Несмотря на продолжающуюся череду уличных протестов в Турции, Анкара продолжает наращивать свою активность на международной арене. 10 апреля ожидается визит российской и американской делегаций в Стамбул для проведения второго раунда консультаций. 11-13 апреля должен пройти традиционный ежегодный дипломатический форум в Анталье, который объединит представителей высшего политического звена разных государств мира. На днях турецкой стороной было заключено соглашение об оборонном сотрудничестве во время визита начальника штаба сухопутных войск Ливийской национальной армии С. Хафтара (сына Х. Хафтара) в Анкару. Турецкое руководство настойчиво продолжает проводить «наступательную» международную политику, желая продемонстрировать свою готовность вовлекаться в дела самых разных регионов и участвовать в работе любых локальных и глобальных форматов. Но, пожалуй, наиболее резонансным и неоднозначным остается сирийский сюжет. По мере расширения числа вовлеченных в него сторон обнажаются новые грани, которые, впрочем, не всегда проясняют происходящее, а, наоборот, порождают новые толкования и оценки.
Одной из таких засверкавших по-новому граней стала тематика турецко-израильского противостояния на сирийском поле, которая в эти дни занимает первые строчки международных новостей. «Утечки» о перспективах создания Турцией военных баз в центральной Сирии поступали уже давно[1]. В начале апреля[2] стало известно о том, что турецкая сторона проинспектировала три базы в провинции Хомс[3] и приступила к подготовке развертывания своих войск и систем ПВО на территории сирийской авиабазы Тияс (Т4), расположенной недалеко от Пальмиры. По утверждению зарубежных изданий[4], на Т4 должен быть размещен зенитный комплекс типа Hisar, а также беспилотники с ударными возможностями. Не исключается и появление российских систем С-400Ю отказа от использования которых требуют США. Вскоре после этого израильские ВВС атаковали вышеупомянутые объекты, в результате чего были разрушены взлетно-посадочные полосы, башни, ангары и некоторые оставшиеся самолеты. Израильские политики в своих заявлениях отметили, что планируют и в дальнейшем препятствовать расширению турецкой военной активности на сирийской земле. Последовала череда взаимных упреков и претензий, состоялись переговоры Б. Нетаньяху и Д. Трампа, которые затронули и данный сюжет, а многие международные обозреватели заговорили о новом витке «горячего» противостояния Турции и Израиля, с риском отразиться на стабильности всего ближневосточного региона.
Впрочем, если вынести за скобки риторику высокопоставленных политиков, стоит обратиться и к альтернативным мнениям отдельных обозревателей, полагающих, что настоящей вражды между Тель-Авивом и Анкарой нет, а израильская бомбардировка военных баз – это даже в какой-то степени символичное уничтожение «остатков асадовского режима», расчищающее путь к «восстановлению по-турецки». С их точки зрения[5], по-настоящему главный вопрос на повестке — это процесс координации с израильтянами по поводу условий разграничения сфер активности в стране. Сам Х. Фидан намекнул на это, сказав, что Анкара не возражает против того, чтобы новые сирийские власти договаривались с Израилем. По данным зарубежных изданий, консультации между турецкой и израильской сторонами уже ведутся[6]. Некоторые отечественные эксперты[7] также не исключают, что турецкое присутствие в Сирии может рассматриваться Израилем скорее как залог стабильности: если Анкара получит больший контроль над ситуацией, то Сирия по «турецким зонтиком» станет для Тель-Авива более понятным и предсказуемым партнером по переговорам.
Со своей стороны добавим, что, учитывая прагматизм турецкого лидера и умение его команды грамотно выстраивать показательные акции, израильская военная активность в Сирии, направленная в том числе против условно «турецких объектов», может добавить Р.Т. Эрдогану «имиджевых очков», позволяя раскрутить маховик обвинений против израильтян в том, что те таким образом мстят Турции за ее «принципиальную позицию» в отстаивании прав палестинцев. При этом говоря о том, что коренных разногласий у Тель-Авива и Анкары нет, стоит подчеркнуть, что турецкие F-16 все еще периодически проходят техобслуживание в Израиле в соответствии с действующими контрактами. А израильские товары причудливым образом по-прежнему оказываются на полках в турецких магазинах, несмотря на официальные заявления о том, что экономические отношения между странами прекращены.
Другое относительно новое измерение сирийского сюжета – турецко-азербайджанское сотрудничество в регионе. Имея опыт политико-коммерческой кооперации с Баку в Ливии (в первую очередь, в строительном секторе и заново формирующейся области туристических услуг), Анкара, судя по всему, стремится перенести этот формат и на сирийскую землю.
После открытия в феврале с.г. азербайджанского посольства в Дамаске, заместитель министра иностранных дел Я. Рафиев заявил, что Азербайджан, наряду с Турцией, «солидарен с Сирией в этот решающий период, направленный на обеспечение стабильности страны и благосостояния народа»[8]. Он также заверил, что Азербайджан окажет всю необходимую поддержку, подчеркнув при этом, что опыт Баку в возрождении освобождённых территорий может быть применим к усилиям Сирии по восстановлению страны. Здесь недвусмысленно читается отсылка к Нагорному Карабаху, где «турецко-азербайджанское братство» проявилось наиболее ярко. Значимо также то, что подходы новых лидеров Сирии к вопросам поддержки армян и Армении значительно отличаются от оценок команды Башара Асада, что предоставляет азербайджанской стороне дополнительное «окно возможностей» для укрепления своих позиций (как по линии государственного, так и по линии частного партнерства) в тандеме с Турцией.
В целом, конечно, еще много интересных граней будет открываться взорам исследователей и наблюдателей происходящих процессов в нестабильном регионе Ближнего Востока. Предстоит собрать еще немало новых пазлов, чтобы полнее достроить картинку неоднозначного происходящего. Но, несмотря на перипетии форматов сотрудничества и соперничества, Турция, судя по всему, по-прежнему будет оставаться одним из важных элементов этой эклектичной мозаики.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] https://www.dw.com/ru/smi-turcia-mozet-sozdat-voennye-bazy-v-centralnoj-sirii/a-71507508
[2] https://realtribune.ru/bitva-za-nebo-turciya-ukreplyaetsya-v-sirii-izrail-obeshhaet-otvet/
[3] https://haqqin.az/news/344783
[4] https://www.middleeasteye.net/news/turkey-moves-take-control-syrias-strategic-t4-air-base-sources
[5] https://thearabweekly.com/turkeys-strategic-game-syria
[6] https://www.middleeasteye.net/news/turkey-and-israel-deconfliction-line-syria
[7] https://t.me/semenovkirill
[8] https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/siriya-i-azerbaydzhan-peremeny/
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs