Фото: mid.ru
Российские дипломаты наблюдают рост ксенофобии, мигрантофобии, антицыганских, антисемитских и русофобских настроений. Об этом заявил уполномоченный МИД России по вопросам прав человека, демократии и верховенства права Григорий Лукьянцев, представляя в Москве очередной доклад МИД России о ситуации с правами человека в отдельных странах.
Григорий Лукьянцев подчеркивает, что расовая и религиозная нетерпимость замечены, в том числе в странах, которые считают себя передовыми в вопросе соблюдения прав человека. При этом ультралиберальные силы, по его словам, продолжают навязывать свои ценности и не противостоят кампании по переписыванию истории. «Сохранение исторической памяти – лучший способ предотвратить распространение идей нацизма и шовинизма», — убежден дипломат.
Григорий Лукьянцев после презентации ответил на вопросы журналистов.
«Международная жизнь»: Как реагирует на результаты вашего анализа международное сообщество?
Реакция на данный доклад – вопрос времени. Сегодня только презентация. Доклад размещен на сайте министерства иностранных дел. К нему будет привлекаться внимание иностранных партнеров по линии загранучреждений, российских посольств за рубежом. Обычно такие доклады передаются нашим собеседникам из дипломатических ведомств зарубежных государств, в профильные международные организации. Допустим, комиссару Совета Европы по правам человека, комиссару ОБСЕ по делам национальных меньшинств, в секретариаты мониторинговых органов по линии Совета Европы, в управление верховного комиссара ООН по правам человека. Там эти документы, мы уверены, изучаются. Та реакция, которая поступает нам по дипломатическим каналам, об этом свидетельствует. Тем более, что содержание докладов основано на выводах и обобщениях, оценках рекомендаций международных правозащитных организаций: как межправительственных, так и неправительственных. Поэтому мы исходим из того, что информация, содержащаяся в докладе, носит объективный характер. Это не умозаключение МИД.
«Международная жизнь»: Видят ли иностранные партнеры связь между защитой прав человека и сохранением исторической памяти?
Россия ежегодно вносит на рассмотрение ГА ООН проект резолюции о борьбе с героизацией нацизма, неонацизма и другими практиками, которые способствуют эскалации современных форм расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ним нетерпимости. Эта инициатива РФ пользуется неизменной поддержкой государств-членов ООН. Подавляющее число голосует за этот документ. Помимо России соавторами резолюции стало еще 61 государство. Такого никогда не было до этого. За все эти годы голосовали против только США и Украина. Воздерживаются члены Евросоюза и некоторые другие. Они не считают нацистские шествия и распространение идеологии нацизма и человеконенавистнической риторики нарушением прав человека. Согласно их позиции, это проявление свободы выражения мнения, свободы собраний и ассоциации, поэтому ограничиваться оно никак не может. Мы с этим подходом в корне не согласны, поскольку существуют конкретные обязательства государств по Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (статья 4), которая требует от участников преследовать любые подобные проявления и организации, в том числе в уголовном порядке.
Еще один аргумент коллег, не поддерживающих нашу инициативу, это то, что она носит, на их взгляд, сугубо исторический характер и не связана с правами человека. Мы также с этим не согласны, потому что речь идет об обелении, оправдании тех, кто на практике реализовывал человеконенавистническую идеологию, теорию расового превосходства, тех, кто осуществлял геноцид во время Второй мировой войны. Обеление подобных преступлений – это оправдание той идеологии, которой придерживались соответствующие круги и государства. Молодое поколение будет слышать, что преступления нацистов и коллаборационистов не так уж и плохи, что это не было преступлением и документы Нюрнбергского трибунала ошибочны. Мы видим в этом прямую угрозу дальнейшего распространения идей расизма, человеконенавистничества, ксенофобии и неонацизма.
Поддерживают ли другие государства ту связь, которую мы проводим между борьбой с фальсификацией истории и защитой прав человека? Тот факт, что за резолюцию высказываются более 130 членов ООН (2 против и порядка 50 воздерживаются), говорит о том, что российский подход пользуется достаточно широкой поддержкой.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs