Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) находится на пороге глубоких качественных изменений, связанных с формированием основных механизмов многосторонних интеграционных процессов в сфере экономики и торговли. На саммите АТЭС в Пекине в ноябре 2014 года было объявлено о перспективе создания Азиатско-Тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ). Обсуждались масштабная инициатива по формированию - на основе стран АСЕАН и их партнеров - Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП), а также продвигаемый США проект Транстихоокеанского партнерства (ТТП).

Можно констатировать, что создание АТЗСТ проходит в условиях конкуренции между этими интеграционными форматами, обусловленной геоэкономическими и геополитическими интересами основных игроков. США активно лоббируют создание Транстихоокеанского партнерства, которое бы гарантировало полное снятие барьеров в торговле товарами и услугами. Для Китая с его государственным протекционизмом для чувствительных отраслей, обеспечивающих экономический рост и занятость (а потому важных для политической стабильности), условия ТТП кажутся неприемлемыми. Более того, в Пекине подозревают, что США хотят создать торговый блок в Азии без участия КНР, чтобы удалить Китай из интеграционных процессов. Именно поэтому Китай пытается бороться с ТТП путем продвижения своего альтернативного проекта - ВРЭП1.

Различие концепций АТЗСТ и ТТП стало одним из ключевых предметов обсуждения на указанном выше Пекинском саммите АТЭС. В этой связи доктор Сюй Вэньхун, научный сотрудник Института России, Восточной Европы и Центральной Азии при Китайской академии общественных наук, подчеркнул: «Сравнивая ТТП и АТЗСТ, можно сказать, что последняя представляет собой всеобъемлющий азиатско-тихоокеанский план свободной торговли, включающий всех основных игроков Азиатско-Тихоокеанского рынка». В свою очередь, заместитель директора Института Юго-Восточной Азии (ISEAS) в Сингапуре Оой Кее Бен отметил, что на фоне прогрессирующей довольно скромными темпами вашингтонской модели ТТП, с ее весьма жесткими условиями, китайский проект АТЗСТ весьма успешно движется вперед2.

Выступая на рабочем заседании глав государств и правительств форума АТЭС в Пекине, В.В.Путин отметил, что в АТР действует большое количество торговых соглашений, различающихся по глубине либерализации и количеству участников, что создает потенциальную опасность разделения региона на отдельные конкурирующие между собой объединения. «Нам, наоборот, необходимо действовать на основе принципов прозрачности и открытости… при взаимном учете интересов и возможностей сторон, - заявил российский президент. - Исходим также из того, что любые новые договоренности не должны наносить ущерба многосторонней торговой системе ВТО»3.

Участие РФ в переговорах по созданию зон свободной торговли (ЗСТ) и интеграционных проектов в АТР определяется ее долгосрочными геоэкономическими и геополитическими соображениями, причем в настоящее время, когда Россия находится в поисках «точки входа» в этот процесс, последние можно оценить как наиболее актуальные.

По мнению ряда отечественных экспертов, Россия пока находится в стороне от развернувшихся интеграционных процессов, сосредоточившись на выстраивании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), и перед ней «объективно встает выбор: либо замкнуться в сугубо региональном экономическом пространстве, либо подключиться к одному из двух формируемых экономических суперблоков (ТТП и ВРЭП)»4.

Если дилемма действительно такова, то трезвая оценка собственных сил сейчас для страны не менее важна, чем способность правильно оценить направленность и перспективы идущих переговорных процессов, с тем чтобы определить возможность и целесообразность подключения к ним России, цели и задачи ее участия в переговорах, формат и модальность их ведения.

Фактическим организатором и движущей силой переговорного процесса по ТТП выступают США, которые с 2010 года рассматривают его как наиболее перспективный вариант создания коллективной зоны свободной торговли в АТР. При этом Соединенные Штаты настаивают на включении в будущее соглашение не только снижения или ликвидации торговых барьеров, но и условий для инвестиционной, производственной и  торговой активности внутри каждой из стран, которая присоединится к партнерству5.

По широте круга вопросов для согласования и по амбициозности ставящихся задач ТТП превосходит другие форматы переговоров и соглашений о либерализации торгово-инвестиционных связей в регионе, включая ЗСТ АСЕАН (АФТА) и консультации о создании Экономического сообщества АСЕАН, переговоры о создании ЗСТ между КНР и Японией, консультации по созданию ВРЭП и т. д.

«Наши цели являются не только экономическими, но и стратегическими…  В Атлантике и на Тихом океане цель США заключается в том, чтобы, укрепляя многостороннюю торговую систему, создать такие же мощные экономические партнерства, как наши союзы в сфере дипломатии и безопасности. ТТП - это абсолютная декларация долгосрочных стратегических обязательств США в АТР», - заявил советник президента по национальной безопасности Том Донилон, выступая 11 марта 2013 года в Азиатском обществе6.

Геополитическую и геостратегическую важность переговоров по ТТП подчеркнул и Президент Обама в своем ежегодном послании к Конгрессу в январе 2015 года. Он указал в нем, что США, в отличие от других участников переговоров (в частности, Китая), получит выгоду от определения новых правил региональной торговли и что ТТП является важным элементом «возвращения» США в Азию7.

По мнению некоторых экспертов, политические интересы США заключаются не только в укреплении собственных позиций в регионе, но и препятствовании наращиванию доминирования Китая, чему и будет способствовать развитие Транстихоокеанской зоны свободной торговли. Концепция ТТП реализуется без участия Китая, в то время как в случае создания восточноазиатской ЗСТ именно эта страна способна выступить лидером и главной движущей силой регионального экономического развития8

ТТП подразумевает расширение границ и углубление межгосударственных договоренностей по унификации правового поля: соглашения о либерализации торговли товарами и услугами по нормам соглашений о свободной торговле (ССТ) намечается дополнить правовым регламентом  инвестиций, инновационных обменов, защиты интеллектуальной собственности, трудовых отношений, управления миграционными потоками, экологических стандартов и конкурентных норм9.

«США имеют соглашения о свободной торговле с 20 странами, на которые приходится 46% экспорта и 40% торговли готовой продукцией в целом. Однако с подключением Японии к переговорам о создании ТТП на страны партнерства будет приходиться 40% глобального ВВП и треть всей мировой торговли. Анализ многочисленных документов и отчетов о двусторонних переговорах по созданию преференциальных торговых соглашений (ПТС) с различными государствами позволяет сделать предположение, что главные причины заключения ПТС, включая НАФТА, кроются в целях внешней политики США»10

Столь очевидное позиционирование американских геоэкономических и геополитических интересов не могло не вызвать определенной реакции в Пекине. Например, китайский исследователь Лю Бо, суммируя результаты дискуссии в китайской научной и экспертной среде, отмечает: «Если США при вступлении будут претендовать на ведущее положение, то чаянья и участие других стран станут сдерживаться. США в процессе переговоров исходят из собственных интересов и не считаются с общими интересами, что будет препятствовать выполнению соглашения по ТТП».

Участие стран - членов АТЭС было бы благоприятно для экономического развития ТТП. Стимулирование их к присоединению одновременно является заслоном для стран, не участвующих в АТЭС. Если ТТП станет соглашением о свободной торговле в пределах АТЭС, понадобится уделять больше внимания экономическим интересам, чем геополитике.

Опираясь на результаты проведенного им специального исследования, Лю Бо далее отмечает: «Учредителями ТТП являются относительно малые страны с незначительным объемом экономики. И хотя в переговорах о присоединении участвуют США и Япония, доля стран с развитой экономикой невелика - поэтому представительность ТТП будет недостаточной… Страны АСЕАН создали отношения Всеобъемлющего регионального экономического партнерства. Население этих стран составило 3,5 млрд. человек, или половину всего населения Земли, суммарный ВВП составляет 2,3 трлн. долларов, или треть мирового объема производства. По численности населения и объему производства они значительно превосходят ТТП»11.

Как отмечается в комментарии агентства «Синьхуа», «ТТП является экономическим оружием, с помощью которого США отрезает возможности связи Китая с основными партнерами Азиатско-Тихоокеанского региона... Согласно оценке Института мировой экономики Петерсона, ТТП может стать причиной потери Китаем экспорта в объемах около 100 млрд. долларов в год… хотя США старались привлечь некоторые азиатско-тихоокеанские страны к созданию ТТП, Китай - главный экономический субъект в Азии - был исключен из этого союза. Подобная региональная организация экономического сотрудничества, которая базируется на геополитической конкуренции, мешает проявлению максимального эффекта этой кооперации, ослабляет стремление к экономической интеграции в регионе»12.

При этом Китай, следуя своей стратегии «взаимного выигрыша», официально приветствует все возможности для либерализации торговли на региональном и глобальном уровнях и не лишает себя попыток к отступлению от заявленной позиции. Так, в октябре 2014 года заместитель министра финансов Китая Чжу Гуанъяо в своем докладе в американском Институте мировой экономики отметил, что по поводу ТТП в Китае имела место дискуссия, но в настоящее время существует консенсус по поводу того, что Китай должен интегрироваться в мировую систему торговли, в том числе и в торговые соглашения «с высокими стандартами», такие как ТТП. По мнению журнала «Дипломат», чиновник увязал возможность китайского включения в ТТП с установленными Председателем КНР Си Цзиньпином целями экономической реформы, утверждая, что эти два направления взаимно укрепляют друг друга13

Для России китайская политика в данном вопросе, гибкая и многовариантная, весьма поучительна. Вызов со стороны будущего ТТП побуждает Пекин активизировать международное сотрудничество в АТР, повышать уровень институциализации своей азиатской стратегии. В этой связи китайскими учеными и экспертами предлагается, в частности, следующее:

- расширять механизмы двустороннего и многостороннего сотрудничества вне этого региона, особенно там, где американское влияние незначительно или отсутствует. Следует уделять особое внимание взаимодействию в рамках БРИКС и реализации проекта «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП);

- продвигать реализацию соглашения о свободной торговле между Китаем, Японией и Южной Кореей;

- быть готовым в удобное время присоединиться к переговорам по ТТП, исходя из собственных интересов и с учетом уже подписанных международных соглашений. Если США попытаются сдерживать процесс проводимых в Китае реформ, используя такие чувствительные вопросы, как либерализация финансов, права производственной собственности, проблематика госпредприятий, то форсировать присоединение к ТТП не следует;

- развивать свои экспортные предприятия, с тем чтобы они поставляли на международный рынок специфические товары, до минимума снижая возможность их замены товарами других стран;

- действовать в соответствии с переменами в мире, повышая свою совокупную конкурентоспособность. Согласно теории перераспределения сил, если возрождающаяся страна достигает 80% мощи страны-гегемона, то наступает равновесие сил, достаточное, чтобы бросить вызов сильной державе»14.

Конечно, Россия не может слепо копировать китайский опыт. Высокий уровень обязательных требований, предполагаемых соглашением по TТП, является серьезным барьером для подключения России к переговорному процессу. К таким вопросам можно отнести в первую очередь ряд тарифных ограничений по наиболее чувствительным товарным группам в торговой структуре России, а также нетарифные ограничения торговли, нормы регулирования которых в России в значительной степени отличаются от правил, предполагаемых соглашением  по ТТП: вопросы конкуренции, электронной коммерции, государственных закупок, интеллектуальной собственности, санитарных и фитосанитарных мер15.

Не менее, а, возможно, даже и более важным для России является то обстоятельство, что она, в отличие от таких торгово-экономических гигантов, как США и Китай, в настоящее время заинтересована не столько в развитии либерализации региональной торговли, сколько в усилении ее транспарентности и торгово-экономической взаимосвязанности, создании справедливой, устойчивой и сбалансированной торгово-экономической системы в АТР, отвечающей приоритетам и уровню развития российской экономики, особенно ее экспортно-ориентированных товаропроизводящих отраслей.

Поэтому Россия, впервые со времени своего вступления в АТЭС в 1998 году став в 2012 году страной-председателем АТЭС, взяла курс на отстаивание приоритетов транспарентности и взаимосвязанности торгово-экономических отношений в АТР, поскольку именно это помогает ей стать активным и заинтересованным участником обсуждения новых правил региональной торговли. Такой курс соответствует и долгосрочным геополитическим интересам страны, связанным с усилением ее присутствия в АТР и укреплением российско-китайских отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия.

В своем интервью ведущим китайским СМИ накануне саммита АТЭС в Пекине в ноябре 2014 года В.В.Путин заявил: «Исходим из того, что соглашения о свободе торговли должны не фрагментировать, а дополнять многостороннюю торговую систему, способствовать ее консолидации и росту взаимосвязанности. Также нельзя противопоставлять, сталкивать между собой региональные объединения. Необходимо выстраивать такие соглашения на основе открытости, равноправия, учета потребностей каждой экономики. Региональная интеграция должна носить прозрачный характер, обеспечивать обмен информацией между всеми переговорными процессами».

Российский президент добавил при этом: «Очевидно, что Транс-тихоокеанское партнерство - очередная попытка США построить выгодную для себя архитектуру регионального экономического сотрудничества. В то же время полагаю, что отсутствие в составе его участников таких крупнейших региональных игроков, как Россия и Китай, вряд ли позволит выстроить эффективное торгово-экономическое взаимодействие»16.

Именно поэтому Россия полностью поддержала положения пекинской «Дорожной карты», в которой отмечалась необходимость «увеличить транспарентность действующих и недавно заключенных региональных торговых соглашений и соглашений о свободной торговле (РТС/ССТ) посредством повышения эффективности механизма АТЭС по обмену информацией в сфере РТС/ССТ. Это будет содействовать наращиванию сотрудничества в интересах создания АТЗСТ и подтолкнет экономики к налаживанию политического диалога и организации других мероприятий по обмену информацией в рамках данного механизма… Данный атэсовский механизм дополнит механизм транспарентности для РТС в рамках ВТО, в котором экономики-участницы также будут стремиться максимально наращивать свое участие»17.

Россия поддержала также принятый Пекинским саммитом План действий АТЭС по усилению взаимосвязанности на 2015-2025 годы. В созданной по решению Пекинского саммита целевой группе по АТЗСТ Россия вместе с Китаем намерена продвигать взаимосвязанность в рамках АТЭС и отстаивать принцип межблоковой коммуникации, настаивая на подключении Евразийского экономического союза (ЕАЭС) к созданию АТЗСТ.

И с геоэкономической, и с геополитической точек зрения России целесообразно начать работу по обсуждению создания АТЗСТ с подключения к переговорам по ВРЭП, а не ТТП (куда Россию и Китай пока не приглашают). Для опережающего социально-экономического развития Восточной Сибири и Дальнего Востока и активизации интеграционных процессов в рамках ЕАЭС также исключительно важно присоединение России к многосторонним институтам регионального развития, создаваемым Китаем, среди которых - Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Фонд Шелкового пути.

Создание АБИИ, который призван стать мощным финансовым инструментом развития инфраструктурных проектов в АТР и весомым дополнением к работе МВФ и Всемирного банка (ВБ), объективно отвечает новым вызовам и отражает изменения в мировом экономическом порядке. Начиная с 2010 года страны с развивающейся экономикой активно продвигали идею реформирования существующих международных финансовых институтов, которые контролируются странами Запада.

Все попытки реформировать эти институты в пользу новых финансовых игроков заканчивались провалом ввиду противодействия США. Китай и другие страны с развивающейся экономикой уже давно протестовали против своего заниженного представительства в международных финансовых институтах. Решение о создании АБИИ свидетельствует о том, что Пекин решил не дожидаться милостей от Запада и самостоятельно приступил к перекройке мировых финансовых отношений18.

На переговорах по созданию АБИИ китайская сторона представила ряду европейских государств позицию, согласно которой КНР не будет иметь права вето. Это предложение оказалось критически важным в привлечении Великобритании, Франции, Германии и Италии к вступлению в АБИИ. Ни одна страна - учредитель нового банка не будет иметь права диктовать свои условия, в отличие от давно сложившейся практики в международных финансовых институтах, поддерживаемых США: они, например, имеют право блокировать некоторые важные решения МВФ, несмотря на то что голосующая доля страны в фонде составляет менее 20%. Это вызывает обоснованную критику со стороны остальных государств19.

США и Япония заняли по отношению к АБИИ ожидаемо скептическую позицию, видя в нем конкурента МВФ, ВБ и Азиатского банка развития (АБР). Однако прагматический подход взял верх, и, по сообщению «The Wall Street Journal», США предложили АБИИ партнерскую работу с поддерживаемыми Вашингтоном международными финансовыми институтами. Белый дом хочет использовать существующие банки развития для софинансирования проектов вместе с новым финансовым институтом. Косвенная поддержка поможет и другой долгосрочной цели США - быть уверенными в том, что стандарты нового учреждения будут нацелены на предотвращение образования проблемных долгов, нарушений прав человека и экологических рисков. Кроме того, США смогут проложить путь для американских компаний к участию в тендерах на проекты нового банка20.

Руководители ВБ и МВФ накануне открытия весенней сессии в апреле 2015 года в Вашингтоне заявили, что их организации готовы к усилению сотрудничества с АБИИ для реализации огромного потенциала региона. «Существует значительная потребность развивающегося мира в инфраструктуре. Она в равной мере отчетливо прослеживается и в случае Азии для АБИИ. Мы ожидаем продолжения тесной совместной работы», - подчеркнул президент ВБ Джим Ён Ким. Он отметил, что его организация в настоящий момент располагает бóльшим техническим опытом, чем АБИИ и имеется множество поводов для подготовки к проектам сотрудничества с АБИИ.

В свою очередь, директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард заявила, что предложение о формировании ответственной структуры, которая будет посвящать себя проблемам региональной инфраструктуры, представляется достаточно привлекательным. «Это заслуживающая радушного приема региональная организация, с которой МВФ планирует в полной мере сотрудничать», - указала К.Лагард21.

Таким образом, и на геоэкономическом, и на геополитическом полях Пекин переиграл Вашингтон. Как отмечала газета «Хуаньцю шибао», «Китай выбрал перспективную идею: создание АБИИ соответствует интересам многих стран. Америка хотела за счет геополитики положить этим планам конец, однако ее не поддержали, поэтому Штатам не удалось преуспеть в осуществлении своего плана. «Политика борьбы» США столкнулась с «политикой мира» КНР, и, как мы видим, явное преимущество здесь у последней»22.

Россия решила присоединиться к АБИИ в качестве одного из его учредителей, заявил первый вице-премьер России Игорь Шувалов на торжественной церемонии открытия Азиатского экономического форума в Боао. Он подчеркнул, что, используя институциональные возможности Евразийского экономического союза и инструменты других инициатив в регионе, Россия и ее партнеры смогут расширить сотрудничество не только в области поставок энергоресурсов, но и в сфере высоких технологий в транспорте, промышленности, строительстве, связи и сельском хозяйстве23

Не менее важно и подключение России и ЕАЭС к участию в реализации инициированного Китаем мегапроекта «Экономический пояс Шелкового пути». 8 ноября 2014 года Председатель КНР Си Цзиньпин объявил, что Китай выделит 40 млрд. долларов для создания Фонда Шелкового пути в целях оказания финансовой поддержки проектам в рамках инициативы «один пояс, один путь». Фонд Шелкового пути был зарегистрирован 29 декабря 2014 года в Пекине и с этого дня начал официально действовать.

Фонд Шелкового пути является средне- и долгосрочным фондом развития и инвестиций, который предоставляет помощь странам и регионам, расположенным вдоль Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века («пояс и путь»), в реализации крупномасштабных проектов, обеспечивающих расширение транспортно-коммуникационных возможностей региона. Как заявила 12 марта 2015 года председатель правления Фонда Шелкового пути Цзинь Ци, совет директоров, наблюдательный совет и высшее руководство уже созданы. В ближайшее время в фонде начнут проводиться существенные операции24.

В марте 2015 года Государственный комитет по делам развития и реформ, Министерство иностранных дел и Министерство коммерции КНР опубликовали совместный документ «Концепция и план действий по содействию совместному строительству Экономического пояса Шелкового пути и Морского Шелкового пути XXI века». В документе говорится, что работа по реализации инициативы открыта для всех стран, международных и региональных организаций, желающих на основе взаимоуважения и рыночных отношений участвовать в достижении всеобщего процветания. План действий призывает к координации политических мер, развитию инфраструктурных связей, свободной торговли, финансовой интеграции и людских обменов для взаимодополняющего использования уникальных ресурсных преимуществ стран-участниц через многосторонние механизмы и многоуровневые платформы.

На встрече Президента Путина и Председателя Си Цзиньпина в феврале 2014 года в Сочи впервые обсуждался вопрос об участии России в реализации проекта ЭПШП. После этого под эгидой МИД двух стран был запущен российско-китайский экспертный диалог по этой теме. «Как мы понимаем, если наш президент выдвинул инициативу от Лиссабона до Владивостока, то через Шелковый путь как раз эта граница расширяется на восток. И в рамках этой большой программы может образоваться экономическое партнерство, по аналогии с ЕС», - отметил Игорь Шувалов в своей речи на форуме в Боао25.

Как заявил генеральный директор Российского фонда прямых инвестиций Кирилл Дмитриев, «РФПИ и китайский инфраструктурный Фонд Шелкового пути обсуждают четыре инфраструктурных проекта. Это строительство дорожно-мостовой инфраструктуры, включая платные дороги, а также инфраструктурные проекты для добычи и переработки полезных ископаемых, в том числе на месторождениях Дальнего Востока». Глава РФПИ отметил, что фонд планирует сотрудничать с АБИИ, а также предложить организации участвовать в различных инфраструктурных проектах в России26.

В ходе визита Председателя КНР Си Цзиньпина в Москву в мае 2015 года стороны подписали Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и экономического пояса Шелкового пути. В числе приоритетных направлений  согласованных усилий по взаимному сопряжению процессов строительства ЕАЭС и ЭПШП - «создание механизмов для упрощения торговли в тех сферах, где для этого созрели условия, разработка совместных шагов по гармонизации и обеспечению взаимной совместимости правил и норм регулирования, торгово-экономических и иных политик в сферах взаимных интересов; рассмотрение долгосрочной цели по продвижению к зоне свободной торговли между ЕАЭС и Китаем».

Стороны договорились также о запуске между ЕАЭС и Китаем диалогового механизма по сопряжению евразийской экономической интеграции и строительства ЭПШП и о том, чтобы способствовать обсуждению с участием экспертного сообщества вопросов взаимодействия в интересах формирования общего экономического пространства. Будет сформирована рабочая группа с участием представителей заинтересованных ведомств под руководством МИД России и МИД КНР для координации сотрудничества в указанных сферах27.

На заседании Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств 8 мая 2015 года в Москве Президент РФ заявил: «Считаю целесообразным поручить Евразийской комиссии начать переговоры с КНР о заключении соглашения с КНР о торгово-экономическом сотрудничестве. На перспективу, думаю, стоит подумать над возможностью гармоничного совмещения евразийской экономической интеграции и, как я уже сказал, китайской инициативы «Экономический пояс Шелкового пути»28.

Осуществляя свой «разворот на Восток», Россия начинает практическую работу по подключению к интеграционным процессам в АТР и усилению своего торгово-экономического присутствия в регионе. Возможно, это «новый жанр» для российской экономики и политики, который требует повседневных и кропотливых усилий, вникания в тонкости и детали. Но только так можно накапливать необходимый опыт, достойно защищать и продвигать национальные интересы в сфере международной экономики и торговли.

В этом плане весьма показателен визит премьера РФ Д.Медведева во Вьетнам и Таиланд в апреле 2015 года. Он важен не только для развития отношений с этими странами на двустороннем уровне, но и для присоединения к процессам интеграции в АТР. Российский премьер обсуждал в Ханое перспективы создания зоны свободной торговли, причем не только с Россией, но и с другими странами ЕАЭС. Создание ЗСТ с входящим в АСЕАН Вьетнамом - необходимое для России и ЕАЭС условие, своего рода «точка входа» для участия в формировании ВРЭП и АТЗСТ.

Москва и Ханой согласовали все принципиальные вопросы и основные параметры создания ЗСТ между Вьетнамом и ЕАЭС и рассчитывают подписать соответствующее соглашение уже в первой половине 2015 года. В Бангкоке Д.Медведев также обсуждал возможности создания зоны свободной торговли между Таиландом и ЕАЭС. В ходе этого официального визита, первого более чем за десять лет (а на уровне глав правительств эта встреча первая за последние 25 лет), стороны также обсуждали снижение торговых барьеров, рост взаимного товарооборота, переход на торговлю в национальных валютах.

По возвращении из Ханоя и Бангкока Д.Медведев  внес правки в «Дорожную карту» доступа российских товаров на зарубежные рынки. Среди мер по упрощению экспорта товаров, которые должны быть реализованы до конца 2015 года, - развитие соответствующей  инфраструктуры. В новую редакцию «Карты» включены меры, которые позволяют максимально упростить и ускорить связанные с экспортом процедуры: фискальные, таможенные, административные, расширить ассортимент финансовых и нефинансовых услуг.

Россия, которая начинает стратегический «разворот на Восток», не может стоять в стороне от интеграционных процессов в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР), который постепенно, но неуклонно превращается в новый центр мировой экономики. Ей важно подключиться к ним именно сейчас, когда формируются «правила игры», чтобы наилучшим образом обеспечить свои торгово-экономические интересы и накопить необходимый опыт.

Итак, Россия начала детальную и кропотливую работу по присоединению к механизмам экономической интеграции в АТР. К сожалению, как подчеркивает академик РАН С.Рогов, «критическая масса» Российской Федерации здесь пока невелика - примерно 2% населения и 3% глобального ВВП. В случае евразийской интеграции эта доля возрастет, но будет значительно уступать другим региональным интеграционным образованиям29.  Поэтому правильный выбор пути и готовность следовать ему до конца - залог конечного успеха.

Это важно не только для участия России в азиатско-тихоокеанской экономической интеграции, но и развития евразийской интеграции в рамках ЕАЭС. Евразийский экономический союз начинает свою работу по укреплению межблокового сотрудничества, чтобы найти и закрепить за собой конкурентоспособную нишу среди мировых экономических гигантов - стран ЕС и Юго-Восточной Азии, США, Китая.

 

 

 1http://www.kommersant.ru/doc/2610876

 2http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=4795#top

 3http://news.kremlin.ru/news/46997

 4http://rescue.org.ru/analytics_7_globalizaciya-regionalizma-i-vyzovy-dlya-rossii.html

 5Дисбалансы транстихоокеанского пространства / Под ред. В.В.Михеева, В.Г.Швыдко; ИМЭМО РАН. М.: Магистр, 2014. С. 116.

 6Цит. по: http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1783#top

 7The Trans-Pacific Partnership (TPP) Negotiations and Issues for Congress // Congressional Research Service // CRS Report, 2015. January 30. Р. 5, 7.

 8http://www.mgimo.ru/news/experts/document247280.pdf

 9Дисбалансы транстихоокеанского пространства… С. 121.

10Ремчукова В. Особенности позиции США в переговорах о преференциальных торговых соглашениях // Независимая газета. 20.01.2015.

11Лю Бо. Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве и контрмеры Китая // Проблемы Дальнего Востока. 2014. №6. С. 59, 62.

12http://russian.china.org.cn/exclusive/txt/2014-11/17/content_34070602.htm

13http://thediplomat.com/2014/10/will-china-join-the-trans-pacific-partnership/

14Лю Бо. Соглашение о Транстихоокеанском партнерстве… С. 63-65.

15Кадочников П.А., Флегонтова Т.А. Перспективы и противоречия переговоров по созданию Транс-Тихоокеанского партнерства // Российский внешнеэкономический вестник.  2014. №9. С. 29.

16http://www.kremlin.ru/transcripts/46972

17Пекинская дорожная карта АТЭС по содействию продвижению к Азиатско-Тихоокеанской зоне свободной торговли (АТЗСТ) // http://www.mid.ru/bdomp/ns-dipecon.nsf/fc2e4121e6d9ec5343256a0c003fb7d2/506a111d81db9f19c3257db60036dbc8!OpenDocument

18http://inosmi.ru/op_ed/20150403/227278991.html

19http://inosmi.ru/op_ed/20150403/227278991.html

20Цит. по: http://www.interfax.ru/business/431516

21http://russian.news.cn/economic/2015-04/17/c_134158280.htm

22http://inosmi.ru/fareast/20150319/226973903.html

23http://www.newsru.com/finance/28mar2015/rfchinabank.html

24http://russian.news.cn/economic/2015-03/12/c_134062362.htm

25http://www.vesti.ru/doc.html?id=2460588

26http://www.vestifinance.ru/articles/55757

27Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о сотрудничестве по сопряжению строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути // http://www.kremlin.ru/supplement/4971

28Заседание Высшего Евразийского экономического совета // http://www.kremlin.ru/events/president/news/49435

29Рогов С. Доктрина Обамы: властелин двух колец // http://russiancouncil.ru/inner/?id_4=1783#top