Фото: Bloomberg
Чистый воздух – одно из важнейших условий, необходимых для здорового и благополучного существования человечества. Однако сегодня, по данным Всемирной организации здравоохранения, свыше 90% населения Земли дышат воздухом с повышенным уровнем загрязнения, что приводит к преждевременной смерти около 7 млн. человек ежегодно. Кроме того, специалисты из Greenpeace и Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA) провели количественную оценку глобальной стоимости загрязнения воздуха ископаемым топливом, обнаружив, что она достигла примерно 8 млрд долларов в день (2,9 трлн. долларов в год), или 3,3% мирового ВВП. Оценка стоимости загрязнения воздуха отражает концентрацию выбросов, размер населения, а также доступность и стоимость медицинского обслуживания. Согласно отчету, самые высокие годовые потери ВВП, связанные с загрязнением воздуха от сжигания ископаемых ресурсов, несут экономики Китая (900 млрд. долларов), США (600 млрд. долларов), Индии (150 млрд. долларов), Германии (140 млрд. долларов) и Японии (130 млрд. долларов).
Как отмечают эксперты, процессы перехода к «зеленой экономике» в разных странах развиваются неравномерно. Экологически чистые производства в основном сконцентрирован в развитых странах Евросоюза, США и Канаде, в быстроразвивающихся странах, таких как Китай, Индия и Бразилия тоже пытаются исправить экологическую обстановку. Так, например, в последние годы руководство КНР официально объявило курс на построение экологически чистой цивилизации. Выступая на заседании Генассамблее ООН, председатель Китая Си Цзиньпин заявил, что страна планирует достичь углеродной нейтральности до 2060 года. По его словам, Пекин намерен проводить «зеленое восстановление» после пандемии COVID-19, а также увеличить свой вклад в соответствии с Парижским соглашением по климату. В прошлом году лидеры стран Евросоюза договорились достичь нулевого баланса углеродных выбросов в атмосферу к 2050 году. Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен неоднократно отмечала, что «зеленый курс» станет источником новых экономических возможностей для ЕС. Многие европейские компании уже ступили на путь экологичности: они сокращают выбросы углерода и разрабатывают экологически чистые технологии. По замыслу Еврокомиссии, эта стратегия «зеленой нитью» пройдет через все сферы европейской политики – от транспорта до налогообложения, от инфраструктуры до промышленности, от продовольственного регулирования до сельского хозяйства.
«Чистый воздух» в России
На сегодняшний день в России более 50 млн. человек проживают в условиях загрязненного воздуха. Высокий уровень загрязнения наблюдается в 18 городах с общим числом жителей в них 3,3 млн. человек. В мае 2018 года президент РФ Владимир Путин утвердил нацпроект «Экология», в рамках которого реализуется федеральный проект «Чистый воздух». В первую очередь он нацелен на снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха не менее чем на 20% (по сравнению с 2017 годом) до 2024 года. На данный момент проект реализуется в 12 крупных промышленных центрах, включая города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу. В Москве состоялся круглый стол на тему: «Чистый воздух городов 2030: миф или реальность?», организованный Счетной палатой Российской Федерации, на котором эксперты обсудили результаты мониторинга хода реализации федерального проекта, а также поговорили о том, как устроена его работа и ответили на вопрос: сможет ли экология стать новой экономикой?
Аудитор Счетной палаты России Михаил Мень считает, что экологические вызовы в глобальной повестке России начинают все больше и больше конкурировать с экономикой. «Переход к модели экологически устойчивого развития руководством страны определен как один из приоритетов развития государства. Главной задачей в сфере экологии является снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Однако эти вопросы не могут решаться только в рамках национального проекта «Экология», необходимо подключать бизнес, ученое сообщество и общественные организации. Если ничего не менять в уже существующих подходах, то крайне высокий уровень загрязнения будет наблюдаться в Норильске и Чите», – заметил он.
Первый заместитель министра природных ресурсов и экологии Денис Храмов отметил, что федеральный проект «Чистый воздух» нуждается в перезагрузке. Одним из направлений его доработки должна стать новая схема финансирования через проект о наилучших доступных технологиях. «Мероприятия, связанные с поддержкой организаций, которые переводят свое производство на «зеленые рельсы», мы планируем напрямую привязать к показателям эффективности в сфере снижения выбросов в атмосферу. Это будет означать, что средства, которые предусмотрены в федеральном проекте по наилучшим доступным технологиям (НДТ), мы постараемся перегрузить в федеральный проект по чистому воздуху для того, чтобы адресно оказывать поддержку тем организациям, которые будут брать кредиты на свое технологическое обновление», – пояснил он. По мнению заместителя министра природных ресурсов и экологии, необходимо также обеспечить, чтобы технологии, на которые будут переходить предприятия, были не только доступными, но и оказывали минимальное воздействие на жизнь и здоровье человека.
Как отметил заведующий лабораторией Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, лауреат Нобелевской премии в составе межправительственной группы экспертов по изменению климата Борис Ревич, изначально причинанеудачного «дизайна» федпроекта заключается в бюрократическом подходе, отсутствии научной составляющей и опыта зарубежных стран. Он утверждает, что формально проект был составлен по образцу 60-70 гг. прошлого века – получение предложений от предприятий и ТЭК. «Бухгалтерская цель – снижение выбросов не ориентирована на снижение рисков здоровья населения. Главной целью проекта должно стать повышение качества атмосферного воздуха для улучшения здоровья населения, а не снижение выбросов. В первую очередь необходимо определить как именно приоритетные вещества из каких источников и на каких территориях создают наибольшие риски здоровья населения и лишь потом возможна разработка мер по минимизации выбросов», – объяснил ученый.
Председатель комитета Госдумы России по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев считает, что сегодня необходимо сделать открытым подсчет ущерба, который наносится здоровью из-за загрязнения окружающей среды. По данным Роспотребнадзора за 2019 год, негативному фактору химического загрязнения питьевой воды, атмосферного воздуха и почвы подверглись 81,3 млн. человек, а утрата трудоспособности в связи с болезнями, которые связаны с этим составила 31 млн. рабочих дней. «Когда мы говорим о загрязнении воздуха, мы связываем это с выбросами промышленных предприятий, но совсем забываем о других факторах, к примеру, о лесных пожарах или об автомобильных выбросах», – заметил он.
В свою очередь председатель Комиссии по экологии и охране окружающей среды Общественной палаты РФ Елена Шаройкина предложила разработать систему и нормы экстренного информирования граждан о выбросах, внедрить специальные программы обязательной и ранней диагностики, особенно в крупных городах и вблизи с токсичными производствами, а также реализовать информационно-просветительские программы для населения по самостоятельной защите от негативных факторов, уделив особое внимание защите детей. «Необходимо расположить счетчики, которые замеряют предельно допустимую концентрацию (ПДК) на социальных объектах, чтобы люди могли проверить в каком состоянии находится атмосфера», – предложила эксперт.
Итоги круглого стола подвел заведующий кафедрой экономики природопользования экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Сергей Бобылев. По его словам, в ближайшие 10 лет в России экология точно не станет «новой экономикой». «Россия формировала экспортно-сырьевую экономику. Можно ли в ее рамках иметь чистый воздух? Нет. Для этого нужно преобразовывать экономику либо в зеленую, либо в циркулярную экономику замкнутого цикла, либо низкоуглеводородную экономику. Без «новой экономики» чистого воздуха к 2030 году точно не будет», – пояснил эксперт.
Ученый отметил, что из-за пандемии коронавируса впервые ценность человеческой жизни опередила экономические соображения. По его словам, подобные факторы необходимо учитывать и в будущем. «С позиции ценности человеческой жизни борьба с коронавирусной инфекцией ничем не отличается от реализации различных экономических сценариев, подразумевающих чистоту воздуха и экологический компонент в целом», – отметил он. Сергей Бобылев уверен, что связь чистоты воздуха и здоровья необходимо сделать сквозной проблематикой для Целей в области устойчивого развития ООН, а именно включить в программы «Здоровье», «Энергия» и «Климат».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs