Фото: en.wikipedia.org
Замминистра иностранных дел России Игорь Моргулов констатировал рост числа террористов, беженцев и внутренне перемещенных лиц на Ближнем Востоке. «Это катастрофические последствия геополитической инженерии запада», — заявил дипломат на 9-й Ближневосточной конференции, которую провели Валдайский клуб и Институт востоковедения РАН. Среди других вызовов эксперты обсудили арабо-израильский вопрос, гуманитарную катастрофу в Идлибе, противоречия внутри астанинской тройки, кризис управления и проблему суверенитета стран Ближнего Востока.
Политический и общественный деятель Сирии Али аль-Ахмед отметил недостаточную цифровизацию, информационный кризис, дефицит воды из-за расточительного использования и изменения климата – в качестве основных препятствий развитию ближневосточных стран. При этом в отличие от стран Азиатско-Тихоокеанского региона, им не удается использовать взрывной рост населения. Женщины выключены из общественной жизни, а среди молодежи тотальная безработица. При этом, по оценкам Али аль-Ахмеда, в среднем половина населения государств Ближнего Востока младше 25 лет.
«Котел этот кипит ещё и потому, что высок градус внешнего вмешательства», — заметил научный руководитель Института востоковедения РАН Виталий Наумкин. Он обратил внимание на разобщенность, турбулентность и внутреннюю конфликтность в регионе. Все это усугубляется ограниченностью суверенитета многих государств, они, на взгляд востоковеда, зависимы от интересов внешних игроков. «Сирийский кризис высветил эти проблемы», — подчеркнул Виталий Наумкин. Он констатировал, что турецкие партнёры не сумели выполнить обязательства по разделению умеренных и радикальных группировок в Идлибе. И рассказал о том, что в Турции есть силы, которые враждебно относятся к России: российскому послу в Анкаре поступают угрозы. При этом гуманитарная ситуация в идлибской зоне деэскалации продолжает деградировать.
Напряженность на Ближнем Востоке продолжает нагнетаться искусственно, как утверждает Сергей Лавров. Таким дестабилизирующим фактором он считает политическую часть американской инициативы, названной «сделкой». Она была опубликована 30 января и подверглась критике большинства арабских стран, что выразилось в заявлении Лиги арабских государств. В негативной её оценке, несмотря на существующие противоречия едины и участники астанинской тройки Иран и Турции. Предложения США характеризуют, как односторонние уступки Израилю. Президент Палестинской администрации Махмуд Аббас назвал её «пощечиной века». Чтобы преодолеть кризис, Россия призывает возобновить заседания «квартета» международных посредников (Россия, США, ЕС, ООН) и сформировать в Персидском заливе механизм коллективной безопасности и сотрудничества. Соответствующую концепцию Россия представила в ООН.
Какие цели может преследовать "сделка века", если очевидно, что Палестина её не примет, корреспондент «Международной жизни» узнал у экспертов.
Андрей Быстрицкий: Я считаю, что "сделка века" в основном мотивирована внутриполитическими проблемами в США и Израиле. Выборы приближаются как в Израиле, так и в США. Главная цель именно в этом. В рамках политической активности — это довольно осмысленный ход. Что до реальности сделки, то я оцениваю её как не слишком реалистичную.
Виталий Наумкин: Могу добавить, что, конечно, те, кто планировали эту сделку, не могли не понимать, что другая сторона её не примет. Меня беспокоит то, что это заложено заранее. Расчёт делается на то, что в течение 4 лет переходного периода, который даётся палестинцам в рамках сделки века, они не согласятся с идеей аннексии значительной части западного берега, самой лакомой частью этой территории, то тогда уже американцы с израильтян будут иметь полное право захватывать территорию, легитимизировать поселения, строить новые. И вот это самое опасное, потому что приведёт к очень большому конфликту.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs