В начале XXI века военная политика Китая направляется на обеспечение условий реализации национальной стратегии развития, целью которой является достижение Китаем к середине XXI века (к столетию образования КНР) статуса сильной, модернизированной, объединенной (имеется в виду решение тайваньской проблемы) державы, занимающей доминирующее положение в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и равной по своему политическому влиянию, экономической и военной мощи другим державам мира. Реализацию национальной стратегии в Китае связывают с усилением комплексной государственной мощи, которая рассматривается как способность государства путем мобилизации всех ресурсов, как национальных так и мировых, осуществлять данную стратегию.
В Китае исходят из того, что роли государств и соотношение сил в мировой политике не имеют постоянной конфигурации и при определенных условиях могут изменяться в неблагоприятном для Китая направлении. Поэтому руководство страны воспринимает как исторический императив необходимость превратить Китай в государство с мощными вооруженными силами, способными эффективно обеспечить защиту страны от внешней угрозы. Последний тезис в значительной мере обусловлен опытом отношений с Западом в XIX веке, когда Китай, несмотря на свою высокую культуру, будучи отсталым в техническом и военном отношениях, испытал национальное унижение и попал в полуколониальную зависимость от западных стран1.
Угрозы и вызовы: китайские трактовки
СОГЛАСНО БЕЛОЙ КНИГЕ «Национальная оборона КНР-2008», Китай стоит перед лицом многообразных угроз и вызовов национальной безопасности как традиционного, так и нетрадиционного характера. Угрозу суверенитету и национальной безопасности Китая представляют сепаратистские силы за «независимость Тайваня», за «независимость Восточного Туркестана», за «независимость Тибета». Нарастает ущерб, причиняемый нетрадиционными угрозами, такими как терроризм, нарушения экономической и информационной безопасности страны2.
Международная обстановка, согласно китайским взглядам, характеризуется сложностью и противоречивостью мировых процессов. Наряду с тем, что в отношениях между странами доминирующими тенденциями продолжают оставаться мир и развитие, усиливаются факторы неопределенности и нестабильности. Налицо тенденция нарастания как традиционных, так и нетрадиционных угроз, в число которых в последнее время, наряду с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, вошли проблемы безопасности в сфере энергетики, ресурсов, финансов, информации, международных транспортных коммуникаций.
США, по китайским оценкам, ускоренно перестраивают военную структуру с целью оптимизации глобальной системы базирования и приведения ее в соответствие с новой обстановкой, сложившейся после окончания холодной войны. В числе мер, предпринимаемых США в этой связи, - повышение способности группировки Вооруженных сил США в регионе к нанесению ударов высокоточным оружием за счет усиления группировки ВВС, а также развертывание в Тихом океане в дополнение к существующей еще одной авианосной ударной группы; повышение эффективности системы стратегических перебросок в Азиатско-Тихоокеанский регион сил и средств усиления; повышение эффективности совместных действий разнородных сил3.
С точки зрения Китая развитие американо-японского альянса осуществляется для обеспечения возможности оперативного взаимодействия вооруженных сил двух стран, а одной из фундаментальных задач японских сил самообороны является оказание содействия США в осуществлении ими военных акций, что означает их подготовку к действиям за пределами национальных границ. В начале 2007 года Япония повысила статус своего оборонного ведомства (управления сил самообороны) до Министерства обороны.
Согласно китайским оценкам, в 2008 году в мире произошло 46 локальных войн и вооруженных конфликтов против 33 в 2007 году; количество террористических атак по состоянию на октябрь достигло 898, что на 17,7% больше по сравнению с соответствующим периодом 2007 года. В КНР в августе 2008 года имели место бандитские вылазки сепаратистов организации за «независимость Тибета», а также четыре атаки террористических сил за «независимость Восточного Туркестана», сопровождавшиеся человеческими жертвами4.
В Китае по-прежнему видят наибольшую угрозу национальной безопасности, суверенитету и территориальной целостности КНР со стороны «сепаратистских сил, выступающих за независимость Тайваня». Решение тайваньской проблемы на условиях КНР по принципу «одна страна - две системы» рассматривается в Пекине как важнейший шаг в направлении завершения «воссоединения нации» после возвращения под юрисдикцию КНР Гонконга и Макао в 1997 и 1999 годах соответственно.
В этих условиях стратегия Китая в деле обеспечения военной безопасности заключается в осуществлении превентивных мер политического, дипломатического, экономического и военного характера, направленных на создание благоприятных условий вокруг Китая, и уменьшение факторов нестабильности. Одновременно, следуя мировой тенденции в военной области и опираясь на растущую экономическую мощь, Китай осуществляет курс на совершенствование качественных параметров оборонного потенциала на базе науки и передовых технологий, на приведение боевой учебы войск и сил флота в соответствие с условиями современной высокотехнологичной войны.
Большое значение Китай придает развитию сотрудничества, в том числе в сфере военной безопасности, со странами АТР, где он стремится занять лидирующее положение. Начиная со второй половины 1990-х годов, Пекин активно ведет многосторонний диалог по проблемам безопасности в рамках регионального форума АСЕАН, Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), а также Декларации о принципах деятельности в Южно-Китайском море от 2002 года. В октябре 2003 года Китай подписал Совместную декларацию глав правительств стран АСЕАН и КНР о стратегическом партнерстве в интересах мира и процветания, а годом позже - Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии, которым подтвержден принцип разрешения спорных вопросов в отношениях между Китаем и АСЕАН мирными средствами5.
В апреле 2005 года ШОС, АСЕАН и СНГ подписали меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области борьбы с терроризмом. Вслед за этим в мае 2006 года по предложению Пекина в Китае состоялся региональный форум АСЕАН по проблемам политики в сфере безопасности, на котором между Китаем и АСЕАН было достигнуто соглашение о взаимном обмене наблюдателями на военных учениях. В августе того же года КНР и АСЕАН договорились о сотрудничестве в борьбе с морским пиратством. В целом в результате активной внешней политики по отношению к странам АСЕАН Пекину удалось в значительной мере ослабить влияние в этих странах мифа о «китайской угрозе» и добиться заметных успехов в создании в АТР атмосферы многостороннего сотрудничества, основанного на межгосударственном доверии6.
Отношения с соседями: договорное добрососедство
СИТУАЦИЯ В ОТНОШЕНИЯХ с соседними государствами оценивается в КНР как благоприятная. В 2008 году завершено юридическое оформление российско-китайской государственной границы на всем ее протяжении. С подписанием между Россией и Китаем ряда документов - Соглашения о границе на ее Восточной части (1991 г.), Соглашения о границе на ее Западной части (1994 г.), Дополнительного соглашения о границе на ее Восточной части (2004 г.) и Дополнительного протокола - описания линии российско-китайской границы на ее Восточной части (2008 г.) - государственная граница между двумя странами определена договорными документами на всем ее протяжении7.
В отношениях Китая с Индией, несмотря на наличие разногласий по вопросу спорных территорий общей площадью 130 тыс. кв. километров в районе Ладакха на севере Индии (штат Джамму и Кашмир) и по так называемой линии МакМагона на северо-востоке страны в штате Аруначал-Прадеш, наметилась тенденция к развитию стратегического партнерства. В соответствии с «Совместным обзором КНР и Индией перспектив в XXI веке» от 2008 года8 стороны приняли обязательство «путем поддержания устойчивых контактов в оборонной сфере непрерывно содействовать строительству мер доверия» и заявили о своей твердой приверженности «курсу на разрешение чувствительных китайско-индийских разногласий, включая вопрос о границе, путем мирных переговоров параллельно с обеспечением того, чтобы активное развитие двусторонних связей не подпадало под влияние этих разногласий».
Отношения Китая с южным соседом - Вьетнамом ныне строятся на основе формулы 16 «золотых» иероглифов: «Добрососедство и дружба, всестороннее сотрудничество, долговременная стабильность, ориентация на будущее», принятой в 2000 году. После длительных и весьма сложных переговоров подписаны важные соглашения о сухопутной границе и о делимитации акватории Тонкинского залива9.
Сложными продолжают оставаться отношения Китая с Японией. Пекин выступает против членства Японии в Совете Безопасности ООН в качестве постоянного члена и одновременно - против совместного с США участия Японии в развертывании системы противоракетной обороны на театре военных действий (ПРО ТВД), видя в этом угрозу своей политике «военного сдерживания» независимости Тайваня. В то же время в связи с активизацией в последние годы китайско-японских торгово-экономических связей стороны предпринимают меры к улучшению отношений в политической сфере. Важной вехой на этом пути стал состоявшийся в мае 2008 года первый за последние десять лет визит в Японию Председателя КНР Ху Цзиньтао, который завершился подписанием совместного заявления о намерении сторон строить стратегически взаимовыгодные отношения сотрудничества.
Стремление Китая строить отношения стратегического партнерства с США осложнены в связи с отказом Пекина от американской идеи совместного с США управления миром в условиях продолжающегося финансово-экономического кризиса и ясно выраженным намерением Китая проводить независимую внешнюю политику. Отношения между двумя странами по военной линии прерваны в 2008 году в связи с объявленным в США решением о продаже крупной партии вооружений Тайваню на общую сумму 6,4 млрд. долларов, что вызвало резко негативную реакцию Пекина, считающего Тайвань неотъемлемой частью КНР.
Модернизация НОАК в теории
СОГЛАСНО БЕЛОЙ КНИГЕ «Национальная оборона КНР-2008», в области военной политики Китай следует стратегии «активной обороны», которая предполагает строительство мощной модернизированной армии, имеющей сбалансированное соотношение видов вооруженных сил и родов войск. При этом оборона включает в себя как оборонительные, так и наступательные действия.
Ядерная стратегия Китая, взявшего обязательство не применять ядерное оружие первым, отражена в концепции «ядерного сдерживания», предполагающей строительство ограниченных по составу ядерных сил, способных при любом развитии военно-политической обстановки созданием угрозы нанесения неприемлемого ущерба вероятному противнику заставить последнего отказаться от применения ядерного оружия против КНР.
В начале 90-х годов прошлого века на основе анализа характера военных действий блока НАТО во главе с США против Ирака (операция «Буря в пустыне», 1991 г.) в развитие стратегии «активной обороны» были приняты концепции «быстрого реагирования» и «ограниченной войны в условиях применения «высоких» (наукоемких) технологий», предполагающие создание сравнительно компактных сил общего назначения (сухопутных войск, ВВС и ВМС), оснащенных современными техникой и вооружением и способных к немедленному выполнению боевых задач в локальном (приграничном) конфликте.
С 2006 года Китай реализует программу модернизации национальной обороны и вооруженных сил, включающую три этапа: до 2010 года - создание фундаментальных основ преобразований, до 2020 года - достижение общего прогресса по основным направлениям модернизации, до 2050 года - достижение в основном стратегической цели создания информатизированных вооруженных сил, способных успешно действовать в войнах с применением информационных технологий10.
Одним из важных направлений модернизации НОАК является подготовка сил общего назначения к возможному использованию в качестве силового аргумента при решении тайваньской проблемы, включая сценарии с военным участием США. Cоздаются силы и концепции их боевого применения, направленные на предотвращение развертывания сил вероятного противника в районы оперативного предназначения в западной части Тихого океана. ВВС и ВМС НОАК оснащаются средствами борьбы с авианосными ударными группировками в открытом море на значительном удалении от материка.
Учитывая опыт вооруженных конфликтов конца XX - начала XXI века, военно-политическое руководство страны предпринимает меры по ускорению модернизации НОАК с акцентом на информатизацию и компьютеризацию войск и сил флота, усиление боевых возможностей вооруженных сил за счет повышения эффективности взаимодействия видов вооруженных сил и родов войск в совместных операциях. Наибольшие усилия прилагаются для переоснащения стратегических ядерных сил, ВВС и ВМС, что объясняется стремлением повысить потенциал ядерного сдерживания, а также прикрыть от ударов с воздуха и морских направлений наиболее развитые в экономическом отношении восточные и приморские районы страны. Наряду с этим признается необходимым сохранить и стратегию «народной войны», которая модернизируется применительно к требованиям сегодняшнего дня. Конечная цель при этом заключается в создании вооруженных сил, способных эффективно осуществлять ядерное сдерживание, успешно действовать в современной высокотехнологичной войне локального масштаба, а также при проведении антитеррористических операций.
Во внутриполитическом плане особую озабоченность руководства страны вызывает активизация и расширение масштабов деятельности на территории Китая и за его пределами сепаратистской террористической организации «Восточный Туркестан», целью которой является создание на территории Синьцян-Уйгурского автономного района, а также прилегающих к нему районов Казахстана и Кыргызстана независимого исламского государства. В начале 2000-х годов эта организация вошла в контакт с «Аль-Каидой», движением «Талибан» и Исламским движением Узбекистана, превратившись, таким образом, в составную часть сил международного терроризма11.
Согласно статистическим данным Антитеррористического исследовательского центра Института международных стратегических исследований Китая, в 2002-2007 годах количество террористических актов в мире возрастало на 20% ежегодно12. Набирает силу тенденция интеграции международных террористических сил, рост жестокости и многообразия форм их деятельности. Все чаще объектами атак становятся центры энергетических систем. В 2007 году в России, Ираке, Саудовской Аравии, Турции, Индии, Пакистане и Нигерии было совершено десять террористических атак на нефтяные месторождения, нефтеперегонные заводы, нефтепроводы, нефтехранилища и т.п.13.
Оценивая последствия происходящей в настоящее время мировой революции в военном деле, китайские аналитики отмечают, что она ведет к созданию качественно новой военной системы, которая характеризуется высокой степенью интеграции всех образующих ее компонентов, что, в свою очередь, влечет за собой глубокие изменения вооружения и военной техники, организационных структур, военных доктрин, боевой подготовки, тылового обеспечения.
С учетом изложенного, в начале XXI века Китай продолжает модернизацию НОАК по следующим основным направлениям:
1. Планомерная подготовка перехода от механизации и полумеханизации войск к их информатизации, необходимой как средство для достижения эффективного взаимодействия видов вооруженных сил и родов войск на всех уровнях - от стратегического до оперативно-тактического. Осуществление мер в направлении согласованного развития огневой мощи, мобильности и информационных возможностей; приоритетное развитие стратегических ядерных сил, военно-морских и военно-воздушных сил.
2. Совершенствование качественных параметров НОАК на основе использования научно-технических и технологических достижений, в особенности в области высоких технологий. Особое внимание уделяется подготовке высококвалифицированного военного персонала нового поколения, а также повышению эффективности военных ассигнований.
3. Совершенствование структуры и организации НОАК в направлении их оптимизации, повышения гибкости и соответствия требованиям оперативности управления.
4. Повышение готовности к вооруженной борьбе. Перед НОАК поставлена задача успешно действовать в локальных войнах в условиях применения информационных технологий, повышать способность по проведению совместных операций видов вооруженных сил и родов войск. Наряду с этим уделять внимание развитию стратегии и тактики «народной войны». Проводить больше специальных учений и тренировок с целью повысить потенциал по ведению боевых действий в различных вариантах критической обстановки.
5. Осуществление международного военного сотрудничества, не направленного против третьей стороны. НОАК принимает участие в миротворческих операциях под эгидой ООН, в международном сотрудничестве по борьбе с терроризмом, а также в двусторонних и многосторонних учениях, нацеленных на обеспечение безопасности в нетрадиционных областях14.
Практические преобразования в видах и родах войск
В XXI ВЕК Китай вступил с развитой структурой вооруженных сил (ВС) и системой органов военного управления. ВС Китая состоят из НОАК, народной вооруженной полиции и народного ополчения. Основным боевым компонентом китайских ВС, предназначенным для выполнения внешних функций, является НОАК, состоящая из действующих сил (стратегические ракетные войска, сухопутные войска, ВВС и ВМС) численностью 2,3 млн. человек и организованного резерва - 500-600 тыс. человек. На полицейские формирования (1,3 млн. человек) возложены функции по обеспечению внутренней безопасности и общественного порядка. Народное ополчение в мирное время выполняет задачи по поддержанию общественного порядка, а в военное - задачи оборонительного характера и различные обеспечивающие функции. Следует отметить, что, согласно Закону КНР «О государственной обороне» 1997 года, для поддержания общественного порядка предусматривается использование не только полицейских формирований, но и НОАК и народного ополчения (ст. 22).
Изменения численности, боевого состава и вооружения НОАК в процессе модернизации в период с 1991 по 2008 год приведены в табл. 1.
Таблица 1
Численность, боевой состав и вооружение НОАК в 1991-2008 гг.
Наименование показателей |
1991 |
2008 |
1 |
2 |
3 |
1. Численность личного состава (тыс.чел.), в том числе: |
3030
|
2185 |
- стратегические ядерные силы |
90 |
100 |
- сухопутные войска |
2300 |
1600 |
- военно-воздушные силы |
470 |
300 |
- военно-морские силы |
260 |
255 |
2. Боевой состав и вооружение Стратегические ядерные силы Носители ядерного оружия, в том числе: |
200 |
117 |
пусковые установки (ПУ) ракет из них: ПУ МБР |
8 |
46 |
- самолеты-носители* - пусковые установки ракет морского
|
120
|
-
|
Сухопутные войска Общевойсковые армии |
24 |
18 |
Общевойсковые дивизии полевых войск *** в том числе: - пехотные |
92
76 |
48
9 |
- мотопехотные |
- |
20 |
- механизированные |
2 |
5 |
- танковые |
10 |
9 |
- воздушно-десантные Общевойсковые бригады |
4 2 |
3 39 |
|
|
|
Военно-воздушные силы |
|
|
Боевые самолеты, |
5260 |
1653 |
- бомбардировщики |
470 |
82 |
- истребители-бомбардировщики |
500 |
283 |
истребители ПВО |
4000 |
1136 |
- самолеты разведчики |
290 |
120 |
Вертолеты |
400 |
82 |
|
|
|
Военно-морские силы |
|
|
Боевые корабли основных классов, |
103 |
143 |
- подводные лодки, |
47 |
65 |
- стратегические атомные ракетные |
1 |
3 |
- эскадренные миноносцы УРО |
18 |
28 |
- фрегаты УРО |
37 |
50 |
Боевые самолеты авиации ВМС |
880 |
290 |
Морская пехота: |
|
|
- амфибийные пехотные дивизии |
- |
3 |
- бригады морской пехоты |
1 |
2 |
Примечания: *Состоят на вооружении стратегических атомных ракетных подводных лодок в составе ВМС.
**Из состава военно-воздушных сил.
***Входящие в состав общевойсковых армий и отдельные.
Источник: 1. The Military Balance 1990-1991. By The International Institute For Strategic Studies. London. 1990. P. 152-155.
2. The Military Balance 2009. By The International Institute For Strategic Studies? London, 2009. P. 381-387.
Из таблицы 1 можно видеть, что в процессе модернизации численность НОАК сократилась на 845 тыс. человек, главным образом за счет сухопутных войск. В стратегических ядерных силах общее количество носителей ядерного оружия сократилось с 200 до 117 единиц в основном за счет вывода из боевого состава устаревших самолетов-носителей «Хун-6» (H-6) (20 самолетов этого типа перевооружены крылатыми ракетами класса «воздух-земля»). В то же время количество МБР наземного базирования увеличилось с 8 до 46 единиц за счет развертывания грунтомобильных ракетных комплексов «Дунфэн-31» с дальностью стрельбы до 8000 км, обладающих повышенной боеготовностью и живучестью. ВМС получили развитие за счет ввода в строй двух стратегических атомных ракетных подводных лодок второго поколения проекта 094, оснащенных ракетами «Цзюйлан-2» (JL-2) с дальностью до 8000 км15.
Стратегические ядерные силы находятся в непосредственном подчинении Центрального военного совета КНР и выполняют задачу ядерного сдерживания16. Как в количественном, так и в качественном отношениях они существенно уступают стратегическим ядерным силам США и России. Их модернизация осложнена необходимостью дополнительных мер по обеспечению боевого потенциала в связи с развертыванием американской НПРО и ПРО на ТВД. Вместе с тем нельзя не отметить, что стратегические ядерные силы Китая по своим боевым возможностям являются наступательным оружием, играющим важную роль в глобальном балансе ядерных сил.
В сухопутных войсках численность личного состава сократилась с 2300 тыс. человек до 1600 тыс. человек. Однако боевые возможности и мобильность сухопутных войск существенно возросли за счет формирования в их составе 20 мотопехотных дивизий и увеличения количества механизированных дивизий с двух до пяти.
В военно-воздушных силах парк боевой авиации сократился более чем в три раза - с 5260 до 1653 единиц - за счет вывода из боевого состава и списания упоминавшейся устаревшей техники - бомбардировщиков «Хун-5» (H-5), истребителей «Цзянь-5» и «Цзянь-6». Обновление самолетного парка осуществлено за счет принятия на вооружение истребителей Су-27, Су-30МКК российского производства; лицензионного производства истребителей «Цзянь-11В» (J-11B), а также истребителей «Цзянь-10» (J-10) китайской разработки (с российскими двигателями). Войска противовоздушной обороны пополнились техникой, закупленной в России: зенитными ракетными системами (ЗРС) большой дальности С-300П/МПУ-1, С-300П/ПМХ-2; ЗРС малой дальности «Тор-М1», а также ЗРС большой дальности FT-2000 собственного производства.
Расширяется круг задач военно-воздушных сил. Если в прошлом они сводились к защите воздушных границ Китая и в меньшей степени к оказанию поддержки сухопутным войскам, то в настоящее время командование НОАК стремится создать более гибкие и современные военно-воздушные силы, обладающие наступательным потенциалом и способные к участию в совместных тактических операциях, включая воздушно-десантные.
В ВМС количество боевых кораблей основных классов увеличилось со 103 до 143 единиц за счет ввода в строй дизель-электрических подводных лодок проектов 877 ЭКМ и 636 и эскадренных миноносцев типа «Современный», закупленных в России, а также кораблей с улучшенными ТТХ китайской постройки: стратегическими атомными ракетными подводными лодками второго поколения проекта 094, дизель-электрическими подводными лодками типов «Сун» и «Юань», эсминцами типов «Люйчжоу» (проект 051С), «Люйян» и «Люйян-II» (проект 052С), фрегатами УРО типа «Цзянкай» (проект 054А)17. А вот самолетный парк морской авиации сократился более чем в три раза - с 880 до 290 - за счет снятия с вооружения устаревших самолетов «Цзянь-5» и «Цзянь-6». Но одновременно он пополнился многоцелевыми истребителями Су-30МК2, закупленными в России. Получила развитие морская пехота, в составе которой три амфибийные пехотные дивизии и две бригады морской пехоты.
В середине 1980-х годов ВМС КНР перешли от прежней стратегии «береговой обороны» к стратегии «обороны в прибрежных водах». В китайской трактовке «прибрежные воды» включают морское пространство на удалении 150-600 морских миль от берега, в том числе Желтое, Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря. В рамках программы модернизации ВМС Китай на протяжении последних нескольких лет ведет разработку авианосца. С целью изучения опыта постройки корабля такого класса осуществлена закупка нескольких авианосцев, выведенных из состава ВМС различных стран. Всего Китай намерен построить четыре-шесть авианосцев, которые могут вступить в строй в 2015-2020 годах18.
Наиболее интенсивно развиваются мобильные силы НОАК с высокой маневренностью и огневой мощью. Китайское руководство намерено использовать их в локальных войнах по периметру госграницы, а также для оказания поддержки полицейским формированиям в обеспечении внутренней безопасности и общественного порядка.
Военные расходы - зеркало реформы ВС НОАК
В ОТНОШЕНИИ ОЦЕНКИ военных расходов Китая среди аналитиков существует достаточно широкий разброс мнений. Наиболее аргументированной, как представляется, является оценка Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ), который, используя материалы различных зарубежных, в том числе китайских, источников, показал, что в последние годы реальные военные расходы Китая в среднем на 40% превышают официальные.
Сведения о военных расходах Китая в период с 2000 по 2008 год приведены в табл. Таблица 2
Военные расходы КНР в 2000-2010 гг.
№№ п\п |
Наименование |
2000 |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 |
1 |
Официальные расходы:* - в текущих ценах, млрд. ю - в постоянных ценах и рыночных обменных курсах, млрд. долл. |
120
14,5 |
244,8
30,6 |
417,8
61 |
495,0
72,8 |
532,1
78,2 |
2 |
Реальные расходы:** - в текущих ценах, млрд. ю - в постоянных ценах и рыночных обменных курсах, млрд. долл. |
168
20,3 |
342
42,8 |
584,9
85,4 |
693,0
101,9 |
744,9
109,5 |
3 |
Доля официальных расходов в ВВП, % |
1,3 |
1,3 |
1,4 |
1,4 |
. |
4 |
Доля реальных расходов в ВВП, % |
1,8 |
1,8 |
2,0 |
2,0 |
. |
Источники: The Military Balance 2000-2001. P. 194; Белая книга «Национальная оборона Китая-2006» (http://www.china.org.cn/english/features/book/194485.htm);. Белая книга «Национальная оборона КНР-2008» (http://www.china.org.cn/government/white paper/node_7060059.htm); Жэньминь жибао. 04.03.2010.
*Бюджетные военные ассигнования.
**Оценка ИДВ РАН.
Из таблицы видно, что последние годы Китай, опираясь на растущую экономическую мощь, из года в год увеличивал военные расходы, которые в 2009 году, по официальным данным, составили 72,8 млрд. долларов,19 что на 19% выше, чем в 2008 году. На 2010 год они предусмотрены в размере 78,2 млрд. долларов, что на 7,5% выше уровня 2009 года. По мнению экспертов, темпы снижения их роста более чем в два раза объясняется негативным влиянием мирового финансового кризиса. Тем не менее в 2009 году Китай вышел по этому показателю на второе место в мире после США. Рост военных расходов связан с мерами по повышению боевых возможностей НОАК, предпринимаемыми по результатам анализа опыта военных операций сил НАТО во главе с США в Югославии, Ираке и Афганистане, который показал возрастающее значение в современной войне военно-технического фактора, в особенности высокотехнологичных вооружений и военной техники, систем управления войсками и оружием с элементами космического базирования, средств радиоэлектронной борьбы и т.п. К этому следует добавить дополнительные расходы в связи с повышением денежного довольствия офицерского и рядового составов в условиях конкуренции с гражданским сектором за привлечение и удержание в армии талантливых кадров. К другим причинам относятся увеличение расходов на информатизацию войск, развитие и модернизацию военной инфраструктуры, систем тылового обеспечения, а также на все более широкое участие НОАК в международном военном сотрудничестве.
Как и в предшествующие годы, уделяется внимание развитию китайских вооруженных сил в качестве инструмента опоры власти и поддержания внутриполитической стабильности. Нынешняя установка «последовательно обеспечивать абсолютное руководство партии над армией», по существу, означает незыблемость известного принципа «партия командует винтовкой». Так, его реализация обеспечивается посредством избрания непропорционально большого количества военных в высший руководящий партийный орган - ЦК КПК. На состоявшемся в октябре 2007 года XVII съезде КПК членами ЦК был избран 41 военный высшего и среднего рангов, которые составили 20% общего количества его членов20.
Учиться брать у мира лучшее
В 90-Х ГОДАХ XX ВЕКА получила бурное развитие военная дипломатия Китая. Ныне она выступает в качестве важного компонента реальной государственной политики и одновременно является составной частью военной политики Пекина. Внешние связи НОАК рассматриваются в качестве важного дополнения дипломатических усилий, направленных на предотвращение вооруженных конфликтов, в первую очередь в отношениях с сопредельными странами.
На сегодня Китаем установлены и поддерживаются отношения по военной линии с более чем 150 странами, аппараты военного атташе созданы и функционируют в 109 посольствах КНР, 98 иностранных государств создали аппараты военного атташе в Пекине. В 2007-2008 годах военные делегации НОАК высокого уровня направлялись в более чем 40 стран. Одновременно Китаем были приняты свыше 60 военных делегаций на уровне министров обороны и начальников генеральных штабов. Между военными ведомствами КНР и Российской Федерации, КНР и США установлены и действуют прямые телефонные линии связи. Достигнут прогресс в развитии военных связей между КНР и Японией21.
Российско-китайское военное и военно-техническое сотрудничество ныне осуществляется в контексте политического сближения и усиления стратегического взаимодействия двух стран в международных и региональных делах, что, в частности, нашло отражение в Совместной декларации России и КНР по основным международным вопросам, подписанной Председателем КНР Ху Цзиньтао и Президентом России Д.А.Медведевым в мае 2008 года в Пекине. В начале века сотрудничество получило качественно новое развитие, распространившись на оперативную и боевую подготовку штабов и войск с отработкой вопросов взаимодействия при проведении антитеррористических операций. В 2005-2009 годах был проведен ряд совместных военных учений в рамках ШОС, в ходе которых была продемонстрирована способность вооруженных сил стран - участниц Организации противостоять угрозам и вызовам XXI века, прежде всего терроризму. С подписанием в июне 2007 года Соглашения между государствами - членами ШОС о проведении совместных военных учений создана правовая база для их подготовки и проведения на регулярной основе в дальнейшем22.
На современном этапе военная политика Китая официально имеет оборонительный характер23. Однако в интересах решения ближайшей стратегической задачи - урегулирования тайваньской проблемы по принципу «одного Китая» - Пекин де-юре допускает применение военной силы, что содержит в себе опасность возникновения крупного вооруженного конфликта с серьезными негативными последствиями для безопасности в АТР. «Законом КНР о противодействии расколу государства» от 2005 года24 определены условия, при которых Китай намерен применить «немирные и другие необходимые меры для защиты своего суверенитета и территориальной целостности» (ст. 8): 1) если сторонники «независимости Тайваня» тем или иным способом добьются фактического отторжения Тайваня от Китая; 2) если произойдут крупные события, влекущие за собой отторжение Тайваня; 3) если возможности мирного воссоединения будут полностью исчерпаны. Вместе с тем бурно развивающийся процесс обмена между двумя берегами в политической, экономической и гуманитарной областях ясно указывает на предпочтительность для КНР решения тайваньской проблемы мирными средствами.
В обозримой перспективе оборонное строительство КНР будет опираться на достижения экономики, сохраняющей высокие и устойчивые темпы развития, которые, несмотря на негативное влияние мирового финансового кризиса, могут составить 8-9% в год. В сочетании с усилиями, направленными на подъем науки и технологий, включая реализацию намеченной программы преобразования Китая к 2020 году в государство инновационного типа, это создает благоприятные предпосылки для модернизации обороны.
1 Internationale Politik. Bonn, 1997. Р. 11-16.
2 Белая книга «Национальная оборона КНР-2008» www.chinaview.cn. 20.01.2009.
3 East Asian Strategic Review, 2006. Р. 20-22.
4 International Strategic Studies. 2009. №1. Р. 2-3.
5 East Asian Strategic Review, 2007. Р. 57.
6 East Asian Strategic Review, 2005. Р. 3-4.
7 ИА «Интерфакс». 21.07.2008.
8 http://www.continent.kz/2008/02/10.htm.
9 Кобелев Е. Вьетнам: политике «мой дом» - 20 лет//Проблемы Дальнего Востока. 2007. № 1. С. 53-54.
10«Белая книга «Национальная оборона КНР-2006»//
(http://www.china.org.cn/english/features/book/194485.htm).
11 International Strategic Studies. 2006. №1. Р. 55.
12 International Strategic Studies. 2007. №1. Р. 3.
13 International Strategic Studies. 2007. №2. Р. 21-22.
14 Ibidem.
15 The Military Balance 2004-2005. By The International Institute For Strategic Studies. L.: 2004. Р. 289-294.
16 China’s National Defense 2008//http://www.china.org.cn/government/whitepaper/node_7060059.htm
17 The Military Balance 2009. By The International Institute For Strategic Studies. London, 2009. Р. 381-387.
18 АРМС-ТАСС, 2009. №16.
19 Жэньминь жибао он-лайн. 04.03.2010.
20 East Asian Strategic Review, 2008. Р. 94.
21Ibidem.
22Cовместное коммюнике по итогам совещания министров обороны государств - членов ШОС//Жэньминь жибао. 16.05.2008.
23China’s National Defense 2008//(http://www.china.org.cn/government/whitepaper/node_7060059.htm).
24People’s Daily Online. 14.03.2005.