Фото: news.ru.
В Москве состоялась онлайн-конференция Чрезвычайного и Полномочного Посла Исламской Республики Иран в Российской Федерации Казема Джалали. Это мероприятие было приурочено к 42-й годовщине победы Исламской революции в Иране.
В ходе состоявшегося брифинга дипломат рассказал о наиболее важных направлениях двустороннего взаимодействия России и Ирана, в том числе по вопросам борьбы с COVID-19 и поставкам российской вакцины от коронавируса «Спутник V». В центре внимания было и развитие ситуации вокруг Совместного всеобъемлющего плана действий по ядерному досье Ирана после прихода к власти новой администрации в США. Кроме того, Казем Джалали коснулся роли Ирана в политических процессах на Ближнем и Среднем Востоке, и в частности, в Закавказье.
Как подчеркнул посол Ирана в России, за 42 года, прошедших с момента начала Исламской революции, Ирану удалось добиться значительных успехов в своем развитии. «Конечно, были и просчеты, и откровенные неудачи. Но, несмотря на многочисленные испытания, давление и санкции, Тегерану удалось отстоять свое право на самостоятельное развитие», - заметил он.
Первая партия российской вакцины отправлена в Иран
В настоящее время важнейшей задачей иранских властей остается вакцинация населения от COVID-19. «В то время, как мы с вами находимся на этом брифинге, первая партия российской вакцины «Спутник V» на самолете авиакомпании Mahan Air отправлена в Иран. Через несколько часов борт приземлится в Международном аэропорту имени имама Хомейни. Остальные партии груза прибудут в страну в течение ближайших двух недель», - сообщил г-н Джалали. Дипломат также напомнил, что подписанный Тегераном и Москвой контракт предполагает не только закупку, но и совместное производство необходимого объема вакцины от коронавирусной инфекции. Эта тема будет обсуждаться на предстоящей неделе в российской столице, которую собирается посетить иранская делегация во главе с заместителем министра здравоохранения. В её состав также войдут представители иранских компаний – производителей вакцин, которые намерены провести свои переговоры с российскими коллегами.
Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД): США пора отказаться от ложной казуистики
За два дня до брифинга иранского посла в Москве, глава пресс-службы Госдепартамента США Нед Прайс сделал в Вашингтоне заявление, что новая администрация не пойдёт на контакт с властями Ирана до тех пор, пока они первыми не предпримут шаги по выполнению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по своей ядерной программе.
Подобную позицию Казем Джалали назвал казуистической. «Иран полностью исполнял свои обязательства по СВПД. Если мы и снизили их уровень, то это объяснялось двумя фактами – выходом Вашингтона из сделки по ядерной программе и необходимостью компенсировать невыполнение собственных обещаний со стороны европейских стран. Поэтому предпринять первый шаг должен тот, кто нанес удар по международным договоренностям и попытался их подорвать. Это именно Соединенные Штаты. Первым доброжелательным шагом Вашингтона могла бы стать отмена санкций против Тегерана», - подчеркнул дипломат.
«Европейские страны в процессе заключения ядерной договоренности присутствовали и остаются участниками СВПД. Но после выхода США из сделки показали, что они не имеют того веса, на который мы рассчитывали», - заметил Казем Джалали. Он также напомнил, что у Лондона, Парижа и Берлина также есть все возможности выполнять собственные договоренности в рамках подписанного ими плана действий.
Положительно оценил г-н Джалали и решение Международного суда ООН, который 3 февраля принял к рассмотрению иск Ирана к США о незаконности американских экономических санкций. Соответствующее решение огласил в среду в ходе слушаний председатель суда Абдулкави Ахмед Юсуф. Возражения представителя Соединенных Штатов о том, что суд якобы не обладает для этого должной юрисдикцией, были отклонены.
Иранский дипломат подчеркнул, что действия Соединенных Штатов, направленные на сохранение собственной гегемонии на международной арене, вызывают все больше критики со стороны стран, стремящихся к самостоятельному развитию. «В отличие от Вашингтона, в Тегеране понимают, что односторонние шаги – это путь к новым конфликтам, и перспектива остаётся за равноправным диалогом заинтересованных в нём сторон», - констатировал г-н Джалали.
Россия и Иран: транспортное сотрудничество
В ходе брифинга были также рассмотрены перспективы российско-иранских отношений. В частности, Казем Джалали констатировал, что уровень экономических отношений между Москвой и Тегераном существенно отстает от политических контактов, и этот факт требует работы обеих сторон по устранению существующих препятствий и недостатков.
Одним из наиболее перспективных направлений сотрудничества Москвы и Тегерана может стать транспортная сфера. У обеих стран – и Ирана, и России – существуют большие возможности для развития транзитных маршрутов. Для обсуждения этого вопроса в феврале 2021 года в России с визитом побывает руководство Иранских железных дорог. Оно проведет переговоры с коллегами из ОАО «Российские железные дороги». В частности планируется обсудить строительство участка дороги через Азербайджан. В частности, стороны обсудят строительство линии Чабахар-Захедан, а также через Решт и Астары на Санкт-Петербург. «Второй участок собирался финансировать Баку, но на протяжении трех лет была задержка. Наконец, на днях в Азербайджане заявили, что готовы перечислить средства. Мы надеемся, что в ходе трехсторонних переговоров мы сможем, наконец, реализовать этот проект», - заметил иранский дипломат.
Россия, Иран и Азербайджан: перспективы энергетического сотрудничества
Казем Джалали также сообщил, что в скором времени энергосистемы России, Азербайджана и Ирана могут быть объединены.
«Хорошо известно, что 89% водных ресурсов Ирана используется для нужд сельского хозяйства, и только 11% представляет собой питьевая вода. Нам есть куда развиваться. Сейчас Россия использует наши технологии в области строительства турбин. Но в случае синхронизации линий электропередач между нашими тремя странами можно будет использовать излишки электроэнергии для нужд экономического развития», - пояснил посол.
Залог развития – мир в Карабахе
Проекты многостороннего сотрудничества на Южном Кавказе вряд ли возможно осуществить без установления прочного мира в Нагорном Карабахе. Г-н Джалали подчеркнул, что Армения и Азербайджан – соседи Ирана, с которыми исламская республика установила ровные и доброжелательные контакты. «Мы очень рады, что армяно-азербайджанская война закончилась благодаря мирной инициативе России и тем усилиям, которые были предприняты российским президентом лично. Создание необходимых условий для обеспечения безопасности в отношениях между Баку и Ереваном может способствовать и повышению нашей национальной безопасности», - пояснил он.
Дипломат также напомнил, что в конце января 2021 года глава иранского внешнеполитического ведомства Мохаммад Джавад Зариф совершил поездку по странам, задействованным в урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта. Он побывал с визитом в Баку, Москве, Ереване, Анкаре, Тбилиси и Нахичевани (столице Нахичеванской Автономной Республики в составе Азербайджана). «Мир на Кавказе очень важен для Исламской Республики Иран. Нельзя допустить, чтобы внерегиональные участники произвольно вмешивались в дела этого региона. Со своей стороны Тегеран готов повысить уровень взаимоотношений со странами Южного Кавказа, в том числе в экономической сфере. Все страны региона могли бы взаимодействовать друг с другом в рамках шестисторонней инициативы «3+3» (Азербайджана, Армении, Грузии, России, Ирана и Турции)», - заметил посол.
Гуманитарное сотрудничество и диалог культур
В заключение брифинга г-н Джалали коснулся вопросов гуманитарного сотрудничества Москвы и Тегерана. По словам дипломата, этот уровень, к сожалению, остается не слишком высоким. «Наш народ недостаточно знает о современной русской культуре. Это отчасти вполне объяснимо. В России активно развито иновещание на основных европейских языках – от английского до испанского, а также на арабском. Но канала, осуществляющего трансляции на фарси, в России нет. Возможно, его появление поможет изменить ситуацию», - заметил посол.
Не наблюдается и активизации туристического обмена. Наиболее высокий прирост в этой области наблюдался в 2018 году, когда в России проходил чемпионат мира по футболу. Тогда Российскую Федерацию посетило, по различным данным, 74-75 тыс. граждан Ирана. Примерно 24-25 тыс. россиян ежегодно посещают Тегеран. Разумеется, этого недостаточно, и потребуются значительные усилия, чтобы изменить подобное положение.
Завершая брифинг, г-н Джалали подчеркнул, что у России и Ирана сохраняется значительный потенциал для развития двусторонних отношений. Все проблемы, которые существуют между нашими странами, не являются критическими и вполне разрешимы. Для этого наши страны должны всегда быть на острие наиболее актуальных проблем современности, поддерживать постоянные контакты и исходить из собственных национальных интересов.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs