ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Белая книга по оборонной политике Китая: вопросы и ответы

11:23 31.07.2019 • Владимир Петровский, доктор политических наук, действительный член Академии военных наук, главный научный сотрудник Института Китая и современной Азии РАН

Канцелярия Госсовета КНР опубликовала Белую книгу «Национальная оборона в новую эпоху». Она призвана стать ответом руководства страны на опасения, возникающие у других стран в связи с растущей военной мощью КНР. В Книге обозначены основные задачи Китая в обеспечении национальной обороны. В них входит сдерживание любой внешней агрессии, обеспечение безопасности населения и социальной стабильности, защита территориальной целостности, а также морских и космических интересов КНР.

Белая книга впервые официально представила задачи китайской армии в новую эпоху на основе «четырех стратегических опор». В ней говорится, что китайская армия в соответствии со стратегическими требованиями государственной безопасности и развития осуществляет задачи, поставленные Партией и народом, предоставляет стратегическую поддержку для укрепления партийного руководства и системы социализма, а также для защиты суверенитета, единства и территориальной целостности страны. Кроме этого, армия предоставляет стратегическую опору для защиты интересов Китая за границей, способствует миру и развитию на планете.[1]

В этом документе подробно описываются расходы на оборону и их структура. За последние десятилетия КНР существенно сократила свои военные траты в пропорциональном значении к национальному ВВП и государственному бюджету, но нарастила их абсолютное значение. В 1979 г. оборонные расходы страны составляли 5.43% от ВВП, а в 2017 г. – 1,26%. Сегодня КНР занимает шестое место в мире по военному бюджету по отношению к ВВП (после США, России, Индии, Великобритании и Франции), и при этом второе - по абсолютному объему военных издержек.[2]

Наибольший интерес вызвал тезис о том, что руководство КНР будет в любых условиях придерживаться принципа неприменения ядерного оружия первыми. Пекин, говорится в документе, не намерен участвовать в гонке ядерных вооружений и будет сохранять и укреплять свой ядерный потенциал только в интересах обеспечения национальной безопасности. «Китай выступает за полный запрет и уничтожение ядерного оружия, не собирается участвовать в гонке вооружений ни с одной страной и будет поддерживать свой ядерный потенциал на минимальном уровне, отвечающем нуждам государственной безопасности», - написано в «Белой книге».[3]

И это положение вызвало и наибольшее количество вопросов: например, почему в таком случае Китай отказывается присоединиться к Договору о ракетах средней и меньшей дальности (ДРСМД)? В этой связи часто упоминается о том, что президент США заявил о намерении заключить масштабное ядерное соглашение с Россией и Китаем по контролю над вооружениями. Наверное, это возможно в будущем.

Но здесь нужно помнить о том, что следует разделять принципы государственной оборонной политики и операциональные вопросы контроля над вооружениями. Мы помним речь Барака Обамы в Праге в 2010 г. о безъядерном мире, за которую он получил Нобелевскую премию мира. Но это не означало и не означает, что Соединенные Штаты готовы немедленно отказаться от ядерного оружия.

Кстати, еще в Белой книге по вопросам обороны от 2011 г. Китай (единственный из официальных ядерных держав) заявил об отказе от применения ядерного оружия первым. Что же касается участия Пекина в переговорах о разоружении, оно определяется сложившимся в мире балансом сил стратегического сдерживания.

Именно поэтому после заявления Д. Трампа о выходе из ДРСМД Китай, чьи ядерные запасы в количественном отношении во много раз меньше, чем ядерные запасы США, отказался присоединяться к договору до тех пор, пока соответствующие показатели если не сравняются, то хотя бы станут соизмеримы. При этом Пекин будет ставить вопрос об участии в переговорах других членов «ядерной пятерки» - Британии и Франции, а также неофициальных ядерных держав, таких как Индия и Пакистан.

Кроме того, следует разделять вопросы сокращения ядерных вооружений и средств их доставки, к которым относятся баллистические ракеты, в том числе средней и меньшей дальности. Последние, по китайской доктрине, являются для страны классом стратегических вооружений.

В целом же по прочтении Белой книги возникает ощущение того, что Китай будет готов присоединиться к процессу контроля над ядерными вооружениями и средствам их доставки, когда для этого созреют условия, отвечающие, по мнению Пекина, интересам национальной безопасности. И это может произойти уже в обозримом будущем.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати