Фото: newnov.com.
В последние годы российское политическое руководство уделяет значительное внимание развитию северных регионов страны и вопросу международного сотрудничества в Арктике. В то же время, для широких слоев населения Арктика во многом остается «загадочной», представления о ней полны предрассудков. Кроме того, до сих пор сохраняется возникшая после 1991 года тенденция оттока населения из северных регионов. В сложившихся условиях особенно острой становится проблема подготовки кадров для работы в Арктике, а также слом стереотипов о регионе.
Как будет развиваться Арктика в XXI веке? Какие есть возможности для международного сотрудничества в регионе? Как можно усовершенствовать систему подготовки кадров для освоения Арктики? На эти вопросы попытались найти ответы участники «городского завтрака» Úrbi et órbi Российского совета по международным делам.
Вел мероприятие заместитель программного директора РСМД Тимур Махмутов, а поводом для встречи стал выпуск очередного учебно-методического материала по Арктике, подготовленного Советом при участии Северо-Восточного федерального университета им. М.К.Аммосова.
Автор-составитель пособия, доцент кафедры международных исследований Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Дарьяна Максимова, приехала в Москву из Якутска. По ее словам, ежегодно на направление «арктическое регионоведение» в вузе поступает до 15 человек. СВФУ развивает активные научные контакты с азиатскими странами, прежде всего с Южной Кореей, Японией и Китаем.
Напомним, что Якутия – самый большой регион России, географически разделен на 5 частей: Арктическую, восточную, западную, южную и центральную. При утверждении границ арктической зоны в состав Республики Саха – Якутии вошли 5 муниципальных образований, побережье которых омывается Северным Ледовитым океаном.
По словам Д.Максимовой, одним из важнейших направлений, которыми занялась кафедра, стало изучение человеческого капитала, необходимого для освоения Арктики, и, в частности, перспектив привлечения к новым проектам местного населения. Однако уже сейчас очевидно, что его численность недостаточна, и необходимо привлекать кадры из других регионов России. Кроме того, каждый из регионов Севера, Сибири и Дальнего Востока сталкивается с необходимостью проведения грамотной имиджевой политики, направленной на повышение «узнаваемости» региона. Многие выпускники кафедры проходят стажировку за границей. Междисциплинарный подход на стыке истории, политологии, экономики и экологии очень востребован и является ключом к пониманию и разрешению проблем Арктического региона. Сама Д.Максимова на протяжении целого ряда лет занималась вопросом взаимодействия России и Канады в арктическом регионе и перспективами сотрудничества двух стран на этом направлении.
Впервые Россия подала заявку в ООН на расширение собственных арктических владений за счет континентального шельфа еще в 2001 году. Однако этот документ был отклонен под предлогом его недостаточной обоснованности. 4 августа 2015 года, после серии научных исследований, проведенных «Севморгео», ВНИИОкеангеологии, Русским географическим обществом при участии ряда других организаций, Москва подала дополненный вариант заявки.
В настоящее время правовой статус Арктического региона определяется нормами международного права, национальным законодательством арктических государств и двусторонними соглашениями. Согласно Илулиссатской декларации от 28 мая 2008 года все пять прибрежных стран обязались урегулировать взаимные территориальные претензии в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву.
Д.Максимова напомнила, что в настоящее время оформилось пять подходов к вопросу раздела Арктики между приполярными государствами (Канадой, Россией, США, Норвегией и Данией с островом Гренландия):
секторальный (по меридианам, вплоть до Северного полюса);
срединный (при наличии границы между владениями, равноудаленной от берегов);
понимание Арктики как международного региона сотрудничества, включая и внерегиональных участников;
подписание договора по аналогии с документом по Антарктике 1959 года, предполагающего прекращение эксплуатации природных ресурсов;
Арктика - международный экономический регион, где все промышленные компании будут иметь равные условия для ведения экономической деятельности.
Интерес к освоению Арктического региона возрос, начиная с 2007 года, когда Межправительственной группой экспертов по изменению климата был дан прогноз ускорения процесса таяния льдов и гипотетического освобождения Северного Ледовитого океана от ледяного покрова во второй половине XXI века. Помимо стран циркумполярного региона, к природным ресурсам Севера проявляют интерес внерегиональные политические игроки. В этих условиях многократно возрастает стратегическая роль Северного морского пути и его эксплуатации.
В настоящее время освоение северных регионов России осуществляется, по преимуществу, вахтовым методом при достаточно бедной инфраструктуре. Ледовые дороги – «зимники», широко использующиеся здесь для передвижения между удаленными друг от друга промышленными объектами, потенциально опасны, а сотовая связь практически не действует.
Тему, обозначенную Д.Максимовой, развил секретарь Совета директоров компании «Штокман Девелопмент АГ», члена Международной ассоциации арктических социальных наук, эксперт РСМД Андрей Криворотов. По его словам, современная Концепция освоения Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года предполагает создание восьми опорных зон – по одной на каждый из регионов. Однако проблемы региона этим не исчерпываются. Сейчас проблемами освоения Арктики занимаются многочисленные министерства и ведомства, каждое из которых решает, в первую очередь, собственные задачи, но целостного видения проблем региона у них до сих пор нет. Поэтому выпуск учебно-методического пособия, посвященного проблемам и перспективам освоения арктического региона, очень важен именно сейчас, когда чувствуется очевидная нехватка специалистов, способных к комплексному анализу вопросов развития северных территорий.
Значительный интерес представляет собой опыт наших соседей, активизирующих собственные усилия в приполярном регионе. В частности, А.Криворотов обратил внимание участников круглого стола на опыт Норвегии, которая, не имея значительных военных сил, но грамотно распределяя ресурсы, сумела значительно увеличить собственное представительство в Арктике, пытаясь потеснить здесь Россию.
В то же время все страны циркумполярного региона заинтересованы в том, чтобы Арктика оставалась регионом мира и сотрудничества. По словам А.Криворотова, рост интернационализации сотрудничества в Арктике открывает перед нашей страной как дополнительные возможности, так и новые риски и вызовы, которые необходимо выявлять и должным образом парировать. «Внутренняя и внешняя политика в этом регионе связаны, как нигде», - подчеркнул эксперт.
А.Криворотов считает, что идентификация России как северной страны должна касаться не только соответствующих субъектов федерации, но и страны в целом, и опираться на продуманную программу образования и просвещения, целенаправленной подготовки квалифицированных кадров, способных понимать специфику развития приполярных территорий. «Во все времена эти земли осваивали люди неравнодушные, - отметил эксперт. – Другие здесь попросту не приживутся. За первое десятилетие после распада СССР мы потеряли каждого восьмого жителя Севера. Нужно понять: ни обычное увеличение зарплат, ни рыночная целесообразность сами по себе не будут способствовать развитию этих регионов».
Помимо приполярных государств, интерес к освоению Арктики, Сибири и Дальнего Востока проявляют и внерегиональные участники, прежде всего Китай, Индия, Япония и Южная Корея. Активно работают в приполярных областях французские и австрийские компании. Значительное внимание северному вектору мировой политики уделяют Сингапур и Австралия.
Официальный Пекин, прежде всего, привлекает природные ресурсы Севера. КНР, которая в своих стратегических документах обозначает себя как «приарктическое государство», проявляет живой интерес к освоению Северного морского пути и выдвигает инициативу «Полярного Шелковго пути». Одновременно страна развивает тесные экономические контакты с сибирскими и дальневосточными регионами России, и, в частности, уделяет значительное внимание строительству газопровода «Сила Сибири», рассчитанного на поставки топлива из Якутии в Приморский край и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
В свою очередь, Сеул неоднократно обсуждал с российскими специалистами перспективы строительства газопровода из КНДР в Республику Корея, что способствовало бы повышению хозяйственной интеграции экономик двух стран.
Индия проявляет интерес к совместной разработке перспективных месторождений нефти и газа на Севере и за Уралом. Яркими примерами такого сотрудничества могут служить освоение Ванкорского месторождения в Красноярском крае, а также проект «ЯМАЛ СПГ», благодаря которому сжиженный природный газ будет поставляться в Индию.
Может ли антироссийская риторика способствовать отклонению заявки России на расширение собственной арктической зоны? Эксперты считают, что прямой связи между этими факторами может и не быть. Достаточно сказать, что уже в 2014 году, на пике роста критики России на Западе, континентальный шельф в Охотском море был закреплен за Россией. Во всяком случае, документ находится на рассмотрении в ООН и остается ожидать только вердикта главной международной организации.
С учебно-методическим пособием РСМД «Проблемы и перспективы развития Арктического региона» можно ознакомиться по ссылке: http://russiancouncil.ru/activity/educationalmaterials/problemy-i-perspektivy-razvitiya-arkticheskogo-regiona/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs