В сентябре главы государств мира соберутся в Нью-Йорке, чтобы проанализировать, насколько преуспело человечество в достижении Целей развития, поставленных на ооновском Саммите тысячелетия. И, разумеется, внимание участников будет сфокусировано на такой глобальной теме, как борьба с голодом и недоеданием, обозначенной в качестве Цели № 1.

К сожалению, по общим оценкам вряд ли можно будет констатировать, что мы серьезно продвинулись в решении задачи сокращения числа голодающих в мире наполовину к 2015 году. Когда в 1996 году проблема голода на планете впервые стала темой Всемирного продовольственного саммита, число недоедающих оценивалось в 840 млн. человек. В прошлом же году на фоне мировых финансовых неурядиц эта цифра перешла печальный рубеж в 1 млрд. человек.

В настоящее время 31 страна в мире остро нуждается в продовольствии: 20 - в Африке, 9 - в Азии и на Ближнем Востоке и две страны на латиноамериканском континенте. Да и в относительно благополучных развитых странах насчитываются миллионы жителей из социально незащищенных слоев, которые хронически недоедают либо не получают полноценного качественного питания. По жестоким статистическим данным ФАО, в прошлом году каждые шесть секунд от голода и связанных с ним болезней умирал ребенок, а общее число «голодных смертей» было больше, чем от СПИДа, туберкулеза и малярии вместе взятых.

Во многом эта ситуация обусловлена продовольственным кризисом последних лет, который стал результатом переплетения целого ряда субъективных и объективных факторов. Не в последнюю очередь - это хроническое многолетнее невнимание к нуждам агросектора, его недофинансирование, особенно в развивающихся странах. Определенная доля ответственности здесь лежит и на развитых государствах: доля сельского хозяйства в официальной помощи развитию упала с 17% в 1980 году до 3,8% в 2006 году. Под воздействием климатических изменений существенно возросли частота и масштабы губительных для аграрного производства и продовольственной обеспеченности стихийных бедствий: засух, наводнений, оползней, землетрясений, тайфунов. Есть и застарелые причины: несогласованность подходов к торговле сельхозпродукцией, спад инвестиций в инфраструктуру, инновационную деятельность и научные исследования в АПК. Имели место и «новшества» в виде масштабных спекуляций на продовольственных биржах. И наконец, нельзя не назвать рост продовольственного спроса и изменение структуры потребления в «новых экономиках», политику форсированного производства биотоплива из основных производственных культур, которые стали катализатором роста цен и усугубили дефицит продовольствия.

Некоторое оживление аграрного производства в ряде стран после пика финансовых неурядиц 2008 года, к сожалению, не получило дальнейшего закрепления - инвестиционная активность по-прежнему на низкой отметке. Для сельхозпроизводителей остро стоят проблемы, связанные с кредитованием и возвратом заемных средств, эффективностью землепользования, сбыта продукции. Лето нынешнего года, отмеченное небывалой засухой в ряде государств, не сулит избытков урожая, влияющих на экспортные возможности и объемы гуманитарного продовольственного содействия.

На фоне этой, в общем-то, достаточно пессимистичной картины нельзя не упомянуть и ряд позитивных факторов. Продовольственная безопасность за последние годы прочно закрепилась в числе главных приоритетов международной повестки дня. Тем самым создана важнейшая политическая предпосылка для объединения усилий государств на этом направлении. Утвердилось понимание, что традиционные механизмы пробуксовывают, одиночные инициативы, пусть даже и крупных, экономически развитых держав, должного результата не дают. В связи с этим требуются принципиально новые и, что не менее важно, коллективные решения. Многофакторность продовольственного кризиса инициировала обстоятельную дискуссию по широкому спектру сопрягающихся проблем - от биотоплива и генетических ресурсов до торговли сельскохозяйственной продукцией и рационального использования земель.

Целый ряд важных рекомендаций и инициатив выработан в последние годы по итогам крупных международных форумов. Процесс, начатый на саммите «Группы восьми» в 2008 году в Тояко (Япония), получил свое продолжение в 2009 году в Аквиле (Италия) - там была принята Декларация по продовольственной безопасности. Сформулированные в ней принципы действий, одобренные затем на Римском продовольственном саммите в ноябре 2009 года, носят теперь название «Пять римских принципов». Они следующие:

1. Международная поддержка должна оказываться программам, ориентированным на конкретные результаты, причем эти программы должны разрабатываться и реализовываться самими странами.

2. Необходимо усилить координацию на всех уровнях - глобальном, региональном, страновом - с целью более эффективного распределения ресурсов.

3. Прямые меры помощи наиболее уязвимым странам целесообразно сочетать с укреплением продовольственного потенциала, развитием сельских регионов, на основе повсеместной реализации права на достаточное питание.

4. Во главу угла должен быть поставлен принцип многосторонности, с акцентом на укрепление потенциала учреждений ООН и других международных организаций.

И, наконец, 5-й принцип - добросовестное выполнение всеми партнерами обязательств по устойчивому, своевременному и долгосрочному ресурсному обеспечению.

Весомый вклад вносит также созданная Генсеком ООН Целевая группа высокого уровня (ЦГВУ), в состав которой входят руководители ведущих профильных учреждений системы ООН и многосторонних финансовых институтов. Результатом работы ЦГВУ стала Всеобъемлющая рамочная программа действий, которую мировое сообщество рассматривает в качестве «идеологической платформы» для дискуссии по теме продбезопасности.

В развитие Аквильской инициативы, где были приняты масштабные обязательства по инвестированию в продовольственный потенциал нуждающихся стран, ФАО предложила создать всеобъемлющий универсальный инструмент мониторинга продовольственной безопасности в мире - постоянно обновляющуюся электронную базу данных. Это позволит в любой момент времени фиксировать потребности стран в продовольствии, уровень финансирования международных программ развития АПК, степень готовности национальных и межгосударственных механизмов к разного рода продовольственным ЧП, состояние мировых агропромышленных запасов и т.п. Данная идея получила название «Инструмент мониторинга Аквильской инициативы по продбезопасности» («AFSI mapping tool»). Разумеется, впереди еще предстоят межгосударственные дискуссии вокруг механизма реализации замысла, поскольку главное в этом инструменте - удобство для самих заинтересованных стран, как доноров, так и получателей помощи.

За последние год-два существенно усилилась работа на региональном уровне. Здесь, конечно же, нельзя не упомянуть Комплексную программу аграрного развития Африки, инициативу стран Латинской Америки по преодолению голода к 2025 году, меры по укреплению продбезопасности в формате АСЕАН, арабских государств. Евросоюзом предпринят ряд акций, ориентированных на помощь Африке и реализацию права на питание, экологию аграрного производства. Отрадно, что не остается в стороне и наш регион - важные решения в сфере агропромышленного развития приняты в этом году на форумах ШОС, ЕврАзЭС. Крепнет взаимодействие на продовольственном направлении стран БРИК.

В актив можно записать и повсеместное осознание того факта, что срочная продовольственная помощь - своего рода «шоковая терапия» - не должна превращаться в миссионерство. Недопустимо «сажать» развивающиеся страны на «донорскую иглу», сдерживая тем самым укрепление национального сельскохозяйственного и продовольственного потенциала.

В решениях Римского саммита подчеркивается, что долгосрочные программы содействия должны быть тесно увязаны с национальными планами развития. Примечательно - такой подход теперь поддерживают прежде всего сами нуждающиеся страны, публично заявляющие о нежелании быть иждивенцами. Никто не сбрасывает со счетов внешние меры по поощрению инвестиций, предоставлению доступа к знаниям и технологиям, содействию в выравнивании торговых дисбалансов. Но полнота ответственности за обеспечение продовольственной безопасности и ликвидацию голода внутри страны ложится прежде всего на ее национальное правительство: именно оно определяет задачи, регулирует механизмы, объемы и каналы помощи. И уж, конечно, недопустимо навязывать государствам-реципиентам программы помощи в качестве «обязательных инструментов» стабилизации их социально-экономических систем. Этот фундаментальный принцип закреплен, в частности, в резолюции 62/208 ГА ООН.

В сложившихся условиях по-новому высвечивается роль римских ооновских институтов. Большинство стран признает за Римом роль главной площадки по поддержанию международного диалога по продовольственной безопасности.

Базирующиеся здесь три ведущие международные организации в продовольственной сфере - ФАО, ВПП и ИФАД - обладают уникальными мандатами, экспертизой и опытом, которые более чем востребованы в выработке соответствующих механизмов, соединяющих усилия различных мировых игроков в борьбе с голодом: национальных правительств, межгосударственных объединений, гражданского общества и бизнеса.

В этом контексте следует особо отметить набравшую ход реформу ФАО - ключевого международного специнститута в сфере сельского хозяйства и продовольствия. Начаты масштабные преобразования функционирующего в штаб-квартире ФАО Комитета по всемирной продовольственной безопасности (КВПБ), в рамках которого запущено формирование Глобального партнерства по сельскому хозяйству, продбезопасности и питанию.

Ведется работа по усилению координации, повышению согласованности действий указанных структур. Требуется более упорядоченное разделение сфер ответственности в четком соответствии с мандатами, которыми государства-члены наделили эти и другие смежные международные организации, занимающиеся гуманитарной помощью и содействием развитию. УКГВ, к примеру, является стратегическим координатором программ чрезвычайной помощи, ПРООН сосредоточена на долгосрочных социально-экономических мерах, ВПП держит первенство в продовольственном содействии с максимально широким охватом «в поле» и сравнительными преимуществами в логистике и телекоммуникациях.

Важное место в мобилизации ресурсов отведено Центральному фонду чрезвычайного реагирования ООН (ЦФЧР), ИФАД, Всемирному банку. Свою нишу в чрезвычайных усилиях занимает Международная организация гражданской обороны (МОГО). Важнейшая созидательная роль «моста» от помощи к долгосрочному сельскохозяйственному развитию, а также прогнозу и мониторингу потребностей стран отведена ФАО.

Конечно же, главным решающим и направляющим органом остается Генеральная Ассамблея ООН. В начале июля на площадке ГА ООН завершился очередной этап многолетней дискуссии о формах и механизмах объединения усилий организаций-смежников в работе на страновом уровне. Принятая резолюция ГА об общесистемной согласованности нацеливает систему развития ООН на повышение скоординированности усилий, снижение административных расходов, гармонизацию бизнес-практик и процедур. Путями реализации этого могут быть как новый формат взаимодействия «Единая ООН», предполагающий введение общей для всех агентств программы, единоначалия на страновом уровне, единого бюджета, так и традиционные форматы работы. Право выбора - за правительством страны-получателя. В этих усилиях важно сохранить уникальный, специфический мандат каждого из институтов, что позволит устранить дублирование и распыление средств на региональном и страновом уровнях.

Но, пожалуй, главным положительным итогом последних лет можно назвать заметное укрепление взаимопонимания стран по тематике продбезопасности, стремление идти навстречу друг другу, поднявшись над сиюминутными тактическими, а порой даже и традиционными геополитическими интересами. Стремление к поиску консенсусных решений демонстрируют даже те, кто придерживается противоположных позиций при обсуждении принципиальных вопросов. Так проявляется осознание факта неделимости продовольственной безопасности в современную эпоху, где и выигрыш, и проигрыш могут быть только общими. Именно в этом контексте сегодня формируются национальные интересы в сферах, имеющих отношение к борьбе с голодом.

q

РОССИЯ, с 2005 года став постоянным донором ВПП, а с марта 2006-го - членом ФАО, последовательно наращивает свое участие в международных усилиях по борьбе с голодом. В феврале этого года наша страна завершила годовое председательство в Исполнительном совете ВПП. По общему признанию, российское председательство сыграло весомую роль в принятии решений, обеспечивших устойчивую деятельность программы в непростых условиях финансово-экономической рецессии.

Во время визита в марте этого года в Москву исполнительного директора ВПП Ж.Шииран были подписаны соглашения: с МЧС России - по переходу на долгосрочное планирование взносов на проекты по борьбе с голодом, а с Минсельхозом - по реализации российского зерна на нужды программы и участию нашей страны в проектах ВПП по школьному питанию и созданию сетей социальной поддержки в нуждающихся странах. По последней теме наше особое внимание сфокусировано на ближайших соседях - Армении, Таджикистане, Киргизии. В июне председателем правительства России В.В.Путиным принято решение о запуске трехлетнего проекта по школьному питанию для Армении, на который выделено 8 млн. долларов. Комплексный подход, отраженный в этом инновационном проекте, заключается в помощи социально незащищенным категориям населения Армении, что сопряжено с созданием в перспективе национальных механизмов устойчивого обеспечения питанием, развитием сельских территорий и местного агропроизводства, решением задач образования и гендерного равенства. Это полностью идет в русле «решений Аквилы» и последних инновационных тенденций в сфере продовольственной помощи, включая постепенный переход от прямых поставок продовольствия к развитию местного сельского хозяйства и пищевой промышленности. Также в рамках ВПП Россия совместно с другими партнерами прорабатывает новые перспективные формы объединения донорских усилий, когда участники, дополняя друг друга, могли бы использовать свои естественные преимущества для решения проблем голода.

Россия последовательно поддерживает инициативы ФАО по преодолению последствий продовольственного кризиса и развитию мирового агропромышленного комплекса. Откликнувшись на призыв ФАО, наша страна выделила на восстановление животноводства Монголии после снежной бури 57 тыс. тонн фуражного зерна.

В составе бюро Комитета по всемирной продовольственной безопасности мы приняли активное участие в выработке комплекса мер по реформированию этого ключевого международного органа. В Руководящий комитет созданной на базе КВПБ Группы международных экспертов вошел российский академик Игорь Тихонович. На повестке дня - объединение усилий с ФАО по использованию на цели продовольственной безопасности уникальной коллекции генетических ресурсов растений Всероссийского института растениеводства имени Н.И.Вавилова (Санкт-Петербург).

Россия твердо привержена выполнению взятых в Аквиле обязательств по борьбе с голодом и финансированию сельского хозяйства. На период 2009-2011 годов наше государство предусмотрело в рамках международной помощи сельхозразвитию около 290 млн. долларов, что нашло отражение в отчетности, представленной саммиту «Группы восьми» в Мускоке. Наш совокупный взнос в фонд ВПП за нынешний год превысил 30 млн. долларов. Кроме того, еще 15 миллионов Минфин России перечислил в фонд продовольственного реагирования Всемирного банка.

Существенным вкладом в обеспечение международной продовольственной безопасности является развитие российского агропромышленного комплекса, его глубокая системная модернизация. Планомерное наращивание сельскохозяйственного производства за последние десять лет вывело нашу страну в нетто-экспортеры зерновых, поставляющую продовольствие в более чем 50 стран. Убежден, что последствия нынешнего, тяжелого для российского АПК года, будут успешно преодолены и наша страна останется одним из ведущих игроков на мировом зерновом рынке.

Повышенное внимание также уделяется подъему животноводства, инвестициям в сельхозинфраструктуру, расширению доступа к качественному питанию малообеспеченных слоев населения. В числе главных приоритетов - перевод сельского хозяйства на инновационную технологическую базу. Причем задача состоит в том, чтобы сделать это, развивая собственный научно-технический потенциал и привлекая для этого передовые достижения наших международных партнеров. Эти меры органично вплетаются в глобальный контекст. Российские модели развития социального питания, включая школы, совершенствование технологий, в том числе программное обеспечение управления АПК, профильные отечественные образовательные программы и научная база - все это может быть активно востребовано в создании продовольственного потенциала стран-получателей, в первую очередь наших ближайших соседей  на постсоветском пространстве. Принятие в конце прошлого года российской Доктрины продовольственной безопасности, разработанной в соответствии со стандартами ФАО, стало в этом плане событием международного значения.

В соответствии с одобренной Президентом России Д.А.Медведевым Концепцией участия страны в содействии международному развитию нами приняты обязательства на сумму более 1 млрд. долларов на период 2010-2011 годов в смежных с продовольственной сферах, как-то: борьба с бедностью, инфекциями, укрепление образования. Ожидается, что в перспективе часть отечественного потенциала содействия развитию будет целевым образом направлена в сектор АПК.

Предпринимаемые Россией совместно с другими членами мирового сообщества усилия по борьбе с голодом - важная часть того, что должно быть сделано для успешного достижения Цели тысячелетия № 1. Продовольственная безопасность, право на достойное питание для всех и каждого есть суть российского подхода. В осознании государствами общности глобальных и национальных интересов в этом вопросе - ключ к решению проблемы голода. И здесь мы остаемся оптимистами.