ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Тайна гибели Рона Брауна. Часть 2. «Роковая гора Святого Ивана»

14:45 07.04.2014 • Константин Качалин, журналист-международник

Часть 1

Часть 2

Часть 3

3 апреля 1996 года перед самым Дубровником АВАКС неожиданно теряет самолет с американской делегацией. Военный вариант “Боинга 737-200” не так легко потерять. Самолет практически на две мили отклонился от курса. Но это уже никого не волновало. Крестьяне села "Вели Дол" Ана и Михо Дунлич первыми услышали шум самолета на необычайно низкой высоте. Очень странно. Ведь над их домом на посадку самолеты не заходили никогда . Громко гудела сирена, которая оповещала о том, что лайнер находился совсем близко от земли. Но тревога звучала на две секунды позже. Левое крыло уже коснулось земли, удар о каменные горы и взрыв. Об этом в Дубровнике уже знали все. Почему же несколько часов американцы упорно искали самолет в Адриатике, а не в горах? И первое сообщение ЦРУ, переданное в Вашингтон из американского посольства в Загребе, свидетельствовало именно об этом.

Хорватские спецназовцы оказались на горе Святого Ивана через четыре часа. Просто кто-то позвонил в полицию и сообщил, что самолет упал в горах. Только после этого вертолеты SFOR прибыли на место катастрофы. Они тут же отсекли хорватскую полицию и занялись своим делом. Тела погибших упаковывали в полиэтилен, и специальном тросом поднимали на вертолет, который и перевозил трупы в срочно оборудованный морг на аэродроме. Паталогоанатомы были только американские.

Специалисты рассказывали мне, что самолет был старым, но в отличном состоянии. До трагедии под у горы Святого Ивана на нем летали министр обороны США Уильяма Перри, а также супруга и дочь американского президента Билла Клинтона. И это было всего за неделю до катастрофы под Дубровником.

Весь полет 3 апреля 1996 года можно было проверить на основании магнитофонных записей переговоров пилотов и диспетчера. Но пленки неожиданно исчезли. Потом стали говорить, что на военной модификации "Боинга 737-200" запрещено устанавливать "контрольные приборы".

По всем данным, Рон Браун был обаятельным человеком, он много работал для американского бизнеса по всему миру. Но больше всего врагов он нажил на посредничестве при поставках оружия в Боснию. Вместе с Роном Брауном под Дубровником погибло еще 35 человек. В Конгрессе США не раз призывали честно выяснить все причины авиакатастофы, но до сих пор многое остается под грифом "Секретно".

В 1996 и в 1997 гг многое свалили на пилотов Эсли Девиса и Тимоти Шаффера. Утверждали, что они не выспались - ведь их разбудили, чуть ли ни ночью, чтобы передать навигационную карту с подчеркнутыми правилами подлета к аэродрому в Дубровнике. Сразу же после подъема в воздух они выбрали неправильный воздушный коридор, команда самолета просто не знала, как вести себя дальше. В салоне были слишком высокопоставленные пассажиры, и пилоты не рискнули признаться в собственных ошибках.

До самой катастрофы оставалось 2-3 минуты полета. Именно в этот момент обычно снижают скорость на положенные 160 миль в час. Американцы уже находились в облачной зоне и должны были отказаться от посадки, если не обнаружили взлетно -посадочную полосу. Но они этого не знали. И через 35 секунд ударились о гору. Дубровник тогда был оснащен самой примитивной навигационной аппаратурой, а американские пилоты привыкли работать только на компьютерах.

Вот несколько версий, которые мне удалось получить от некоторых специалистов, работавших в те дни вместе с американцами. Этот источник попросил меня не называть его имени. Итак, оценка трагедии господином N:

"Пилот скрыл от пассажиров, что он заблудился во время полета. Не был готов к полету ни самолет, ни команда. Они просто никогда до этого не летали над югом Хорватии. Карту Дубровника получили по факсу из Германии. Она плохо читалась. В Тузле к полету не готовились. Не было радионавигационного компаса - указатель, который выводит самолет по радиосигналу на посадочную полосу. Система SOS в самолете отсутствовала. Люди сгорели в самолете заживо. Часть тел была разбросана по горе, часть были пристегнуты к своим сиденьям. Стюардесса выжила потому, что была в хвосте. Он оторвался от основного корпуса. Это ее спасло. Добраться до горы сразу не удалось. Только поздно вечером, когда стюардесса уже скончалась, прислали врача.

Американцы собирали все документы, все данные, все тела. На месте катастрофы был проверен буквально каждый миллиметр. Все собиралось, опечатывалось и увозилось на базу ВВС США в Германию".

А вот, что рассказал мне один из журналистов, работавший в те дни на ТВ:

"Информация в этот день просеивалась весьма тщательно. Каждое официальное сообщение переписывалось по несколько раз и проходило строгую цензуру в Загребе. В этот день в прямом эфире несколько раз выдавали взаимоисключающие данные - самолет улетел на посадку в Сплит, затем, что он упал в море. Долго не было сообщений о том, что полицейские опоздали на гору из-за плохой погоды. Стюардессу можно было спасти. Она пролежала без медицинской помощи около 10 часов. Даже вертолет не направили к месту аварии. Полицейские шли пешком, у них не приборов ночного видения, только военные фонарики."

 

(Окончание следует)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати