С приходом в Боснию и Герцеговину американского контингента и советников из Вашингтона Алия Изетбегович "постарался" взять под свой личный контроль СМИ. Сараевское телевидение в Боснии всегда называли крепостью Алии Изетбеговича. Он лично курировал и газеты с журналами, прекрасно понимая, что только так можно удержаться у власти.
Наверное, ни в одной из стран мира средства массовой информации не имели такого влияния на обывателя, как в бывшей Югославии. Во многом сказывалось прежнее коммунистическое воспитание населения, привыкшее к новостям из газет и по радио. Боснийская Федерация по Дейтонскому плану состоит из представителей двух народов - мусульман и хорватов. И они должны были бы равноправно представлены на телевидении. Но на практике получалось так, что большинство ведущих, редакторов и операторов были мусульманами. Сетка вещания строилась так, что все программы выпускались для людей, исповедующих ислам - католикам доставались лишь крохи.
Все местные события и подавались только с одной точки зрения - той, которая устраивала Изетбеговича и его друзей. О толерантности здесь всегда любили много и нудно говорить - на деле инакомыслия не терпели.
И еще одна немаловажная деталь, на которую я обратил внимание во время своих многочисленных командировок в Боснию и Герцеговину. В государстве, где половина населения поклоняется Аллаху и старается жить по Корану, трудно назвать страной трезвенников. Пьют и пили здесь многие - от пива и крепко градусных не отказываются , несмотря на все запреты.
СФРЮ считалась одной из самых пьющих стран Европы - с 900.000 зарегистрированных алкоголиков, занимала почетное третье место, пропустив вперед только Францию и Италию. Югославы, как тогда называли всех, кто жил в стране, созданной маршалом Тито, ежегодно потребляли по 20 литров чистого алкоголя на душу населения. Для большинства ежедневное принятие на грудь стало не только потребностью, но и своеобразным видом спорта. Один мой сараевский друг рассказывал мне и том, что в Боснии еще до войны многие тренировались "до посинения".
В некоторых барах и кафе был специальный метр, которым измерялось количество выпитых бутылок, поставленных в ряд. Сараевские рекордсмены на одном из состязаний за три часа умудрялись вливать в себя неимоверное количество алкоголя. Чемпионами города становились те, кто не только оставался стоять на ногах, но и выпить ровно метр. Самое большое число алкоголиков всегда было, да и остается, в промышленном металлургическом центре Зеница. За ними вплотную шли жители Вареша. Среди пьющих на первых местах зарегистрированы шахтеры и металлурги, рабочие и водители, актеры и деятели культуры.
Ислам, как известно, запрещает не только употреблять спиртное. Верующему не дозволяется даже знать запаха алкогольных напитков. В Боснии заповеди Магомета - не указ. Даже после поста многие отмечали Байрам горькой водкой, коньяком и пивом. Изетбегович не раз пытался запрещать, гневался и наказывал непослушных. Но боснийские мусульмане его не слушали и продолжали пить "горькую".
Пополнять госказну можно разными способами - высоким налогами, снижением зарплаты и прочими чиновничьими уловками. Старый и самый прибыльный - монополия на алкогольные напитки. В Боснии работало несколько предприятий, которые постепенно перекупались теми, кто нарушая "сухой закон" отца нации Алии Изетбеговича, умудрялся в военные годы производить на дому самогон - из риса, инжира, яблок в промышленных количествах. В ходу был и медицинский спирт, который разбавляли и подкрашивали чаем, жженым сахаром, сиропом из шиповника. Некоторые "бойцы" пили и одеколоны, которые трепетные "гуманитарные фонды" везли в Сараево. "Веселым" боснийцам в то время было не до выбора - все, что "горело" и могло захмелить - шло за милую душу.
С 1975 года в международной квалификации болезней алкоголизм зарегистрирован, как заболевание. Он получил свой номер 303.
Боснийские медики говорят, что война сделала свое черное дело и сейчас "303-их" в два раза больше, чем во времена СФРЮ. Среди пациентов, вынужденных обращаться к врачам - элита предпочитает это делать у частников, которые ставят клиенту безалкогольный диагноз - жители сел и маленьких городков, безработные, которые пьют дешевый суррогат и с тоской вспоминают золотые времена социализма, когда все жили дружно, богато, сыто и немного навеселе.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs