ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Ложные аргументы против Будапешта

15:05 23.08.2025 • Дьёрдь Варга, Посол, доктор по теории международных отношений, глава миссии ОБСЕ в России (2017-2021 гг.), член общественного совета Венгерской академии наук

Будапештский меморандум (1994) во время войны в Украине неоднократно упоминается в аргументации коллективного Запада как сдерживающий пример агрессивной внешней политики России и игнорирования международных гарантий, предоставленных Украине. 20 августа премьер-министр Польши Туск в своем сообщении на платформе "X" выступил против проведения саммита Трамп-Путин-Зеленский в Будапеште, намекая на нарушение международного права, связанного с Будапештом. В интервью американскому журналисту Лексу Фридману, опубликованном 5 января, президент Украины Зеленский заявил, что «в тюрьму нужно посадить всех, кто заставил Украину подписать так называемый Будапештский меморандум». Дональд Туск не осознал, что своим заявлением он указывает на ответственность польской внешней политики, связанную с нарушением Будапештского меморандума и созданием предпосылок для войны в Украине, в которой лично он и министр иностранных дел Сикорский также причастны.

Связь между Будапештским меморандумом, войной и вопросом ответственности вполне обоснована, и крик о помощи польского премьер-министра по поводу совершенного преступления абсолютно понятен. Где не соблюдаются международные договоры и резолюции Совета Безопасности ООН, там позже падают бомбы. Так происходит сегодня и в Украине. Президент Украины считает подписание Будапештского меморандума ошибкой, и украинская дипломатия категорически представляет указанную выше критическую позицию президента Зеленского, согласно которой ответственность лежит на российской стороне.

Этим нарративом — совершенно ошибочно — пытается воспользоваться и премьер-министр Польши Туск, который, исходя из своего и без того неприязненного отношения к венгерской внешней политике, выступает против проведения в Будапеште саммита, призванного положить конец войне. Суть проблемы: в Будапештском меморандуме Украина отказывается от своего ядерного оружия, взамен подписавшие его государства подтвердили, что будут уважать ее суверенитет и существующие границы.

Поскольку во вступлении я упомянул об ответственности польской внешней политики, связанной с Будапештским меморандумом, я изложу логику своих аргументов, основываясь на этом утверждении и на фактах. В начале своего текста я хотел бы заявить как факт следующее:

  • 18 марта 2014 года (после референдума 16 марта) президент России Путин подписал закон о присоединении Крыма к России, что можно расценивать как нарушение Будапештского меморандума 1994 года. (Россия не уважала территориальную целостность и существующие границы Украины.)
  • Однако НАТО и его страны уже дважды (в апреле 2008 года и в феврале 2014 года) нарушили государственный суверенитет Украины, который также был гарантирован Будапештским меморандумом: таким образом, российский шаг (март 2014 года) можно оценить как следствие этих событий.

Заявлением, принятым в Бухаресте 3 апреля 2008 года (пункт 23), согласно которому «Украина и Грузия станут членами НАТО», НАТО нарушило государственный суверенитет Украины. В этом исторически ошибочном решении премьер-министр Польши Туск и министр иностранных дел Сикорский сами принимали активное участие, представляя свою страну на саммите организации в Бухаресте в апреле 2008 года. Как мы пришли к такому выводу?

  1. 16 июля 1990 года парламент Украины (Верховный Совет Украинской ССР) принял Декларацию о государственном суверенитете Украины. В пункте IX Декларации говорится, что «Украина торжественно заявляет о своем намерении стать постоянно нейтральным государством, не участвующим в военных блоках, и придерживается трех принципов, касающихся безъядерного статуса: не принимать, не производить и не приобретать ядерное оружие».
  2. 24 августа 1991 года парламент Украины принял Акт провозглашения независимости Украины. Преамбула Акта о провозглашении независимости гласит, что Акт провозглашения независимости реализует на практике упомянутую в пункте 1 Декларацию о государственном суверенитете Украины, принятую 16 июля 1990 года. То есть: постоянный нейтралитет и внеблоковый статус Украины как главные атрибуты самостоятельной, суверенной государственности были подтверждены.
  3. 1 декабря 1991 года на Украине состоялся референдум, который подтвердил положения Акта провозглашения независимости. По оценке ОБСЕ (предшественницы СБСЕ), в референдуме приняли участие 84% избирателей, и более 90% проголосовали за независимую государственность, определенную в предыдущих декларациях (от 16 июля 1990 года, 24 августа 1991 года). То есть: референдум также подтвердил постоянный нейтралитет и внеблоковый статус Украины.
  4. Для Украины, чей нейтральный и внеблоковый статус был неоднократно подтвержден, декларация о государственном суверенитете, принятая в 1990 году, установила безъядерный статус как добровольное обязательство. Следуя этому направлению, 5 декабря 1994 года в Будапеште президенты США Билл Клинтон, России Борис Ельцин, Украины Леонид Кучма, а также премьер-министр Великобритании Джон Мейджор подписали Будапештский меморандум. В меморандуме Украина отказывается от своего ядерного оружия, взамен подписавшие его государства подтвердили, что будут уважать ее независимость, суверенитет и существующие границы.
  5. 28 июня 1996 года парламент Украины принял Конституцию страны. Преамбула основного закона гласит: парламент построил конституцию на основе Акта провозглашения независимости 1991 года и результатов референдума по нему, состоявшегося 1 декабря 1991 года. То есть: Конституция Украины подтвердила как постоянный нейтралитет, так и внеблоковый статус.

Украинский народ и его представители достаточно часто заявляли, что хотят жить в нейтральной и внеблоковой стране. Премьер-министр Польши также знает, что в 1994 году подписанты Будапештского меморандума подписали его с нейтральной и внеблоковой Украиной, чтобы «уважать ее независимость, суверенитет и существующие границы». Дональд Туск также знает, что в 2008 году НАТО не интересовалось вышеупомянутыми конституционными и международно-правовыми препятствиями. Он и его министр иностранных дел могли бы указать в Бухаресте: «Не делайте этого с Украиной, украинский народ этого не хочет!!!»

НАТО — при личном участии премьер-министра Туска и министра иностранных дел Сикорского — не уважало:

  • Декларации о нейтралитете и внеблоковом статусе Украины, принятые в 1990, 1991 и 1996 годах, а также действующую украинскую Конституцию.
  • Волю тогда еще 52-миллионного населения Украины, подтвержденную на референдуме 1 декабря 1991 года, относительно нейтралитета и внеблокового статуса (с более чем 90% голосов «за»).
  • Суверенитет Украины, ее право определять свое будущее как нейтральное и внеблоковое государство в очень сложной геополитической среде между Востоком и Западом.

Золтан С. Биро, историк, эксперт по России, через шесть месяцев после решения НАТО, в ноябре 2008 года, в своей публикации «Возвращение России» (стр. 61) зафиксировал, что за шагом НАТО абсолютно отсутствовала поддержка и желание украинского общества: «Характерно, что в начале 2008 года лишь треть- четверть населения Украины поддерживала членство страны в НАТО. ... И эта осторожность в отношении членства в НАТО в Украине во многом является следствием того, что большинство украинского общества опасается, что присоединение к западной военной организации серьезно обременит российско-украинские отношения. Настолько серьезно, что его последствия напрямую повлияют на повседневную жизнь значительной части политического сообщества».

НАТО не уважало суверенитет Украины в 2008 году, когда, вопреки всем конституционным и международно-правовым актам, назвало ее будущим членом НАТО, и не уважало его и в 2014 году, когда страны НАТО участвовали в захвате власти против демократически избранного главы государства и правительства.

В 2014 году страны ЕС/НАТО — при американской координации (с личным участием заместителя госсекретаря Виктории Нуланд) — поддержали антиконституционную смену власти в нейтральной Украине, стремящейся к равновесию между Востоком и Западом. В этом процессе польская дипломатия — с премьер-министром Туском и министром иностранных дел Сикорским, которые тогда также были у власти, — играла активную роль.

Тогдашний президент Виктор Янукович, столкнувшийся с поддерживаемыми из-за рубежа протестами, и лидеры оппозиции подписали соглашение о политическом урегулировании, где министры иностранных дел стран ЕС/НАТО, предложив себя в качестве поручителей, также подписали документ 21 февраля 2014 года. Среди них были министр иностранных дел Польши Сикорский и нынешний президент Германии Штайнмайер. Государственный переворот, который произошел на следующий день, не был осужден ни поручителями (Германия, Франция, Польша), ни НАТО/ЕС.

Переворот привел к гражданской войне, и «основанные на ценностях» ЕС и НАТО поменялись ролями. Согласно западному нарративу, преступниками стали те, кто не признал руководство, пришедшее в результате переворота. Однако, по мнению населения Восточной Украины, преступников следует искать среди тех, кто стимулировал, координировал и признал антиконституционное, насильственное свержение демократически избранного главы государства и его правительства, погрузив суверенную, нейтральную страну в хаос. Через месяц после переворота Крым отделился от Украины в результате референдума и присоединился к России, а на Восточной Украине сепаратистские процессы окончательно лишили Киев возможности контролировать части Луганской и Донецкой областей.

Правительства Германии, Польши и Франции (Веймарская группа) серьезно нарушили свои поручительские обязательства, в результате чего после 22 февраля 2014 года в Украине разразилась гражданская война. Поручители ввели в заблуждение действующего президента Украины, который необоснованно поверил в подпись и поручительско-посредническую роль министров иностранных дел ЕС/НАТО и после заключения политического соглашения с оппозицией в таких обнадеживающих международных условиях привел в состояние покоя правоохранительные органы.

Премьер-министр Польши Туск, очевидно, не думал об этих взаимосвязях, когда выступал против проведения потенциального саммита по урегулированию войны в Украине в Будапеште. Перечисленные польские причастности могут дать повод для пересмотра его позиции как в отношении решения НАТО 2008 года, так и в отношении легко забытой подписи министра иностранных дел Сикорского в качестве поручителя в 2014 году.

Если премьер-министр Туск придет к этим выводам, он легко поймет, что его протест против будапештского места проведения был безосновательным.

Не следует винить создателей и подписантов Будапештского меморандума, а также место его подписания, за войну в Украине и за нарушение содержания этого международного документа. Причины войны в Украине следует искать не в Будапештском меморандуме, не в Акте о провозглашении независимости Украины, не в Конституции Украины и не в Минских соглашениях, одобренных Советом Безопасности ООН, а в тех политиках, которые проигнорировали эти документы — и многократно выраженное мнение украинского народа. Среди этих политиков есть активные члены польского правительства, во главе с премьер-министром Туском.

Премьер-министр Польши Туск мог бы оказать большую помощь президенту Украины Зеленскому, если бы на их следующей встрече или на ближайшем заседании Европейского совета с участием президента Украины они напомнили бы о тесной взаимосвязи между Актом провозглашения независимости Украины, украинским референдумом 1 декабря 1991 года, Конституцией Украины 1996 года и содержанием Будапештского меморандума. (В качестве руководства я предлагаю использовать мой нынешний текст.)

За этими взаимосвязями они также быстро поймут, что стало причиной нынешнего положения нейтральной и внеблоковой Украины и где следует искать настоящих виновников разрушения европейской страны и стоящего за ней украинского народа.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати