Фото: politobzor.net.
В Соединенных Штатах Америки готовятся к инаугурации нового президента – представителя Демократической партии 77-летнего Джозефа Байдена. Его предшественник, республиканец Дональд Трамп, покидает Белый дом. Накануне вступления в должность нового главы государства стали известны кандидатуры на ключевые должности в его администрации. Теперь перед ними стоит задача вывести политическую систему США из дисбаланса, в котором она оказалась в последние годы, и вернуть Соединенным Штатам прежний авторитет, подвергшийся последнее время испытаниям на международной арене. Приоритетами для США станут нормализация отношений с союзниками по ЕС и НАТО, не исключено и смягчение риторики в адрес Ирана. Правда, серьезных стратегических изменений в отношениях с Россией ждать не стоит. Более того, судя по ключевым фигурам новой команды, Москве предстоит столкнуться с активизацией деятельности Вашингтона как раз на тех самых направлениях, где у России и США наибольшие разногласия.
Пост вице-президента США заняла Камала Харрис, первая женщина на этом посту в Соединенных Штатах. Эксперты в США называют выбор Байдена в пользу Харрис очевидным политическим шагом. На фоне вспыхнувшего в стране движения Black Lives Matter (BLM) его сторонники фактически получили своего кандидата, неоднократно выступавшего в их поддержку. Еще в 2003 году Харрис стала первым политиком азиатского происхождения - окружным прокурором Сан-Франциско, а затем после двух сроков на этой должности ее избрали генпрокурором Калифорнии.
Во внешней политике она считает необходимым как развитие международных альянсов с ведущей ролью в ней США, так и проведение последовательной линии на ограничение влияния Китая. Активной критике с ее стороны подвергаются Россия, Китай, КНДР и Иран.
Новый госсекретарь США Энтони Блинкен известен как давний соратник Джозефа Байдена еще со времен президентской каденции Барака Обамы. Пока Байден был вице-президентом, Блинкен был его советником по национальной безопасности. Его карьера началась еще раньше - в 1993 году, в период президентства Билла Клинтона. После прихода в Белый дом Джорджа Буша-младшего, Блинкен перешел в Центр стратегических и международных исследований – одного из крупнейших аналитических центров страны. После победы на президентских выборах Барака Обамы он вновь вернулся в администрацию президента. С вице-президентом Байденом он работал в 2009-2013 годах, а затем (в 2015-2017 годах) занял место заместителя госсекретаря, которым в то время был Джон Керри. В ближневосточной политике США Т.Блинкен однозначно поддержал в 2011 году вооруженное вмешательство в дела Ливии, а после обострения сирийского кризиса выступал за поставки вооружений противникам действующего президента этой страны Башара Асада.
В период кризиса на Украине этот политик поддержал позицию официального Киева. В частности, еще 29 июля 2014 года в ходе своего брифинга в Белом доме Блинкен утверждал, что присоединив Крым, Россия «проиграла борьбу за Украину», а также говорил, что не стоит излишне переоценивать экономический потенциал Москвы.
Интересно, что при всем этом Т.Блинкен неоднократно называл Д.Байдена одним из главных сторонников перезагрузки отношений с Россией. По его мнению, мешает этому лишь само руководство нашей страны, которое якобы не заинтересовано в прозрачности и открытости собственной политики, а именно на этих принципах строится интеграция в «западный мир».
Первым заместителем главы Госдепартамента США стала Венди Рут Шерман, американский профессор и дипломат, директор Центра общественного лидерства при Гарвардской школе Кеннеди. Кроме того, она является старшим советником в компании Albright Stonebridge Group, возглавляемой экс-госсекретарем США Мадлен Олбрайт.
С 1993 по 1996 год Шерман работала под началом государственного секретаря Соединенных Штатов Уоррена Кристофера в качестве помощника государственного секретаря по законодательным вопросам, отвечая за координацию взаимодействия Государственного департамента и Конгресса. Среди прочих вопросов она руководила усилиями по получению финансирования для России и «новых независимых государств» после распада Советского Союза и заключения Дейтонских соглашений 1995 года между Сербией, Хорватией и Боснией и Герцеговиной.
В период президентской каденции Билла Клинтона она занимала пост советника Государственного департамента Соединенных Штатов и специального советника президента и госсекретаря, а также вплоть до 2001 года координировала политику США в отношении Северной Кореи и сыграла важную роль в переговорах, связанных с ядерной программой КНДР и программами баллистических ракет. Напомним, что администрация Б.Клинтона в 1994 году заключила с Пхеньяном Рамочное соглашение, в соответствии с которым Северная Корея согласилась заморозить и демонтировать свою программу создания ядерного оружия, в том числе свой главный реактор в Йонбёне. В обмен на допуск в страну инспекций Вашингтон ежегодно оплачивал поставку Пхеньяну 500 тыс. метрических тонн топлива - до тех пор, пока в Северной Корее не будет закончено строительство двух ядерных реакторов на «лёгкой воде», которые будет сложно переоборудовать под производство материалов для ядерного оружия.
Правда, при оценке этого действия нужно учитывать два обстоятельства. Во-первых, Рамочное соглашение так и не было ратифицировано Сенатом США, в котором преобладали консерваторы. Во-вторых, формулировки англоязычного текста соглашения могли восприниматься двояко и не содержали конкретных обязательств со стороны Вашингтона. Кроме того, строительством реакторов должен был заниматься специально созданный консорциум, за деятельность которого Соединенные Штаты не несли прямой ответственности. Организация по развитию северокорейской энергетики (КЕДО), созданная в марте 1995 года, функционировала прежде всего благодаря финансовым и организационным усилиям Южной Кореи, а мировой финансовый кризис 1997-1998 годов существенно ограничил возможности Сеула. Масла в огонь подлили и демарши Вашингтона. После смерти основателя КНДР Ким Ир Сена там посчитали, что северокорейский режим «доживает последние дни», и перестали вкладывать средства в проект вообще. Однако целью ядерного оружия Соединенных Штатов КНДР по-прежнему оставалась. С приходом в Белый дом республиканцев надежда на диалог полностью оборвалась. Последний гвоздь в гроб соглашения загнал новый президент Джордж Буш-младший, открыто заявивший, что ликвидация северокорейского режима будет одним из приоритетных направлений его политики. С тех пор в Пхеньяне поняли, что единственной гарантией собственной безопасности может стать только собственное ядерное оружие.
С сентября 2011 по октябрь 2015 года она занимала должность заместителя государственного секретаря по политическим вопросам. В качестве ведущего переговорщика от Соединенных Штатов она принимала участие в обсуждении Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе, заключенного 14 июля 2015 года в Вене.
Заместителем госсекретаря по политическим вопросам станет Виктория Джейн Нуланд, печально известная в нашей стране прежде всего своей ролью в государственном перевороте 2013-2014 годов на Украине. Она была также одним из основных лоббистов интересов официального Киева в период президентства в США Барака Обамы.
Как и у её коллег, начало активной политической карьеры Виктории Нуланд относится к периоду пребывания в Белом доме Билла Клинтона. В 1993-1996 годах она работала в аппарате заместителя госсекретаря США Строуба Тэлботта, где под руководством сенатора Ричарда Лугара курировала постсоветское пространство и расширение Североатлантического блока. В частности, она работала над вопросами ядерного разоружения Украины, Казахстана, Белоруссии, а на балканском направлении обеспечивала американские интересы в Боснии и Косово. В 1997-1999 годах – заместитель директора по делам бывшего Советского Союза в Государственном департаменте.
С 2000 по 2003 годы Нуланд – заместитель постоянного представителя США при НАТО. Активно работала над расширением альянса, включившего 7 новых стран, участвовала в создании Совета Россия-НАТО. Поддерживала развертывание сил НАТО за пределами Афганистана во время вторжения в Ирак в 2003 году.
С июля 2003 по май 2005 года работала в аппарате вице-президента США Ричарда Чейни. В этом качестве курировала отношения со странами Ближнего и Среднего Востока, включая такие страны, как Ирак, Афганистан и Ливан. В 2005-2008 годах – постоянный представитель США при НАТО. С февраля 2010 года – специальный представитель Госдепартамента США по вопросам Договора об обычных вооруженных силах в Европе. В 2011 году она становится пресс-секретарем Госдепартамента США. С мая 2013 года – помощник государственного секретаря по делам Европы и Евразии. С самого начала акций массового протеста в Киеве в 2013-2014 годах оказывала им активную поддержку, с 2014 года – один из основных лоббистов «постмайданной» Украины, включая поставки этой стране вооружений и оказания кредитной помощи. Способствовала обострению конфликта на юго-востоке Украины (Донецкая и Луганская область), убедила европейских союзников США поддержать позицию Вашингтона в украинском вопросе.
Советник по национальной безопасности, 44-летний Джейк Салливан, стал одним из самых молодых членов администрации Байдена. Салливан ранее был советником Байдена, сменив на этом посту Блинкена, а до этого был советником Хиллари Клинтон в бытность ее государственным секретарем США. Д.Салливан участвовал в подготовке Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе, из которой Трамп вывел США и в которую Байден, по некоторым данным, собирается вернуть страну. Занимает последовательную антироссийскую позицию. В частности, на слушаниях в Конгрессе в 2017 году Салливан говорил, что введенные администрацией Трампа против Москвы санкции недостаточны, и призывал ввести более серьезные ограничения, в том числе против российских банков.
Послужной список новой главы Национальной разведки США Эврил Хейнс достаточно объемен: она первая в истории женщина – заместитель директора ЦРУ и заместитель советника президента США по национальной безопасности. При Джордже Буше-младшем она работала в Государственном департаменте США и в Комитете Сената по международным делам. При Байдене она станет и первой женщиной – главой Национальной разведки Америки. С ее именем связан ряд политических скандалов, самый известный из которых относится к 2015 году, когда она выступила против наказания сотрудников ЦРУ за использование ими «расширенных методов» допроса заключенных (проще говоря – пыток).
Министром обороны США станет 67-летний отставной генерал Ллойд Остин. Новый глава Пентагона с 2010 года занимал должность главнокомандующего сил США в Ираке, отвечая за постепенный вывод войск из этой страны. В 2013-2016 годах Остин возглавлял Центральное командование Вооруженных Сил США. В этом качестве он играл ключевую роль в разработке стратегии США на Ближнем Востоке (прежде всего по борьбе с ИГИЛ [террористическая организация, запрещена в России]). После отставки в 2016 году Ллойд Остин занял пост в совете директоров крупнейшего производителя оружия Raytheon, входящего в «большую тройку» военно-промышленных компаний, наряду с Boeing и Lockheed Martin.
Новым главой Центрального разведывательного управления (ЦРУ) станет бывший посол США в России в 2005-2008 годах, действующий президент Фонда Карнеги Уильям Бёрнс. В середине 2000-х годов, когда Бёрнс был в Москве, в американских политических кругах обсуждался план по подготовке Украины к членству в НАТО. В своей аналитической записке к плану Бёрнс отметил, что для российской элиты вступление Украины в НАТО будет означать пересечение «самой красной из всех красных черт» и раскол в этой стране. «Эксперты заявляют, что Россия особенно обеспокоена тем, что сильное разделение в Украине по вопросу о вступлении в НАТО, против которого выступает большинство русскоязычного населения, может привести к расколу страны, насилию и, в худшем случае, к гражданской войне. В этом случае России придется решать, будет она вмешиваться или нет; это решение ей не хочется принимать», - цитирует эту позицию ресурс Wikileaks.
В 2008 году У. Бёрнс стал заместителем госсекретаря по политическим вопросам при Кондолизе Райс и сохранил свой пост при Хиллари Клинтон. Тогда приоритетным вопросом для него, как и для других представителей нынешней команды Байдена, были отношения Вашингтона с Тегераном. Со своей стороны Д. Байден рассчитывает на то, что новый глава спецслужбы обеспечит аполитичность и независимость разведки в сложный для страны период.
Наконец, на пост министра финансов США Байден выдвинул бывшую главу Федеральной резервной системы 74-летнюю Джанет Йеллен. Ей предстоит вывести страну из кризиса, который Соединенные Штаты переживают последние несколько лет и на обострение которого повлияла пандемия COVID-19.
В свою очередь, Москва заявила об ожидании «более вежливых манер» от США при Байдене. При этом министр иностранных дел России Сергей Лавров подчеркнул, что в Москве не питают особых иллюзий в отношении политики Вашингтона и считают, что стратегически она вряд ли изменится с приходом нового президента. Там, где американский истеблишмент будет чувствовать свою выгоду, США будут идти на определенные договоренности. Прежде всего, это касается долгоиграющей темы борьбы с инфекционными заболеваниями, проблемы глобальных климатических изменений, а также борьбы с терроризмом и другими формами организованной преступности (наркотрафиком, торговлей людьми), а также ненормальной ситуации, сложившейся в сфере контроля над вооружениями.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs