В текущем году Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) отмечает двойной юбилей: 25-летие подписания Договора о коллективной безопасности и 15-летие создания самой Организации. За прошедшее время ОДКБ трансформировалась в эффективную структуру, способную не только обеспечить коллективную безопасность государств-членов, но и вносить существенный вклад в обеспечение мира и стабильности в регионе. Между членами ОДКБ сложились действительно союзнические отношения, позволяющие консолидировать их усилия по смягчению напряженности в современном мире, противодействию дестабилизации обстановки в отдельных регионах, обострению имеющихся конфликтных ситуаций.
Между тем начало процессам военно-политической интеграции на постсоветском пространстве было положено в конце XX века, когда прекратила существование система европейской безопасности, сформировавшаяся по итогам Второй мировой войны. На первый план в определении судеб Европы все больше выходила НАТО, открыто делавшая ставку на использование военной силы с целью достижения желаемых результатов на международной арене. Одновременно сохранялась неопределенность с выполнением многих основополагающих договоренностей в области контроля над вооружениями и разоружения.
В этих условиях 15 мая 1992 года в Ташкенте (Узбекистан) был подписан Договор о коллективной безопасности, предусматривавший беспрецедентный на постсоветском пространстве уровень интеграции государств-членов в военно-политической сфере. Ключевое значение имеют статья 2 этого документа, предусматривающая обязательство приводить в действие механизм совместных консультаций в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, и в особенности статья 4, которая гласит: «В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами».
Время после подписания договора стало периодом энергичной наработки нормативно-правовой базы военно-политического и военно-технического сотрудничества, налаживания системы внешнеполитической координации.
Началось формирование единого механизма управления системой коллективной безопасности, создание ее региональных структур, совместных (объединенных) военных систем, повышение эффективности политических консультаций, координация усилий по отражению новых вызовов и угроз. Закладывались основы взаимоотношений с международными организациями, действующими в сфере безопасности.
Между тем обострение ситуации в Афганистане, сохранение напряженности в Кавказском регионе, приближение военной инфраструктуры НАТО к западным границам зоны ответственности Договора о коллективной безопасности потребовали перехода на качественно более высокий уровень военно-политической интеграции.
С целью глубокого совершенствования формата сотрудничества государств - участников договора, приведения его в соответствие с требованиями времени 7 октября 2002 года в Кишиневе (Молдавия) был подписан Устав Организации Договора о коллективной безопасности, юридически оформивший создание Организации Договора о коллективной безопасности.
В повестку дня выдвигалась задача перейти от сотрудничества между государствами - членами ОДКБ к их тесной интеграции, включающей согласование позиций по ключевым внешнеполитическим вопросам, создание региональных сил коллективной безопасности, развитие военно-технического сотрудничества, принятие действенных мер по противодействию новым вызовам и угрозам. К этому периоду относится существенное развитие деятельности межгосударственных органов ОДКБ, создание институционных условий для совершенствования военного сегмента Договора о коллективной безопасности.
По существу, был дан импульс процессу, приведшему к оформлению нынешней четкой организационной структуры ОДКБ, состоящей из уставных, постоянно действующих и вспомогательных органов и позволяющей успешно решать задачи, стоящие перед Организацией. Эта структура наделяется мощными и непрерывно развивающимися информационно-аналитической и информационно-технологической базами.
В сегодняшнем мире роль и место ОДКБ, ее задачи и цели, а также направления дальнейшего развития определены в Стратегии коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года - важнейшем документе, принятом главами государств - членов ОДКБ 14 октября 2016 года.
В соответствии со стратегией целью ОДКБ является обеспечение коллективной безопасности путем консолидации усилий и ресурсов государств-членов на основе стратегического партнерства и общепризнанных норм и принципов международного права. Ее достижение осуществляется путем разработки и системной реализации комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, оборонных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение и снижение угроз коллективной безопасности ОДКБ.
В соответствии со статьей 9 Устава ОДКБ в формате Организации функционирует механизм внешнеполитической координации, в рамках которого согласовываются оценки обстановки в зоне ответственности ОДКБ и на ее периферии, ведется выработка общих позиций и поиск совместных подходов к актуальным проблемам международной повестки дня. Встречи проводятся на уровнях министров иностранных дел, их заместителей, членов Постоянного совета ОДКБ, а также экспертов.
В ходе заседаний СМИД, рабочих встреч министров иностранных дел государств - членов ОДКБ рассматриваются актуальные вопросы международной безопасности и стабильности, согласовываются шаги по их укреплению, выдвигаются инициативы по широкому кругу проблем. Принципиально важно, что с 2011 года в Организации функционирует механизм Коллективных указаний представителям государств - членов ОДКБ при международных организациях, предусматривающих формирование общих подходов к вопросам обеспечения принципов неделимой безопасности, суверенного равенства, территориальной целостности государств, уважения их независимости, невмешательства во внутренние дела. Предусматривается координация работы на важнейших международных площадках по недопустимости искажения и пересмотра итогов Второй мировой войны. В июле 2016 года Коллективные указания были в очередной раз актуализированы.
Согласованные оценки процессов, определяющих развитие ситуации в мире, подходы к решению актуальных международных проблем фиксируются в совместных заявлениях, принимаемых главами государств, министрами иностранных дел, на уровне постоянных представителей государств - членов ОДКБ при международных организациях, руководителей делегаций на международных конференциях, совещаниях и других форумах.
Только в течение 2016 года принято в общей сложности 18 совместных заявлений по таким актуальным проблемам, как обеспечение всеобъемлющей стабильности в мире, влияние односторонних действий по развертыванию глобальной системы противоракетной обороны США на международную безопасность и стабильность, поддержка многосторонней инициативы о неразмещении первыми оружия в космосе, противодействие международному терроризму, обеспечение безопасности государственных границ в зоне ответственности ОДКБ, повышение эффективности ОБСЕ в системе общеевропейской безопасности, урегулирование нагорно-карабахского конфликта, ситуация в Сирии и вокруг нее, недопустимость односторонних принудительных мер, санкций и блокад в межгосударственных отношениях, необходимость борьбы с проявлениями нетерпимости и разжигания ненависти, а также призывами к войне и военному решению конфликтов, противодействие распространению оружия массового уничтожения, искоренение незаконной торговли стрелковым оружием и легкими вооружениями, соблюдение Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия, борьба с героизацией нацизма и неонацизмом и т. д.
В соответствии с ежегодно утверждаемым Планом консультаций представителей государств-членов в рамках Организации на регулярной основе проводились консультации по вопросам деятельности ООН и ОБСЕ, разоруженческой тематике и другим актуальным проблемам международной повестки дня. Также проходили заседания Рабочей группы по Афганистану, на которых анализировалась политическая обстановка в ИРА, перспективы афганского урегулирования, возможности противодействия вызовам и угрозам, исходящим с территории этой страны.
Важнейшим и приоритетным направлением деятельности ОДКБ является политическое сотрудничество с международными организациями и зарубежными странами в интересах объединения усилий ради поддержания стабильности и укрепления мира.
Поступательно развиваются отношения ОДКБ с ООН. Они базируются на полученном ОДКБ в 2004 году статусе наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН, Совместной декларации о сотрудничестве между секретариатами ОДКБ и ООН 2010 года, меморандумах о взаимодействии между ОДКБ и ООН в различных областях. С 2010 года ГА ООН на своих сессиях принимает резолюции «Сотрудничество между ООН и ОДКБ».
Тесные рабочие отношения установлены между генеральными секретарями обеих организаций. Генеральный секретарь ОДКБ выступал на заседаниях СБ ООН (последний раз - 28 октября 2016 г.). Пан Ги Мун со своей стороны присутствовал на заседании Постоянного совета ОДКБ.
Руководители Секретариата ОДКБ участвуют в мероприятиях сессий Генассамблеи, встречаются с заместителями и помощниками Генерального секретаря ООН, руководителями структурных подразделений Секретариата и Совета Безопасности, проводят презентации по актуальным вопросам деятельности ОДКБ по противодействию террористической и наркотической угрозам.
Успешно развивается сотрудничество ОДКБ с Региональным центром ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии. 26 апреля этого года руководитель центра П.Драганов принял участие в заседании Рабочей группы по Афганистану при СМИД ОДКБ, имел встречу с руководством Секретариата Организации.
Отношения тесного взаимодействия сложились между основными организациями, действующими на постсоветском пространстве. В декабре 2009 года был заключен Меморандум о сотрудничестве между Секретариатом ОДКБ и Исполнительным комитетом СНГ. 5 октября 2007 года в Душанбе был подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Секретариатом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Перечисленные документы весомо дополнили Протокол о сотрудничестве между Секретариатом Организации Договора о коллективной безопасности и Региональной антитеррористической структурой (РАТС) ШОС, подписанный в Астане 14 июня 2011 года, и Меморандум о сотрудничестве между Антитеррористическим центром государств - участников Содружества независимых государств (СНГ) и Секретариатом ОДКБ, подписанный в Москве 18 февраля 2011 года.
Эти договоренности проложили путь к образованию «четверки» - Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС), ОДКБ, СНГ и ШОС, - проделавшей немалую работу по координации действий этих организаций на направлениях противодействия угрозам международного терроризма и экстремизма, незаконному распространению наркотиков, в том числе из Афганистана, укрепления охраны границ и обеспечения пограничной безопасности.
В последние два года развитие на постсоветском пространстве интеграционных процессов в сфере безопасности происходит в формате «тройки» - ОДКБ, СНГ и ШОС. Договоренности о дальнейшей координации действий на этом направлении достигнуты на прошедших в 2015-2016 годах встречах генерального секретаря ОДКБ, исполнительного секретаря СНГ и генерального секретаря ШОС.
Сложно складываются отношения ОДКБ с западными партнерами. Завязывавшиеся в 2008-2010 годах контакты с Европейским союзом (ЕС) прерваны. Отношения с Североатлантическим союзом (НАТО) развития не получили.
В то же время следует отметить поступательное развитие отношений ОДКБ с ОБСЕ. Генеральные секретари ОДКБ и ОБСЕ выступали на заседаниях постоянных советов соответствующих организаций. Неоднократно проводились их личные встречи. Последняя из них состоялась 25 апреля этого года в ходе визита в Москву генерального секретаря ОБСЕ Л.Заньера.
Представители ОДКБ (как правило, генеральный секретарь или его заместители) принимают участие в заседаниях СМИД ОБСЕ, Ежегодной конференции по обзору ситуации в области безопасности, Форума по сотрудничеству в области безопасности, тематических семинарах и конференциях. Налажены контакты с Антитеррористическим подразделением ОБСЕ и Центром ОБСЕ по предотвращению конфликтов (ЦПК).
На постоянной основе проводится работа по совершенствованию системы кризисного реагирования ОДКБ. 14 октября 2016 года главами государств - членов ОДКБ принято решение о создании Центра кризисного реагирования. На ЦКР ОДКБ возложены функции по информационно-аналитическому и организационно-техническому сопровождению принятия уставными органами ОДКБ соответствующих решений.
Антикризисный потенциал ОДКБ апробируется в ходе периодически проводимых Деловых игр. В последний раз такая игра прошла 6-7 апреля 2017 года в Москве. Отрабатывались меры по обеспечению безопасности и стабильности Кавказского региона.
Стратегической задачей в сфере военной безопасности является содействие обеспечению коллективных интересов государств - членов ОДКБ посредством совершенствования обороноспособности, боеготовности и боеспособности их вооруженных сил, других войск и воинских формирований, войск ОДКБ, призванных при любом развитии военно-политической обстановки обеспечить безопасность, суверенитет и территориальную целостность государств - членов Организации.
Основу военного потенциала ОДКБ составляют Коллективные силы оперативного реагирования, региональные (объединенные) группировки войск, Коллективные авиационные и миротворческие силы, объединенные (совместные) военные системы и объекты военной инфраструктуры.
В рамках реализации Основных направлений развития военного сотрудничества государств - членов ОДКБ на период до 2020 года планомерно совершенствуются российско-белорусская и российско-армянская группировки войск. Хотя эти региональные группировки созданы на двусторонней основе, но в соответствии с Соглашением о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ 2010 года являются составной частью военного потенциала Организации.
В 2001 году в формате ОДКБ сформированы Коллективные силы быстрого развертывания в Центральноазиатском регионе коллективной безопасности (КСБР ЦАР) численностью порядка 5 тыс. человек в составе общевойсковых частей и подразделений, выделенных Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, а также российской авиабазы Кант.
В феврале 2009 года принято решение о создании Коллективных сил оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ. В них вошли выделенные государствами - членами ОДКБ воинские контингенты, формирования и силы специального назначения общей численностью около 20 тыс. человек.
Подготовка войск (Коллективных сил) Организации к выполнению поставленных задач осуществляется в соответствии с ежегодными планами совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки.
Начиная с 2004 года с формированиями сил и средств системы коллективной безопасности проведено 33 учения различного масштаба на территории государств - членов ОДКБ, в том числе с контингентами КСОР - восемь, КСБР ЦАР - десять, Миротворческими силами - пять, с формированиями сил специального назначения КСОР - девять, силами и средствами разведки - одно.
Предпринимаются меры по созданию совместных военных систем. Решение об интегрировании сил и средств ПВО государств - членов ОДКБ в единую систему ПВО ОДКБ принято на сессии Совета коллективной безопасности (СКБ) ОДКБ в 2004 году. В 2005 году СКБ принято Решение о развитии и совершенствовании противовоздушной обороны государств - членов ОДКБ, которое успешно выполняется.
В 2007 году главами государств - членов ОДКБ подписано Соглашение о миротворческой деятельности ОДКБ, которое вступило в силу и зарегистрировано в Секретариате ООН в 2009 году.
К настоящему времени формирование Миротворческих сил ОДКБ завершено. В соответствии с Положением о Миротворческих силах они могут применяться как на пространстве ОДКБ, так и за его пределами. В первом случае их задействуют по решению СКБ ОДКБ, а в миротворческих операциях вне территории государств-членов они могут участвовать по мандату Совета Безопасности ООН.
Осуществляется налаживание международного сотрудничества в области миротворчества. В сентябре 2012 года подписан Меморандум о взаимопонимании между Секретариатом ОДКБ и Департаментом операций ООН по поддержанию мира (ДОПМ).
На основании предложений ДОПМ, одобренных в целом всеми государствами - членами ОДКБ, подготовлен и в марте 2017 года направлен в министерства иностранных дел государств-членов на проработку проект «Дорожной карты» (Плана мероприятий) «Формирование условий для использования миротворческого потенциала ОДКБ в интересах глобальной миротворческой деятельности ООН на период 2017-2020 годов».
Документом предусматривается реализация институциональных, правовых, административных и технических мероприятий, обеспечивающих возможность использования миротворцев ОДКБ по мандату ООН, включая формирование резерва постоянной готовности из состава Миротворческих сил ОДКБ.
Получило развитие сотрудничество ОДКБ с Международным комитетом Красного Креста (МККК) в различных сферах гуманитарной деятельности: от новых гуманитарных вызовов в зоне ответственности ОДКБ до механизмов учета норм Международного гуманитарного права (МГП) в ходе планирования, подготовки и применения формирований сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ.
Важнейшим инструментом формирования системы коллективной безопасности ОДКБ рассматривается развитие военно-экономического и военно-технического сотрудничества. Цель военно-экономического сотрудничества состоит в переходе к совместной разработке и производству современных образцов вооружения, военной техники и другой продукции военного назначения в интересах всех государств - членов Организации, а также обеспечении устойчивого развития научно-технического и производственно-технологического потенциалов предприятий и организаций национальных оборонно-промышленных комплексов в условиях возможных вызовов.
Осуществление задач военно-экономического сотрудничества более десяти лет ведется под руководством Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству (МКВЭС) ОДКБ, которая создана Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ от 23 июня 2005 года в качестве вспомогательного органа ОДКБ.
При комиссии функционирует Деловой совет, который включает руководителей крупных акционерных обществ, а также предприятий и организаций оборонно-промышленных комплексов государств - членов Организации и решает задачу подготовки конкретных предложений по вопросам научно-технической и промышленной интеграции предприятий и организаций ОПК.
Главами государств - членов ОДКБ утверждена и вступила в силу Программа военно-экономического сотрудничества государств - членов ОДКБ на период до 2017 года и дальнейшую перспективу.
Взаимодействие в военно-технической сфере осуществляется на основе подписанного главами правительств государств - членов ОДКБ в 2000 году Соглашения об основных принципах военно-технического сотрудничества между государствами - участниками Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года. В качестве главного принципа такого сотрудничества соглашение определяет льготный режим взаимных поставок между государствами - членами ОДКБ продукции военного назначения по ценам, формируемым на основе цен на указанную продукцию, закупаемую национальными вооруженными силами, иными войсками, воинскими формированиями, правоохранительными органами и специальными службами для собственных нужд.
Взаимодействие государств - членов ОДКБ в сфере военно-технического сотрудничества также включает осуществление мер по обеспечению технической и информационной совместимости вооружения и военной техники сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ, создание запасов материальных средств для обеспечения сил и средств системы коллективной безопасности, оказание военно-технической помощи государствам - членам ОДКБ в случае возникновения угрозы агрессии или совершения агрессии, а также появления других внешних угроз их безопасности, суверенитету и территориальной целостности.
Одним из важных элементов практического взаимодействия в сфере военно-технического сотрудничества является развитие системы подготовки военных кадров.
Данная работа осуществляется с 2005 года на основе Соглашения о подготовке военных кадров для государств - членов ОДКБ, суть которого заключается в следующем: подготовка военных кадров ведется в образовательных учреждениях высшего, среднего, дополнительного профессионального образования и воинских частях; стороны имеют своей целью формирование и развитие единой системы подготовки военных кадров для вооруженных сил, других войск и воинских формирований государств - членов Организации по согласованным специальностям и программам обучения; подготовка кадров может проводиться как совместно с военнослужащими принимающей стороны, так и раздельно на специальных факультетах (в отделениях, группах) военных учебных заведений; подготовка военных кадров предполагает ее осуществление на платной основе или по квотам, устанавливаемым принимающей стороной.
В настоящее время усилиями Российской Федерации, Республики Казахстан и Республики Беларусь обеспечиваются практически все потребности государств - членов Организации в подготовке военных кадров на безвозмездной или льготной основе. В 2016 году количество принятых на обучение составило свыше 1200 человек.
В сфере противодействия транснациональным вызовам и угрозам работа ведется над тем, чтобы обеспечить развитие антитеррористической составляющей системы коллективной безопасности ОДКБ; противодействие транснациональной организованной преступности, в том числе незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, оружия, незаконной миграции; защиту населения и оказание гуманитарной помощи, снижение уровня ущерба территориям и критически важным объектам в условиях чрезвычайных ситуаций природного и гуманитарного характера; формирование безопасного информационного пространства государств - членов Организации; взаимодействие в сфере охраны государственных границ.
Одним из главных инструментов обеспечения безопасности государств-членов, в том числе и от террористической угрозы, является силовой потенциал ОДКБ.
В состав Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ включены формирования сил специального назначения - это выделенные государствами подразделения специального назначения органов внутренних дел (полиции), внутренних войск, органов безопасности и специальных служб.
В соответствии с поручениями глав государств - членов ОДКБ приоритет отдается активизации борьбы с международным терроризмом и насильственным экстремизмом. Вопросы, связанные с решением контртеррористических задач, отрабатываются в ходе совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки.
На сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ 14 октября 2016 года принят ряд документов, направленных на совершенствование системы противодействия международным террористическим организациям и их пособникам. В их числе - Положение о формировании Единого списка организаций, признанных террористическими в формате ОДКБ.
Под эгидой Координационного совета руководителей компетентных органов по противодействию незаконному обороту наркотиков (КСОПН) - специализированного вспомогательного органа ОДКБ - проводится Региональная антинаркотическая операция постоянного действия «Канал». В операции участвуют сотрудники органов наркоконтроля внутренних дел (полиции), пограничной охраны, таможни, государственной (национальной) безопасности и финансовых разведок государств - членов Организации.
С 2003 по 2017 год проведено 24 активных этапа операции, к которым, помимо компетентных органов государств - членов ОДКБ, присоединились в качестве наблюдателей правоохранительные структуры Азербайджана, Афганистана, Болгарии, Боливии, Венесуэлы, Германии, Италии, Ирана, Испании, Китая, Колумбии, Латвии, Литвы, Монголии, Никарагуа, Пакистана, Перу, Польши, Румынии, Сирии, США, Турции, Туркменистана, Украины, Финляндии и Эстонии, а также такие международные структуры, как ОБСЕ, Интерпол и Европол, Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Координационная служба Совета командующих пограничными войсками СНГ (КС СКПВ СНГ).
В ходе этапов операции «Канал» из незаконного оборота изъято около 335 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, в том числе более 16 тонн героина, пять тонн кокаина, 52 тонны гашиша, шесть тонн синтетических наркотиков, а также свыше 12 тыс. единиц огнестрельного оружия.
В 2011 году решением СКБ ОДКБ в состав Формирования сил специального назначения (ФССН) КСОР Организации включены спецподразделения антинаркотических ведомств государств-членов.
В 2016 году на Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по мировой проблеме наркотиков озвучено и распространено Заявление государств - членов ОДКБ по вопросам противодействия наркоугрозе. В 2016 году заместитель генерального секретаря ОДКБ выступил на заседании Комитета Совета Безопасности ООН по «Талибану» и наркотикам с развернутой презентацией «Опыт взаимодействия антинаркотических служб государств - членов ОДКБ в борьбе с трафиком наркотиков с территории Афганистана».
Исходя из положений Декларации государств - членов ОДКБ, принятой на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в 2006 году, был инициирован процесс формирования механизмов сотрудничества в сфере реагирования на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
В 2007 году решением СКБ ОДКБ создан Координационный совет по чрезвычайным ситуациям (КСЧС) государств - членов ОДКБ. В состав КСЧС вошли руководители уполномоченных органов государств - членов Организации в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Соответствующая работа проводится в согласовании с Планом мероприятий по реализации Основных направлений развития системы коллективного реагирования государств - членов Организации Договора о коллективной безопасности на чрезвычайные ситуации, утвержденным Решением СКБ ОДКБ в 2014 году.
В рамках его реализации создаются гуманитарные центры в регионах коллективной безопасности. Завершается развертывание Российско-армянского гуманитарного центра. Продолжается разработка проектов соглашений по размещению государственных материальных резервов между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики, а также между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан.
В соответствии с решением СКБ ОДКБ 2014 года завершается процесс создания механизма льготного режима закупок специальной техники и вооружения для спасательных подразделений государств - членов ОДКБ. Успешно проводится подготовка и переподготовка кадров на льготной основе для противопожарных, аварийно-спасательных органов и специальных служб государств - членов ОДКБ в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС Республики Беларусь и МЧС Российской Федерации.
В области противодействия незаконной миграции, исходя из задач, определенных Стратегией коллективной безопасности ОДКБ на период до 2025 года, основные усилия компетентных органов государств - членов ОДКБ сосредоточены на создании эффективного механизма коллективной системы противодействия незаконной миграции граждан третьих стран, совершенствовании сотрудничества и информационного обмена в ходе скоординированных оперативно-профилактических и специальных мероприятий в рамках операции ОДКБ «Нелегал», наблюдении за миграционными процессами в целях прогнозирования их развития и выявления новых каналов незаконной миграции из третьих стран.
С 2008 года результативно работает Координационный совет руководителей компетентных органов государств - членов ОДКБ по вопросам борьбы с незаконной миграцией (КСБНМ), который сформирован в соответствии с решением СКБ как вспомогательный орган ОДКБ.
При проведении операций «Нелегал» за период с 2008 года было выявлено более 1 млн. нарушений миграционного законодательства. Возбуждено свыше 5 тыс. уголовных дел в отношении организаторов незаконной миграции и свыше 400 уголовных дел за торговлю людьми, а также свыше 100 тыс. уголовных дел по другим составам преступлений, выявленным в ходе операций. Задержано свыше 1600 лиц, находившихся в международном розыске. Только в 2016 году выявлены сомнительные финансовые операции на сумму около 1,5 млрд. долларов.
Исходя из масштабности и одновременно глубокой латентности преступлений, связанных с торговлей людьми, в рамках ОДКБ совместно с Бюро Международной организации по миграции в 2014 и 2016 годах было организовано проведение отдельного целенаправленного комплекса скоординированных оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций по противодействию деятельности организованных преступных сообществ. Совместными усилиями компетентных органов государств - членов ОДКБ в ходе проведения данных мероприятий было выявлено свыше 600 каналов торговли людьми.
По результатам проведенных мероприятий органами внутренних дел государств - членов ОДКБ возбуждено свыше 3300 уголовных дел непосредственно за торговлю людьми и использование рабского труда, свыше 440 тыс. уголовных дел по иным составам преступлений, а также выявлено свыше 930 лиц, находившихся в международном розыске.
Подготовка кадров для правоохранительных органов и спецслужб осуществляется во Всероссийском институте повышения квалификации сотрудников МВД России, в Сибирском юридическом институте МВД России, а также в учебных заведениях высшего профессионального образования МЧС - базовых образовательных учреждениях ОДКБ. В 2016 году в СибЮИ МВД России состоялся первый выпуск специалистов по контролю за наркотиками из Кыргызстана и Таджикистана, прошедших обучение по программе высшего образования.
Среди важнейших задач ОДКБ стоит задача по формированию безопасного информационного пространства государств - членов ОДКБ, обеспечению способности противостоять негативному воздействию, осуществляемому через глобальное информационное пространство.
На уровне СКБ ОДКБ принято более десяти важных нормативных правовых актов, регламентирующих сотрудничество государств - членов Организации по формированию политической, правовой и организационной основ системы информационной безопасности; кадровому, научному и финансовому сопровождению; разработке мер по обеспечению информационной безопасности объектов, имеющих трансграничное значение; укреплению взаимодействия заинтересованных министерств и ведомств государств - членов ОДКБ в целях формирования безопасного информационного пространства и противодействия преступности в сфере информационных технологий.
В целях координации совместных действий при Комитете секретарей советов безопасности ОДКБ сформирована Рабочая группа по вопросам информационной политики и информационной безопасности, в состав которой включены представители национальных координирующих и уполномоченных органов.
Вступил в силу Протокол о взаимодействии государств - членов ОДКБ по противодействию преступной деятельности в информационной сфере, который должен содействовать практическому взаимодействию специальных подразделений органов безопасности и внутренних дел (полиции) в ходе расследования соответствующих преступлений.
На постоянной основе реализуются практические мероприятия по противодействию преступности в сфере информационных технологий в формате операции «ПРОКСИ» (от полного названия «противодействие криминалу в сфере информации»). Основной целью операции является выявление и пресечение функционирования в национальных сегментах сети Интернет информационных ресурсов, содержание которых наносит или может нанести ущерб национальной и коллективной безопасности государств - членов Организации.
Всего в ходе операции «ПРОКСИ» с 2009 по 2016 год было выявлено 79 914 информационных ресурсов, имеющих значение для оценки угроз коллективной безопасности. Деятельность 33 592 из них приостановлена или заблокирована. При этом выявлено 59 667 фактов, свидетельствующих о возможном совершении преступлений. По итогам проверок полученных материалов возбуждено 15 271 уголовное дело.
В декабре 2014 года Советом коллективной безопасности ОДКБ было принято решение о создании Консультационного координационного центра (ККЦ) ОДКБ по вопросам реагирования на компьютерные инциденты.
Завершается актуализация перечня наиболее важных объектов национальной информационной инфраструктуры, обеспечение безопасности которых требует совместного мониторинга. Налажен процесс обмена информацией о кибератаках.
Формирование системы информационной безопасности невозможно без подготовки высококвалифицированных кадров. На этом направлении практические меры в формате ОДКБ реализуются в соответствии с Соглашением о подготовке кадров для правоохранительных, противопожарных, аварийно-спасательных органов и специальных служб государств - членов ОДКБ.
Решением Совета министров обороны ОДКБ от 9 декабря 2010 года Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М.Штеменко объявлено базовой учебно-методической организацией по подготовке военных кадров для государств - членов ОДКБ по специальностям в области информационной безопасности. Реализуется проект по повышению квалификации специалистов высшего звена из государств - членов ОДКБ по тематике «информационная безопасность» на базе Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». Ежегодно по соответствующим программам обучается до 30 специалистов.
16 ноября 2006 года в Санкт-Петербурге состоялось заседание членов Совета Межпарламентской ассамблеи государств - участников СНГ, являющихся членами ОДКБ, на котором было принято решение создать Парламентскую ассамблею (ПА) ОДКБ - ведуший орган межпарламентского сотрудничества государств-членов.
В декабре 2010 года решением Совета коллективной безопасности ОДКБ Парламентская ассамблея внесена в Устав ОДКБ. Основной формой работы ПА являются пленарные заседания, которые проводятся, как правило, два раза в год.
Организацию деятельности ПА осуществляет ее председатель и совет, состоящий из руководителей парламентов (руководителей палат парламентов) государств-членов.
Рабочими органами ассамблеи являются три постоянные комиссии: по политическим вопросам и международному сотрудничеству, по вопросам обороны и безопасности, по социально-экономическим и правовым вопросам и Информационно-аналитический правовой центр. Постоянно действующим рабочим органом является Секретариат Парламентской ассамблеи ОДКБ.
В последнее время на заседаниях совета и пленарных заседаниях в качестве официальных наблюдателей присутствуют делегации национальных парламентов Сербии и Афганистана. В качестве гостей - парламентские делегации Исламской Республики Иран, Исламской Республики Пакистан, Китайской Народной Республики, Республики Куба и Республики Индия.
В информационной сфере акцент сделан на совершенствовании информационно-аналитического потенциала в интересах развития эффективной системы коллективной безопасности, распространении объективной информации о деятельности ОДКБ, реализации общественно-политических проектов. В этих целях Секретариат ОДКБ провел 11 марта 2013 года Международный семинар-совещание с руководителями информационно-аналитических структур государств - членов ОДКБ. На нем было принято решение о создании Аналитической ассоциации ОДКБ, которая предназначена для разработки стратегии и мероприятий скоординированной информационной политики в интересах государств - членов Организации, информационно-аналитической поддержки решений глав государств - членов ОДКБ, налаживания деловых контактов, обмена информацией, проведения экспертного и ситуационного анализа. Ею проведено несколько десятков мероприятий («круглых столов», международных конференций, ситуационных анализов и т. д.).
22 марта 2017 года в Секретариате ОДКБ состоялась презентация публичного доклада Аналитической ассоциации ОДКБ «Угроза международного терроризма и религиозного экстремизма государствам - членам ОДКБ на центральноазиатском и афганском направлениях».
22 апреля 2014 года в Екатеринбурге состоялась процедура подписания Меморандума о создании Университетской лиги ОДКБ, в которую вошли около 30 вузов из всех государств - членов ОДКБ.
В преддверии празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне Университетская лига ОДКБ провела патриотическую акцию «Вальс Победы», в которой приняли участие около 50 тыс. человек. Состоялись крупные молодежные форумы: Россия - Казахстан (сентябрь 2015 г., Сочи); Россия - Армения (июнь 2016 г., Москва). В Московском государственном лингвистическом университете 29 марта 2016 года была проведена Ролевая игра «Международная модель ОДКБ».
В принятом 14 октября 2016 года главами государств - членов ОДКБ заявлении выражается готовность продолжить активную работу по развитию нашей организации и повышению ее эффективности, совершенствованию сил и средств системы коллективной безопасности ОДКБ, рассматриваемой в качестве важнейшего инструмента, способствующего поддержанию мира, стабильности и обеспечению безопасности, независимости и суверенитета государств-членов.