ГЛАВНАЯ > Рецензии

Северо-Восточная Азия: региональные противоречия и задачи интеграции

15:25 18.08.2019 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Трансформация международных отношений в Северо-Восточной Азии и национальные интересы России/ Под ред. А.В.Торкунова, Д.В.Стрельцова.- М.: Аспект Пресс, 2019.

Вышел в свет новый коллективный труд отечественных востоковедов, в котором рассмотрены международно-политические, военно-стратегические и экономические аспекты изменений системы международных отношений в Северо-Восточной Азии. Особое внимание уделено наиболее острым региональным проблемам, включая ядерную проблему на Корейском полуострове, территориальный спор в Восточно-Китайском море между Пекином, Тайбэем и Токио, а также тайваньской проблеме. Отдельный раздел монографии посвящен национальным интересам России в контексте ее взаимоотношений со странами региона.

Изучение региональных систем международных отношений в их динамике приобретает особое значение. В регион Северо-Восточной Азии входят крупнейшие экономики мира – Китай, Японию, Россию и Южную Корею, которые входят в «Большую двадцатку», а также Корейскую Народно-Демократическую Республику.

Для региона характерны отношения взаимной конкуренции и взаимного сотрудничества. Военно-политическая ситуация по-прежнему соответствует реалиям холодной войны, а полноценной системы глобальной безопасности здесь так и не сложилось.

Кроме того, в регионе сложилась система новой биполярности, поскольку многие важные международные события проходят под флагом американо-китайского противостояния, которое имеет открыто конфронтационный характер. В него втянуты Япония и Республика Корея, а также КНДР, связанная союзническими отношениями с Пекином.

К настоящему времени в Северо-Восточной Азии выявились две группы государств, которые, официально не заявляя об этом, стремятся обеспечить себе лидирующие позиции в регионе. С одной стророны это США и их ближайшие союзники – Япония и Республика Корея, а с другой – Китай и Россия, связанные отношениями всеобъемлющего стратегического партнерства.

В то же время, несмотря на противостояние Вашингтона и Пекина, другие центры силы имеют возможность действовать самостоятельно, определяя свое отношение к ряду региональных проблем и сохраняя определенную степень координации с «генеральной линией». Так, например, президент Республики Корея Мун Чже Ин на фоне политики жесткой изоляции, которую проводила администрация президента США Дональда Трампа в отношении Пхеньяна, предпринял шаги к налаживанию связей с северокорейским руководством и даже провел встречу с Ким Чен Ыном в Пханмунджоме. Премьер-министр Японии Синдзо Абэ, несмотря на политику президента Обамы, развернувшего курс на политическую изоляцию России и проведение санкционной политики в отношении Москвы, пошел на активное развитие отношений с нашей страной. Кроме того, Токио опасается возможного объединения России и Китая на антияпонской почве.

В монографии подчеркивается, что ряд стран Северо-Восточной Азии владеют ядерным оружием и средствами его доставки (Россия, Китай, КНДР) либо обладают достаточным потенциалом для начала его производства в сжатые сроки (Республика Корея, Япония). При этом на фоне сложной и запутанной ситуации с военно-блоковой системой безопасности в любой внутрирегиональный конфликт могут быть втянуты США, политически и экономически тесно связанные с Токио и Сеулом, а торгово-экономически – с Пекином.

Свою роль играют и факторы геополитического и экономического соперничества, которые влияют на изменения в региональной расстановке сил. Немало осложняют взаимоотношения между странами региона и территориальные споры. В их числе - вопрос о принадлежности островов Сэнкаку(Дяоюйдао) в Восточно-Китайском море, проблема разграничения исключительной экономической зоны на континентальном шельфе Восточно-Китайского моря, перспективы заключения мирного договора и пограничного размежевания между Россией и Японией, а также споры о статусе островов Токто (Такэсима) в японо-южнокорейских отношениях.

Глубокие противоречия между всеми странами Северо-Восточной Азии порождает вопрос об урегулировании конфликта между Северной и Южной Кореями. Безусловно, никто не сомневается в том, что преодоление раскола, возникшего между Пхеньяном и Сеулом, может быть только мирным. Однако каждая страна региона имеет свои внешнеполитические цели на Корейском полуострове и средства их достижения. Кроме того, в процессе мирного урегулирования нельзя игнорировать и позицию самой КНДР. Положение осложняется позицией США, которые используют проблему межкорейского урегулирования для упрочения своих военно-политических позиций в регионе.

Целый комплекс региональных проблем представляют вопросы исторического прошлого, в том числе наследия Второй мировой войны. Время от времени они выливаются в дипломатические скандалы. Достаточно вспомнить о болезненной реакции Китая и государств Корейского полуострова на посещение японскими политическими лидерами синтоистского храма Ясукуни, где поклоняются душам погибших за Японию и императора, а среди почитаемых лиц в этом святилище имеется несколько военачальников Второй мировой войны, признанных на Токийском процессе военными преступниками. В Китае и на Корейском полуострове Японию обвиняют в ревизии истории, что находит свое отражение в издании учебников, где фактически реабилитируется внешняя политика Токио 1930-1940-х годов. Кроме того, Япония отказывается выплачивать компенсации «женщинам для утешения», то есть китаянкам и кореянкам, которые были принуждены японскими оккупантами работать в специальных военных борделях («станциях утешения»). По причине неурегулированности этих и других проблем дипломатические, экономические, культурные и иные контакты Японии с Китаем и Республикой Корея сталкиваются с многочисленными трудностями.

В настоящее время в странах Северо-Восточной Азии продолжает процесс смены политических элит, происходящий на фоне острой борьбы за власть. В их внешней политике происходит усиление националистической составляющей, а она, в свою очередь, подталкивает к принятию не всегда наиболее рациональных решений, в основе которых лежат скорее общественные ожидания, нежели на объективные интересы.

Исторически укоренившееся недоверие и высокий уровень напряженности в регионе сопровождаются высоким уровнем милитаризации и расширяющейся гонкой вооружений. Подобные тенденции представляют собой угрозу для национальных интересов России. Чтобы избежать негативных сценариев, Москва стремится к созданию прочной и жизнеспособной сетевой системы международной безопасности в Северо-Восточной Азии, основанной на взаимных гарантиях государств.

В монографии подробно рассмотрены экономические процессы, протекающие в регионе. Северо-Восточная Азия – регион во многом уникальный: только здесь военная, политическая и идейная конфронтация между соседями включает в себя развитие теснейших торгово-экономических и инвестиционных связей между ними. Сложившаяся архитектура интеграции отличается комплексностью, но одновременно слабостью и неформальностью. Наиболее распространенный формат – двусторонние и многосторонние зоны свободной торговли (ЗСТ), создаваемые на базе соглашений о свободной торговле.

Крупнейшим проектом торгово-экономической интеграции стали Транстихоокеанское партнерство (ТТП), отличающееся жесткими требованиями либерализации норм и правил торговли. Соответствующее соглашение было заключено между Австралией, Брунеем, Канадой, Чили, Японией, Малайзией, Мексикой, Новой Зеландией, Перу, Сингапуром, Вьетнамом и США. Документ был подписан 4 февраля 2016 года, но так и не вступил в силу из-за отказа нового президента Соединенных Штатов Америки Дональда Трампа его ратифицировать. После выхода официального Вашингтона из соглашения в январе 2017 года остальные страны заключили новое торговое соглашение под названием «Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнерстве», которое включило в свой состав большинство положений «старого» документа. После ратификации в декабре 2018 года шестью членами соглашения (Австралией, Канадой, Японией, Мексикой, Новой Зеландией и Сингапуром) оно вступило в силу.

Другим примером международного экономического сотрудничества стран Северо-Восточной Азии стало Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство (ВРЭП), предусматривающее более мягкий вариант интеграции, чем ТТП. Оно было инициировано в ноябре 2012 года на саммите Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) в Камбодже. Предусматривалось, что подписание соглашения состоится в ноябре 2018 года, однако оно было отложено на 2019 год из-за различий в подходах к свободной торговле, проявившихся на фоне усилившихся противоречий между Вашингтоном и Пекином.

Несмотря на тактические и стратегические различия между странами Северо-Восточной Азии в подходах к свободной торговле, три крупнейшие экономики региона – КНР, Республика Корея и Япония – договорились о необходимости создания трехсторонней зоны свободной торговли и с 2008 года ведут переговоры по этому вопросу, и, хотя несколько раз из-за политических проблем во взаимоотношениях между странами они прерывались, их продолжение свидетельствует о стремлении сторон решить все спорные вопросы и успешно достичь изначальной цели.

Стоит отметить, что для отечественных специалистов исследование процессов трансформации системы международных отношений в регионе имеет особое значение в контексте провозглашенного ею «поворота на Восток». Официальная Москва рассчитывает использовать огромные финансово-экономические и технологические возможности стран Северо-Восточной Азии для решения задач регионального и общероссийского развития. Поэтому можно предположить, что новый коллективный труд будет востребован не только узким кругом ученых, но и всеми, кто интересуется современной политикой и экономикой стран Востока.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати