Фото: trt.net.tr
Российский совет по международным делам (РСМД) провел в онлайн-формате круглый стол «Эпидемия COVID-19: стратегии, тенденции и сценарии внешней политики США». В ходе мероприятия были обсуждены вопросы влияния пандемии коронавируса на политику Соединенных Штатов, а также отношения с ключевыми партнерами на международной арене.
Заместитель министра иностранных дел России, Чрезвычайный и Полномочный Посол России Сергей Рябков подчеркнул, что пандемия коронавируса привела к отмене многих двусторонних контактов и конференций, запланированных ранее. Их место заняли видеоконференции и телефонные переговоры, частота которых заметно активизировалась. В первые же дни после объявления Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) глобальной пандемии COVID-19 важнейшей задачей руководства страны, которой оно занимается практически в круглосуточном режиме, стал вывоз российских граждан из других стран, в том числе из США. Ситуация осложнилась тем, что в Соединенных Штатах оказалась группа российских школьников, чьи имена и местонахождение оказалось сложно установить, поскольку некие «загадочные» программы гуманитарного обмена, согласно которым они прибыли на американский континент, были неизвестны ни Министерству иностранных дел, ни Министерству образования России.
По словам С. Рябкова, несмотря на масштабы распространения вируса, политическая жизнь в США продолжает бурлить: дают знать о себе как внутриполитические разногласия, так и приступы антироссийской и антикитайской риторики местных политиков. Тезис о гибридной войне, которую ведут против Вашингтона Пекин и Москва, не подвергается сомнению. Со своей стороны, Россия продолжает выступать за укрепление безопасности, мер доверия и стабильности в Европе, также ведутся переговоры с США по вопросу продления Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ), срок которого истекает в феврале 2021 года.
Как отметил руководитель Института США и Канады РАН Сергей Рогов, за период пандемии трансатлантическая солидарность Соединенных Штатов и Европы подверглась дополнительным испытаниям. Вашингтону не до Брюсселя: 20% ВВП США брошены на борьбу с экономическим кризисом. Государственный долг страны вырос до 115% ВВП – выше, чем в годы Второй мировой войны. При колоссальных военных расходах рост числа пострадавших от вируса военнослужащих и членов их семей также не добавляет оптимизма. Перевооружение продолжается, но некоторые программы из числа ранее приоритетных могут быть поставлены под вопрос (кроме тех из них, которые направлены на сдерживание Китая). При этом противостояние Вашингтона и Пекина приобретает все более отчетливый идеологический характер, поскольку главным противником названа именно Коммунистическая партия Китая (КПК).
Коронавирус повлиял даже на избирательную кампанию в США: праймериз перенесли с марта на май, хотя дата президентских выборов остается той же – 3 ноября 2020 года. С. Рогов отметил, что, несмотря на многочисленные трудности, шанс Дональда Трампа на переизбрание выше, чем у его основного противника от Демократической партии - Джозефа Байдена. «Особенно отчетливо это понятно во время наблюдений за публичными выступлениями последнего: чем чаще это происходит, тем отчетливее видны признаки деменции», - подчеркнул он.
Директор Института США и Канады РАН Валерий Гарбузов отметил, что обычно избирательные кампании в США идут по довольно предсказуемому сценарию. Однако теперь на привычный график «наслоились» внешние и внутренние обстоятельства, существенно корректирующие его. По его словам, кризисные тенденции проявили себя еще до пандемии. Например, Демократическая партия переживала кризис лидерства, что нашло внешнее проявление в так называемой «революции Сандерса» - выдвижении независимого кандидата от штата Вермонт, принявшего участие в двух президентских кампаниях – 2016 и 2020 года.
Что же касается Республиканской партии США, то за период своего президентства Д.Трамп, несмотря на первоначальное раздражение ветеранов политики, сумел стать лидером консервативной Америки. Вызовом для него стала пандемия, перечеркнувшая достигнутые ранее успехи, и заставившая вписаться в роль, к которой он не готовился. По словам С.Рогова, ежедневные брифинги не слишком сильно поправляют его положение. «В основе риторики Трампа – самореклама и бахвальство. В принципе у него положение лучше, чем у Байдена, но первый пока побеждает по количеству голосов, а другой – по количеству выборщиков», - пояснил эксперт.
Существуют ли перспективы содержательных переговоров США и России по контролю над вооружениями? С.Рогов считает, что в случае победы Трампа на предстоящих президентских выборах с администрацией Белого дома возможность достижения договоренности в этой сфере есть, но она не превышает 20-30%. «При любом другом президенте такая перспектива вряд ли возможна. Если Соединенные Штаты выйдут из Договора об открытом небе, а все идет именно к этому, то начнется гонка вооружений уже без всяких правил. Это, в свою очередь, неизбежно повлечет за собой изменение российской доктрины национальной безопасности», - пояснил американист.
В свою очередь президент ИМЭМО РАН Александр Дынкин считает, что, несмотря на прозвучавшие из уст Трампа сравнения ситуации внутри страны с нападением Японии на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года и с атакой террористов «башен-близнецов» Всемирного торгового центра в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года, сплочение вокруг флага в США не произошло. Конечно, пандемия нанесла серьезный удар по внешнеполитическому имиджу Китая. В странах Запада усилились критические замечания в адрес этой страны, которую начали упрекать в сокрытии информации о коронавирусе и ставить в упрек Пекину «дипломатию масок», то есть поставки медицинского оборудования, в том числе необходимого для элементарной защиты от заражения, странам, пострадавшим от болезни. Правда, перевод «стрелок» на Пекин никак не снижает градуса напряженности в самой Америке. Особенно раздражено цветное население Штатов: оно составляет 13% от общей численности, но при этом смертность среди него с момента начала пандемии составила 52% от общего числа пострадавших.
По словам А.Дынкина, в условиях продолжающегося осложнения отношений между США и Китаем Москве было бы целесообразно укреплять отношения с Пекином, не допуская своего втягивания в прочные стратегические союзы с КНР, а также уравновешивая этот диалог отношениями с другими важными внешнеполитическими партнерами - Германией, Индией, Францией.
Постоянный представитель Российской Федерации при Европейском союзе, Чрезвычайный и Полномочный Посол России Владимир Чижов коснулся в своем выступлении отношений США и Брюсселя. По признанию дипломата, в настоящее время они находятся в глубоком кризисе, который начался с избрания Трампа президентом и завершения периода так называемой «обамомании». Новый хозяин Белого дома сразу же безапелляционно заявил, что не собирается «нянчить Европу». Такой тон вызвал среди политиков Старого Света сначала оцепенение, затем возмущение. Нынешнее положение можно было бы назвать стадией принятия изменившегося положения дел, когда Европейский союз разрабатывает планы на ближайшее будущее в условиях демонстративного отказа Вашингтона от позиции лидера. Правда, пока сохраняется НАТО, а также торгово-экономическое сотрудничество США и ЕС. Но напряженность растет, и это видно невооруженным глазом. Испытаниям подвергаются и перспективы Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства, на которое ранее возлагались немалые надежды на обоих берегах Атлантики. «Европейских политиков гложет обида и на то, что американские партнеры не консультируются с ними о принимаемых решениях, а ставят их перед свершившимся фактом», - заявил В. Чижов.
По его словам, все тенденции, наметившиеся несколько лет назад, сохранят свою силу и в посткоронавирусную эпоху. Вашингтон не планирует проявлять свое лидерство на международной арене. Теперь вопрос выбора собственной стратегии встает перед ЕС уже в практическом плане. Сложность в том, что Брюссель не может определить собственную политическую линию. В этих условиях усиливаются позиции ряда стран Центральной и Восточной Европы. Например, Польша после выхода Великобритании из ЕС пытается занять ее нишу и стать главным проводником влияния Вашингтона в Европе. Со своей стороны, Франция в лице президента Э. Макрона предлагает «эмансипироваться» от США. Германия же в этом отношении более инертна. Со своей стороны Россия считает, что удержать имеющиеся в настоящее время у Европы позиции можно, опираясь на общегуманитарное евразийское сотрудничество.
Директор Института Европы РАН Алексей Громыко отметил, что в современных СМИ слишком злоупотребляют словом «биполярность». Ученый напомнил, что ранее под этим термином подразумевали раскол мира на две антагонистические системы. Неверное использование термина приводит к неверным выводам. Большинство стран не столько пытаются примкнуть к тому или иному лагерю, сколько стараются избежать втягивания в противостояние между США и Китаем, поскольку глобализация в прежнем ее формате идет «вразнос», а Вашингтон и Пекин крепко в нее вмонтированы. Идет демонтаж ультрафазы, но не глобализации как таковой.
«Нужно понимать, что у Китая, в отличие от Советского Союза, нет ничего даже отдаленно напоминающего социалистическое содружество. Скорее речь идет о геополитической несовместимости двух стран. Раскола по ценностным признакам между ними нет, несмотря на то, что США традиционно продвигают на международной арене свой нарратив мессианства. Другое дело, что биполярная структура более понятна логически. Видимо, поэтому к ней и обращаются некоторые публицисты», - заметил А.Громыко.
Со своей стороны депутат Государственной Думы, член Комитета по международным делам Инга Юмашева отметила, что визовые скандалы и санкционные списки привели к снижению интенсивности контактов между российскими и американскими политиками. Однако онлайн-форматы снимают ограничения на общение. Россию особенно беспокоит будущее Договора о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ). «Мало кто в США вспоминает о ядерном разоружении. Оппозиция почти заблокировала все инициативы президента. Статья Чрезвычайного и Полномочного Посла России Анатолия Антонова и бывшего заместителя Генерального секретаря НАТО Роуз Гетемюллер, опубликованная в журнале Foreign Affairs, была практически проигнорирована всеми ведущими американскими СМИ. Поэтому, как это ни печально, психологически необходимо быть готовыми к коллапсу всей системы контроля над вооружениями», - заметила И.Юмашева.
Заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований (ЦКЕМИ) НИУ-ВШЭ Дмитрий Суслов спрогнозировал, что период пандемии лишь подкрепил прежнюю тенденцию во внешней политике США, связанную с переходом к открытой конфронтации со странами, не признавшими лидерства Вашингтона после распада СССР. Также, по словам эксперта, не менее характерной чертой остается усиление национального эгоизма американского истеблишмента, поэтому напряжение на международной арене будет нарастать. «Антироссийский тренд сохранится при любом из президентов США, поскольку для каждого из них главная задача – не выглядеть слабым ни внутри страны, ни вовне. Это повлечет за собой очередной удар по трансатлантическим связям Вашингтона и Брюсселя», - заявил спикер.
Своеобразные итоги обсуждения подвел Генеральный директор РСМД Андрей Кортунов: «За последние годы мы стали свидетелями полного разрушения механизма саммитов, на котором в значительной мере держалась логика взаимодействия Москвы и Вашингтона. При Трампе мы столкнулись с крушением контроля над вооружениями как стержневой основы международных отношений. Ситуация остается сложной, и любой следующий президент США будет слабым – и Трамп, и Байден. В этих условиях российскому экспертному сообществу необходимо взаимодействовать как с Капитолийским холмом, так и с оппозицией, искать новые алгоритмы взаимодействия. Это понадобится нам вне зависимости от того, как пройдут нынешние выборы в Соединенных Штатах».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs