Фото: Е. Педанов
«Благодаря своей численности и скоординированной позиции страны ЕС и НАТО захватили Парламентскую ассамблею Совета Европы (ПАСЕ) и Парламентскую ассамблею (ПА) ОБСЕ», – отмечает Константин Косачев. Главный недостаток российских делегаций он видит в том, что вместо того, чтобы продвигать инициативы и собственную повестку, они лишь отбивают нападки «западных стран».
В Совете Федерации прошел круглый стол, на котором сенаторы депутаты и дипломаты обсудили задачи и перспективы парламентской дипломатии. Основную задачу российских депутатов и сенаторов сформулировал заместитель председателя Госдумы Петр Толстой. Он видит ее в том, чтобы расширить международное сотрудничество и вывести страну из искусственной изоляции. «Для того чтобы диалог был предметным он должен быть интересен другой стороне», - уверен депутат. Наибольший интерес в Европе вызывают темы миграции и борьбы с терроризмом. Петр Толстой предположил, что большой опыт в этих сферах поможет России придать импульс диалогу с европейскими странами. По словам депутата, недостаток международных площадок Россия может компенсировать только содержательными дискуссиями между парламентами.
Председатель Комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачев попытался сравнить уровень сотрудничества между парламентами в конце 1999 года и в настоящее время. По его наблюдениям, 17 лет назад сведение межгосударственных счетов было исключением из правил. Таким примером сенатор назвал жаркие дебаты по ситуации в Чечне и выход из зала российской делегации. Несмотря на противоречия, делегатами разделялись ключевые принципы: каждая страна суверенна, каждый парламент имеет право на собственную позицию. По словам Константина Косачева, эти принципы помогали обмениваться критикой и искать точки соприкосновения в межпарламентских структурах, в которых у нас не было достаточного влияния (Парламентская Ассамблея НАТО, Комитет по парламентскому сотрудничеству Россия-ЕС). По мнению спикера, межпарламентские ассамблеи предназначены для согласительной повестки дня и поиска точек соприкосновения, а не для предъявления претензий. Он обеспокоен тем, что «западные страны» начинают целенаправленно использовать парламентские ассамблеи для атак на Россию и российскую систему ценностей. «Межпарламентские ассамблеи (МПА) стали местом, где ставятся точки над «и», к сожалению, не в пользу нашего государства», - подчеркнул Константин Косачев.
Главный недостаток в работе российских делегаций сегодня сенатор видит в том, что их члены вместо инициативных действий и формирования собственной повестки беспокоятся лишь о том, чтобы отбивать нападки на Россию. Говоря о возможностях парламентской дипломатии, он привел в пример слаженную работу стран ЕС. «Наши геополитические конкуренты не ограничиваются обсуждением вопросов внутри собственных структур (Европарламент, ПА НАТО), они неизменно формируют общую позицию во вне и успешно реализуют ее на тех площадках, которые им не принадлежат», – объясняет спикер. Константин Косачев отмечает, что благодаря численности страны ЕС и НАТО «захватили» ПАСЕ и ПА ОБСЕ. По его словам, несмотря на то, что формально в межпарламентских организациях все равны, Россия сталкивается с повесткой дня, которая выработана за пределами этих структур, и не может преодолеть инерцию корпоративного мышления геополитических соперников.
Константин Косачев признал, что Россия не может навязывать свои геополитические интересы партнерам союзных парламентских организаций, таких как Парламентское собрание Россия-Беларусь, ПА ОДКБ и Межпарламентская ассамблея СНГ. «Эти структуры создавались не для того, чтобы унифицировать позицию и выступать единым фронтом на международных площадках», – добавил спикер. Тем не менее, такие вопросы, как борьба с международным терроризмом, организованная преступность и инфекционная безопасность, Константин Косачев назвал объединяющими. По этим темам, согласно его мнению, можно совместно работать и на других международных площадках (Межпарламентский союз, ПАСЕ, ПА ОБСЕ).
Набольшие успехи в формировании повестки дня сенатор видит в Азиатско-Тихоокеанском парламентском форуме. Среди задач российской парламентской дипломатии Константин Косачев выделил:
-
Удержание от политизации ПАЧЭС (Парламентская Ассамблея Черноморского Экономического Сотрудничество) и Ассамблеи Православия;
-
Возвращение контроля над Азиатской парламентской ассамблеей, где сейчас доминирует Иран;
-
Подготовку докладов и инициатив в ПА ОБСЕ (сейчас их, по словам сенатора, нет).
Глава департамента общеевропейского сотрудничества Александр Курмаз выступил в качестве представителя МИД. Он напомнил, что Европейский союз предложил через ООН сделать антироссийские санкции глобальными, чтобы к ним присоединились все без исключения страны. Дипломат уверен, что это может изменить всю повестку нашей дипломатии: «Теперь нам придется работать буквально с каждым парламентарием».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs