На днях состоялась онлайн-дискуссия "Россия в СМИ балканского региона в эпоху коронавирусной пандемии". Информационное поле перенасыщено разными точками зрения, и как показывает практика, нередки случаи, когда в зарубежных СМИ Россия предстаёт в негативном свете, при этом новостные тексты зачастую содержат ложную информацию, либо искажают суть, формируя таким образом определённое мнение у аудитории. Балканы и в данном вопросе не стали исключением.
За последнюю четверть века на Балканском полуострове произошли значительные геополитические изменения: Албания, Хорватия, Черногория и Северная Македония стали членами НАТО, Хорватия вошла в ЕС, остальные же страны Западных Балкан являются кандидатами на вступление в Европейский Союз. Очевидно, что влияние евро-атлантического альянса в политическом поле Балкан очень заметно, что, без сомнений, отражается, в том числе, и на информационной сфере. Фонд поддержки публичной дипломатии имени Горчакова собрал экспертов, по совместительству являющихся представителями местных СМИ на Балканах, чтобы разобраться, как освещается деятельность России в контексте распространения коронавирусной инфекции.
Андрей Цвиянович, корреспондент портала "Нови Стандард" распространение covid-19 в Сербииназвал большим вызовом для страны. И хотя, сейчас «если не одержана конечная победа над коронавирусом, то, по крайней мере, мы выиграли первый раунд», однако в начале «всё не было оптимистично». Ввиду стремительного распространения вируса сербский президент Александр Вучич обратился к КНР с просьбой о помощи, поскольку Пекин уже имеет опыт в борьбе с covid-19, заявив также, что «европейской солидарности не существует». А. Цвиянович отмечает, что таким образом Сербия стала «одной из горячих точек «коронадипломатии», вызвав резонанс в мировых СМИ, поскольку тем самым «показывает слабость ЕС».
Позднее А. Вучич и В.В. Путин также обсудили вопрос о возможности выделения гуманитарной помощи. Это подтвердил пресс-секретарь Кремля Д. Песков, заявивший о готовности России помочь «такой важной для нас, союзнической, братской стране, как Сербия». По мнению А. Цвияновича: «Российская помощь, которая освещалась в местных СМИ, была с восторгом встречена в народе. И не было воспринято, что российская помощь – это рычаг влияния. Однако с этим не согласны EC и прозападные СМИ, которые говорили о помощи России и Китая в качестве наступления незападных сил». Он также добавил, что «русофобия была заменена синофобией». За пределами Сербии в информационном пространстве Китай перекрыл Россию и «стал первой мишенью СМИ».
Ситуация в греческих СМИ сложилась несколько иначе: заведующая кафедрой английского языка Института общественных наук РАНХиГС Анна Ляцу считает, что ввиду большого опасения распространения covid-19 и повторения итальянского сценария в Греции, то в целом, СМИ в основном нацелены на внутреннюю ситуацию с коронавирусом в стране. В Греции не было российской помощи, поэтому сам факт гуманитарных грузов, отправляемых Россией освещался не столь активно. Однако, также появлялась критика российской гуманитарной деятельности, что якобы «российская помощь не такая какая надо», что фактически дублировало скандальную статью La Stampa. Однако в греческих социальных сетях есть информация с иными новостями. Есть также портал Sputnik news на греческом языке, но «он так и не стал массовым». Есть большое количество блогов, частным образом переведённых, но «они не выместили официальную позицию». «Остро ощущается нужда в альтернативных источниках информации», – отмечает эксперт.
По словам А. Ляцу, коронавирус подрывает тот бизнес вокруг которого крутится вся греческая экономика. Однако Греция быстро сделала выводы из китайского опыта, и позитивно сработал человеческий фактор, все меры были реализованы. Объявлено, что туристический сезон в Греции открывается с 15 июня. К 1 июля станет доступен въездной туризм из других стран. Но всё ещё вопрос остаётся с Россией. Количество российских туристов всегда был высоким. И останется ли оно таким – большой вопрос. Греция бы хотела сохранить показатель прошлых лет.
В Болгарии и Хорватии всё несколько сложнее. Вячеслав Чарский, заместитель шеф-редактора портала Russia Beyond, обращает внимание на политическую ориентацию государств. Речь идёт о тех странах, которые прошли евроинтеграцию в ЕС и являются членами Союза. Основные местные СМИ «следовали за повесткой, которую формируют ведущие западные СМИ». Были публикации о том, что коронавирус несёт много негативных последствий для экономики России. В. Чарский напомнил о материале итальянской газеты La Stampa, опубликовавшей статью о российской гуманитарной помощи, направленной в Италию для борьбы с коронавирусом, 80% которой, по словам журналистов, оказалась бесполезной. В целом, ситуация похожа на происходящее в СМИ других западных стран. В Болгарии и вне контекста коронавируса, до празднования Дня Победы многое происходило – встал вопрос о памятнике советским воинам-освободителям и о его сохранности.
В свою очередь, Ирина Якимова, младший научный сотрудник Института исторических исследований Болгарской академии наук, считает, что болгарское общество «всегда делилось на антироссийские группы и пророссийские группы». «Коронакризис» привёл к увеличению антиправительственных групп и настроений, и произошло также увеличение русофильских настроений. Россия помогла Италии, а Европейский Союз просто «стоял и смотрел, и практически не предоставил помощь». Болгария получила от ЕС некие деньги, субсидии, но никто из болгарских граждан не знает, что происходит с этими деньгами. Настроения перевернулись в другую сторону и появились новые тенденции. Если до коронавируса мы «любили» НАТО, США, ЕС, то сейчас происходят изменения. Мы уже говорим об альтернативе, и всё больше граждан ищут её.
В Северной Македонии «ситуация не под контролем». Об этом говорит Дарко Тодоровски, эксперт-международник. Эпидемия сказывается на, и без того, сложной политической ситуации. В Македонии мало кто соблюдает правила дистанции и ношение масок. Поскольку Македония стала членом НАТО, то сначала попросила помощь у Альянса и ЕС, а потом уже у Китая. Гуманитарные грузы были отправлены Словенией, Норвегией, Венгрией и Китаем. Россия тоже была готова предоставить помощь, но в македонском правительстве отказались от идеи обращаться к России. Ввиду того же членства в Альянсе, в последние несколько лет в Македонии на государственном уровне развивалась антироссийская пропаганда. На информационных порталах, например, «Радио свободная Европа» и «Голос Америки» на македонском языке, активно распространяются «фейки», направленные против России. Как отмечалось ранее, в македонских СМИ также прошла публикация LaStampa о том, что помощь не настоящая.
В Черногории эпидемия проходит. Уже несколько недель нет заражённых. «И сейчас значительно меньше говорится о России» – сообщает Игорь Дамьянович, корреспондент и аналитик портала Балканист. Тезис о России как «главном враге свободы» уже не столь актуален. И сейчас это место занял Китай. Про Россию говорилось совсем мало, кроме официальных данных о росте числа заболевших. Влияние Китая значительно больше тревожит западные СМИ, чем влияние России на Балканах. И. Дамьянович также отметил, что есть публикации и иного рода, где, в том числе и он сам освещал «насколько значительная помощь была оказана Италии Россией», подчёркивая, что «помощь России – это солидарность, а не пропаганда».
«Албания удачно прошла волну коронавируса» – отмечает Редион Лули, завкафедрой публичного права Средиземноморского университета. С обнаружением нулевого заболевшего была введена жёсткая самоизоляция. Албания – кандидат на вступление в ЕС, и Союз «протянул руку помощи». Албания получила средства от чрезвычайных фондов ЕС. А Турция выделила аппаратуру и бригаду врачей. Что касается антироссийской волны, то она началась еще в 2018 г., когда российские дипломаты были высланы из страны». И с 2014 года Албания придерживается более западной линии. Новости о поступлении гуманитарной помощи Сербии были, однако между Сербией и Албанией отношения не всегда были хорошими. Освещение происходит без хороших новостей. Вопрос отправки помощи в Италию рассматривался даже негативно, указывалось на не очень хорошее качество оборудования. В Албании нет как таковых российских СМИ: нет филиала Спутника МИА на албанском языке или Russia Today. Прозападные СМИ преобладают. Но есть порталы, которые «пытаются быть голосом правды и пишут о роли в России на Балканах», за что их часто критикуют.
Резюмировав экспертные оценки спикеров, можно выделить ряд общих черт, характерных для информационного поля региона. Прежде всего, речь идёт о прозападном уклоне большинства балканских СМИ, которые «идут вторым темпом за западными СМИ», по мнению В. Чарского. Несмотря на общий «положительный импульс», который прошёл в СМИ, в связи с выделением российской помощи Сербии и Республике Сербской, общий фон остаётся таким, каким мы привыкли его видеть. Европейский Союз и США имеют системный подход работы с локальными СМИ, и если говорить о столкновении Западных и российских СМИ, то его как такового нет. По мнению А. Цвияновича, «у России нет медийных возможностей как у США и ЕС в регионе», на что указывает, например, тот факт, что владельцем ряда балканских СМИ стал Дэвид Петреус.
Вторым важнейшим аспектом является негативный сдвиг в сторону Китая, который за последнюю четверть века стал вести активную экономическую деятельность в регионе, тем самым создавая ещё один повод для недовольства западных партнёров. Как бы то ни было, информационная сфера сегодня выходит на передний план, и пренебрегать ею – значит лишиться значительного ресурса, от которого будут зависеть как экономические проекты, так и политическая поддержка.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs