ГЛАВНАЯ > Рецензии

Индейцы в реалиях Южной Америки

13:11 08.10.2018 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Как сегодня живут индейцы в Новом Свете? Институт Латинской Америки Российской академии наук выпустил в свет уникальную по содержанию книгу известного отечественного этнографа-индеаниста Николая Ракуца о положении коренных народов южноамериканских стран. (Ракуц Н.В. Культура индейских народов и политика государства. Южноамериканские реалии. М.: ИЛА РАН, 2018. – 264 с.)

Политика государств в отношении культур коренных народов в обстановке глобализации имеет большое значение не только для Латинской Америки, но и для других регионов мира, отмечает автор книги во Введении. Хотя в его работе и представлены материалы исключительно по странам Южной Америки. Почему? Потому, что Южная Америка – регион особый. И это, по мнению автора, – самый неизученный континент на земле. Достаточно посмотреть на современные открытия в области археологии и этнографии, в результате которых взгляды на историю Южной Америки и на культуры индейских народов кардинально меняются в среднем каждые 20 лет.

Свое внимание в этой работе Николай Ракуц сконцентрировал исключительно на индейском населении континента. Его роль в жизни разных стран Южной Америки в последнее время возрастает. И это происходит, считает автор, параллельно с ростом его численности, вовлечением в политические и экономические процессы, активизацией движения за сохранение культурной самобытности или даже ее восстановление (так называемой реэтнизацией, то есть, возрождением этнической идентичности), а в некоторых случаях и конструирование ее заново.

Если бы все было так, как это виделось правительствам и интеллигенции в XIX-XX веков, со времен обретения странами континента независимости, следовавших курсом на ассимиляцию коренных жителей, - то сегодня не должно было бы уже существовать никаких индейцев, а оставались бы только «метисные нации». Но проблема для современных латиноамериканских правительств в том и состоит, что индейцы по-прежнему есть и не собираются ассимилироваться, а пытаются отстаивать свои права не только на национальном, но и на международном уровне. Это для них особенно актуально хотя бы потому, что в латиноамериканских странах именно индейцы – беднейшая, наиболее уязвимая, социально незащищенная часть населения.

Никакие реформы и социальные программы в течение всего прошлого века и первых лет нашего столетия в ходе политической либерализации в странах региона не увенчались успехом, напоминает Николай Ракуц. И именно потому, что по целому ряду причин, внимание к наличию индейской проблемы очень неудобно для тех кругов, которые получают выгоду от современной экономической модели, построенной на хищнической эксплуатации сырьевых ресурсов. А ими как раз богаты территории, заселенные индейскими народами. Одно дело – стремление извлечь наибольшую прибыль любой ценой здесь и сейчас, без раздумий о завтрашнем дне, а другое – разумная  эксплуатация природных ресурсов с расчетом на будущие поколения. Индейский взгляд на вещи заключается в том, что «жать хорошо» (vivir bien) или, если сказать точнее, «жить правильно» - значит жить в гармонии с природой. Под ней понимается вся окружающая среда – земля, вода, недра, воздух. А также в гармонии со всем живым – животными, растениями и т.д., и разумеется, с окружающими людьми, своими и чужими.

«Цивилизованный» же подход, убежден автор книги, чаще всего выражается в том, чтобы брать от природы все подряд по принципу «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее – наша задача». И поэтому совершенно естественно, что индейское движение в странах Южной Америки, учитывая мировоззрение коренных народов, принимает форму, прежде всего, движения экологического, в защиту окружающей среды.

В последние десятилетия, пишет автор, на южноамериканский регион обрушился целый вал конфликтов на экологической почве, а точнее – этноэкологических конфликтов (conflictos etnoambientales). И это - конфликты местных жителей, включая индейцев, с «пришлыми силами». В это противостояние, естественно, вовлекаются и местные власти, и центральное правительство той или иной страны. И вопрос лишь в том, чью сторону они в этих конфликтах занимают и почему. Сегодня таких конфликтов в Латинской Америке, в основном далеких от разрешения, насчитывают более 200…

Культурные проблемы анализируются в книге Николая Ракуца, прежде всего, исходя из общих критериев подхода к вопросам культуры индейских народов. То есть во главу угла ставится проблема самой возможности существования и развития индейских культур в современных условиях, а не такие узкие понятия, как школьное образование (в том числе и на соответствующих языках, есть ли оно или его нет), традиционное ремесленное производство и прочие, которые являются лишь частными проявлениями культуры. Поскольку в индейских культурах основным вопросом сегодня, как, впрочем, и прежде, является земельный, проблемы культурной политики неизбежно смыкаются с проблемами прав индейских народов на землю (и уже исходя из этого на всё остальное – родной язык, традиционные практики и так далее), то есть, на само их существование как именно индейских…

…Книга составлена автором по региональному принципу. После Предисловия и Введения следуют четыре главы – Андские страны (Перу, Боливия, Эквадор), Карибский регион (Колумбия, Венесуэла), Южный конус (Аргентина, Чили, Парагвай, Бразилия) и Четыре особых случая (Уругвай, Французская Гвиана, Суринам и Гайана). Затем следуют Заключение и Примечания.

Несколько слов о самом авторе. Николай Викторович Ракуц (1956-2017), выпускник исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, - известный специалист в области изучения индейских народов Латинской Америки, переводчик, автор многочисленных научных публикаций, статей в российских и зарубежных изданиях. Он участник научных форумов по вопросам индеанистики в России и за рубежом. Много внимания Николай Викторович уделял популяризации культуры латиноамериканских индейцев в нашей стране. К сожалению, он не увидел изданной эту книгу: внезапно ушел из жизни накануне ее выхода в свет.

В Перу, рассказывает автор, по традиционным представлениям – одной из самых «индейских» стран континента, - сегодня индейцы по разным оценкам составляют 13-40% (примечателен уже сам по себе разброс в этих самых оценках) от общего населения страны, включая 72 «народа»: 7 в Андах и 65 в Амазонии. Но при этом все они официально не признаны, ибо перуанское законодательство рассматривает индейцев не как народы, а как общины. По специальной переписи 2007 года только в Амазонии было зафиксировано 1786 индейских общин, собрав при этом данные лишь по 51 народу. Говорящих на крупнейшем америндейском языке, кечуа, было зафиксировано 3 млн 360 тыс. 331 человек, на аймара – 443 тыс. 248 человек, что не может не вызывать опасений в плане сохранения автохтонных языков и культур, так как другие данные, чуть более ранние, показывали гораздо большую численность говорящих на америндейских языках, а на индейское население страны в целом приходилось, согласно информации на конец прошлого века, 47% от общего числа жителей…

 

Боливия даже по сравнению с Перу, безусловно, самая «индейская» страна Южной, да и вообще всей Америки, единственная, в которой индейцы составляют, по разным оценкам, более половины населения, примерно 62%. А если считать только говорящих на индейских языках – 50%, но из 8 млн 247 тыс. граждан. Индейское население Боливии – это 36 официально признанных народов. Языковая политика правительства нынешнего президента Эво Моралеса , безусловно, следует признать новаторской, поскольку Боливия сегодня – единственное государство Латинской Америки, где индейские языки (по крайней мере, крупнейшие – кечуа, аймара и гуарани) фактически оказались уравнены в правах с испанским. И от знания индейских языков теперь зависит для госслужащих возможность получить работу, что немаловажно. Однако некоторые языки боливийской Амазонии и Чако уже практически исчезли, поскольку говорят на них единицы. Наиболее примечательным фактом в Боливии можно признать уже саму новую конституцию 2009 года, в которой защита интересов индейских и крестьянских общин была провозглашена государственным приоритетом. И это соблюдается не на словах, а на деле, что можно отнести к заслуге первого в истории Боливии президента-индейца и его правительства…

А вот Аргентина – один из ярких примеров государства, чья индейская политика носит чисто декларативный характер. Ее главный принцип – как можно дольше затягивать выполнение даже взятых на себя обязательств. А еще лучше – не брать их вообще.

Книга охватывает анализ положения индейских народов практически всех стран Южной Америки. И общий вывод, на взгляд издателей, таков, что глобализация в этом регионе вылилась в целом в ухудшение положения аборигенных культур и в ущемление прав коренных народов, несмотря на все декларации о мультикультурализме и уважении прав индейцев. Если даже и считать на общем фоне некоторыми исключениями Боливию, Венесуэлу и Чили, то и в этих странах, при всех положительных сдвигах, пренебрежение правами коренных жителей до сих пор в той или иной степени сохраняется.

 

Как справедливо сказано в редакционной аннотации к книге Николая Ракуца, «одной из определяющих черт современной ситуации в мире является столкновение двух противоположных по своей направленности процессов – глобализации и усиленной акцентировки черт своеобразия самых различных локальных человеческих общностей – этнических, культурных, религиозных, территориальных и других, упорно отстаивающих свою идентичность».

«Индейское возрождение», развернувшееся в XX – начале XXI веков, является одним из самых ярких проявлений этого второго процесса. Опыт последних десятилетий свидетельствует: не решив проблему органичного вливания индейских народов в жизнь национальных сообществ стран Латинской Америки, невозможно добиться их консолидации, которая является необходимым условием успешного достижения целей модернизации. Поэтому исследование характера взаимоотношений индейских культур с государственными институтами стран региона к югу от Рио-Гранде-дель-Норте является задачей в высшей степени актуальной.

Книга Николая Ракуца, написанная на южноамериканских материалах, представляет собой важный шаг на пути решения этой задачи. Будем надеяться, что критический анализ автора о современном положении индейцев Южной Америки и его рекомендации по сохранению их уникальных культур и их обычаев будут услышаны не только специалистами-этнографами, индеанистами, но и теми правительствами, от которых зависит будущее коренных южноамериканцев. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати