ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Билл Клинтон и Алия Изетбегович. Часть 3. «Изетбеговичу не давали покоя лавры маршала Тито»

21:33 18.08.2014 • Константин Качалин, журналист-международник

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Часть 4

Билл Клинтон сделал в 1995 году то, о чем только мечтал президент Дуайт Эйзенхауэр после окончания Второй мировой войны. Тито обманул американцев в 1953 году, а Алия Изетбегович "открыл" Боснию для Пентагона. США прочно закрепились на Балканах и хозяйничают там уже 18 лет. Видимо, Вашингтон не зря выбрал диссидента Алию Изетбеговича, пострадавшего от Тито и коммунистов дважды - в первый раз три года тюрьмы в 1946, второй в 1983 - девять строго режима. После того, как он попал под влияние американцев и взобрался на самый верх политической власти, было очень заметно, а я встречался с господином Изетбеговичем в Сараево в разные годы 6 раз, что ему очень хотелось быть похожим на маршала Тито.

Правда, у Изетбеговича не было ни харизмы, ни сильной партии, да и армии, которую он создавал на деньги США и богатых исламских государств Ближнего Востока. Богатые шейхи считали Боснию мини - Югославией - три народа, три президента, три парламента, три религии, три языка, хотя так похожие друг на друга. Но Босния существовала только в Дейтонском мирном договоре. В жизни получалось не совсем так, как на качественной бумаге. Тито был создателем "Движения неприсоединения" вместе с президентами Египта Насером и Индии Неру.

Во времена социалистической Югославии Сараево был примером того, как мирно и ладно жили здесь разные люди. При Тито в боснийской столице было построено несколько десятков мечетей, действовала православная и католическая церковь. Лидеры многих стран, приезжая тогда в Сараево, могли видеть красивый новый город и старинный турецкий базар, огромную исламскую библиотеку с несколькими десятками тысяч старинных книг, написанных на арабском языке. Три религии - католицизм, православие и ислам мирно сосуществовали друг с другом и никто никогда не воспринимал с ненавистью и неприязнью своих соседей. Все удивлялись тогдашнему "боснийскому чуду", который работал на авторитет главы СФРЮ.

После 3-х с лишним лет войны христиане (и католики, и православные) были не в почете. Ислам стал главенствующим и о толерантности забыли напрочь. В Сараево, если ты не мусульманин, нельзя было рассчитывать на большую должность. Замом, пожалуйста. Парадоксально, но именно Алия Изетбегович всегда считал, что маршал Тито сделал для Боснии больше, чем кто-либо другой. Мусульманину Изетбеговичу очень хотелось повторить нечто подобное и войти в историю не только как разрушителю старого, но создателю нового жизнеспособного государства. Но оказалось, что властному Изетбеговичу ни сил, ни собственного авторитета явно не хватало. Да и показывать в Сараево кроме разрухи и нищеты было нечего. Многонациональный и многоконфессиональный Сараево, который все называли "котлом братства и единства СФРЮ", Изетбегович и его команда превратили в город, где уже не было места ни православным, ни католикам, ни евреям-сифардам. Еврейская община в многонациональном довоенном Сараево составляла несколько тысяч. После Дейтонского мирного договора евреев-сефардов осталось всего 600 человек.

И после окончания боевых действий была надежда на то, что жизнь наладится, но Изетбегович так и не дал евреям- сефардам никаких гарантий. Они не чувствовали себя в уверенности. Многие говорили так: "Слава Богу, что самолеты летают и можно в любой момент попытать счастья за границей. Но лучше в Израиле". С евреями-сифардами было понятно. Они всегда знали, что мировая еврейская община не оставит их в беде.

Куда сложнее была ситуация с сараевскими сербами, которых все годы войны не только изгоняли тысячами, но и после наступления мира, просто не хотели пускать назад. При Тито Сараево был мультинациональным городом, его часто называли «Европейским Иерусалимом». В 1991 году мусульмане составляли 45 процентов населения столицы, сербы - 35 процентов, хорваты - 7 процентов. После войны в городе осталось лишь 18 000 сербов и совсем мало хорватов. Сараевские демократы и партия Алии Изетбетовича делали все, чтобы некогда многонациональный город стал главным исламским центром на Балканах.

(Окончание следует)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати