ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Международная журналистика в поисках утраченного доверия

00:00 30.11.2011 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Главный бич международной журналистики в том, что она всё ещё, как и международная политика, пользуется старыми схемами в подходах к современной реальности. А реальность такова, что со старыми мерками невозможно продвигать сотрудничество и выходить на новые качественные уровни во взаимодействиях государств. Об этом шла дискуссия на конференции «Россия и Европа: актуальные проблемы современной международной журналистики» (Париж, 24-25 ноября 2011 года).

Открывая форум, на котором присутствовали преимущественно журналисты, высокую политическую ноту в этом вопросе взял сопредседатель конференции Жуан Суареш - Почётный президент ПАСЕ, депутат парламента Португалии. Качество российской дипломатии, возглавляемой г-ном Лавровым, Жуан Суареш подчеркнул в первую очередь. По его мнению, российской дипломатии очень непросто приходится в столкновении с международными СМИ: «Уважаю международные СМИ, но должен признать, что иногда они играют достаточно двусмысленную роль, поскольку подчёркивают негативные стороны и возвращают нас к старым схемам «холодной войны», которые мы не можем использовать, чтобы решать новые проблемы. Ведь используя старые схемы, не нужно делать интеллектуальных усилий, они очень удобны: есть свои и чужие, свои и враги, мы хорошие – они плохие».

Г-н Суареш считает, что такие конференции, как парижская, могут способствовать развитию многосторонней логики, которая помогает, наконец, отойти от логики старых схем. «Считаю, что Россия и Европейский союз должны быть вместе. И мирное будущее невозможно без вовлечённости России в жизнь Европы». В этой связи Жуан Суареш напомнил и подчеркнул, что в отношении косовского кризиса позиция, занятая Россией, была абсолютно правильной -  это подтвердило время. «Для меня Косово - одна из огромных ошибок Запада. И здесь Россия, безусловно, была права».

Г-н Суареш также напомнил и то, что произошло после кавказского кризиса. Оказывается, признался португальский парламентарий, информация о том, что готовится вооружённый конфликт на Южном Кавказе, была. «И в Вене информация была, конкретная, из надёжных источников вплоть до того, что именно готовится. И когда Россия отреагировала, то это была справедливая реакция, я не говорю о размерах этой реакции, потому что здесь надо думать. Мы можем сказать, что в данном случае в умах журналистов совершенно очевидно сыграли роль старые стереотипы. Вы помните, как прореагировали международные СМИ на Россию? Даже не подумав об истинных причинах этого военного конфликта, который возник на Южном Кавказе! Это ещё одно доказательство того, что мы стоим на старой платформе, с которой невозможно смотреть на сегодняшнюю реальность».

Во время грузинской агрессии Жуан Суареш как член комитета по обороне страны-члена НАТО участвовал от имени ОБСЕ в ассамблее НАТО. «Представляете, что бы произошло, если бы Грузия вошла в НАТО?! Без всяких соответствующих процедур, когда нет соответствующего сотрудничества с Европейским союзом тех стран, которые находятся на границе с Россией. Представьте себе Грузию в НАТО, как хотели консерваторы и бывшая американская администрация под руководством г-на Буша, когда началось это безумие, эта война, спровоцированная Грузией, что бы было»?! 

 «Для меня очевидно, что Россия сегодня подвергается всяким угрозам, которые затем ждут Европу. Она стоит на пути исламского терроризма и защищает Европу, а мы пока этого не поняли. Россия становится жертвой терроризма, но никакие международные СМИ этого процесса не отражают. И российские журналисты ответственны за то, чтобы все политики в мире осознали реальность ситуации, опасность этого. Россия находится «в окопах» на передовой и играет сдерживающую роль. То же самое по поводу энергетики: Европа абсолютно не благодарна России за ту работу, которая проводится этой страной в области энергетики. Как непросто добывать газ, который греет всю Европу, весь Европейский союз. И никто не благодарен России за это, во всяком случае, как-то незаметно этой благодарности».

Наболело у г-на Суареша и как у человека, и как у политика, и как у читателя: «Ни в коем случае нельзя увлекаться двойными стандартами. Абсолютно двойные стандарты в подходах к России, из времён «холодной войны». Идёт демократический процесс, он всегда идёт не без запинок, так и в Америке он идёт не гладко, и ОБСЕ отправляла туда миссию наблюдателей. И в Европе долго была диктатура правых, не всегда легко ответить на все вопросы русским, но и никому легко это не даётся. Поэтому надо работать на базе солидарности и братства».

А что в Ливии произошло? Это пример международного лицемерия, все главы западных государств прекрасно принимали у себя Мауммара Каддафи. Он сидел в своей палатке здесь в Париже, в Мадриде, в Лиссабоне. И сразу после поездки в Рим его убили, - это двойные стандарты, извращённый подход. Его надо избегать в рамках того сотрудничества, которое налаживается. У нас кризис, который ставит под сомнение те ценности, которые появились после окончания Второй мировой войны. Даже г-жа Меркель признаёт, что Европа стоит на пороге  самого крупного большого кризиса с 1947 года, и преодолеть его можно только рука об руку с Россией».

Ту же мысль проводил в своём выступлении Тиберио Грациани – главный редактор итальянского журнала «Евразия». Говоря об ответственности средств массовой коммуникации в укреплении доверия между странами, он полагает, что немаловажная роль в этом процессе принадлежит «мягкой власти» или «мягкой силе». Более того, именно СМИ должны сказать своё слово в формировании многополярного мира. Вместе с тем о двойных стандартах, упомянутых г-ном Суарошем, говорил в своём докладе и Хейтор Романо, профессор Лиссабонского технического университета, посвящённом отражению такого явления как терроризм в СМИ. В частности, практика двойных стандартов заключается в том, что западные СМИ склонны героизировать террористов, действующих на территории Российской Федерации, в частности, на Северном Кавказе. Когда же речь заходит о террористах, ведущих свою подрывную деятельность в странах Америки и Европы, то их образы демонизируются до гиперболы. Объяснений этому нет, за исключением недобросовестного, либо ангажированного подхода к проблеме.

Сопредседатель конференции Армен Оганесян – советник министра иностранных дел РФ и главный редактор журнала «Международная жизнь» дал ключевую фразу форуму: «Международная журналистика неотделима от международной политики, потому что международная журналистика своей контентной тканью входит в международную политику».

Ярким в этой связи стало выступление Срджа Трифковича – ответственного редактора журнала «Хроники», руководителя отдела международных отношений. Он обострил проблему антагонизма современной России в средствах массовой информации на Западе: «Это странно, потому что они часто напоминают о своей высокой культурной терпимости, одновременно же говорят о необходимости признания прав различных этнических групп и меньшинств. В результате возникает ненавязчивый фаворитизм к этой категории граждан. В то же время Россия в западных СМИ отнесена к разряду инакомыслящих стран, и сегодня в Брюсселе и Вашингтоне меньше доверия к постсоветской, новой России, чем было  к СССР во времена «холодной войны». Подкрепил свой тезис Срдж Трифкович примерами из западных СМИ по освещению терактов в Беслане в 2004 году. Там открыто осуждались действия России и выдвигались требования, чтобы Российская Федерация начала диалог с чеченскими террористами.

По словам г-на Трифковича, проблема ангажированности  СМИ  стара, как мир, но беда состоит в том, что современные журналисты и не так хорошо образованы, как их коллеги предыдущих поколений. Это неоспоримый факт. Поэтому они следуют идеологическим предпочтениям своих начальников, как некогда советские журналисты следовали идеологии Сталина и Хрущёва. Смешно, но до сих пор в западной прессе реформаторы 90-х годов в России считаются героями.  

Генрих Юшкявичус – советник генерального директора ЮНЕСКО по проблемам информации и телекоммуникаций - подтвердил эти размышления в своём докладе статистическими данными. Он считает очень серьёзной в современной журналистике проблему доверия. Своему докладу он предпослал слова Михаила Лермонтова: «Поверь мне, счастье только там, где любят нас, где верят нам». Факты показывают, что доверие к современной журналистике уменьшается. Например, в США за три года уменьшилось доверие к прессе на 19%. Исследования Ассоциации европейских журналистов свидетельствует о серьёзных претензиях читателей: это и отклонение от профессиональных стандартов, и политическая ангажированность, и погоня за сенсациями, и вторжение в частную жизнь людей. Доверие, как показывают исследования, зависит от активности граждан в общественной жизни, в формировании гражданского общества и даже от частоты контактов с друзьями, коллегами или соседями. В северных странах эти контакты часты на уровне гражданского общества, а в Прибалтике, где гражданское общество слабое, контактов больше на уровне личного общения. От развития гражданского общества зависит и доверие к национальным европейским институтам. Чем выше развито гражданское общество, тем больше доверия к национальным институтам.

На конференции много говорилось, какой образ создаёт иностранная пресса о России, о «российском медведе». Около 300 миллионов людей в мире владеют русским языком. Но какой образ создаёт само российское телевидение – образ жестокой, несколько развращённой страны, а передачи подобного рода формируют определённую шкалу ценностей. Так, исследования среди сельской молодёжи в России показывают, что до 62% молодых людей считают главным деньги, которые можно получить любыми средствами, а такие качества, как честность, правдивость, доверие – стоят в конце этой шкалы.

Удивительно, что никто ничего в связи с этим не предпринимает, ни парламент, ни правительство, ни религиозные деятели. Но, видимо, чаша терпения была переполнена, и премьер-министр Владимир Путин на днях напомнил кинодеятелям об известном этическом кодексе Хейса, который был  принят в США в 1930 году. Кодекс рекомендовал американским кинематографистам не снимать картины, подрывающие нравственные устои, склоняющие симпатии зрителей на сторону преступников и так далее. И в США выросло поколение с крепкими моральными ценностями. 

Международная журналистика в целом отступает от основных заповедей своей профессии: «Ищи факты, говори правду, не вреди и дай возможность высказать разные мнения». Европейские исследования показывают, что пишущей прессе доверяют не более 44%, радио и ТВ верят 53% и 61% соответственно. Это значительно меньше, чем 10 лет тому назад. В Великобритании доверие к прессе снизилось до 18%, в Италии к телевидению доверие лишь у 19% населения страны. Газеты ежедневно читает 2 миллиарда 300 миллионов людей, а Интернет – 1 миллиард 900 миллионов. В западной прессе за год распространение газет и журналов упало на 12%, в Восточной Европе на 10% за пять лет, в то же время в Азии распространение газет увеличилось на 16% и в Латинской Америке на 4%. Есть страны, где Интернетом пользуются, но ежедневная газета является массовой: в Исландии ежедневно читают газеты 97% жителей страны, в Японии 92%, в Норвегии, Швеции, Швейцарии 82%, а в Финляндии и Гонконге -80%.

Основные причины потерь зрителей и слушателей –  потеря серьёзности, тривилизация событий, некритическое отношение и превозношение знаменитостей, а также отсутствие политического баланса. Наиболее яркий пример – Великобритания, где ВВС всегда считалась моделью настоящего общественного вещателя, но несколько лет тому назад ВВС, бывшая эталоном вещания, снизила качество своих программ в погоне за более молодой аудиторией.

В России то же случилось с общественной радиостанцией «Маяк», где теперь вместо новостей и музыки передают рассуждения о том, какой вампир опаснее – белый или чёрный, и  какой длинны осьминоги. Отдельная тема – социальные сети и СМИ, существующие в киберпространстве. В недавних событиях в арабских странах большую роль сыграли социальные сети. Искушение отрегулировать Интернет велико. И ещё обратил внимание на один момент: нет информации, - нет страны. Когда вы последний раз слышали о Болгарии, о Венгрии, об Анголе?

Ярослав Скворцов – декан факультета международной журналистики МГИМО обратился и к российскому и к зарубежному опыту, говоря о степени доверия к источникам информации. Современные СМИ решают одну из трёх задач: они либо используют существующие стереотипы, иногда создают новые стереотипы и крайне редко разрушают стереотипы. Ведь стереотип не только намного упрощает представление об окружающем нас мире, но зачастую искажает его или даёт неправильное представление. Простой пример: «Что произошло 2 мая 2011 года»? - этот вопрос был задан студентам. Они в один голос ответили: «Был убит террорист №1 Усама Бен Ладен». А, может быть, произошло то, что мы узнали об этом от президента США? А террорист был убит задолго до этого?   Ведь журналисты работают с фактами, и часто журналисты некритично относятся к фактам, не проверяют их, а это первая заповедь журналистики. Как должен современный журналист относиться к таким источникам как WikiLeax? Или если ты не пишешь о WikiLeax, то ты, как говорят современные студенты, немножко выпадаешь из тренда? Поэтому возникает потребность  в средствах сертификации массовой информации.

Да, Интернет и новые медиа очень быстро могут всколыхнуть интерес к той или иной проблеме, событию, но это краткосрочно. С этой точки зрения профессиональные медиа выполняют функцию контролёра качества, роль оценщика, уступая в оперативности новым медиа. Но именно возможность проверки фактов и обеспечивает доверие к СМИ. Часто журналисты не говорят всей правды. Пример: несколько лет назад российские журналисты писали о том, что в Латвии закрывали русские школы. Но правда состояла в том, что в Латвии закрывались все государственные русские школы.

Что такое сегодня международная журналистика? По мнению большинства участников конференции - это журналистика регионоведческая, страноведческая. Если ты ни с кем «не сверяешь часов», то превращаешься в профессионала, которым манипулируют, а он в свою очередь вводит в заблуждение своих читателей, зрителей, слушателей. Ярослав Скворцов поделился своим наблюдением, которое отражает тенденцию, присущую и журналистскому цеху. Перед своими студентами-международниками он достаёт мандарин и просит рассказать о его качествах. Ответы звучат самые разные: оранжевый, с тонкой корочкой, кислый, сладкий, сочный, спелый, некоторые даже вникают в подробности – абхазский или марокканский. Но правда заключается в том, что перед студентами муляж, и ни один человек не потрудился потрогать фрукт, попробовать его, понюхать. Та же беда и с современной журналистикой, которая утрачивает доверие, теряя бдительность, нарушая цеховую этику, подменяя высокие цели своей профессии личными или узко-национальными интересами, зачастую действуя в рамках стереотипов. Поэтому, уместно вспомнить и ещё одну заповедь – не укради, не обкрадывай ни себя профессионально, ни тех, для кого создаёшь информацию, будь то маленький городок или регион большого континента. И это путь к сохранению доверия.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати