ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Международные отношения в Восточной Азии и «Индо-Тихоокеанский регион»: взгляд Японии

10:31 10.02.2020 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Президент Национального института стратегических исследований Японии Акихико Танака. Фото: icon.mn.

В Российском совете по международным делам (РСМД) состоялся круглый стол, посвященный международным отношениям в Восточной Азии и перспективам российско-японского сотрудничества. Мероприятие прошло при участии Посольства Японии в России. В его рамках состоялось выступление президента Национального института политических исследований Японии профессора Акихико Танака.

По словам генерального директора РСМД Андрея Кортунова, события, происходящие в последние годы на международной арене, заставляют экспертов с повышенным вниманием отнестись к событиям, происходящим в Восточной Азии, в особенности в контексте взаимоотношений России и Японии. Возрастающая нестабильность и неопределенность ситуации в этом регионе может привести к новым, ранее не учитывавшимся осложнениям. Помимо очередного, уже ставшего традиционным, обострения ситуации на Корейском полуострове, речь идет о множестве других неразрешенных противоречий, прежде всего между Китаем и Соединенными Штатами Америки. Предстоящие президентские выборы в США и вспышка коронавируса в Китае еще больше повышают риски в этом регионе. В регионе продолжается гонка вооружений, а также существуют неразрешенные территориальные споры. В этих условиях особое значение приобретают отношения между Россией и Японией, от благополучия которых во многом зависит устойчивость архитектуры международных отношений в этой части земного шара.

«Мы являемся свидетелями весьма показательных изменений в глобальной системе международных отношений и не можем их игнорировать, поскольку сами являемся их частью», - заметил А.Кортунов.

С японской стороны участников круглого стола приветствовал министр по политическим вопросам, начальник политического отдела Посольства Японии в России Токуда Сюити. Он отметил, что основной докладчик профессор Танака известен как один из наиболее авторитетных специалистов в области международных отношений не только в Японии, но и далеко за ее пределами. Дипломат выразил надежду, что его выступление даст развернутое представление о дипломатии Японии и политике безопасности, которую в настоящее время осуществляет официальный Токио.

В самом начале своего выступления президент Национального института политических исследований (GRIPS) Японии профессор Акихико Танака подчеркнул, что правительство Синдзо Абэ в настоящее время является самым устойчивым за весь период конституционной истории Японии, начиная с «реставрации Мэйдзи». Нынешний премьер-министр может считаться политическим долгожителем, поскольку он фактически занимает свой пост на протяжении восьми лет. Не в последнюю очередь это стало возможным из-за того, что он проявил качества весьма способного дипломата, который сумел придать новый импульс отношениям со всеми ключевыми дипломатическими партнерами Токио, руководствуясь в своей деятельности концепцией «свободного и открытого для сотрудничества Индо-Тихоокеанского региона».

За время своего премьерства Абэ совершил 81 поездку за пределы Японских островов, в общей сложности посетив 80 стран мира. Г-н Танака убежден, что успехи внешней политики, достигнутые Токио, были бы невозможны, если бы глава правительства не поддерживал постоянные личные контакты с крупнейшими мировыми лидерами – от Дональда Трампа и Владимира Путина до Нарендры Моди, Си Цзинпина и Хасана Роухани.

Г-н Танака, в частности, отметил, что декабре 2019 года президент Ирана Хасан Роухани посетил с официальным визитом Японию. Добавим, что эту поездку вполне можно было бы назвать исторической. Последний визит в «Страну восходящего Солнца» совершил еще Мохаммад Хатами в 2000 году. В числе вопросов, которые обсуждал гость из Тегерана со своим японским коллегой, была и возможность разрядки между Тегераном и Вашингтоном. Последний вопрос очень важен для нынешнего правительства, поскольку Япония не хочет выбирать между своими партнерами, а намерена развивать с ними взаимовыгодные и равноправные отношения. Что же касается Соединенных Штатов, то Токио тесно связан с ними военно-стратегическими и экономическими связями. Хорошими и перспективными назвал эксперт и отношения с Европейским союзом.

В активе Синдзо Абэ – нормализация отношений с Пекином, которые при его предшественнике Дзюнъитиро Коидзуми были крайне натянутыми. В то же время Китай остается для Японии важнейшим экономическим партнером. «Последний визит в эту страну Синдзо Абэ совершил в декабре 2019 года. В свою очередь, Председатель КНР Си Цзинпин планирует посетить Токио с ответным визитом в апреле или мае 2020 года», - заметил политолог.

Проблемными остаются отношения с Сеулом. Правда, политолог отметил, что в последние месяцы наметились тенденции к смягчению отношений двух стран, чего нельзя сказать о Северной Корее, отношения с которой, в силу осуществляемой Пхеньяном ядерной программы, остаются стабильно напряженными. Важнейшее значение сохраняют для Японии отношения со странами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Отметим, что отношения Токио и Сеула обострились летом 2019 года, когда Токио ввел экспортные ограничения на материалы стратегического назначения для Республики Корея. Эта мера была предпринята после того, как Верховный суд Кореи обязал японские компании выплатить компенсации потомкам местных рабочих, которые были мобилизованы на предприятия военно-промышленного комплекса во время оккупации Корейского полуострова. Правда, сейчас взаимные претензии несколько поутихли.

Важное значение Токио уделяет реализации проекта «Индо-Тихоокеанского региона» (ИТР). По словам г-на Танака, этот замысел направлен прежде всего на экономическое сотрудничество стран, а не на противопоставление каким-либо иным альтернативам, включая китайскую инициативу «Пояса и Пути». По замыслу Токио, в основе ИТР в первую очередь должны лежать принципы либерального международного порядка, а также логистические связи между Азией и Африкой через Тихий и Индийский океан. По определению, которое было озвучено премьер-министром Синдзо Абэ в августе 2018 года, помимо принципов демократии и свободного рынка в основе концепции, продвигаемой японской стороной, должны лежать принципы институциональной связанности и обеспечения свободы судоходства.

По словам эксперта, центр экономической активности в последние годы всё более отчетливо смещается к югу, сосредотачиваясь в странах Восточной и Южной Азии, а также некоторых государств Африки. В своем роде происходящие события можно назвать реваншем над североатлантическим регионом, который безраздельно властвовал в мировой экономике, начиная с XIX века. К 2030-м годам ожидается экономический рост и в странах южнее Сахары, что неизбежно приведет к еще большим изменениям на мировой арене. В этих условиях государственные интересы Японии заключаются в том, чтобы оперативно и адекватно реагировать на меняющуюся обстановку.

По словам г-на Танаки, концепция «Большой Евразии», продвигаемая российской стороной, вполне могла бы быть сопряжена с проектом «Индо-Тихоокеанского региона» («Индо-Пасифики»). Кроме того, Токио заинтересован в сотрудничестве с Москвой в вопросе развития Северного морского пути. Об этом, в частности, говорил Синдзо Абэ на Восточном экономическом форуме в сентябре 2019 года. К тому же у России давние и тесные связи с Дели, что делает связи с Москвой для Токио особенно важными.

Правда, на пути этого сотрудничества есть существенные препятствия. Концепцию «Индо-Тихоокеанского региона» активно проводят в жизнь не только Япония и Индия, но и США, для которых Китай – не только важный экономический партнер, как для Токио и Нью-Дели, но и конкурент за влияние в мировой экономике. Особенно отчетливо это стало видно после того, как президентом США стал Дональд Трамп.

По словам г-на Танаки, поначалу в Вашингтоне сравнительно спокойно относились к предпринимаемым в Пекине реформам, как и к вступлению КНР во Всемирную торговую организацию, надеясь на то, что изменения внутри страны будут способствовать политическим изменениям внутри страны. Кроме того, до определенного момента в Вашингтоне были убеждены в своем технологическом превосходстве над Китаем. Однако постепенно ситуация резко изменилась. Показательным в этом смысле было выступление вице-президента США Майка Пенса, который, выступая 4 октября 2018 года в Гудзоновском университете, обвинил Пекин во вмешательстве во внутренние дела США, а также в промышленном шпионаже, которым Пекин якобы занимается на американской территории.

Обострение отношений между Соединенными Штатами и Китаем привело к торговой войне между этими странами, которая ставит Японию в крайне сложное положение на мировой арене вообще и в регионе Восточной Азии в частности, поскольку риторика, которой обмениваются Вашингтон и Пекин, дополнительно подстегивает здесь гонку вооружений. Помимо прочего, жесткая позиция нынешней администрации Белого дома подрывает позиции Всемирной торговой организации. Как отметил г-н Танака, Токио заинтересован в снижении градуса взаимных обвинений Вашингтона и Пекина, поскольку экономики Японии и КНР тесно связаны. Однако если «Стране восходящего Солнца» придется выбирать, то она предпочтет сторону США, поскольку японская политическая модель предполагает активное присутствие американцев в Восточной Азии и тесную кооперацию с ними в наиболее чувствительных технологических областях. Со своей стороны в Токио готовы использовать все возможности для того, чтобы способствовать нормализации отношений между США и Китаем и прекратить возникшую между ними торговую войну.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати