Папа Римский летит на Кубу

20:25 23.03.2012 Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»


Глава Римско-католической церкви Бенедикт XVI отправляется с визитом в Мексику и на Кубу. Это второй визит понтифика в Латинскую Америку. В 2007 году он посетил Бразилию. Что же касается Острова Свободы, то глава всех католиков, предшественник Бенедикта XVI, Иоанн Павел II, был первым в истории этой страны Папой, который побывал на Кубе. Это произошло в 1998 году, и его посещение совершило в социалистической республике маленькую «религиозную революцию».

Тогда Иоанн Павел II был тепло принят кубинским руководством, Фидель и Рауль Кастро провели с ним плодотворные беседы, а католическая община на острове получила мощный импульс к возрождению и развитию. Религия на Кубе,казалось, обрела второе дыхание. Коммунистическая власть подтвердила, что верующие в Бога и верующие в коммунизм не враги друг другу, а стратегические союзники, братья по крови, объединенные общей любовью и преданностью своей родине.

Интересна эволюция отношений государства и католической церкви до и после кубинской революции 1959 года.

Католическая религия начала укореняться на Кубе с первых же экспедиций Христофора Колумба. А с начала завоевания острова испанцами конкистадоры утверждали здесь свое господство, по образному выражению современника, «держа в одной руке библию, в другой меч и с неистощимой жаждой золота в сердце». Кстати говоря, единственный оригинальный крест, по тогдашней традиции установленный спутниками Колумба в Америке, из сотен других сохранился только на Кубе, был отреставрирован и находится в кафедральном соборе первой столицы острова – городе Баракоа.

Католическая религия столетиями была основной в этой стране, где по опросам 1954 года около 73% жителей считали себя именно католиками. Однако храмы регулярно посещали только 24% от их общего числа. Причиной тому служило то, что служители католической церкви обслуживали интересы малочисленного, но сказочно богатого правящего слоя населения и проводили реакционную политику, диктуемую именно властьимущими. Престиж католических иерархов на Кубе упал еще ниже после победы революции. По словам российского исследователя В.А.Бородаева, между церковью и революционным государством произошел конфликт, вызванный тем, что новая власть начала осуществлять глубокие социальные преобразования, затронувшие интересы господствующих классов. И, как пояснял ситуацию лидер кубинской революции Фидель Кастро, произошел конфликт «с не религиозными идеями, а с общественным классом, который пытался использовать религию в качестве орудия, направленного против революции».

Надо отметить, что кубинское руководство во главе с Фиделем Кастро, а теперь и с Раулем Кастро, уделяло и продолжает уделять отношениям государства, компартии с религиозными конфессиями и верующими самое пристальное внимание. И проводило в их отношении весьма гибкую и взвешенную политику. В 1980-е годы для координации работы с церквями в ЦК был образован Отдел по вопросам религии. Вожди постоянно подчеркивают, что кубинский социализм и христианская религия не соперники, а стратегические союзники, имеющие общую цель – создание условий для достойной жизни своего народа. Фидель не раз отмечал сходство идей коммунизма и раннего христианства. А однажды он заявил, что если бы церковь создала государство в строгом соответствии с учением Христа, то «оно получилось бы наподобие социалистического».

Уже к концу 1960-х наметился слабый диалог государства с религиозными конфессиями. А к концу 1970-х – началу 1980-х годов религиозные организации начали включаться в общественную жизнь страны. Как отмечает доктор исторических наук В.А.Бородаев, «священнослужители, монахи, члены религиозных общин стали активными участниками субботников, воскресников, других форм добровольного труда… Они взяли под свою опеку и стали весьма эффективно обслуживать многие лечебные заведения для детей и взрослых, дома престарелых и учреждения гуманитарной сферы»…     

Важный момент в отношениях государства и церкви на Кубе, думаю, состоит и в том, что после победы революции в стране были сохранены все 124 католических храма, хотя некоторые из церквей были почти заброшены из-за того, что паства с годами все больше сокращалась, и в 1980-е годы мне не раз доводилось наблюдать практически пустые храмы, которые в стране посещали примерно 40-50 тысяч человек (при населении Кубы в 10-11 миллионов!), из которых молодежь и дети составляли всего около 30%. Престиж церкви продолжал падать, верующих католиков становилось все меньше.

Активизация религиозной жизни произошла после кризиса 1990-х и в начале 2000-х, когда в кубинском обществе стали нарастать протестные настроения и возникло так называемое «диссидентское движение». Оно не было поддержано подавляющим большинством кубинцев и решительно подавлялось властями, но вызвало активное сочувствие, прежде всего, у церкви. Нарастал новый конфликт религиозных иерархов с государством.

Значительную, почти «революционную» роль сыграл в активизации религиозной жизни в стране визит на остров в 1998 году Папы Римского Иоанна Павла II, выступившего за примирение всех слоев кубинского общества и за толерантность властей по отношению к недовольным. Этот визит воодушевил многих верующих, впавших в социальную апатию.

Надо отдать должное мудрости руководства Кубы, которое вместо высокомерной и репрессивной политики начало с церковью конструктивный диалог. И надо признать, он развивался отнюдь не просто. Католическая церковь, другие конфессии через свои печатные органы (религиозные журналы и бюллетени не запрещались властями) стали активнее предлагать свои решения социально-экономического кризиса, который все больше охватывал страну и требовал существенных перемен, коррекции модели ее развития. В последнее время диалог активизировался. Среди главных достижений католической церкви многие эксперты называют ее посреднические усилия в освобождении больших групп заключенных и конкретные предложения по либерализации экономической и политической сфер кубинской жизни. 

Ныне религиозные конфессии на Кубе представлены на острове помимо христианских – католических, протестантских и православной церквей, иудейской и десятками афро-кубинских верований. Однако католический эпископат в последнее время сумел проявить ответственную позицию перед народом и повысить свою роль в общественной жизни страны, благодаря чему эта церковь вновь решительно вышла на первый план среди других конфессий.  

Предполагается, что визит Папы Римского Бенедикта XVI будет проходить с 26 по 28 марта. Он прибудет из Мексики в Сантьяго-де-Куба, второй после Гаваны по величине и значению город острова, бывший когда-то его столицей. Папу будут встречать руководитель страны Рауль Кастро, высшее католическое духовенство и архиепископ Сантьяго. Понтифик отслужит молебен на городской площади Революции имени Антонио Масео, затем посетит знаменитый собор в Эль-Кобре, рядом с Сантьяго, где находится национальная святыня – образ покровительницы Кубы Пресвятой Девы Милосердной из Эль-Кобре (ему исполняется 400 лет). На следующий день Папа совершит в этом же соборе приватную молитву и отправится в Гавану. В столице понтифик проведет переговоры с Раулем Кастро и, возможно, побеседует с историческим лидером кубинской революции Фиделем. Затем он встретится со всеми епископами Кубы. Запланирована также религиозная служба Папы на гаванской площади Революции «Хосе Марти». И в тот же день 28 марта Бенедикт XVI завершит свой визит на Кубу.

Сейчас страна готовится к прибытию Папы. Как считает католический епископат острова, визит понтифика, его личное присутствие и слово, обращенное ко всем кубинцам во многих из них утвердит христианскую веру, любовь и милосердие, доброту и умиротворение, - все, что так необходимо сегодня Кубе и ее мужественному народу. А верховная власть республики готова продолжить развитие диалога с католической церковью о модернизации страны. На благо всех кубинцев.   

 

Наша справка

Согласно Конституции, церковь на Кубе отделена от государства, и основной закон гарантирует населению свободу вероисповедания. Самая распространенная религия - католическая. Ныне из 11,2 миллиона кубинцев примерно 70 процентов (по другим данным, значительно меньше) исповедуют католицизм. Поистине историческим событием для Кубы был приезд в январе 1998 года папы Иоанна Павла II по личному приглашению Фиделя Кастро. Понтифик посетил Гавану и несколько провинций, служил мессы. После визита папы день Рождества Христова (по григорианскому календарю) вновь занял свое место в календаре государственных праздников Кубы. В настоящее время свою миссию на Острове свободы исполняют 17 епископов и 1259 священнослужителей Католической церкви (в 2006 году их было 13 и 1100 соответственно).

Отношения Православной церкви с Католической носят взаимоуважительный, рабочий характер. По благословению архиепископа Гаваны кардинала Хайме Ортеги Аламино в период сооружения в кубинской столице русского православного храма в честь иконы Казанской Божией Матери (освящен 19 октября 2008 г.) для богослужений русским православным священникам предоставлялись католические храмы. Кардинал Ортега присутствовал на освящении Казанского храма.

Помимо католической, на острове распространена также протестантская вера, меньше – иудаистская, буддистская и мусульманская. Имеются храмы различных сект. Афрокубинцы исповедуют в основном сантерию, поклоняются различным богам своих чернокожих предков-рабов.  

В результате исторического процесса также образовалась смесь из католических догм и африканских культов. Например, пречистая Дева Милосердная из Кобре, почитаемая католиками острова как покровительница Кубы, в афрокубинской сантерии носит имя Очун. 

Ключевые слова: Куба Папа Римский

Версия для печати