Фото: Е. Педанов
В Москве прошел VI Форум молодых дипломатов, ставший самым представительным. В его работе участвовали делегаты из 14 стран. Корреспондент журнала «Международная жизнь» поговорил с председателем Совета молодых дипломатов (СМД) МИД РФ Константином Колпаковым.
«Международная жизнь»: Замглавы МИД Александр Панкин считает, что молодым дипломатам легче найти общий язык. Заметно ли это в общении с иностранными коллегами?
Константин Колпаков: Действительно, мы в меньшей степени обременены грузом тех больших задач, которые решает дипломатия, в частности наши старшие товарищи. Мы разговариваем на евразийском пространстве на одном языке, на русском, что способствует, конечно, гораздо более быстрому сближению. У нас общее культурно-историческое пространство, поэтому сам бог велел, чтобы мы взаимодействовали, объединялись, совместно защищали национальные интересы наших стран.
«Международная жизнь»: Как строится общение с европейскими и американскими коллегами?
Константин Колпаков: Здесь мы замечаем такой тренд, что в работе с нашими коллегами из европейских стран и Северной Америки на начальном этапе взаимодействия во время форумов и встреч присутствует недоверие, вызванное стереотипным восприятием текущей ситуацией в международных отношениях. Но после того как мы поговорим, найдем какие-то точки соприкосновения, диалог идет гораздо более тепло и живо. Мы заметили, что в рамках работы Совета молодых дипломатов, встреч Московского дипломатического клуба, который мы создали в конце 2018 года, к нам уже пришли представители таких государств, как Великобритания, которые очень заинтересовались форматом такого взаимодействия в рамках Москвы. Также мы общались с представителями и Германии, и Франции, и Италии. Среди них были государства и Восточной Европы. Поэтому мы считаем, что такой формат действительно позволяет расширить горизонт общения между официальными представителями в неформальной обстановке. Опять же, мы делаем упор на неформальное общение. Мы, прежде всего, люди, и ничто человеческое нам не чуждо. Когда у нас налаживается хорошее человеческое общение, тогда нам проще говорить о тех проблемных ситуациях, которые существуют в международных отношениях.
«Международная жизнь»: Молодежи, по словам Александра Панкина, сейчас легче: получить информацию и наладить контакты, благодаря интернету и соцсетям. Можно ли сказать, что сфера цифровой дипломатии передается СМД на аутсорсинг?
Константин Колпаков: Дискуссия по использованию средств социальной коммуникации сегодня приобрела достаточно активный характер. Это обсуждалось как Александром Панкиным, так и Леонидом Слуцким в применении к парламентской дипломатии. На мой взгляд, действительно, технологии идут вперед. Существуют различные варианты общения между людьми, и естественно эти платформы, прежде всего социальные сети и мессенджеры, являются одной из основ общения в рамках деятельности СМД со своими, в том числе и иностранными, коллегами. Когда мы поддерживаем друг с другом связь, намечаем планы и информируем о предстоящих событиях, это достаточно просто. Тем не менее, я бы не говорил, что СМД – организация, которая на себя взяла сферу цифровой дипломатии. Это, конечно, не так. У нас в рамках МИД существует Департамент информации и печати, который в гораздо большей степени отвечает за цифровую дипломатию.
Вместе с тем Совет на сегодняшний день отвечает за ведение Инстаграма Сергея Лаврова. И не без гордости хочу сказать, что мы вышли на первое место по подписчикам среди стран «двадцатки». Это, прежде всего, заслуга нашей команды молодых дипломатов. На сегодняшний день мы обошли как госсекретаря США Майка Помпео, так и нашего прямого, если так можно выразиться, в хорошем смысле конкурента – это министр иностранных дел Индии Сушма Сварадж. Более того, мы стараемся развивать такой инструмент общения, потому что он помогает нам достигать целей традиционной дипломатии.
«Международная жизнь»: Чего молодым дипломатам не хватает по сравнению со старшим поколением?
Константин Колпаков: Действительно, новое поколение немного другое, но, слава богу, в нашей традиционной дипломатии, в МИД, существует институт наставничества. И прежде всего, на мой взгляд, молодому поколению чаще всего не хватает терпения. Это просто такой навык, который вырабатывается, наверно, уже с годами, потому что хочется сделать много, здесь и сейчас. Получив диплом, ты думаешь: «Все! Вот он тот рычаг, которым ты можешь повернуть международную ситуацию в мире». Тем не менее, международные отношения – это очень глубокая и обширная сфера деятельности. И, конечно, в нее, как и в ряд других профессий, например, профессию врача, нужно погружаться всю свою жизнь. Всю свою жизнь мы дипломатии учимся, и не факт, что к концу нашей дипломатической жизни мы знаем все досконально. Мы обладаем некоторыми навыками, можем их совершенствовать. Тем не менее, насколько богат человек и человеческая жизнь, настолько разнообразна и дипломатия. Поэтому надо набираться терпения и слушать старших товарищей. Вместе с тем существует такая сфера как цифровая дипломатия – в этой сфере, конечно, молодые дипломаты гораздо более активны, чем старшие коллеги, и используют этот инструмент для реализации задач Концепции внешней политики РФ. Молодежь более технологически подкована. Чего можно было бы еще пожелать: так это трудолюбия и желания постоянно повышать свою квалификацию. Надеюсь, все, что делает СМД, этому способствует.
«Международная жизнь»: Тема форума «Евразия» — это ваша инициатива или задача, которая перед вами поставлена?
Константин Колпаков: В своей работе мы исходим из того, насколько полезной деятельность Совета может быть для работы МИД. Вместе с тем, конечно, мы стараемся выносить инициативно какую-то тематику для обсуждения. И в данном конкретном случае получилось так, что мы познакомились с нашими молодыми коллегами из Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и подумали, почему бы нам, особенно с учетом первого юбилея интеграции на евразийском пространстве, не организовать тематическую пленарную сессию в рамках Форума молодых дипломатов. Это очень хорошо, на мой взгляд, легло в обсуждение, потому что все мы представляем государства евразийского пространства, и, конечно, идут очень активные экономические, интеграционные процессы. Это была идея наших ребят, то есть никаких установок сверху мы не получали. Единственное, конечно, мы согласовали эту тему с нашими старшими товарищами, которые нас всецело поддержали.
«Международная жизнь»: Вы сказали, что СМД появится в Белоруссии. Какие еще страны заинтересованы в таких структурах?
Константин Колпаков: В Белоруссии он уже создан. На сегодняшний день аналогичные организации функционируют, насколько мы знаем, в Абхазии, Белоруссии, ОАЭ. Мне подсказали, что есть совет молодых специалистов при МИД в Кении. Мы сейчас проверяем эту информацию. Также сейчас создан совет молодых специалистов в ЕЭК, а поскольку все носят дипломатический статус, то можно сказать, что это СМД Евразийской экономической комиссии. Сейчас ведется работа над тем, чтобы создавать такие советы в 5 странах-членах ЕАЭС. Мы очень надеемся, что в ближайший год, полгода это все будет реализовано. Тогда мы сможем говорить о формировании Ассоциации молодых дипломатов ЕАЭС. Это наша цель на ближайшую перспективу. В свою очередь, это станет хорошим фундаментом для работы на треке создания Международной ассоциации молодых дипломатов, о которой было объявлено в конце 2017 года.
«Международная жизнь»: Сейчас вы уже координируете как-то свои действия?
Константин Колпаков: Конечно, на сегодняшний день существует институт двусторонних консультаций. Мы регулярно их проводим с нашими коллегами, в частности, на полях данного форума состоится очередной раунд двусторонних консультаций между СМД при МИД России и СМД при МИД Республики Абхазия. Также на осень запланированы встречи и консультации с нашими коллегами из Клуба молодых дипломатов Республики Беларусь. Это будет, скорее всего, в конце сентября, на белорусской территории. Мы работаем по принципу: один год у нас, один – у наших партнеров. Сегодня мы очень активно работаем над тем, чтобы подписать меморандум о взаимодействии с нашими коллегами из ОАЭ. В этом году мы должны завершить этот процесс.
«Международная жизнь»: Еще замминистра Александр Панкин отметил, что на евразийском направлении работать так же престижно, как и в ООН. Согласны ли Вы с этим?
Константин Колпаков: Однозначно. Если вы посмотрите на Концепцию внешней политики РФ, то, простите за тавтологию, приоритет номер один – взаимодействие с государствами стран СНГ. Это неслучайно. Имея вокруг себя дружественные государства, с которыми активно развиваются экономические отношения, Россия сама будет быстрее расти экономически. Таким образом, создавая успешный регион Евразия, а потом уже Большая Евразия, мы укрепим свои позиции на международной арене. Просто другая специфика. Если мы говорим об ООН – это более широкая площадка, это другой опыт. Если мы говорим о Евразии, то это площадка, которая нам уже более понятна и проста, но в то же время здесь свои вызовы, перспективы и свои задачи. Она не менее интересна, чем работа на международном, ооновском треке.
«Международная жизнь»: Какими еще направлениями интересуются сегодня молодые дипломаты?
Константин Колпаков: Прежде всего, я бы выделил горизонтальную дипломатию. Концепция горизонтальной дипломатии, которая развивается СМД, — это создание площадок для общения молодых дипломатов со всего мира. Что мы и делаем. Как форумы, так и двусторонние консультации являются уже результатом реализации данной концепции. Молодые дипломаты активно поддерживают такие инициативы и находят много интересного для себя. Если мы говорим о том, куда двигается профессиональная дипломатия, я бы выделил все более возрастающую важность экономической дипломатии. Еще в прошлом году на совещании послов и постпредов РФ в мире президентом была поставлена задача – максимально продвигать экономические интересы РФ. Если мы говорим о нетрадиционной дипломатии, где существует более широкий круг молодых экспертов, то это, прежде всего, дипломатия научная, дипломатия парламентская и дипломатия обменов между вузами и школами.
Сюда же можно отнести различные гражданские инициативы, которые выдвигаются негосударственными некоммерческими организациями, задействованными в международном секторе. Я бы отметил популяризацию культур и языка России и ее народов за рубежом. То, чем сегодня занимается агентство Россотрудничество. Хотелось бы, чтобы это была выстроенная, понятная, монолитная система, которая бы продвигала интересы РФ на максимально широком пространстве и в максимально широком охвате. Думаю, сейчас все предпосылки для этого существуют.
«Международная жизнь»: Какие у Вас ожидания от форума? Какие цели ставите на ближайший год?
Константин Колпаков: Наша цель – дальнейшая эволюция и развитие площадки. Мы видим те результаты, которые уже достигнуты. Впервые мы делаем это с таким партнером как ЕЭК. Также мы говорим о том, что в рамках ЕЭК создается уже свой Совет. Мы выходим на создание Ассоциации молодых дипломатов ЕАЭС. Более того, впервые на полях форума у нас проходят двусторонние консультации. Мы объединяем уже несколько мероприятий. Если раньше мы фокусировались только на одном, то сейчас у нас и консультации, и панельные заседания, и работа над итоговой декларацией. В декларации мы хотим осветить то, о чем мы говорили два дня и сделать упор на поддержание инициативы по созданию Международной ассоциации молодых дипломатов и, как я уже говорил, Ассоциации молодых дипломатов ЕАЭС.
Вместе с тем одной из важнейших тем, является то, что 2019 год — это год юбилеев выдающихся дипломатических деятелей, таких как: Громыко, Примаков и Добрынин. В рамках нашего форума СМД подготовил небольшой фильм посвященный Евгению Максимовичу Примакову. Мы всегда чтим традиции дипломатической службы, которые существовали, существуют и будут существовать в российской дипломатии.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs