Красный форт (Лал-Кила) в Дели. Фото: maxanto.ru.
Республика Индия отмечает День независимости. Россия – давний и проверенный временем партнер этой страны. В 1947 году Советский Союз, правопреемницей которого является Россия, одним из первых приветствовал обретение Индией независимости.
Каковы итоги, с которыми Индия встречает свой государственный праздник? Как проведенные в начале августа 2019 года реформы политического устройства, инициированные партией Бхаратия джаната, будут способствовать развитию страны? Как сегодня развиваются отношения Москвы и Дели? Все эти вопросы были рассмотрены в ходе видеомоста «Москва-Дели», состоявшегося в Москве накануне памятной даты.
Россия и Индия: новые перспективы сотрудничества
Вице-президент Российского совета по международным делам, член дирекции НИ ИМЭМО РАН им. Е.М. Примакова, Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Индии в период 2004–2009 гг., генерал армии Вячеслав Трубников отметил, что к очередной годовщине независимости Индия пришла в качестве пятой экономики мира. При этом политическая элита страны проводит на международной арене прагматичную политику при безусловном соблюдении основополагающих принципов международного права. Важнейшим партнером Дели остается Москва, с которой у Индии есть немало совпадающих интересов. Республика Индия и Российская Федерация связаны узами стратегического партнерства.
Продолжая мысль российского эксперта, Чрезвычайный и Полномочный Посол Индии в России в 2004–2007 годах, экс-заместитель министра иностранных дел Индии (2002 – 2003) Канвал Сибал подчеркнул, что у отношений Москвы и Дели богатое общее прошлое и обширные перспективы. Однако на фоне активных политических контактов экономические связи наших стран существенно отстают. Поэтому одной из главных задач обеих стран является увеличение товарооборота.
По словам дипломата, российско-индийские отношения, развивающиеся в формате стратегического диалога, могут получить дополнительный стимул после победы на выборах партии Бхаратия джаната, лидер которой, премьер-министр Нарендра Моди – политик, у которого есть программа развития страны в самых разных сферах – от высоких технологий, и обороны, до строительства современной инфраструктуры и снижения уровня бедности. На этом пути Индия сталкивается с трудностями, преодолеть которые можно только сообща.
Канвал Сибал также подчеркнул, что в Дели высоко ценят сотрудничество с Россией в рамках Шанхайской организации сотрудничества и объединения БРИКС. Заинтересована Индия и в региональном сотрудничестве с субъектами Российской Федерации. В сентябре 2019 года Нарендра Моди собирается принять участие в V Восточном экономическом форуме, который состоится во Владивостоке, и обсудить перспективы совместных экономических проектов. Значительный интерес в Индии вызывает также проходящий ежегодно в России Международный Арктический форум и перспективы сотрудничества с нашей страной в совместном освоении Северного морского пути.
Индия и Евразийский экономический союз: перспективы взаимодействия
Возможно ли добиться активизации сотрудничества Дели со странами Евразийского экономического союза? Профессор Центра европейских исследований Школы международных исследований Гульшан Сахдева, отвечая на этот вопрос, отметил, что в Индии понимают важность участия страны в интеграционных проектах. Однако у каждого лидера Южной и Восточной Азии, будь то Китай, Япония или Южная Корея, есть свои амбициозные планы, которые далеко не всегда совпадают между собой. Для Индии наиболее перспективным направлением остается развитие международного транспортного коридора «Север-Юг», предусматривающего активное участие прикаспийских государств, включая Иран. «У каждого из интеграционных проектов в Евразии существуют два измерения – геополитическое и экономическое. Иногда геополитика выходит на первый план, и это затрудняет взаимодействие», - пояснил эксперт.
В то же время российско-индийские контакты в рамках стратегического партнерства развиваются исключительно активно. Гульшан Сахдева отметил, что за последние два десятилетия состоялось 19 саммитов, в ходе которых было подписано 215 соглашений в самых разных сферах взаимодействия, включая атомную энергетику, военно-техническое сотрудничество, образовательные контакты и культурный обмен.
Канвал Сибал также отметил, что Дели заинтересован в расширении контактов со странами ЕАЭС, однако индийское политическое руководство учитывает, что основными инициаторами евразийской интеграции в настоящее время выступают Россия и Китай. Разумеется, Индия взаимодействует с Москвой и Пекином в рамках ШОС, однако у Нью-Дели, в отличие от ее партнеров, нет прямого доступа к рынкам Центральной Азии. В этих условиях важное, если не приоритетное, значение для страны приобретают взаимоотношения с Ираном – ключевой страной Среднего Востока. Однако сотрудничество с Тегераном осложнено конфликтом исламской республики с США, а также серьезными разногласиями между ее шиитским руководством и суннитскими арабскими странами Ближнего Востока.
Также Индия участвует в переговорах о Всестороннем региональном экономическом партнерстве (ВРЭП) - соглашения в формате «свободной торговли плюс». В настоящее время оно охватывает 10 государств – членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) (Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд, Филиппины) и 6 государств, с которыми у АСЕАН уже подписаны соглашения о свободной торговле (Австралию, Индию, Китай, новую Зеландию, Южную Корею и Японию).
Сохраняет актуальность и вопрос о доступе индийских компаний на рынки Центральной Азии через территории Пакистана и Афганистана, где до сих пор продолжается конфликт между официальным Кабулом и противостоящими ему военизированными группировками. По мнению К.Сибала, действенного способа выхода из гражданского противостояния, осложненного террористической деятельностью ряда движений, включая «Талибан» (запрещен в России), пока не найдено.
Юго-Восточная Азия: зона нестабильности?
Бригадный генерал в отставке, эксперт в области кризисного урегулирования и безопасности, сотрудник Управления всесторонней оценки программ Министерства обороны Индии Рахул Бхонсле считает, что для развития отношений со странами ЕАЭС у Дели есть все необходимые составляющие: политическая стабильность, обеспечение парламентского большинства и поддержка населения. «В нынешних условиях мы ставим перед страной куда более масштабные цели, чем 72 года назад, - заявил г-н Бхонсле. – Однако стремясь к улучшению благосостояния, нужно постоянно учитывать фактор молодежи, которая стремится играть важную роль в экономическом развитии страны, ее технологическом и инновационном совершенствовании».
Важнейшим фактором, определяющим перспективы развития, остается международная и региональная безопасность в Юго-Восточной Азии. Рахул Бхонсле отметил, что официальный Нью-Дели беспокоит военная активность ряда стран, и, в том числе, Китая, в Индийском океане. Кроме того, Китай вкладывает значительные средства в экономику таких стран, как Пакистан, Бангладеш, Шри-Ланка и Мальдивы. В этих условиях Индия, опасаясь нарушения статус-кво в регионе, развивает контакты со странами-участницами АСЕАН.
Тему продолжил Канвал Сибал, который пояснил, что проблема, обозначенная генералом, лежит, прежде всего, в геополитической плоскости. Формально Китай не нарушает международные соглашения и имеет право развивать отношения со всеми странами. Но фактически в Нью-Дели опасаются, что Пекин может вытеснить своих конкурентов из региона, активно действуя в ряде конфликтогенных зон в Юго-Восточной Азии.
Россия и Индия в поисках новых форматов сотрудничества
Научный сотрудник отдела международно-политических проблем ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Алексей Куприянов считает, что активизации экономических контактов Индии и Евразийского экономического союза могло бы способствовать введение режима особого благоприятствования через создание зоны свободной торговли по аналогии с той, которая была введена в 2015 году с Вьетнамом и привела за истекший с тех пор период к трехкратному росту товарооборота между странами-участницами соглашения.
В свою очередь, в области реконструкции транспортной инфраструктуры Москва и Дели стоят перед общими вызовами: если Россия заинтересована в обновлении портового хозяйства на севере страны, то Индия проводит масштабное переоснащение портов на юге. «В этой области у нас есть значительный потенциал для сотрудничества и обмена опытом», - пояснил А.Куприянов.
Особое внимание участников круглого стола привлекли результаты состоявшегося в июле 2019 года Российско-индийского стратегического экономического диалога. Этот полноформатный механизм был запущен в ноябре 2018 года с целью выявления общих подходов к национальным программам развития двух стран, поиска точек их сопряжения, интеграции компетенций российских и индийских компаний в реализацию существующих государственных программ и запуску новых взаимовыгодных совместных инициатив. Основными направлениями сотрудничества стали: транспортная инфраструктура, сельское хозяйство и переработка сельхозпродукции, поддержка малых и средних предприятий, цифровая трансформация и передовые технологии, промышленное и торговое сотрудничество, финансовая и банковская сфера.
По мнению Вячеслава Трубникова, Россия и Индия, которые имеют богатый опыт сотрудничества в области военно-технического сотрудничества, вполне могли бы перенести его в гражданскую сферу. Эксперт привел в качестве примера совместное предприятие «БраМос», на котором производятся крылатые ракеты, и опыт создания истребителей Су-30МКИ. «Почему бы нам не сотрудничать в области гражданского самолетостроения? Возможности для этого есть, но для этого необходимы инвестиции, политическая воля и активное участие частного бизнеса», - пояснил В.Трубников.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs