Две основные технологические платформы – американская и китайская – претендуют на глобальное лидерство в цифровой среде. В то же время перед остальными странами встаёт вопрос: подключиться к одной из уже существующих платформ или разрабатывать собственную? Какое место Россия занимает в цифровой повестке дня? Сможет ли наша страна сохранить цифровой суверенитет? Насколько вероятно появление общемировых норм регулирования поведения в киберпространстве и как будет развиваться технологическое партнерство? На эти и другие вопросы ответили авторы доклада «Международная конкуренция и лидерство в цифровой среде, презентация которого состоялась на площадке клуба «Валдай».
Программный директор клуба «Валдай», директор Института международных исследований МГИМО (У) МИД России Андрей Сушенцов считает, что сфера технологий стала одной из важнейших в борьбе за лидерство в XXI веке и сейчас мы наблюдаем ускорение конкуренции ведущих мировых держав в этой области. «Страны переходят к рестриктивным мерам, ставя пользователей перед выбором, на какой платформе хранить свои данные и какими гаджетами пользоваться», – отметил эксперт.
Основными противниками в технологической гонке сегодня являются США и Китай. Они не только конкурируют друг с другом, но и пытаются привлечь других акторов в свои техноэкономические блоки, предлагая свою экосистему как наиболее оптимальную. Перед Россией – страной, одновременно глубоко погружённой в международные коммуникационные сети и обладающей собственными мощными технологическими компаниями, – сегодня, по словам А. Сушенцова, встаёт вопрос, как определить себя в этой конкуренции. «Дилемма между цифровым суверенитетом и удобством пользователя драматична и не имеет простых решений. Судя по высказываниям первых лиц нашего государства и дискуссиям, которые идут в законодательной среде какие-то решения на этот счет могут быть приняты уже в обозримой перспективе. Возможно пользователи, которые раньше выбирали удобства, сейчас окажутся перед перспективой запрета на использование определённых платформ», – подчеркнул программный директор клуба «Валдай».
Профессор МГИМО (У) МИД России, член Президиума Совета по внешней и оборонной политике, президент Ассоциации экспорта технологического суверенитета Андрей Безруков отметил, что мир входит в новый технологический цикл, в котором перестроится не только экономика и сами технологии, но и общество. «Сейчас мы находимся в самом начале этого цикла и уже видим, как новые технологии начинают переформатировать глобальное пространство целиком», – пояснил он.
А. Безруков считает, что в будущем мир разделится на техноэкономические блоки. Обязательными атрибутами такого блока будут являться контролируемый им значительный кусок мирового рынка, собственная валютная зона, уникальная модель развития, а также набор ресурсов, технологий и научных компетенций, позволяющий блоку быть независимым от других, по крайней мере в таких ключевых областях, как оборона и критическая инфраструктура. Один из блоков сейчас активно формируют США. По словам эксперта, в него войдут Канада, Мексика, Великобритания, Австралия и Новая Зеландия.
На формирование своего блока также претендует Китай. «Значительный объём финансовых и людских ресурсов позволяет китайской экосистеме быть замкнутой на себя и административно перераспределять ресурсы на те области технологического развития, которые представляются Политбюро КПК наиболее перспективными», – уточнил профессор.
По мере того, как формируются техноэкономические блоки, конкурентная борьба в цифровом пространстве принимает форму войны платформ. С одной стороны, американские Google, Facebook, с другой – китайские Baidu и WeChat. Особенно хорошо конкуренция прослеживается на примере двух технологических гигантов Amazon и Alibaba. Обе компании уже давно представляют собой нечто большее, чем онлайн-магазины: Amazon открывает сотни центров по разработке программного обеспечения по всему миру, а научные центры и академии Alibaba Cloud не только завоевывают Китай, но также выходят за пределы страны и открываются в странах Европы.
Авторы доклада отмечают, что «цифровые неоколониалисты» – США и Китай – предлагают объектам экономического освоения исключительно льготные условия создания необходимой инфраструктуры для перехода в цифровое будущее. Тем самым они сразу же обеспечивают их привязку к собственным решениям – от платёжных систем до систем хранения данных и обеспечения электронного документооборота. Но главное, они обеспечивают себе неограниченный и практически бесплатный доступ к большим данным, получая от этого не только непосредственный экономический эффект и дополнительное преимущество при развитии собственных инструментов, но и эффективные инструменты контроля над своими цифровыми колониями.
А Безруков полагает, что следующие несколько десятилетий приведут к формированию каких-то других техноэкономических блоков на базе ассоциаций тех, кто не может присоединиться к экосистеме Вашингтона или Пекина, либо сформировать вокруг себя полноценный блок. Россия – как и страны Евросоюза, Бразилия и Индия – не имеет полного набора факторов, позволяющего полноценно конкурировать с США и Китаем. Именно для таких стран в ближайшее десятилетие актуальными станут два глобальных вопроса. Первый – насколько они способны гарантировать жизнеспособность своей информационной критической инфраструктуры в условиях кибервойны. Второй вопрос – насколько хорошо правительства понимают принципы и способы обеспечения безопасности персональных данных. «Акторы, которые не готовы примыкать к чужим блокам и не могут самостоятельно основать свой, вероятно, станут объединяться в ассоциации, на базе которых будут формироваться новые блоки», – пояснил эксперт. Создание этих блоков в следующем технологическом цикле будет движущей силой для формирования глобальных альянсов, поскольку за каждым из них будет стоять безопасность страны.
Россия в цифровой повестке дня
Самый главный вопрос, который поднимается в докладе – какова будет политика России в новом технологическом цикле. Как отметил директор Центра перспективных американских исследований ИМИ МГИМО (У) МИД России Максим Сучков, Россия является одной из немногих стран, обладающих технологическими заделами и человеческими компетенциями для выстраивания собственной технологической экосистемы. Доставшаяся в наследство от Советского Союза мощная инженерно-математическая школа остаётся источником ключевого для цифрового развития ресурса – квалифицированных кадров. Россия также обладает большинством признаков суверенной технологической платформы: разработан и продолжает развиваться национальный поисковик «Яндекс»; российские социальные сети «ВКонтакте» и «Одноклассники» по-прежнему популярнее Facebook и Instagram не только в России, но и в большинстве государств СНГ; развиваются собственные облачные технологии, создаются отечественные процессоры. Также растёт и доля цифровой экономики в ВВП страны. При всей расплывчатости самого термина уже сейчас она составляет порядка 4-5% ВВП, и продолжает стремительно нарастать темпами, сопоставимыми с государствами – цифровыми лидерами.
Как утверждают авторы доклада, в ближайшие несколько лет для России задача «минимум» – сохранить независимость при принятии решений, затрагивающих основные сферы национальной безопасности. Задача «максимум» – создать собственную конкурентоспособную технологическую экосистему, стать лидером техноэкономического блока и ключевым участником процесса выработки новых правил игры в этой сфере.
По словам М. Сучкова, формирование собственной техноэкономической платформы – крайне амбициозная, но решаемая задача. В первую очередь авторы доклада предлагают России вести ограниченное сотрудничество с европейскими странами. «Европейцы боятся либо попасть в зависимость от КНР или США, либо не иметь вообще никакого голоса при выработке глобальных правил этой игры. А скорее и первый, и второй сценарий вероятны. В этом смысле у некоторых европейских государств должна быть заинтересованность к кооперации с Россией по каким-то проектам. К примеру, кибербезопасность и электронный документооборот. Они могут успешно работать и приносить пользу. Однако политическая поляризация, сложности и давление со стороны США на Евросоюз вряд ли позволят этому треку полноценно развиваться», – подчеркнул эксперт.
Ещё одно решение, которое предлагают авторы доклада, – попытаться развивать цифровое партнёрство в рамках Евразийского экономического союза. Здесь, правда, тоже есть свои сложности, различные государства ЕАЭС используют различные криптографические стандарты, не все из которых признаны безопасными. Отсутствие координации при их внедрении, пусть и по объективным причинам, привело к появлению технического барьера на пути развития интеграционных процессов, имеющего при этом долгосрочные политические и экономические последствия.
Также авторы доклада считают, что Россия должна отказаться от попыток продавливания на глобальном уровне своих инициатив и перейти к формированию «движения цифрового неприсоединения» с целью создания общих глобальных правил. «Это движение объективно, по той простой причине, что ключевой проблемой в интернете и вообще в технологической сфере, связанной с цифровым развитием сейчас является проблема доверия, а также безопасности данных и критической инфраструктуры. Если их не решить, то можно даже не мечтать о технологическом развитии, поскольку тогда невозможность контроля над данными, невозможность доверия к системам будет гигантским тормозом развития мировой экономики. Сейчас каждое государство решает этот вопрос по-своему за счет локализации серверов, на которых хранятся данные, но это промежуточные решения», – пояснил А. Безруков. По его словам, создание такого движения неприсоединения на открытых платформах с открытым кодом, когда разные страны, входящие в это движение, совместно создают решения и строят систему, зная, что там нет каких-либо «дверей» или утечек, или «нечестной игры» внутри – создаст зону доверия.
В докладе также говорится о необходимости России задуматься над налаживанием цифрового экспорта, так как страна с населением 146 млн. человек не представляет из себя большого рынка. «Нам будет очень сложно создавать какие-либо решения просто для себя – это не выгодно экономически. Невозможно построить крупные компании, которые были бы конкурентоспособны в мировом пространстве, поэтому нам нужно думать, как мы будем налаживать наш технологический и особенно цифровой экспорт», – пояснил А. Безруков.
Скорее всего, в 2021 году мы увидим рост агрессивной конкуренции в цифровой сфере. Остаётся лишь надеяться, что со временем ситуация созреет для многостороннего международного регулирования и на международных площадках будут проводиться масштабные конференции как в сфере климата или здравоохранения.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs