7 февраля в Сочи состоится церемония открытия XXII Олимпийских зимних игр. Зародившись в VIII в. до н.э., Олимпийские игры регулярно проводились более тысячи лет, являясь одной из важнейших частей эллинской цивилизации. Их основой было всестороннее гармоническое развитие личности. Со временем Олимпийские игры стали красочным зрелищем, превратившись в соревнования лучших из лучших, демонстрирующих гармонию тела, воли и разума. Как правило, они сопровождались различными увеселительными действами — от охоты, шахмат, танцев и пения до тщательно разработанных комплексных мероприятий в разных областях культуры. В рамках Культурной Олимпиады в Сочи был создан уникальный проект, рассчитанный на четыре года. Каждый год посвящен определенному виду искусства: 2010 был Годом кино, 2011 — Годом театра, 2012 провозглашен Годом музыки, а 2013 прошел под знаком Года музеев. Государственный музей Востока также принял участие в этой культурной программе. Так, летом 2013 г. в Национальном музее города Нальчика (Кабардино-Балкария) с большим успехом прошла выставка «Дракон и феникс». И сейчас, в преддверии XXII зимних Олимпийских игр, музей открывает тематическую экспозицию «Спорт! Sport! Спорт!», посвященную популярным спортивным играм на Востоке.
Панно «Новогодняя игра в волан». Япония, Иокогама. Начало ХХ в.
В выставочном зале собраны произведения искусства из разных регионов: Дальнего Востока, Юго-Восточной и Центральной Азии, Кавказа и среднеазиатских стран, а также северо-востока России. Изобразительный раздел экспозиции представлен японской ксилографией, показывающей празднование победы борцов сумо; вьетнамской народной гравюрой, посвященной разным видам национальной борьбы; батиковой картиной со сценой стрельбы из лука из Индонезии; масляной живописью О.Н.Рыбниковой, изобразившей велогонки в туркменском ауле. Среди произведений декоративно-прикладного искусства можно увидеть японское фарфоровое панно с росписью на тему традиционной игры в волан, предметы спортивного инвентаря — ракетки для игры в волан, эскимосский и мьянманские мячи, монгольский костюм для национальной борьбы (надом), тувинские и монгольские фигурки борцов.
Скульптура «Мальчик-борец» . Монголия, 1960-70-е гг.
Гонки на лодках, различные виды борьбы, схватки с оружием, перетягивание каната и прочие виды активной деятельности были непременной составляющей любого празднества во Вьетнаме. Неудивительно, что эта тема нашла отражение в искусстве: с давних пор спортивные сценки украшали рельефы общинных домов и стали сюжетами многих ксилографических картин из деревни Донгхо. На экспонируемой гравюре «Процессия с барабаном» изображено несколько мужских фигур с веерами в руках, одетых в туго затянутые широкие пояса. Двое из них несут подвешенный на шест большой барабан. Как правило, подобные процессии лучших, самых сильных и ловких молодых людей проходили по деревне, торжественно открывая игры, а жители деревни могли поближе познакомиться с участниками, а заодно и выбрать, за кого «болеть» в предстоящих поединках. Лубок «Борьба» представляет три пары борющихся спортсменов, запечатленных на разных стадиях схватки, и двух наблюдателей, возможно, из числа уже закончивших бой участников, а быть может, еще ожидающих своего выступления. Другой лист композиционно напоминает предыдущий с той лишь разницей, что поединки проходят с использованием оружия. На картине «Перетягивание каната» показано коллективное соревнование: две группы участников пытаются перетянуть на свою сторону канат, прикрепленный к вертикально стоящему в центре столбу. На заднем плане изображены свисающие связки монет — вероятно, награда победителям.
Лубок «Борьба». Вьетнам, 1960-ые гг.
Во Вьетнаме существует предание о том, как правитель Куанг Чунг весной 1789 г. вел свои войска на север для разгрома цинской армии. В одной деревне, где он остановился, все мужское население захотело вступить в ряды его войска. Чтобы не оставлять общину без защитников, устроили соревнования по борьбе, причем в поединках принимали участие не только юноши или взрослые мужчины, но и женщины, схватки между которыми были не менее зрелищными. Победители ушли в военный поход, а остальным выпала честь защищать жителей своей деревни. Таким образом, само проведение спортивных состязаний в дни весенних праздников считается исторически обусловленным набором рекрутов в армию.
К предметам спортивного инвентаря относятся мячи для игры в чинлон из Мьянмы. В начале XIX века в этой стране зародился вид спорта, ставший очень популярным, — игра в чинлон (или чхинлоун), т. е. в мяч, сплетенный из тростника или стеблей ротанговой пальмы. Англичане, завоевавшие Мьянму, назвали игру «кейнболом» (от cane ball — «тростниковый мяч») и причислили к одному из предков современного футбола. Мяч для чинлона меньше футбольного и легче, так как он полый внутри и очень упругий. Играют им преимущественно ногами: можно подкидывать чинлон коленями, ступнями, пятками, голенью, бедрами, а также плечами, головой, спиной. Но ни в коем случае нельзя касаться его ладонью и вообще руками до локтя. Основная цель — как можно дольше удержать мяч в воздухе. Играют обычно просто для развлечения, став в кружок на небольшой ровной площадке, а заядлые чинлонисты нередко устраивают командные соревнования. При этом правила игры могут усложняться: например, подкидывают мяч только коленом или устанавливают строгую последовательность движений при подаче и приёме мяча. Кроме того, в таких своего рода профессиональных играх, не разрешается даже смотреть на чинлон: игрок должен полагаться на интуицию, чувствовать приближение мяча. Выигрывает команда, удержавшая чинлон в воздухе дольше соперников и сделавшая меньше нарушений. Предваряет обычно подобные состязания песня, ставшая гимном игры в чинлон:
…Это наш спорт, рожденный народом!
Он чист и прекрасен,
Он сохраняет здоровье,
Бодрит, умножает силы.
Шар для национальной игры чинлон. Мьянма. 1970-е гг.
Прототипом эскимосского мяча, представленного на выставке, были мячи, сшитые из кожи и заполненные оленьей шерстью. Ими традиционно пользовались эскимосы во время спортивных состязаний. Соревновались две команды, каждая из них старалась завладеть мячом. Существовали, как минимум, три варианта игр. В одном случае команды формировали из жителей разных частей одного поселка. Начинали игру девушки (по одной с каждой стороны), затем в соревнование включались все его участники. Мяч держали преимущественно руками. Вместо мяча, сшитого из оленьей кожи, могла использоваться голова тюленя, заполненная сухой травой. Победа доставалась той команде, у которой ее соперники не могли отобрать мяч. Второй вариант: команды формировали по принципу «юноши — девушки». Правила игры оставались такими же, если не считать присутствующих в ней элементов эротики. Третий вариант игры с мячом был близок к современному футболу. Команды составляли из жителей соседних поселков всех возрастов и обоего пола. Соревнование проходило на «нейтральной территории». Мяч клали на землю, и участники игры, ударяя по нему ногами, стремились максимально приблизиться к селению своих соперников.
Поверхность демонстрируемого мяча украшает геометрический орнамент, где ведущую роль играют круги и концентрические окружности, которые можно трактовать как солярные знаки. Существует эскимосская легенда, в которой говорится о том, что некогда злые духи (тунгаки) похитили солнце и превратили его в мяч. Один из морских охотников вступил в схватку с тунгаками, отобрал у них солнце и вернул в небо. Сходные представления о мяче как символе солнца бытовали также у соседей эскимосов — североамериканских индейцев.
Выдающееся произведение косторезного искусства Чукотки середины ХХ в. представляет собой композиция «Оленья упряжка». На подставке скульптуры надпись: «Никите Сергеевичу Хрущеву». Известно, что подношение в качестве подарков «высоким гостям» чукотских косторезных изделий широко практиковалось местными чиновниками. Можно предполагать, что для подарка Хрущеву была выбрана работа наиболее известного в то время мастера, каким был резчик Туккай, возглавлявший в конце 1950-х – начале 1960-х гг. знаменитую Уэленскую косторезную мастерскую. Темой композиции он избрал гонки на оленьих упряжках — один из видов спортивных состязаний, которые периодически устраивали оленеводы Чукотки, «оленные чукчи». Как правило, состязания проходили во время совершения обрядов жертвоприношения по случаю забоя оленей, удачной охоты или во исполнение «приказаний, полученных во сне». Соревнования носили комплексный характер и включали в себя, помимо оленьих гонок, бег, борьбу, поднятие тяжестей. Гонки на оленьих упряжках могли также входить в цикл свадебных церемоний. Согласно одной из версий, невеста доставалась юноше, победившему в гонках.
В экспозиции находятся также два гравированных моржовых клыка «Охота на песца» и «Выбор невесты», рисунки которых отражают связанные со спортивными состязаниями традиции чукчей-оленеводов. Их автором является Лидия Теютина (1945–2011) — потомственный чукотский косторез, заслуженный художник Российской Федерации. Всю жизнь она провела в Уэлене, работала в Уэленской косторезной мастерской и преподавала искусство резьбы по кости.
По мнению одного из кураторов выставки Альбины Легостаевой, интерес зрителя, несомненно, вызовет бронзовая скульптура «Вратарь». Создавший ее Давид Беджанян (1944–2011) был не только замечательным армянским скульптором, но и архитектором, пианистом, прекрасно исполнявшим джазовые композиции. Вся страстность его натуры проявлялась в очень выразительных работах, что прекрасно показывает данная скульптура. В ее нестандартном пластическом решении и напряженной динамике чувствуется глубокий эмоциональный накал. Мастер, прекрасно владея материалом, сумел напряженными ломаными линиями вовлечь зрителя в стихию футбольного матча. Глядя на «Вратаря», мы сразу начинаем сопереживать состоянию отчаянной борьбы за победу во чтобы то ни стало, и нам так и слышатся взрывающиеся овациями трибуны, приветствующие победителя криками «Браво! Браво! Браво!».
Для посетителей выставка открыта в Государственном музее Востока (Москва, Никитский бульвар, 12 А) с 07 по 23 февраля 2014 года.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs