Фото: 1ul.ru.
В Общественной палате России в онлайн-формате прошла международная научно-практическая конференция «Мы – многонациональный народ Российской Федерации: единство в многообразии», посвященная значению изменений и поправок, внесенных в Основной закон страны, а также актуальным проблемам межнациональных отношений.
Открывший конференцию председатель Комиссии Общественной палаты России, член Совета при Президенте России по межнациональным отношениям Владимир Зорин отметил, что период, когда принималась Конституция нашей страны, был очень сложным. Шла активная разработка новых концепций и подходов в области национальной политики. Прекращение в 1991 году существования Советского Союза – одной из крупнейших сверхдержав своего времени, повлекло за собой целый комплекс серьезных проблем, получивших не только российский, но и международный резонанс. Многие из них имели самое прямое отношение к сфере этнополитики. Среди них можно отметить активизацию национального движения народов России, рост этнокультурного самосознания, религиозное возрождение, обострение старых и появление новых этнополитических конфликтов, наконец, рост этнического и этноконфессионального сепаратизма, принимавшего иногда крайние проявления терроризма. Всё это ставило под вопрос само существование Российской Федерации в качестве суверенного государства. Россия была вынуждена с огромными социально- экономическими и политическими издержками в довольно сжатый по историческим меркам временной отрезок переходить от советской к либерально-демократической, как тогда считалось, модели «минимального государства». Ее реализация шла без учета российских особенностей и исторической преемственности и оказалась во многом контрпродуктивной. В этих условиях в общественно-политической мысли продолжается поиск оптимального пути становления государственности России, соответствующего её историческим ценностям, а также соответствующей им новой идеологической доктрины.
Конституция, принятая 12 декабря 1993 года, содержала целый ряд инноваций, которые заложили основы нового общества. В ней изначально не было раздела о национально-государственном устройстве, как и градаций субъектов Российской Федерации по национально-государственной, административно-территориальной и национально-территориальной составляющим. Основной закон не предусматривает ни права, ни процедуры их выхода из состава федерации. Таким образом, однозначно трактуется право народа на самоопределение как самоопределение в составе России.
Конституция позволяет расширять законодательство по правовому регулированию национальных процессов в нашей стране, этнической и гражданской идентификации на личностном, региональном и общегосударственном уровнях. Свободным стало толкование национальной принадлежности. Граждане в соответствии со вторым разделом статьи 26 Конституции приобрели право самостоятельно определять и указывать свою национальность. В то же время никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.
«Поправки, которые были внесены в ходе обсуждения результатов общероссийского голосования 1 июля 2020 года, развили эти подходы. В результате за последние годы был восстановлен этнокультурный суверенитет Российской Федерации, и состоялось возвращение государства в сферу этнополитики», - заключил В.Зорин.
Руководитель генерального секретариата Ассамблеи народов Евразии Светлана Смирнова пояснила, что на основе внесенных в Конституцию поправок уже идет работа по их законодательному обеспечению. «Конференция, созванная нами, вошла в перечень тех мероприятий нашей программы, которая утверждена Федеральным агентством по делам национальностей. Впервые в этом году у федеральных и национально-территориальных культурных автономий и объединений появилась возможность проводить мероприятия при его поддержке. Основная наша задача - дальнейшее совершенствование механизмов укрепления гражданского единства российской нации, сохранение и развитие этнокультурного и языкового разнообразия, популяризация духовно-нравственных ценностей народов России в связи с внесенными изменениями в Основной закон», - отметила С.Смирнова.
Одна из важнейших конституционных поправок подразумевает, что Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав обеспечения и защиты их интересов и сохранения общероссийской и культурной идентичности. Государство защищает культурную самобытность всех народов и этнических общностей, гарантирует сохранение этнокультурного и языкового многообразия страны. Это не просто декларация. Стоит напомнить, что в общих положениях Стратегии национальной политики Российской Федерации, принятой в 2012 году, было отмечено, что в Российской Федерации проживает 193 национальности, которые говорят на 277 языках и наречиях. При этом в системе обучения и образования используется 87 языков. Когда шесть лет спустя принималась новая редакция этого документа, в ней уже утверждалось, что таких языков 105. Это требует дополнительных сил и средств на подготовку учебников, учителей, преподавателей высших учебных заведений. Российская Федерация добровольно берет на себя расходы по поддержке и развитию этой системы.
«Для нашей страны как одного из наиболее полиэтничных и многоязычных государств мира, вопросы национальной политики имеют особенно актуальное значение», - пояснила статс-секретарь – заместитель руководителя Федерального агентства по делам национальностей (ФАДН) Анна Котова.
Руководитель Центра исследования межнациональных отношений Института социологии РАН Леокадия Дробижева напомнила, что при подготовке Стратегии государственной национальной политики в 2012 году в нее было введено понятие «согласие», исключительно важное для любого государства. Без этого невозможно реализовать ни экономические, ни культурные планы. «Это понятие означало не просто добрые отношения между людьми, но и доверие, умение согласовывать свои интересы, преодолевать противоречия», - пояснила она.
Согласно результатам социологических исследований, обнародованным Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), показатель доверия в российском обществе постоянно колеблется, тем более что в 2020 году на его уровень оказала воздействие пандемия коронавируса. Тем не менее, в этих условиях проявляется не только стремление к выживанию, но и высокое чувство совместимости людей, их стремление к взаимной поддержке. В многонациональных районах (Астраханской области, Башкортостане, Татарстане, Якутии, Карелии) он оказался намного выше, чем просто между людьми. Среди своих основных ценностей люди называют семью, работу, материальное благополучие. Одновременно среди целей, достижение которых необходимо для сохранения единства, наши сограждане называют равенство всех перед законом, справедливость, равенство возможностей получения образования и работы, право на отпуск. Таким образом, понятие согласия, которое было введено в Стратегию государственной национальной политики, обеспечено важнейшими для человека социальными функциями. И это влияет на межэтнические отношения в России.
«В настоящее время только 4 % наших граждан чувствуют ущемление по межнациональным факторам. Правда, следует учесть, что показатели негативного отношения к своим соседям в этническом смысле несколько выше. Они меняются в зависимости от ситуации в регионе. В целом 78-80% опрошенных не испытывают какого-либо негатива. С другой стороны, мы знаем, что проблемы в этой сфере регулярно возникают. Их необходимо обязательно учитывать для того, чтобы проводить эффективную профилактику и не допускать экстремизма. Прежде всего, речь идет о соблюдении конституционных прав граждан. Национальность не должна влиять на трудоустройство или карьерный рост. Этим обеспокоено около 40% респондентов. В этом смысле особого внимания заслуживает ситуация в Башкирии, Якутии и Татарстане. В этом отношении мы не должны успокаиваться», - заметила Л.Дробижева.
В свою очередь, понятие «согласие» напрямую связано с российской идентичностью. Конечно, большинство вопросов, вызывающих беспокойство у российских граждан, связано с материальным благополучием. Но не меньшее значение имеет вопрос, чувствуют ли они себя единым народом. Перед пандемией, согласно данным, обнародованным ВЦИОМ, 90% опрошенных идентифицировали себя как граждане России. Это очень высокий показатель. Но при этом саму идентичность граждане России понимают по-разному. Часть ассоциирует себя в первую очередь с единым государством, большинство – с правовым полем, в котором они живут. При этом в области истории и культуры существуют не только объединяющие, но и разъединяющие тенденции, в зависимости от того или иного субъекта федерации. Об этом заявило чуть меньше половины респондентов. «Этой области стоит уделять немало пристального и деликатного внимания», - заключила Л. Дробижева.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs