ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Завуалированная провокация, или зачем Украина поддержала санкции против Беларуси

10:22 10.04.2020 • Денис Батурин, политолог

Довольно неожиданная поддержка Украиной давних европейских санкций (от 2004 года) против Беларуси на первый взгляд кажется абсурдом и выстрелом себе в ногу. Санкции касаются запрета на продажу Белоруссии вооружения, которое может быть использовано для внутренних репрессий, дополнительно они также затрагивают отдельных чиновников.

Лидер украинской партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктор Медведчук назвал присоединение Украины к санкциям свидетельством неадекватность власти и должностных лиц, отвечающих за внешнюю политику страны, на фоне того, что Беларусь - один из крупнейших экономических партнеров Украины: «Так, объем экспорта товаров Украины в Беларусь по итогам 2019 года составил $1,55 млрд. При этом объем импортируемых товаров за прошлый год составил $3,7 млрд. Беларусь поставляет в Украину 45% всех бензинов, около 35% дизельного топлива, 25% сжиженного газа, а также продовольствие, сельхозмашины и многие другие товары».[i] Одним словом отношения довольно выгодные экономически - товарооборот между странами измеряется в цифрах - более 5 млрд. $, хотя и не дотягивает до предреволюционных (в Украине) 8 млрд. $ - до 2014 года. 

На сайте посольства Беларуси на Украине отношения стран определяются как «стратегическое партнёрство»: «Внешнеэкономические отношения Республики Беларусь и Украины продолжают сохранять уровень стратегического партнерства, а страны являются важными торговыми партнерами друг для друга. В 2018 году Украина по объему товарооборота и экспорта заняла второе место среди всех торговых партнеров Республики Беларусь, по импорту – четвертое место. В январе-августе 2019 г. товарооборот составил 3,8 млрд. долларов США. Экспорт белорусских товаров в Украину составил 2,7 млрд. долларов. Импорт украинских товаров — 1,1 млрд. долларов».[ii] В недавнем прошлом отношения между странами развивались преимущественно в экономическом ключе, можно сказать - по законам рынка даже когда существовали и локальные экономические войны, например, связанные с рынком нефтепродуктов. В чем же суть нынешнего демарша Украины в отношении Беларуси?

На мой взгляд, основная цель, которая позволила Киеву поддержать эти санкции, это косвенная дискредитация президента Беларуси Александра Лукашенко. Разность политических курсов оформилась давно, Минск рассматривал идею Союзного государства с Россией (хотя здесь много проблем), является членом блока ОДКБ, а Украина уже давно декларирует намерение «интегрироваться в евроатлантические структуры», то есть - стать членом ЕС и НАТО. 

Однако, идея Союзного государства в последнее время постоянно «спотыкается» в Минске, а сотрудничество с Украиной после 2014 года стало сопровождаться такими заявлениями Лукашенко: «Когда на меня начали наступать украинцы тем же летом после Крыма, сразу в тот год, я им говорю: де-факто Крым российский, юридически это не оформлено».[iii]

Со времени последней украинской революции экономические отношения между странами стали приобретать «интересный» для них, но не интересный России характер: «...торговля между Украиной и Беларусью оказалась опосредованной торговлей Украины с Россией в обход не только антироссийских санкций Киева, но и ответных со стороны Москвы. Причём в последнем случае такое оказалось возможным не вопреки, а благодаря белорусским государственным органам».[iv]

Одним словом, если без обиняков, Минск помогает Киеву обходить российские санкции, поддерживая, таким образом, экономически антироссийскую украинскую власть в течение последних лет. Как отмечают эксперты: «Одна из самых негативных издержек этой «дружбы», которая ложится моральным бременем лично на Александра Григорьевича, позиционирующего себя долгие годы как борца с американским империализмом и «цветными революциями», это сотрудничество с киевским режимом в сфере ВПК, который максимально задействован сейчас в борьбе с народными республиками Донбасса». Надо признать, что это сложно воспринимается в Москве и при этом не вызывает доверия на Западе, для которого Лукашенко все еще остаётся «последним диктором Европы».

Возможно, именно это и хотел подчеркнуть поддержавший санкции Киев, заявляя таким образом, что политику Лукашенко не одобряет, но экономические отношения вроде бы приветствует. При этом складывается странная ситуация - санкции против Беларуси касаются запрета на продажу вооружений, но Киев с охотой сотрудничает с Минском в технических аспектах для обеспечения своей армии, воюющей на Донбассе. Я считаю, что это сигнал Президенту Лукашенко, против которого майдан организовать не удалось и пока не удаётся, создающий ему некоторые имиджевые и экономические проблемы. С одной стороны, у Минска сейчас непростые экономические взаимоотношения с Россией, с другой, теперь наметились и проблемы с Украиной. В этой ситуации, поддержка Киевом санкций может иметь объяснения только политического характера. Первое - это очередная декларация курса на Запад, в рамках которого Лукашенко - диктатор. Второе - это уже украинские дела, такая «ассиметричная», или «эзопова» политика Киева, который не теряет надежд и намерений вырваться из Минских соглашений. В этом смысле Киев заходит издалека, намеренно дискредитируя свои отношения с Минском, чтобы ответным ходом Беларуси стало нежелание быть площадкой по разрешению конфликта на Донбассе. Очевидно, что киевского демарша для решения Лукашенко об отказе в переговорной площадке по Минским соглашениям маловато, Украина выступает здесь в привычной роли провокатора, преследуя свои цели – одна из которых разрушение Минского процесса.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати