ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Россия и Иран обсуждают проблемы безопасности. (К встрече на высшем уровне в Ереване)

10:59 05.10.2019 • Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук

1 октября в Ереване рамках саммита Евразийского экономического союза (ЕАЭС) встретились и провели переговоры президент России Владимир Путин и президент Исламской Республики Иран (ИРИ) Хасан Роухани.

Как остроумно подметил армянский востоковед Вардан Восканян, «история - удивительное явление… 1 октября 2019 года в Ереване по-дружески встретились президент Ирана Хасан Роухани и президент РФ Владимир Путин. Между тем, 1 октября 1827 года, преодолев сопротивление иранского гарнизона, русское войско вошло в Ереван. Армении, как государства, тогда не было. А армяне участвовали в войне с обеих сторон. Сейчас, слава Богу, Армения – государство, и обе эти стороны встречаются в ту же дату и по-дружески беседуют именно в том городе, где вели друг против друга кровопролитную войну почти 200 лет назад».[1]

Встречи президентов РФ и ИРИ в последнее время проходят с определенным постоянством на разных форумах и в различных форматах. И это понятно: у двух стран есть много общих проблем, которые необходимо решать на самом высоком уровне. Это касается и глобальных, и региональных и двусторонних вопросов.

В Ереване Владимир Путин и Хасан Роухани в основном сосредоточились на двух крайне актуальных проблемах: судьбе ядерной сделки - Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) и ситуации в зоне Персидского залива. Сегодня это глобальные проблемы, от которых, по сути, зависит международная безопасность, включая вопросы войны и мира и будущее режима нераспространения ядерного оружия.

Уже не раз говорилось, что судьба СВПД висит на волоске. Если недавно Евросоюз и три европейские страны – Британия, Германия и Франция - соавторы ядерной сделки выступали против выхода США из СВПД, против санкций в отношении Ирана, то после 14 сентября, после атаки на нефтяные объекты Саудовской Аравии, в чем обвинили Тегеран, ситуация резко изменилась. Теперь Европа не готова, как раньше, отстаивать интересы Ирана, которые в данном конкретном случае совпадали с интересами Евросоюза.

На ереванской встрече президент Роухани в очередной раз охарактеризовал СВПД, как успешный пример многосторонней дипломатии для решения международных проблем, призвав подписавшие его стороны предпринять шаги для его реализации.[2]

Действительно, СВПД является одним из самых значимых достижений международной дипломатии. Соглашение создавало прецедент взаимоотношений ведущих держав со странами, желающими развивать ядерную энергетику, и процесс ухода от него является крайне негативной в политико-дипломатическом плане тенденцией.

Со своей стороны, президент Путин, подтвердил российскую поддержку ядерной сделки с Ираном и подчеркнул, что Москва прилагает все усилия для полного выполнения обязательств по СВПД всеми сторонами соглашения.[3]

Как известно, будущее СВПД оказалось под вопросом после одностороннего выхода США из соглашения 8 мая 2018 года и введения Вашингтоном санкций против Ирана в сфере нефтяного экспорта. Ровно через год - 8 мая 2019 года - Иран объявил о поэтапной (сроком по 60 дней) приостановке выполнения части обязательств по СВПД и призвал других участников сделки вернуться к полному ее выполнению.

На первом этапе осуществлялось накопление низкообогащенного урана и тяжелой воды. 7 июля Тегеран перешел ко второму этапу к обогащению урана свыше 3,67%. 7 сентября начался третий этап, который оказался наиболее серьезным и выходящим за рамки соглашения, поскольку касался установки новейших центрифуг. О четвертом шаге на пути из СВПД, который может быть предпринят ИРИ в начале ноября, пока информации нет. Но, несомненно, он будет более радикальным в плане восстановления ядерной деятельности Ирана.

2 октября Организация по атомной энергии Ирана (ОAЭИ) опубликовала заявление, в котором говорится, что сокращение обязательств по ядерной сделке будет продолжаться в соответствии с инструкциями верховного лидера аятоллы Хаменеи.[4]

Ранее лидер выступил перед командованием Корпуса стражей исламской революции (КСИР) с заявлением, в котором говорится: «По ядерной проблеме мы продолжим сокращать выполнение обязательств. Мы должны продолжить этот процесс со всей серьезностью… до тех пор, пока не достигнем нужного результата».[5]

В заявлении ОAЭИ говорится, что агентство будет продолжать заниматься научной и стратегической деятельностью. При этом в документе отмечается, что ИРИ вернется к полному соблюдению положений СВПД, как только другие стороны соглашения будут соблюдать и выполнять свои обязательства по соглашению.

Однако, исходя из вышеизложенного, правомерно пессимистично констатировать, что на сегодняшний день возможности по спасению СВПД практически исчерпаны. Надежды на ирано-американский диалог рухнули.[6] США ужесточают антииранские санкции. Европа всё явственнее поворачивается от ИРИ к США.

Возможно, конечно, в Ереване президент Путин убеждал иранского коллегу не делать резких шагов по выходу из СВПД. Это, безусловно, оттянуло бы момент окончательного краха ядерной сделки, что дало бы время и шанс, чтобы возобновить работу по восстановлению СВПД, быть может, даже в несколько измененном формате. Тем более, что до президентских выборов в США остается год. А на нового президента, президента – демократа, ой как рассчитывают в Тегеране.

Президент Путин и президент Роухани рассматривали в Ереване еще одну важнейшую и не менее горячую проблему – безопасность в Персидском заливе и Ормузском проливе. Этот регион в последние месяцы стал центром противостояния Ирана с США, Саудовской Аравией, Израилем и их союзниками. Хворост в костер конфликта подбросил ракетно-воздушный удар по нефтяным объектам Саудовской Аравии.

В ходе беседы с президентом Путиным президент Роухани сказал, что поддержание мира и стабильности в регионе, включая Персидский залив, а также свобода судоходства и безопасность судоходства в Ормузском проливе являются абсолютом политики Ирана. При этом г-н Роухани подчеркнул, что «прочная безопасность и мир в Персидском заливе, Оманском заливе и Ормузском проливе могут быть достигнуты только при участии стран региона».[7]

Как известно, выступая 25 сентября на заседании Генеральной Ассамблее ООН, президент Роухани выдвинул инициативу, названную им «Ормузское мирное начинание» (Hormuz Peace Endeavour, или сокращенно - Hope, что в переводе с английского означает «Надежда»).[8]

На встрече с В.Путиным иранский президент, описывая и объясняя «Ормузское мирное начинание», заявил, что целью этой инициативы является содействие миру, стабильности и процветанию для всех стран региона, а также содействие взаимопониманию и мирным, дружеским отношениям между ними.

Он добавил, что эта инициатива включает в себя различные области сотрудничества, такие как государственная энергетическая безопасность, свобода судоходства и свободная транспортировка нефти и других ресурсов через Ормузский пролив и за его пределы.

В целях практического осуществления иранского плана «Надежда» президент Роухани, еще выступая в ООН, сказал: «Исходя из исторической ответственности моей страны за поддержание безопасности, мира, стабильности и прогресса в регионе Персидского залива и Ормузского пролива, я хотел бы пригласить все страны, непосредственно затронутые событиями в Персидском заливе и Ормузском проливе, к созданию «Коалиции за надежду», что означает «Ормузский мир».[9] В иранской интерпретации безопасность в зоне Персидского залива может быть обеспечена исключительно после вывода американских войск. Безопасность не должна обеспечиваться американским оружием и вмешательством.[10]

Министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф уточнил, что «изначально в эту коалицию по безопасности в Персидском заливе должны войти Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Бахрейн, Арабские Эмираты, Катар, Оман, Кувейт и, возможно, Йемен».[11]

Идея создания системы безопасности в зоне Персидского и Оманского заливов, Ормузского пролива давно висит в воздухе. Она неоднократно обсуждалась в течение многих лет. Россия на протяжении десятилетий предлагала различные варианты решения проблем безопасности в этом регионе.

Попытка обеспечить региональную безопасность была сделана арабскими странами Залива, сформировавших Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) в 1981 г. Однако в организацию не были приглашены ни Ирак, ни тем более неарабский Иран. Да и сам ССАГПЗ подвержен внутренним противоречиям и расколам. Что уж тут говорить о всеобщей, когда не решены проблемы региональной безопасности. Почти 40 лет, прошедшие с момента основания ССАГПЗ, насыщенные войнами и кровавыми конфликтами, продемонстрировали абсолютную его беспомощность.

Другую формулу, другой подход предложила Россия в июле 2019 г., выдвинув Концепцию коллективной безопасности в зоне Персидского залива, которая развивает идеи, разработанные в РФ в конце 1990-х годов и доработанные в 2004 и 2007 годах.[12].

В отличие от иранской инициативы российские предложения более конкретны и реальны, поскольку рассчитаны на постепенное осуществление с учетом интересов не только стран Залива, но и всех заинтересованных государств мира. В организацию по коллективной безопасности в российском изложении могли бы войти Россия, Китай, США, Индия, страны Евросоюза и другие государства.[13]

Правда, и президент Роухани, и глава МИД ИРИ Зариф заявляли, что подробнее иранская инициатива «Ормузское мирное начинание» будет доработана в ближайшее время и разослана всем заинтересованным сторонам. Надеемся, что там будет больше конкретики.

Тот факт, что различные страны обеспокоились ситуацией, сложившейся в зоне Персидского залива, дает надежду на серьезный диалог и возможное сотрудничество всех, кто заинтересован в разрядке напряженности в регионе. Уже есть документальная основа для работы, для сравнения программ и выявления в них наиболее реальных и эффективных методов обеспечения безопасности в одном из самых взрывоопасных регионов Земного шара.

Работа предстоит долгая и трудная, но другого пути нет. И с полной уверенностью можно констатировать, что встреча президентов России и Ирана Владимира Путина и Хасана Роухани в Ереване была важным шагом на этом пути.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] Сайт радио Спутник Армения. 01.10.2019. [Электронный ресурс] URL: https://ru.armeniasputnik.am/politics/20191001/20613481/Putin-i-Roukhani-obsudili-v-Erevane-initsiativu--Irana-po-bezopasnosti-v-Ormuzskom-prolive.html

[2] Сайт ИА Mehr. 01.10.2019. [Электронный ресурс] URL: https://en.mehrnews.com/news/150728/Rouhani-Putin-discuss-Iran-s-peace-plan-for-Hormuz-Strait

[3] Там же

[4] Сайт ИА Mehr. 02.10.2019. [Электронный ресурс] URL: https://en.mehrnews.com/news/150773/Iran-s-atomic-agency-vows-to-continue-reducing-JCPOA-commitments

[5] Сайт ИА Mehr. 02.10.2019. [Электронный ресурс] URL: https://en.mehrnews.com/news/150759/US-failed-to-inflict-symbolic-defeat-on-Iran-via-maximum-pressure

[6] Выступая 2.10. перед командованием КСИР, аятолла Хаменеи сказал, что, не сумев заставить Иран сдаться, американцы решили организовать встречу с президентом Ирана Хасаном Роухани, которая была им нужна как «символ подчинения Ирана» давлению. Он добавил, что американцы «даже дошли до того, что «просили и искали посредничества у своих европейских друзей», но они не смогли обеспечить такую встречу. Они и впредь будут терпеть неудачи». Сайт ИА Mehr. 02.10.2019. [Электронный ресурс] URL: https://en.mehrnews.com/news/150759/US-failed-to-inflict-symbolic-defeat-on-Iran-via-maximum-pressure

[7] Сайт ИА Mehr. 01.10.2019. [Электронный ресурс] URL: https://en.mehrnews.com/news/150728/Rouhani-Putin-discuss-Iran-s-peace-plan-for-Hormuz-Strait

[8] С выступлением Х.Роухани в ООН можно ознакомиться на Сайте президента Ирана Роухани. 25.09.2019 [Электронный ресурс] URL: http://www.president.ir/en/111465

[9] Сайт президента Ирана Роухани. 25.09.2019 [Электронный ресурс] URL: http://www.president.ir/en/111465

[10] Там же

[11]Сайт ИА Новости. 23.09.2019. [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20190923/1559008251.html

[12] Сайт МИД РФ. 23.07.2019. [Электронный ресурс] URL: http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/international_safety/conflicts/-/asset_publisher/xIEMTQ3OvzcA/content/id/3733575

[13] Подробнее см.: В.Сажин.Главная проблема безопасности в Персидском заливе – отношения США-Иран. Сайт журнала Международная жизнь. 26.07.2019. [Электронный ресурс] URL: https://interaffairs.ru/news/show/23296

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Версия для печати