ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Внешнеполитический курс Германии сохранится после 2021 года?

10:13 27.05.2019 • Инна Яникеева, аспирант МГИМО МИД России

Фото автора

«Германия была и остаётся страной с ограниченным суверенитетом». Такое мнение высказал заведующий кафедрой международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета Николай Платошкин во время Мультимедийного круглого стола в пресс-центре МИА «Россия сегодня» на тему: «Германия в Европе и мире: к 70-летию образования ФРГ». Эксперт отметил, что с 1955 года бундесвер (вооружённые силы Федеративной Республики Германия) в мирное время подчинён командующему НАТО в Европе, которым является американский генерал. Кроме того, на территории ФРГ расположено американское ядерное оружие. Германия до сих пор не имеет права производить целый ряд вооружений. Более того, об ограниченном суверенитете у Германии свидетельствует также и скандал с прослушкой телефона канцлера ФРГ Ангелы Меркель американской разведкой, когда после раскрытия их деятельности США даже не извинились перед Германией. При этом, спикеры подчеркнули, что в ФРГ прослеживается желание вернуть государству полный суверенитет.

Во время круглого стола была затронута тема возможности трансформации политического курса страны в ближайшей перспективе, в частности, после 2021 года, когда Ангела Меркель уйдет с поста канцлера ФРГ. Ожидается, что эту должность получит Генеральный секретарь Христианско-демократического союза (ХДС) Аннегрет Крамп-Карренбауэр. По мнению программного менеджера Российского совета по международным делам Владимира Морозова, она продолжит курс Ангелы Меркель. «Следует ожидать сохранение курса на поддержку единства ЕС. При этом, одним из основных вызовов для нее во внешней политики будет попытка сформировать новую внешнеполитическую идентичность в связи с теми изменениями, которые происходят в ЕС, США и внутри самой Германии»,- подчеркнул программный менеджер Российского совета по международным делам. По его словам, другим ключевым вызовом будет поиск новых партнёров за пределами США. Однако, по мнению экспертов, не стоит ожидать, что отношения с Россией резко изменятся в лучшую сторону.

В свою очередь, Николай Платошкин отметил, что Германия будет стремиться сохранить ЕС, поскольку немцы зарабатывают на союзе огромные деньги, больше, чем они туда вкладывают. Кроме того, по его мнению, Ангела Меркель является главным провокатором украинского кризиса. «Это ее проект. Украина была нужна ФРГ как рынок сбыта, и она ее получила»,- отметил он. По его словам, в отношении Украины курс обязательно сменится при новом канцлере Германии, поскольку Аннегрет Крамп-Карренбауэр не связана с предыдущими украинскими проектами.

Говоря о перспективах российско-германских отношений, старший научный сотрудник сектора политических проблем европейской интеграции отдела европейских политических исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений имени Е.М.Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН) Федор Басов отметил, что американские санкции не скажутся на «Северном потоке-2». «Газопровод будет достроен. Немецкие компании найдут способ не попасть под удар санкций»,- подчеркнул эксперт. По его мнению, преемственность во внешней политике Германии при следующем канцлере ФРГ сохранится. Однако это будет зависеть от коалиционного партнёра. Например, если им будет партия «Союз-90»/»зеленые», тогда политика в отношении России будет жестче.

В свою очередь, Николай Платошкин отметил, что пока Ангела Меркель является канцлером, санкции против России сняты не будут. Возможен только, так называемый, ситуативный союз между Россией и Германией. При этом, важно всегда помнить, что Берлин является верным членом НАТО и активно участвует в антироссийских учениях.

Эксперты ответили на вопрос журнала «Международная жизнь» о сферах мировой повестки, которые способны сблизить позиции России и Германии, в частности, о возможности двустороннего взаимодействия по проблематике информационной и кибербезопасности.

По словам Владимира Морозова, у России и Германии есть не так много точек соприкосновения, больше разногласий, использование разных подходов к решению вопросов международной повестки. Например, наши два государства стремятся сохранить Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД), из которого американцы вышли и повторно ввели санкции в отношении Ирана. «Для Германии, как и для России, Франции, Великобритании, эта сделка являлась триумфом многосторонней дипломатии, большим достижением»,- подчеркнул программный менеджер Российского совета по международным делам. Он добавил, что Москва и Берлин также взаимодействуют в области борьбы против террористов. Осуществляется обмен информацией между специальными службами двух сран.

По мнению Николая Платошкина, у ФРГ нет внутреннего суверенитета в области обеспечения информационной и кибербезопасности. Так, на территории ФРГ расположена крупнейшая база технической разведки США, которая в том числе прослушивает канцлера Германии. В связи с этим, в настоящее время СВПД и Сирия являются единственными проектами, по которым возможно взаимодействие между нашими государствами.

Такое же мнение выразил и Владимир Морозов. По его словам,сотрудничество в сфере кибербезопасности маловероятно, несмотря на то, что обеспечение безопасности в этой области для Германии является серьезным вопросом, и несмотря на то, что взаимодействие в этой сфере могло бы стать одним из важнейших направлений российско-германского взаимодействия.

В свою очередь, Федор Басов отметил, что в мире сейчас прослеживается высокая степень недоверия в информационной и кибер сферах. В связи с этим, сотрудничество между Россией и Германии на этом направлении не представляется возможным. «Сотрудничество в целом возможно только в том случае, если ситуативно появится какая-либо сфера для взаимодействия, например, по гуманитарным вопросам, и только там, где интересы вдруг совпадут»,- заключил эксперт. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати