывает выводы комиссии. Если в них есть обвинение – слово дают президенту. Если он подтвердит обвинение, то обсуждение не проводят. Если опровергнет – начинается обсуждение. После прений проводят тайное голосование по каждому пункту обвинений. Заседание Верховной Рады может быть закрытым, если во время него будут излагать факты, которые являются государственной тайной.

8.Далее Рада на закрытом заседании обсуждает проект постановления об обвинении президента или остановке процедуры импичмента.

9. Голосование за импичмент. Голосуют за импичмент с помощью бумажных бюллетеней на тайном голосовании. Для дальнейшего движения должно набраться минимум три четверти голосов от закрепленного в Конституции состава парламента, то есть 338.

10. Обращения в Конституционный и Верховный суд. Если постановление об импичменте принято, суды анализируют, придерживалась ли Рада Конституции и есть ли в действиях президента признаки госизмены или других преступлений.

При неблагоприятных выводах судов Рада начинает устранять недостатки, указанные в заключениях. Процесс может затянуться надолго, включая необходимость заново проводить расследование, а постановление об обвинении президента надо будет вносить заново.

11. Проект постановления о снятии президента с поста. Если суды не нашли нарушений в процедуре, а также усмотрели признаки преступления в действиях президента, то в Раду вносят проект постановления о снятии президента с поста. Его обсуждают в парламенте, а затем голосуют. Для принятия проекта постановления об отставке президента необходимы голоса минимум двух третей парламента, то есть 300 депутатов.

12. Голосование за отставку. Если проект постановления об обвинении президента принят, Рада снова тремя четвертями голосов – 338 депутатов – принимает решение снять президента с поста в порядке импичмента.

 

Понятно, чтобы такая процедура могла быть реализована в отношении президента Зеленского, он все время должен просто стоять в сторонке и не шевелиться. В это трудно верится, во-первых, а во-вторых, он может в любой момент и на любом этапе «шевельнуть пальцем» и организовать сбой – при голосованиях в парламенте, рассмотрении в Конституционном суде и т.д.

Однако, действия ОПЗЖ все равно имеют смысл. Партия четко определила вектор политической деятельности на ближайшее время, действия по запуску импичмента и вскрытию фактов нарушения законов Украины президентом Зеленским, его антигосударственная и антинародная деятельность (например, в сфере борьбы с пандемией) – все это должно, как минимум, укрепить растущую электоральную базу украинской оппозиции, как максимум – расширить поддержку партии в регионах и по всей стране.

Зеленский понимает, что для того, чтобы остаться до конца своего президентского срока, у него не остается иных вариантов, кроме как идти на договорённости с националистами, усугублять антироссийскую риторику в угоду западным кураторам и саботировать Минские соглашения. Здесь и Конституцию страны можно нарушить ради политической целесообразности и удержания страны в нужном Западу состоянии, когда политический и медийный мейнстрим задают националисты. Вот только жизнь понемногу берет свое, и текущие рейтинги это подтверждают.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати