ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Алексей Пушков: «В постпандемическую эпоху фрагментация мира только усилится»

19:38 22.05.2020 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: Regnum.ru.

В Москве в онлайн-режиме состоялся брифинг члена Совета Федерации, Председателя Комиссии Совета Федерации по информационной политике и взаимодействию со средствами массовой информации Алексея Пушкова об актуальном состоянии международных отношений в условиях пандемии COVID-19.

Сенатор прокомментировал вопросы европейской и мировой политики, а также внешнеполитической деятельности России. Особое внимание он уделил ситуации внутри Европейского союза, обострению отношений между США и Китаем, а также взаимодействию России с другими странами, региональными и международными организациями.

По словам А.Пушкова, в настоящее время в экспертном сообществе наиболее ярко выражены две точки зрения на перспективы постпандемического мира. Согласно первой из них, оптимистической, человечество под влиянием коронавируса найдет в себе возможности объединиться против многочисленных вызовов и угроз, включая опасность неконтролируемого распространения новых видов вооружений и перспективы бактериологической войны. Однако, скорее всего, этого не произойдет. Распространение COVID-19 наглядно доказало, что мир еще более разобщен, чем раньше. Об этом наглядно свидетельствуют попытки США обвинить Китай в распространении вируса. Впрочем, уже сейчас можно с уверенностью сказать, что эта попытка не удалась. «Вашингтон пытается удержать за собой глобальное лидерство. Но пока это удается ему только по числу заболевших, в то время как влияние КНР укрепилось», - отметил политик.

Согласно иной, более пессимистичной точке зрения, разобщение и отчуждение на международной арене продолжатся. А.Пушков предположил, что на глазах наших современников сформируется новый, трехполюсный мир, важнейшими центрами силы которого будут США, Китай и Россия. «Все кризисы, которые возникли еще до пандемии, сохранятся, и человечеству придется приложить немалые усилия, чтобы разрешить их», - отметил эксперт.

Возможен ли военный конфликт США с Китаем? Алексей Пушков уверен, что его не произойдет. «КНР останется крупной военной державой с серьезным ядерным потенциалом. У него есть межконтинентальные баллистические ракеты, вполне способные достичь Западного побережья США. Но Пекин заинтересован в тесных торговых отношениях с Вашингтоном. Другое дело, если Трамп решит провести военные маневры в Южно-Китайском море, в котором Соединенные Штаты пытаются хозяйничать как в своих прибрежных водах. Это, разумеется, не может не раздражать Пекин. Такая атмосфера повышенной нервозности может привести к незапланированным столкновениям», - пояснил политик.

Также А. Пушков заметил, что Россия в дни пандемии однозначно находилась на стороне Пекина: «Для любого непредвзятого исследователя понятно, что Китай – жертва, а не инициатор распространения коронавируса. Никаких доказательств рукотворности пандемии нет. 3 мая государственный секретарь США Майк Помпео в ходе брифинга в Вашингтоне заявил о том, что Белый дом располагает многочисленными доказательствами о причастности КНР к распространению вируса. Но эту позицию не поддержали ни британские спецслужбы, которые обычно очень лояльны к своим американским визави, ни их немецкие коллеги. Крайне сдержанно к антикитайским эскападам отнеслись в Канаде и Австралии».

По словам эксперта, в условиях американо-китайского конфликта ближайшие союзники США вынуждены трезво оценивать свои экономические возможности. «Например, на КНР приходится 38% австралийского экспорта. Вполне понятно, что Канберра совершенно не заинтересована в обострении отношений с Пекином», - пояснил А.Пушков.

В отличие от ведущих западных стран, Россия свой выбор сделала давно. Москва дорожит стратегическим партнерством с Китаем, активно сотрудничает с Пекином как на дипломатическом уровне, так и в экономических вопросах. С 2017 года Китайская Народная Республика – крупнейший в мире импортер нефти. Эта страна находится на втором месте после Японии по объемам закупок сжиженного газа, причем основные поставщики – Россия и Саудовская Аравия. «2 декабря 2019 года запущен в эксплуатацию магистральный газопровод «Сила Сибири», рассчитанный на поставки «голубого топлива» из Якутии в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Согласно контракту с китайской стороной, в КНР ежегодно будет поставляться 38 млрд. кубометров газа. В этих условиях Москве нет ни малейшего смысла присоединяться к американской атаке на Китай», - заявил А.Пушков.

Перспективы российско-китайских отношений эксперт оценил как «позитивные». «Уже известно, что первый зарубежный визит председателя КНР Си Цзинпина состоится в Санкт-Петербург, на саммиты ШОС и БРИКС. Продолжатся и встречи между лидерами наших стран. С 2013 года их было более 30», - отметил А.Пушков.

Каким будет будущее Европейского союза? По словам А.Пушкова, ЕС сохранится, поскольку он выгоден его участникам на финансовом уровне, но пандемия коронавируса показала, что никакой общеевропейской солидарности в борьбе с общими угрозами ждать не стоит. Стало понятно, что Евросоюз, может быть, и хорош, когда все спокойно, но при возникновении серьезных вызовов и угроз в нем отчетливо проявляется фрагментация по большому спектру вопросов – от ценностной ориентации (в частности, Центрально-Восточная Европа сейчас тяготеет к консервативным политическим партиям и движениям, и этим отличается от Запада и Севера континента), до необходимости общеевропейской солидарности в поддержании режима санкций против России. «Не исключено, что со временем функции ЕС ограничатся социально-экономическими вопросами», - отметил А.Пушков.

Что же касается взаимодействия между Россией и Европейским союзом, то оно по-прежнему происходит на двух уровнях. Один из них – непосредственно между официальными Москвой и Брюсселем – носит очень ограниченный характер. Сохраняются в основном контакты по энергетическим вопросам. Изменится ли текущая ситуация – сказать достаточно затруднительно, поскольку любая попытка нормализации отношений России с ЕС наталкивается на активное и сплоченное лобби, представленное, в основном, Польшей, Швецией и странами Прибалтики, которые срывают подобные попытки.

Значительно успешнее складываются двусторонние контакты России и стран-участниц ЕС. Несмотря на политику санкций и контрсанкций, активно развиваются отношения с такими государствами, как Финляндия, Австрия, Венгрия, Франция. Значительную помощь в борьбе с пандемией Российская Федерация оказала Итальянской Республике, народ и руководство которой выразило Москве искреннюю благодарность. «Конечно, против нашей помощи северу Италии, где возник крупный очаг эпидемии, была сразу же организована кампания в прессе, ориентирующейся на «атлантистские» политические круги. Но мы и не должны ждать всеобщих аплодисментов, а, напротив, делать то, что необходимо, одновременно противодействия попыткам очернить нашу страну», - отметил А.Пушков.

Комментируя ситуацию, сложившуюся вокруг российско-германского энергетического сотрудничества, Алексей Пушков отметил, что национальные интересы ФРГ требуют от федерального канцлера Ангелы Меркель реализации проекта «Северный поток – 2». В свою очередь, официальный Брюссель ставит на его пути препоны. Напомним, что Федеральное сетевое агентство Германии до декабря 2039 года вывело газопровод «Северный поток» из-под ограничений Газовой директивы Евросоюза на территории ФРГ, но это решение не коснулось строящегося «Северного потока – 2».

«Довести до завершения строительство Северного потока – 2» - это принципиальный вопрос для Германии и её суверенитета. Несмотря на постоянное давление Вашингтона, Берлин последовательно поддерживал этот проект. Однако Европейский суд поместил газопровод под юрисдикцию ЕС, и теперь возникло серьезное разногласие между Берлином и Брюсселем по поводу статуса проекта», - пояснил эксперт.

Основная сложность заключается в том, что на Ангеле Меркель лежит ответственность за поддержание европейского единства. «В нынешних условиях, когда идут разговоры о кризисе и даже предстоящем распаде Евросоюза, она, разумеется, не хочет быть инициатором дальнейшей фрагментации ЕС. Но и бросать «СП-2» она также не может: если Германия прогнется под Брюссель, то не сможет в дальнейшем быть политическим лидером Евросоюза. Поэтому борьба не окончена», - отметил А.Пушков.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати