На снимке: Николай Викторович Калашников
Фото Александра Моисеева
Наш собеседник - Николай Викторович Калашников, кандидат экономических наук, помощник директора Института Латинской Америки РАН РФ. В интервью мы рассматриваем современное состояние российско-кубинского сотрудничества, роль и проблемы использования в этих целях «мягкой силы». Высказывается мнение, что для правильной оценки существующего уровня взаимодействия России с островом необходимо соотносить его с опытом советского периода. По мнению Николая Викторовича в России продвижение «мягкой силы» может осуществляться только при государственном финансировании. Известный у нас и за рубежом латиноамериканист, специалист по Кубе, Николай Калашников обращает особое внимание на наращивание экономического сотрудничества с Островом в 2022-2023 годы…
«Международная жизнь»: Николай Викторович, напомните нам о возникновении концепции «мягкой силы» в международных отношениях. Откуда этот термин пришел к нам?
Николай Калашников: А началось все с того, что предложенная американским политологом Дж. Наем в 1990 году концепция «мягкой силы» на практике стала со временем использоваться в международных отношениях всеми государствами, стремящимися быть заметными на мировой арене. Кстати, сам политолог Най впоследствии признался, что он не открыл что-то новое, но обратил внимание, опираясь на практику США, на эффективность использования этой концепции для создания благоприятного образа страны за рубежом в сравнении с «жесткой силой», то есть с методами экономического и военного воздействия. И, прежде всего, это активное использование «таких неосязаемых ресурсов силы как культура, идеология, политические институты». По образному выражению Дж Ная «жесткая сила» - это «толкай», а мягкая – «тяни на себя». За прошедшие годы произошло расширение трактовки концепции «мягкой силы», которое, не отвергая первоначальные постулаты, расширяет набор ее инструментов. Как признал Дж. Най в одной из своих последних статей, «Некоторые ресурсы, обычно ассоциируемые в большинстве случаев с жесткой силой, могут в других странах осуществлять мягкую силу». Анализ концепции «мягкой силы» уже достаточно подробно осуществлен в работах ряда российских ученых. Анализ использования Россией «мягкой силы» в международных отношениях появился во втором десятилетии нашего века после того, как она вошла в концепцию внешней политики Российской Федерации.
«Международная жизнь»: Как, на ваш взгляд, концепцию «мягкой силы» Россия использует в отношениях с нашей братской Кубой?
Николай Калашников: Скажу так. Отношения России с Островом Свободы, развиваясь в канве латиноамериканской политики нашей страны, были в основном ориентированы на восстановление внешнеполитического и экономического сотрудничества. Специальных работ, посвященных использованию Россией «мягкой силы» в отношениях с Кубой, пока не было, хотя в отдельных публикациях затрагивались вопросы гуманитарного сотрудничества двух стран. Оценку особенностей использования Россией «мягкой силы» на Кубе нельзя проводить в отрыве от существующей практики ее применения в современной внешней политике Российской Федерации. Вместе с тем для оценки уровня и эффективности укрепления наших связей с Островом не менее важно опираться на опыт СССР, продемонстрировавшего в Латинской Америке возможность достижения здесь нового типа сотрудничества. Необходимость закрепления Кубы в качестве надежного союзника России в регионе только государство с привлечением различных общественных институтов может задействовать в этих целях весь арсенал инструментов «мягкой силы».
К тому же, напомню, что предложенное Дж. Наем понятие «мягкой силы» было адресовано в первую очередь США. Оно отражало его взгляд на необходимость в новой реальности однополярного мира сосредоточиться на усилении положительного имиджа Соединенных Штатов через продвижение американских культурных стандартов и предпочтений. В условиях эйфории от победы в «холодной войне» над СССР, концепция первоначально не была востребована американским истеблишментом и взята на вооружение только к середине 90-х годов. По признанию господина Ная первоначально, термин не сильно использовался американскими политическими лидерами. Американская политическая культура и риторика предпочитают твердость, а не мягкость.
Россия обратилась к включению понятия «мягкой силы» в свою внешнеполитическую деятельность значительно позже. Взятие его на вооружение было «обусловлено идеей восстановления российского влияния на мировой арене». Впервые вопрос о «мягкой силе» затронул Владимир Владимирович Путин на Совещании послов в июле 2012 года, а уже в принятой в 2013 году Концепции внешней политики Российской Федерации говорится о «мягкой силе» как комплексном инструментарии, опирающемся на «альтернативные классической дипломатии методы и технологии». В Концепции внешней политики РФ 2016 года «использование для решения внешнеполитических задач инструментов «мягкой силы» трактуется как «дополнение к традиционным дипломатическим методам». Публичная дипломатия выступает как одно из основных направлений в реализации поставленной задачи. Наряду с использованием официальных каналов, она может осуществлять и через неофициальные. Для этой цели страна имеет ряд институтов: Федеральное агентство по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество, создано в 2008 году), Фонд «Русский мир» (2007), Фонд поддержки публичной дипломатии имени Горчакова (2010), Некоммерческое партнерство «Российский совет по международным делам» (РСМД, 2011), Российскую ассоциацию международного сотрудничества (РАМС, 1992), ФГУП «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (2013).
В рамках развития теории публичной дипломатии в настоящее время предложено понятие научной дипломатии. Она реализуется через научные контакты крупнейших университетов и вузов, ведущих академических институтов. На латиноамериканском направлении выделяются Институт Латинской Америки РАН, университет Московский государственный институт международных отношений МИД РФ, Центр ибероамериканских исследований СПбГУ, Российский университет дружбы народов, Российский государственный гуманитарный университет, Курский государственный юго-западный университет.
Французский ученый Марлен Ларюэль (Marlen Laruelle) считает, что российскую «мягкую силу» надо рассматривать как «нишевую», нацеленную на сохранении своего влияния « в потенциально уже пророссийски настроенном пространстве». Исходя из этой точки зрения, ее применение Россией в Латинской Америке должно быть эффективно лишь по отношению к Кубе, Никарагуа, Венесуэле. В какой-то степени, оно может быть успешно в других странах, характеризуемых как стратегические партнеры. По мнению Ларуэля, опора на историю и культуру «ориентирована на русские меньшинства за рубежом на основе общей принадлежности к «русскому миру» и реализуется через Россотрудничество и Фонд «Русский мир». К «мягкой силе» России Ларюэль относит позиционирование России в качестве защитницы традиционных семейных ценностей, авангарда суверенизма в политической, экономической и культурной жизни.
В одной из своих последних публикаций Дж. Най критически оценивал возможности России и Китая как «авторитарных государств» использовать «мягкую силу», поскольку они «имеют проблемы с выработкой своей собственной мягкой силы главным образом из-за нежелания дать свободу широким талантам своих гражданских обществ». Однако распространение американского опыта в этом вопросе на современную российскую внешнеполитическую деятельность некорректно, поскольку ее использование актуально в рамках политического курса любого государства . По сути, Най подтвердил свое высказанное ранее мнение, что «Россия делает ошибку, считая, что правительство является главным инструментом мягкой силы», так как правительственной пропаганде редко доверяют. В этом во многом заключаются существующие различия между Россией и США в практике применения «мягкой силы». В условиях недостаточно развитого российского гражданского общества только организации в той или иной мере опирающиеся на государственное финансирование могут быть использованы в ее реализации.
Вопрос о финансировании оказывается в современных условиях одним из основных, определяющих масштабы, а следовательно, и эффективность использования Россией «мягкой силы».
Изменившаяся с 2016 году международная обстановка потребовала новой редакции Концепции внешней политики Российской Федерации, которая была утверждена указом Президента РФ от 31 марта 2023 года. Обращает на себя внимание, что вместо отсутствующего понятия «мягкая сила» в концепции появился раздел «Гуманитарное международное сотрудничество». В целях формирования позитивного восприятия России за рубежом приоритетное внимание намечено уделять популяризации заграницей отечественных достижений в сферах культуры, науки, образования и искусства, поддержке распространения русского языка, развитию механизмов общественной дипломатии, в том числе через содействие налаживанию связей религиозных организаций. Все это призвано способствовать формированию позитивного восприятия России за рубежом.
«Международная жизнь»: Николай Викторович, а как вы оцениваете наши отношения с Кубой во времена СССР?
Николай Калашников: Советский опыт для нас, конечно, очень ценен.
Победа Кубинской революции и включение Кубы в сферу внешнеполитических интересов Советского Союза сопровождалось развитием всесторонних связей между двумя государствами. Отношения с Островом характеризовались как братская дружба и всестороннее сотрудничество «с высокой степенью политического взаимопонимания и сплочения, полным единством взглядов, основанных на общей платформе – верности принципам марксизма-ленинизма». Можно сказать, что опыт советско-кубинского сотрудничества во многом подтверждал позицию критиков концепции Ная, утверждавших, что «данная идея не содержит ничего нового». Даже экономические и военные отношения, которые Наем характеризуются как «жесткая сила», в случае СССР и Кубы таковыми, по сути, не являлись. Исключением можно посчитать разве что закрепление за Островом сахарной и никелевой специализации (в рамках СЭВ) и достигнутый Москвой в одностороннем порядке без согласования с Фиделем Кастро договор с США по преодолению «Карибского кризиса» в октябре 1962 года. Благодаря советской помощи, на Острове была создана современная армия. Даже присутствие советских военных подразделений на кубинской земле не было жесткой силой, о чем свидетельствует отрицательная реакция кубинского руководства на их вывод (гаванская бригада, РЛС в Лурдесе) после распада СССР. Несомненным свидетельством того, что экономическая помощь, оказывавшаяся СССР Кубе как союзнику, имела характер «мягкой силы», являлось содействие в создании за четверть века к середине 1980-х годов на Острове более 1100 новых промышленных предприятий. Это определялось характером хозяйственных отношений между двумя государствами, «в которых существенную роль играли элементы прямой экономической помощи с советской стороны». Правомочность отнесения экономической деятельности СССР на Кубе к «мягкой силе» подтверждает высказанная Дж. Наем в 2021 году мысль о том, что «некоторые ресурсы, обычно ассоциируемые в большинстве случаев с жесткой силой, могут в других случаях выступать мягкой силой».
Советский Союз в стремлении сделать свой пример привлекательным для карибского союзника не ограничивался помощью в создании материально-технической базы кубинского социализма и укрепления обороноспособности Острова. Как отмечал Дж. Най «мягкая сила страны изначально опирается на три ресурса: ее культуру (в местах, где она привлекательна для других), ее политические ценности (когда она им следует у себя и за границей) и ее внешнюю политику (когда она опирается на законы и имеет моральный авторитет). Достичь комбинации этих ресурсов не всегда легко». Тем не менее, в отношениях с Кубой Советскому Союзу это удалось. Внешняя политика СССР была последовательной, нацеленной на построение мировой социалистической системы, поддержку национально-освободительного движения на всех континентах, противостояние гегемонизму США и соответствовала интересам Кубы. К тому же Советский Союз оказывал неизменную поддержку Острову Свободы на международной арене в его требовании к США отменить торгово-экономическую блокаду. Все это делало первое социалистическое государство в глазах кубинцев примером и опорой перед лицом серьезной американской угрозы.
Взятый Кубой курс на строительство социализма и утверждение Коммунистической партии в качестве главной и единственной политической силы автоматически предполагал тесные межпартийные связи. Широко практиковался обмен делегациями партийных организаций всех уровней. Показательно, что только в течение двух лет (1981 – 1983) на Кубе побывало 60 делегаций КПСС, а в СССР – 100 делегаций КП Кубы. В советских партийных школах за 10 лет (1974 – 1984 ) прошли подготовку 65 руководителей и сотрудников аппарата кубинской компартии. Переводились на русский язык материалы съездов КПК, ряд произведений Фиделя Кастро, осуществлялось издание на испанском языке и распространение на Острове советской партийно-политической литературы. В газетных киосках Гаваны и других крупнейших городов продавались центральные советские газеты «Правда» и «Известия».
Сотрудничество по партийной линии дополнялось установлением активных связей между государственными органами, профсоюзами, молодежными, женскими и другими общественными организациями. В ноябре 1964 года было создано Общество советско-кубинской дружбы (ОСКД), первым президентом которого стал первый космонавт Юрий Гагарин, а в апреле 1969 года на Кубе образована Ассоциация кубино-советской дружбы (АКСД). На правах коллективных членов в ОСКД и АКСД входили сотни различных предприятий, учреждений и организаций, школ и вузов различных регионов нашей страны. Общества проводили активную работу по освещению успехов строительства социализма в обоих государствах, взаимному ознакомлению общественности с историей, наукой и литературой, культурой и искусством.
Гуманитарная сфера тоже не осталась без внимания. В первую очередь это относится к сотрудничеству в области высшего образования и подготовки кадров, которое началось в 1960 году. Уже в 1961/1962 учебном году в советских вузах обучалось около 400 кубинцев, в 1980/1981 их количество увеличилось до 7 тысяч, а в 1984/1985 учебном году достигло 10 тысяч. Одновременно шла подготовка научных кадров. Только за три года (1978 – 1980) в СССР кубинцами были защищены 165 кандидатских и 1 докторская диссертации. Благодаря сотрудничеству советских и кубинских вузов к середине 80-х годов на Кубе была решена проблема национальных кадров в сфере образования, а карибская страна сама получила возможность оказывать подобную помощь другим государствам.
Важным аспектом масштабной подготовки кубинских специалистов разных уровней стало продвижение в культурную жизнь Острова русского языка, что рассматривается как один из важных инструментов «мягкой силы». Преподавание русского языка было включено в школьные программы, в Гаване появился книжный магазин, торгующий художественной литературой на русском языке. Помимо образовательной сферы, активно развивалось сотрудничество между АН СССР и АН Кубы в различных областях фундаментальных, прикладных и общественных наук. Взаимному сближению двух народов способствовало установление широких культурных связей. На регулярной основе в обеих странах проводились дни культуры Кубы и СССР, прокат кинофильмов, участие в проходивших в Москве и Гаване международных книжных ярмарках, взаимный перевод литературных произведений, гастроли артистов и творческих коллективов. Все это работало на создание привлекательности образа Советского Союза у кубинского народа.
Ситуация стала меняться после начатого Москвой во второй половине 80-х годов процесса «перестройки», отрицательно сказавшегося на многих аспектах сложившихся отношений. История отношений СССР и Кубы дает красноречивый пример того, как «с трудом достигнутые в ходе реализации публичной дипломатии результаты по повышению имиджа могут быть сравнительно быстро нивелированы непопулярными, рассматриваемыми в других странах как нелегитимные внешнеполитическими шагами и просчетами».
«Международная жизнь»: Николай Викторович, как в настоящее время Россия использует «мягкую силу» в своих отношениях с Кубой? И каковы ваши предложения?
Николай Калашников: По мнению ряда кубинских исследователей, в постсоветское время восстановление кубино-российских отношений произошло после 2004 года в связи с ростом двусторонних контактов на всех уровнях и общностью позиций наших двух государств на международной арене по многим аспектам. Период после 2014 года авторы называют самым лучшим после распада СССР, когда обе стороны продемонстрировали явное стремление к развитию двусторонних связей. Восстановлению уровня политического доверия и взаимопонимания между руководством двух стран способствовал обмен визитами высокого уровня. В 2010 году Государственная Дума Российской Федерации и Национальная ассамблея народной власти Кубы подписали соглашение о межпарламентском сотрудничестве. С официальными визитами на Острове неоднократно побывали делегации Госдумы и Совета Федерации. Таким образом, можно говорить об использовании Россией этих важных элементов публичной дипломатии в отношениях с Кубой. Экономические отношения выстраиваются на прагматической основе, тем не менее как проявление «мягкой силы» можно рассматривать списание РФ в 2014 году 90% из 35,2 млрд долларов кубинской задолженности по кредитам СССР.
Современный этап характеризуется налаженным тесным взаимодействием дипломатических ведомств наших стран. Как отмечал министр иностранных дел РФ Сергей Викторович Лавров, «в ООН и на других многосторонних площадках мы тесно поддерживаем друг друга…Наша координация является образцовой». Его кубинский коллега Бруно Родригес, выступая на совместной пресс-конференции в июле 2019 году, охарактеризовал Россию как «братскую нацию», сотрудничество с которой очень ценно не только в жизненно важных для Кубы сферах энергетики, промышленности, транспорта, но и в укреплении культурных связей.
Сотрудничество в сфере культуры является важнейшим проводником «мягкой силы», основными элементами которой выступают продвижение своего языка и образование. Так, университеты стали основным проводником российской научно-образовательной дипломатии на Кубе. С 2015 года начали проводиться в ежегодном режиме Форумы российских и кубинских ректоров, в рамках которых уже подписаны десятки соглашений между различными университетами о сотрудничестве не только в продвижении изучения русского языка, но и по другим представляющим взаимный интерес темам. Укреплению этих связей будет способствовать новое Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о сотрудничестве в сфере высшего образования (Распоряжение Правительства РФ №917-р от 18.04.2022) На этом фоне взаимодействие по академической линии выглядит значительно скромнее, особенно в сфере общественных наук из-за недостаточного финансирования.
Несомненным вкладом в укрепление имиджа России на Кубе является взаимное отмечание памятных дат. Большой резонанс, например, имела помощь Москвы в восстановлении золотого покрытия купола Капитолия и реставрации установленной в нем 18-ти метровой статуи Республики к 500-летию Гаваны в 2019 году, участие российской делегации во главе с Валентиной Матвеенко в торжествах, украшенных выступлением балета Мариинского театра. Большой резонанс имело открытие в Москве памятника Фиделю Кастро на площади его имени…
Кубинское телевидение выступает важным каналом ознакомления населения с российской культурой, демонстрируя картины преимущественно на исторические и военные сюжеты, мультфильмы, многие из которых были созданы в советские времена. Плодотворно с позицией России по международным вопросам и с внутриполитическими событиями кубинского зрителя с 25 мая 2020 года знакомит круглосуточно на испанском языке телеканал RT. Положительному имиджу России на Кубе способствует освещение в местной прессе ее военной операции на Украине, которое опирается на российскую информацию. Как важный элемент «мягкой силы» может рассматриваться достижение Россией поставленных целей в СВО и противостояние коллективному Западу…
Укрепление положительного образа России в кубинском обществе требует продолжительной и постоянной работы. Существующие проблемы отражают общую ситуацию с использованием Россией «мягкой силы», когда «проводимые мероприятия не оказывают долгосрочного эффекта на латиноамериканскую общественность». На Кубе большинство мероприятий по линии Россотрудничества проводится в Гаване, что значительно снижает их общественную эффективность. Ситуацию может изменить открытие представительств в Санта-Кларе, Сантьяго-де-Куба, что позволило бы расширить аудиторию, на которую направлена «мягкая сила». Если в период осложнения финансового положения России в связи с расходами на ведение СВО и введенными Западом санкциями трудно ожидать подобных инвестиций, то в более благоприятной ситуации это имеет смысл.
В условиях современного крайне тяжелого экономического положения на Кубе помощь России острову выступает как важный инструмент «мягкой силы». Россия снова возобновила поставки сюда столь необходимых стране энергоресурсов, на которые в 2022 году пришлось 92% из 451 миллионов долларов США российского экспорта (остальные 8% - продовольствие). Первое полугодие 2023 г. ознаменовалось показательным усилением активности на кубинском направлении не только российских государственных ведомств, но и предпринимательских кругов, возглавляемых Деловым советом Россия – Куба.
Известно, что оказание гуманитарной помощи является эффективным инструментом «мягкой силы». Россия направила Гаване в качестве такой помощи в начале 2023 года 23 тысячи тонн зерна. Куба весьма чувствительна к любым проявлениям солидарности. В опубликованной в газете «Гранма» в июле 2023 года статье, посвященной празднованию Дня России, отмечалась полученная страной от Москвы помощь во время пандемии, в ликвидации последствий взрыва гостиницы в Гаване, пожара на базе нефтехранилищ в Матансасе, в ликвидации последствий урагана Иан...
Использование инструментов «мягкой силы» Россией должно быть направлено, в первую очередь, на создание положительного образа среди кубинской молодежи, на которую все большее влияние пытаются оказывать страны Евросоюза, также применяя отдельные элементы «мягкой силы».
В условиях санкций и действующих ограничений только при финансовой поддержке государства можно организовывать на Кубе гастроли театральных, музыкальных коллективов, двусторонние спортивные состязания, регулярные обмены студенческими делегациями.
Важно понимать, что эффективность использования «мягкой силы» проявляется не только в том, в какой степени положительный образ России складывается у кубинского населения, но и в привлечении внимания россиян к проблемам Острова, создании чувства сопереживания и солидарности, понимания необходимости оказания всесторонней помощи Кубе. В латиноамериканском регионе Остров Свободы заслуживает особого внимания хотя бы потому, что это единственное социалистическое государство, которое, несмотря на все сложности постсоветского периода, смогло остаться союзником России.
«Международная жизнь»: Благодарим вас, уважаемый Николай Викторович, за обстоятельные ответы и желаем вам новых творческих успехов!
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs