Исследователи одного из крупнейших в Латинской Америке ботанического сада орхидей Сороа, расположенного неподалеку от Гаваны (Артемиса) выступили с программой обучения детей в духе охраны окружающей среды. Здесь считают, что любовь к родной природе и вкус к ее сбережению и изучению нужно прививать новым поколениям еще в самом раннем возрасте. Инициатива кубинских ученых-цветников совпала с планетарным празднованием Всемирного дня окружающей среды, который по решению ООН ежегодно отмечается в мире 5 июня. Этот День рассчитан на то, чтобы пробудить в каждом человеке стремление способствовать охране окружающей среды. Той самой среды, без которой само существование жизни на Земле невозможно, что очень хорошо сознают и понимают на Кубе.
Напомню также, что Всемирный день окружающей среды — «народное событие», сопровождающееся такими красочными зрелищами, как уличные митинги, парады велосипедистов, «зеленые» концерты, конкурсы сочинений и плакатов в школах, посадка деревьев, а также кампании по регенерации отходов и уборке территории. Праздник отмечается во всем мире, включая Остров Свободы…
…Есть на Кубе небольшой поселок-сказка, который зовется Сороа. Проехав на машине около ста километров к западу от Гаваны, и слегка углубившись в невысокие горы Сьерра-де-лос-Органос, попадаешь в поистине райское местечко, название которому дало имя француза Жан-Пьера Сороа, когда-то первым начавшего возделывать здесь кофе. Однако славу поселку принесли не ароматные зерна, а красивые благоухающие цветы.
На высоте свыше двухсот метров над уровнем моря и площади в четыре гектара раскинулся один из крупнейших в Латинской Америке орхидеарий.
Встретившие меня возле усадьбы сотрудники администрация архидеария и его библиотеки любезно показали мне свое цветочное хозяйство и рассказали его историю.
Около 70 лет назад эта усадьба и окружающая ее земля принадлежали состоятельному испанцу с Канарских островов. Звали его Томас Фелипе Камачо. Однажды его жена, которую он безумно любил, серьезно заболела. Она впала в депрессию, упала духом. Чтобы отвлечь супругу от черных мыслей и приободрить, испанский кабальеро решил сделать ей необычный подарок. Сеньор Камачо задумал разбить вокруг усадьбы большой цветник, главным образом, из ее любимых орхидей. Он выписывал цветы чуть ли не со всех концов света. Лучшие специалисты занялись обустройством цветника. Создание орхидеария продолжалось в течение девяти лет. Обошелся он испанцу в полтора миллиона песо (в то время это были очень большие деньги!). Результаты пленяли своей неповторимой красотой: в 1952 году возле усадьбы расцвели 11 тысяч орхидей 700 разновидностей. Говорят, что поражающий своей красотой орхидеарий на несколько лет продлил жизнь увядавшей доньи де Камачо.
…В 1960 году одинокий канарец вернулся к себе на родину. А усадьбу и орхидеарий он безвозмездно передал Кубинскому государству. А государство прикрепило цветник к университету города Пинар-дель-Рио и Национальному ботаническому саду Кубы. Здесь же с тех пор действует научная лаборатория, сотрудники которой ведут исследования, выводят новые сорта орхидей.
Уже в 1990-е годы в хозяйстве 25 тысяч цветов 800 видов. Кроме того, были высажены другие редкие цветы и деревья почти со всех континентов. Работает там примерно три десятка специалистов – агрономов, цветоводов, техников и экскурсоводов. Орхидеарий – место паломничества как кубинских, так и иностранных туристов. Хозяйство зарабатывает для себя и государства валюту, продавая цветы и саженцы различных экзотических растений. В самом здании расположена богатая библиотека по орхидеям и другим цветам, многие тома датированы позапрошлым веком.
Сотрудники опытного хозяйства показали мне террасированные посадки цветов на живописных склонах горного ландшафта. В сочетании с причудливо устроенными каменными глыбами – этакая кубинская икебана! – тут белые, розовые, желтые нежные лепестки цветов. Воздух наполнен тонким ароматом. А на ровных участках хозяйства, покрытых деревьями, - ветви с обосновавшимися на них орхидеями.
Сотрудники исследовательской части усадьбы выращивают орхидеи в пробирках. Полученные экземпляры позволяют резко увеличивать продуктивность цветов. Площади орхидеария постепенно расширяются. Предполагается, что уже в ближайшее время все больше видов цветов будут экспортировать в другие государства.
Хозяйство в Сороа пережило несколько сильнейших ураганов. В 2008 году орхидеарий был частично разрушен и вот уже несколько лет восстанавливается. Ему была оказана большая государственная поддержка, помогают и зарубежные организации. Сейчас он снова принимает гостей со всех концов света.
Кстати сказать, недавно сотрудничающие с ботаническим садом «Сороа» испанские ученые обнаружили на Кубе два новых вида орхидей. Один из них - невероятно редкий цветок. Это орхидеа, которой дали название Tetramicra riparia – очень нежная и хрупкая. Она обладает крошечными белыми цветочками размером не более сантиметра. Растение было найдено в горах Баракоа, одном из самых дождливых и малодоступных районов Кубы. Сообщение о находке обнародовали исследователи-ботаники из Университета Виго в Испании. Вторая новинка, названная Encyclia navarroi, была найдена на западе Острова. По своим размерам она еще меньше первой. Ярко фиолетовые цветочки и зеленые лепестки по внешнему виду чем-то напоминают цветы нарцисса. На побеге почти в 7 сантиметров умещаются 20 мелких цветов. Как и многие другие орхидеи, этот цветок ведет эпифитический образ жизни, иначе говоря, он нуждается в других растениях для поддержки своего существования, однако в отличие от паразитов, не использует их для своего питания. Оба цветка эндемические, то есть, растут только на Кубе и предпочитают селиться на плюмерии и фикусе, сообщили исследователи.
Ботаники, специалисты по цветам и коллекционеры орхидей из разных стран время от времени приезжают на Кубу, чтобы обменяться информацией и мнениями по орхидеям. Проходят такие встречи, разумеется, в орхидеарии Сороа.
В прошлом 2012 году здесь проходит международный симпозиум, в котором участвовали учёные из Боливии, Бразилии, Великобритании, Колумбии, самой Кубы, Эквадора, Мексики, Панамы, США и других стран. Они поделились знаниями по уходу за орхидеями и сохранению видов этого семейства. Такие встречи теперь проводятся здесь раз в два года.
По мнению специалистов, орхидея – одно из самых красивых семейств цветковых растений. «Многообразие окраса и размеров представлено в 25 тысячах видов на всех континентах, кроме Антарктиды», - утверждают цветоводы.
Сегодня ботанический сад орхидей «Сороа» славится своей коллекцией из 500 видов как местных, так и заморских. Кроме того, он часть всемирного банка семян орхидей и он сохраняет свое многообразие орхидей.
…Мне вспоминаются другие встречи на Кубе, связанные со сбережением природных ресурсов Острова, с сохранением лесов и, в частности, - символа Антильской жемчужины – королевской пальмы. Мало кто знает, что в прошлом веке Кубе угрожала экологическая катастрофа.
Из старинных испанских хроник известно, что когда каравеллы Колумба прибыли на Остров, его можно было пересечь вдоль и поперек, «не выходя из-под крон деревьев».
Сведение кубинских лесов, отмечал известный ученый Антонио Нуньес Хименес, началось с того момента, когда испанские колонисты начали чинить и строить здесь свои корабли. Деревья превращались в суда, а позднее в дрова, уголь, железнодорожные шпалы, мебель, мосты, дома телеграфные столбы или просто вырубались под сахарные плантации.
Кубинские и иностранные компании безоглядно, стихийно или планомерно свели сотни тысяч гектаров, не посадив взамен почти ни одного деревца. Английские и американские железнодорожные компании, владельцы сахарных плантаций, например, использовали для изготовления шпал ценнейшее красное дерево – каобо, которое практически неподвластно времени.
После более, чем четырех столетий варварской эксплуатации лесных ресурсов местными и позднее пришлыми «хозяевами» кубинских земель к середине XX века леса в стране оставались всего на 8% ее территории. Кубе угрожала страшная экологическая катастрофа. Ее начали сокрушать эрозия и засухи, наводнения и засоление почв морской водой. На Острове образовался острейший дефицит древесины для хозяйственных нужд.
Тревожная экологическая ситуация, как свидетельствуют исторические факты, начала меняться только с приходом к власти народного правительства Фиделя Кастро, которое разработало и срочно начало осуществлять комплексную программу по восстановлению и рациональному использованию лесов. В стане начались масштабные посадки различных пород деревьев. За последние полвека на Кубе, в результате принятых государством мер, удалось увеличить лесные площади почти до 30% всей территории страны. Было высажены десятки миллионов саженцев. И этот процесс из-за климатических условий на Острове не прекращается до сих пор. А эффективные правительственные меры помогли сократить в стране количество лесных пожаров, что тоже входит в программу сбережения природных ресурсов республики.
И еще приведу наглядный пример. Так, после мощнейших ураганов Густав и Айк в 2008 году на Кубе была сметена и поломана не одна сотня тысяч пальм и других деревьев. В некоторых районах дома остались без крыш, а многие банановые плантации просто превратились в мусор. В частности, было уничтожено 280 тысяч королевских пальм, деревьев, которые всегда были символом Куба. Изображение этой гордой пальмы есть даже на национальном гербе республики. Уже через несколько месяцев восстановительных работ, руководствуясь эмоциональным лозунгом «Посади дерево в сердце своем!» в стране началась общенациональная приоритетная кампания по выращиванию из семян и планомерной высадке 560 тысяч саженцев королевской пальмы. Причем, не компактно только в пострадавших провинциях, а по всей Кубе. Так что, живой национальный символ продолжает радовать и местных жителей, и прибывающих на Остров иностранных гостей.
А вот и другая история, связанная с сохранением живой природы Острова. Среди десятков видов пальм, растущих на Кубе, есть и один уникальный. Это корчо. Симпатичное деревце с невысоким бугристым стволом и растопыренными кверху мохнатыми ветками. Власти объявили его национальным природным памятником под защитой государства.
Корчо – единственная пальма, за миллионы лет сохранившаяся в своем первозданном виде. Специалисты говорят, что за минувшие по крайней мере 250 миллионов лет она пережила не одну геологическую катастрофу каменноугольного периода. Об этом в свое время рассказывал мне в Гаване специалист Академии наук Кубы Хосе Альберто Хаула, который занимался изучением пальм вообще. За последние годы, рассказывал он, на Кубе удалось обнаружить новые «колонии» корчо. Всего же на острове было зарегистрировано около 5 тысяч ископаемых растений. И каждое из них – живая национальная реликвия. Большая часть этих пальм находится в западнокубинской провинции Пинар-дель-Рио. Вместе с символом республики – королевской пальмой корчо служит чудесным украшением, которое кубинцы стремятся охранять и беречь.
Кубинский писатель прошлого Ансельмо Ромеро вдохновенно писал: «Если бы можно было подслушать, о чем поют пальмовые рощи, они бы поведали о многом: найдется ли кто на свете, слышавший столько вздохов, столько рыданий, жалоб и стонов, столько слов о любви, сколько звучало в дуновении ветров под их колючими кронами!»
Экологическая безопасность страны остается приоритетной, жизненно важной заботой кубинских властей. Именно поэтому профессии биологов, экологов и специалистов-лесовиков так престижны на Кубе. Их готовят практически во всех университетах республики. А любовь к родной природе, вкус к ее изучению и сбережению кубинцев приучают с раннего детства.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs