Macroeconomic Policies in Countries of the Global South/ Anis Chowdhury, Vladimir Popov (ed.). – N.Y.: Nova Science Publishers, 2019.
В издательстве Nova Science Publishers (Нью-Йорк) вышла в свет коллективная монография «Макроэкономическая политика в странах глобального Юга», подготовленная исследовательским институтом «Диалог цивилизаций» и крупнейшими учеными России, Германии, Швейцарии, Бразилии, Австралии, Филиппин, некоторые из которых одновременно являются сотрудниками международных экономических организаций (прежде всего Азиатского банка развития, оказавшего авторам активную поддержку).
Общую редакцию монографии осуществили директор по исследованиям в области экономики и политологии института «Диалог цивилизаций» в Берлине, главный научный сотрудник Центрального экономико-математического института (ЦЭМИ) РАН Владимир Попов и профессор экономики Университета Западного Сиднея и Университета Нового Южного Уэльса (Австралия) Анис Чоудхури.
Эта книга завершает одноименный исследовательский проект Института «Диалог цивилизаций». В труде рассмотрены варианты макроэкономической политики, которая в наибольшей степени благоприятствует экономическому росту в развивающихся странах. Принявшие участие в составлении труда эксперты дают свой ответ на причины падения объемов производства в ряде стран мира, а также предлагают оптимальные модели денежно-кредитной и фискальной политики для обеспечения их инклюзивного устойчивого развития.
Практически все авторы монографии убеждены, что неолиберальные принципы современной монетарной политики слабо применимы к реалиям стран глобального Юга. Более того, принципы, которым следуют сторонники Вашингтонского консенсуса, скорее препятствуют развитию стран Азии, Африки и Латинской Америки. Классический пример – самый высокий уровень голода традиционно фиксируется в странах Африки южнее Сахары, несмотря на то, что на континенте расположено больше всего земель, пригодных к развитию сельского хозяйства. Обычно этот феномен объясняется стремительным ростом населения, многочисленными вооруженными конфликтами и стихийными бедствиями. Однако у происходящих событий есть и иное объяснение – «чёрный континент» превратился из экспортера продовольствия исключительно в импортера. Дело в том, что долговой кризис, наступивший во многих странах в 1980-х годах, заставил их лидеров проводить программу экономической стабилизации и структурных реформ по лекалам Всемирного банка и Международного валютного фонда. Так аграрная отрасль оказалась разрушена субсидированным импортом продукции из США и Европы, а местное сельское хозяйство потеряло устойчивость перед изменениями климата и экстремальными погодными условиями.
Как можно обеспечить экономический рост? Какие ресурсы для этого использовать в первую очередь – внутренние, которые формируются за счет национальных сбережений, или внешние, то есть иностранные инвестиции? Рассуждая формально, приток капитала извне должен способствовать быстрому развитию, поскольку кредиты и прямых иностранных инвестиций представляют собой свободные деньги, способствующие, в свою очередь, росту потребления. В подобной логике лидеры роста должны рано или поздно стать чистыми заемщиками: отдача от инвестиций у них высока, а по счету текущих инвестиций у них будет наблюдаться постоянный дефицит. Однако на практике происходит наоборот: сейчас почти нет стран, где наблюдалось бы сочетание больших инвестиций и низкого уровня сбережений. Наоборот, быстрорастущие экономики отличаются профицитом платежного баланса, а если говорить о странах, по отношению к которым используется определение «экономическое чудо», то они опирались в первую очередь на внутренние сбережения. В современной литературе эта закономерность получила название «парадокса Фельдштейна-Хориоки», согласно которому существует высокая корреляция между внутренними сбережениями и внутренними инвестициями.
Таким образом, помощь развивающимся странам, направленная на финансирование балансов развивающихся стран, не представляет собой ключевого фактора экономического роста. Кроме того, ее объем зависит от цен на нефть. Когда они низкие, развивающиеся страны не имеют ресурсов для проведения самостоятельной политики. Когда они растут, развитые страны Запада пытаются через институты помощи активно влиять на их политику в нужном развитым странам направлении.
В монографии проводится мысль, что экономия государственных расходов на необходимые общественные блага (образование, здравоохранение, инфраструктуру, защиту правопорядка, администрация) могут привести в перспективе к падению объемов производства. Это произошло после распада биполярной политической системы в постсоциалистических странах во время рецессии 1990-х годов.
Авторы признают, что универсального рецепта выхода из сложившейся ситуации не существует. Однако страны с гибкой денежно-кредитной политикой лучше справляются с неблагоприятными вызовами и угрозами на мировых рынках.
По мысли авторов, оптимальная финансовая, монетарная и валютная политика в странах глобального Юга, при всех их различиях, предполагает, в частности, использование торгового протекционизма и поддержку заниженного валютного курса при накоплении валютных резервов сверх необходимых для международных расчетов потребностей.
Отдельного внимания составителей удостоилась макроэкономическая стратегия КНР. Интересно, что позиция Пекина, который последовательно декларирует на международной арене приверженность принципам свободы торговли и принципам Всемирной торговой организации, оценивается авторами скорее положительно, как сочетающая разумный прагматизм и масштабные амбиции. Правда, Китай де-факто осуществляет масштабные инвестиции в инфраструктуру развивающихся стран, объективно способствуя преодолению ими отсталости от стран Запада, представляя собой альтернативный центр экономического развития. Кроме того, для Китая характерна прогрессивная система налогообложения, позволяющая стране чувствовать себя сравнительно уверенно при большом объеме внешних вызовов.
Подобная позиция Пекина категорически не устраивает США. В этом смысле приход Дональда Трампа в Белый дом, как и усиление протекционизма в США, были предсказуемы. В Вашингтоне уже давно обвиняли Пекин в том, что экономика КНР растет за счет искусственного занижения стоимости китайских товаров, импортируемых на американский рынок, при этом китайский профицит возвращался в США в виде вложений растущих китайских резервов в облигации американского казначейства. Развернувшаяся на наших глазах торговая война между США и КНР наглядно показала, что в Вашингтоне намерены в корне изменить такое положение дел, а для Пекина в этих условиях приоритетными остаются реализация проекта «Пояса и Пути», а также разнообразные форматы выхода на рынки Европейского союза, включая сотрудничество с Россией и другими
странами-участницами Евразийского экономического союза.
Составители труда предполагают, что он будет востребован как политиками и экономистами, которые заинтересованы в поиске оптимальных моделей обеспечения инклюзивного и устойчивого развития, так и студентами, поскольку литературы подобного рода сравнительно немного. Мы, со своей стороны, надеемся, что эта книга найдет своего читателя в России и будет востребована всеми, кто интересуется современными проблемами международных отношений.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs