ГЛАВНАЯ > Читайте в новом номере

Народная дипломатия в России. Взгляд из прошлого и перспективы на будущее

15:54 23.10.2025 • Ольга Лебедева, Профессор кафедры дипломатии МГИМО МИД России, доктор исторических наук

Cегодня, в эпоху политической турбулентности и неопределенности, в условиях невозможности решения некоторых задач на политическом уровне, особенно востребованными оказываются вспомогательные каналы дипломатического взаимодействия. Выбор того или иного формата обусловлен многими факторами - региональной спецификой, характером двусторонних отношений и опытом практического взаимодействия России с конкретным государством, степенью вовлеченности других заинтересованных сторон (неправительственных участников) в продвижение национальных интересов на международной арене.

В многополярном миропорядке Россия заинтересована в расширении круга стран-единомышленников, составляющих основу мирового большинства - противников «порядка, основанного на правилах», который коллективный Запад пытается представить как универсальную модель мироустройства. Для этих целей оказывается недостаточным наращивать контакты исключительно по официальным дипломатическим каналам. Традиционно весомую роль в поступательном выстраивании двусторонних отношений играли контакты в экономической сфере. В наши дни не менее важное значение отводится гуманитарному треку. Какое место занимает народная дипломатия в комплексе инструментов международного сотрудничества?

Народная дипломатия как инструмент международного взаимодействия

На текущий момент существуют многочисленные смежные понятия, предполагающие вовлечение в дипломатию различных игроков - государств и представителей негосударственного сектора (бизнеса, научно-академического сообщества и гражданского общества). В зависимости от субъектного состава можем выделить гуманитарную, народную, или общественную дипломатию. Ключевое отличие заключается в том, что государство (органы власти, зарубежные представительства) в гуманитарной дипломатии выступают в качестве непосредственных участников, а в народной (общественной) оказывают содействие неправительственным институтам. В России к таким институтам относятся департаменты МИД России - ДМГК (гуманитарные связи), ДМО (гуманитарная помощь), ДМПЧ (права человека), ДРС (работа с соотечественниками за рубежом), ДСКЦ (реагирование на чрезвычайные ситуации и оказание помощи в стихийных бедствиях), ДИП (информационно-разъяснительная работа), РЗУ, Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) и его зарубежные представительства (центры науки и культуры, «русские дома»), а также в ряде случаев отдельные органы исполнительной и законодательной власти федерального, регионального и муниципального уровней.

Гуманитарная дипломатия включает разные направления деятельности государств и неправительственных сторон по наращиванию гуманитарных связей в сфере культуры, науки и образования, спорта и туризма, взаимодействия молодежи. Некоторые зарубежные авторы сводят гуманитарную дипломатию к двум аспектам - защите прав человека и реагированию на гуманитарные кризисы, спровоцированные военно-политическими конфликтами1, стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями2. В российском научном сообществе доминирует расширенный подход. Под гуманитарной дипломатией чаще понимается совокупность мер и мероприятий гуманитарного характера (в Концепции внешней политики Российской Федерации от 2023 г. соответствующие цели и задачи закреплены в разделе «Международное гуманитарное сотрудничество»3), а также разрешение гуманитарных кризисов и развитие сотрудничества в сфере защиты прав человека4.

Потенциал народной (общественной) дипломатии более востребован в рамках международного гуманитарного сотрудничества. Вместе с тем отдельные правозащитные неправительственные организации вносят весомый вклад в поиск механизмов и обеспечение защиты основополагающих прав и свобод человека. На фоне неблагоприятной эпидемиологической обстановки, чрезвычайных ситуаций неправительственные субъекты также играют важную роль в практической реализации национальных и международных инициатив.

С народной дипломатией не следует путать понятие публичной дипломатии. Ее главная цель заключается в том, чтобы с помощью различных методов добиться изменения общественного мнения, а именно - восприятия государства зарубежной аудиторией5. Большое внимание уделяется информационной политике, совершенствованию работы СМИ и новых медиа, особенно с учетом перехода к новому научно-технологическому укладу6. При этом публичная дипломатия включает различные подвиды (форматы и механизмы) взаимодействия - цифровую, экспертную и научную, культурную дипломатию, а ее участниками, как и в гуманитарной дипломатии, могут стать государства. Таким образом, использование понятия публичной дипломатии предусматривает фокусирование на формировании благоприятного имиджа государства за рубежом, в первую очередь с помощью «мягкой силы».

Как и другие направления внешней политики и дипломатии России, народная дипломатия носит многоуровневый характер. Взаимодействие по гуманитарным вопросам осуществляется в двусторонних и многосторонних форматах, в том числе в рамках классических международных и региональных организаций, а также на более гибких, сетевых площадках, таких как БРИКС, Форум партнерства «Россия - Африка», Группа стратегического видения «Россия - исламский мир». Отдельного внимания заслуживает изучение механизмов функционирования диалоговых структур, которые по мере развития деятельности в межфорумный период приобретают статус полноценных системных институтов развития7.

Отечественная народная дипломатия: от истории к современности

Несмотря на то, что традиционно дипломатия рассматривается исключительно как средство разрешения споров мирным путем и предотвращения военно-политических конфликтов8, гуманитарный трек с момента существования древних государств занимал видное место в арсенале инструментов дипломатического взаимодействия. Богатый исторический опыт в данной сфере удалось накопить и Российскому государству.

Исторически первой формой гуманитарного сотрудничества, зародившейся в Древней Руси, выступала религиозная дипломатия. В Древнерусском государстве обращение в христианство княгини Ольги и князя Владимира, а также последующее крещение Руси было призвано обеспечить налаживание политических отношений с Византийской империей. В дальнейшем приверженность православной религии позволила сохранить самобытные особенности русской культуры в эпоху татаро-монгольского ига. После объединения отдельных княжеств вокруг Москвы и образования Московского царства православие легло в основу концепции «Москва - Третий Рим», которая бы обеспечивала укрепление международного имиджа новообразованного государства как центра притяжения стран и народов православного мира.

Развитию религиозных связей отводилось особое внимание и по мере освоения Московским царством, а затем Российской империей новых территорий. Процесс проникновения на новые земли сопровождался усложнением ландшафта гуманитарного пространства. Традиционную славянскую и древнерусскую культуру и православие дополняли обычаи и традиции, религии и верования местных народов и народностей. Российскими правителями делалась ставка на уважение социокультурных особенностей местного населения. Благодаря этому удалось не только не допустить крупных сопротивлений по мере продвижения России на Восток, но и сформировать особую культуру мирного сосуществования многонационального многоконфессионального народа в рамках единого государства. Таким образом, современная российская цивилизация может выступать в качестве региональной проекции модели многополярного миропорядка, фундаментом которого является культурно-цивилизационное многообразие.

Если на первом этапе своего развития гуманитарная дипломатия имела второстепенное значение, то по мере усиления позиций России на международной арене «мягкая сила» стала важнейшим инструментом укрепления ее статуса великой державы. Показательным примером экспорта российской культуры за рубеж могут служить Дягилевские сезоны - театральные гастроли под руководством известного деятеля Серебряного века, антрепренера С.П.Дягилева с 1908 по 1921 год. Благодаря его инициативе балетные и оперные спектакли, поставленные преимущественно на русские мотивы, были представлены широкой публике в Париже, Вене, Лондоне, Монако, немецких и итальянских городах, а в годы Первой мировой войны - в США.

В советскую эпоху гуманитарная дипломатия была ориентирована на решение стратегической внешнеполитической цели по расширению советского влияния в мире, в первую очередь в странах социалистического блока и третьего мира. В эти годы для решения гуманитарных задач начинают все активнее привлекаться неправительственные участники, развитие получают полуформальные и неформальные каналы взаимодействия с внешними партнерами (на уровне отдельных лиц - выдающихся деятелей культуры, науки, организаций).

Новаторством гуманитарной внешней политики СССР становится то, что она приобретает системный характер. Стимулом этому послужило создание в 1925 году Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС, с 1958 г. - Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами, ССОД). Помимо центрального аппарата ВОКС, а затем ССОД, средства гуманитарной дипломатии включали разветвленную сеть загранпредставительств - обществ, ассоциаций, комитетов дружбы, республиканских обществ культурной связи, отраслевых секций. Перед объединением ставились две ключевые цели: нарастить гуманитарные связи со странами-союзниками и обеспечить продвижение за рубежом советского опыта в гуманитарной сфере, включая достижения в области культуры, науки и образования9.

Примечательно, что если первоначально основными региональными направлениями были страны ближнего зарубежья и Азии, то в дальнейшем география расширялась за счет всех без исключения регионов мира. После преобразования ВОКС в ССОД за 15 лет была открыта 21 новая точка за рубежом в восточно-европейских, азиатских, африканских и латино-американских странах. В 1980-х годах появляются новые центры в государствах Западной Европы.

В компетенцию ССОД входила организация выставок, культурно-просветительских мероприятий, реализация мер по продвижению русского языка. В практику вошло проведение фестивалей, конференций. В рамках информационно-пропагандистской работы обеспечивалась отправка более 450 периодических изданий за рубеж, а сам ССОД вместе с АПН издавали газету «Московские новости» на русском, английском, арабском, испанском и французском языках, также ССОД издавал ежемесячный журнал «Культура и жизнь» на русском, английском, испанском, немецком и французском языках.

Отдельный элемент «мягкой силы» в советский период - деятельность эмигрантов (представителей «белой эмиграции» в довоенный период, диссидентов в эпоху холодной войны). Выдающиеся ученые, писатели, поэты, философы стремились не просто сохранить самобытную национальную культуру, но и популяризировать ее за рубежом. При этом часто их деятельность находила широкую поддержку среди иностранцев, признание со стороны зарубежных коллег. В качестве одного из примеров вспомним первого отечественного нобелевского лауреата (Нобелевская премия по литературе в 1933 г.) И.А.Бунина, юбилей которого отмечается в 2025 году. Помимо создания выдающихся произведений литературы, Иван Алексеевич читал лекции.

Нередко домá белых эмигрантов использовались для проведения культурных салонов и литературных вечеров; под покровительством отдельных мигрировавших из России/СССР меценатов открывались дома моды (как, например, дом «Ирфе» Ирины и Феликса Юсуповых), заведения традиционной русской кухни. В частности, одним из первопроходцев продвижения отечественной гастрономической культуры выступал Л.А.Аронсон. В его кафе-ресторане часто собирались представители интеллектуальной элиты.

Существенный вклад в формирование положительного имиджа страны за рубежом внес первый космонавт, уроженец Советского Союза Ю.А.Гагарин. После полета в космос он выступал в различных странах, а его зарубежные турне стали называть «миссией мира». Его задача гуманитарной дипломатии заключалась в том, чтобы в условиях острого геополитического, экономического и идеологического противостояния СССР и США добиться благоприятного расположения иностранных граждан к советскому народу, культуре, а также повысить уровень объективного восприятия внутренней жизни в Советском Союзе.

Огромное значение с точки зрения изменения отношения к Советскому Союзу имело проведение таких крупных мероприятий на территории СССР, как Всемирный фестиваль молодежи и студентов в 1957 году и летние Олимпийские игры 1980-го года. Организация обоих мероприятий дополнялась богатой культурной программой для гостей-иностранцев, которая позволила им ближе познакомиться с достопримечательностями различных регионов страны, обычаями и особенностями отдельных народов. Оба мероприятия посетили представители как социалистических, так и капиталистических стран. Гуманитарный трек и народная дипломатия стали охватывать новые направления сотрудничества - взаимодействие молодежи, спорт и туризм.

Все вышеобозначенные направления международного гуманитарного сотрудничества, как и другие аспекты гуманитарной дипломатии (чрезвычайное реагирование, гуманитарная помощь, защита прав человека), занимают одно из ключевых мест во внешнеполитической повестке Российской Федерации. Причем если на этапе становления России в 1990-х годах эти сюжеты были вторичными по отношению к политическому и экономическому треку, то сегодня они представляют самодостаточной вектор отечественной дипломатии. Изменению отношения к гуманитарному направлению международной деятельности в России способствовало повышение заинтересованности к взаимодействию с внешними партнерами и реальной возможности вовлечения в продвижение национальных интересов государства со стороны неправительственных игроков. Именно в гуманитарных областях практические навыки, опыт и знания субъектов народной дипломатии были наиболее востребованными.

После осознания несостоятельности модели однополярного миропорядка, ограниченности возможностей России в случае развития отношений исключительно с западным миром начинается новый этап концептуального развития отечественной дипломатии, старт которому положил Е.М.Примаков. Сторонник «избирательного партнерства» с Западом, многовекторной внешней политики на основе национальных интересов новый министр иностранных дел в своей «доктрине Примакова» заложил фундамент будущей дипломатии России на несколько десятилетий вперед10. Новый политический нарратив требовал корректировки идейно-ценностной парадигмы. Была сделана ставка на закрепление за Россией статуса государства-цивилизации, а стратегическим приоритетом стало содействие в формировании многополярного мира11.

К середине 2000-х годов структурные изменения в глобальном геополитическом ландшафте стали очевидными. Как отмечал О.В.Степанов, попытки «интегрировать Россию в клуб угнетателей» обернулись провалом12. Возрастало количество приверженцев идеи многополярного мира, неотъемлемым элементом которого было бы обеспечение культурно-цивилизационного многообразия. Первостепенной задачей российского руководства становится превращение России в один из политико-экономических центров нового мироустройства. Для обеспечения стране достойного и соответствующего ресурсному потенциалу места в системе международных отношений усилия сосредотачиваются на имиджевых аспектах.

В этот же период впервые в концептуальных документах подчеркивается важность гуманитарных связей (ранее гуманитарная составляющая сводилась к проблеме прав человека и помощи в чрезвычайных ситуациях). В Концепциях внешней политики от 200813 и 2013 годов14 популяризация и продвижение российской культуры, прежде всего русского языка, развитие партнерств цивилизаций, рассматриваются как инструмент по повышению объективного восприятия страны за рубежом. С 2008 года начинает функционировать Россотрудничество, активизируют деятельность неправительственные организации, появляются новые экспертные площадки.

Новым толчком концептуального развития и институциональной трансформации послужило начало специальной военной операции, которое буквально обнажило назревавшие уже не один год тенденции мирового развития. По словам министра иностранных дел России С.В.Лаврова, предпринимаются попытки «агрессивного насаждения вседозволенности» и «деструктивных моделей поведения», до абсурда доводится идея толерантности15. Размывание норм морали на Западе снижает потенциал коллективного реагирования на многочисленные вызовы и угрозы современности. Для выживания государства в экзистенциальном противостоянии с адептами «порядка, основанного на правилах», требуется созидательная, конструктивная политика на основе консенсуса мирового большинства, которому чужды либеральные идеологемы. Начинает усиливаться работа по отстаиванию традиционных духовно-нравственных ценностей. Такие ценности сегодня служат основой сплочения вокруг России стран-единомышленников.

Народная дипломатия - есть ли будущее?

В этой связи логично встает вопрос: есть ли будущее у потенциала народной дипломатии в условиях тотальной антироссийской кампании, регулярных усилий коллективного Запада вытеснить нашу страну с мировой арены как неудобного игрока? Есть ли у научного сообщества и гражданского общества возможности, которые бы помогли защитить самостоятельность России?

Неоспоримым преимуществом современной палитры инструментов дипломатического взаимодействия представляется многообразие форматов, методов и площадок сотрудничества с внешними партнерами. Широкие возможности перед народной дипломатией России связаны с развитой разветвленной институциональной системой. Дополнительным стимулом развития народной дипломатии на гуманитарном направлении стало образование в структуре МИД России Департамента по многостороннему гуманитарному сотрудничеству и культурным связям (ДМГК). К новому подразделению перешли координирующие полномочия в сфере международного гуманитарного сотрудничества, ранее осуществляемые Россотрудничеством.

Среди прочего, создание департамента способствовало активизации практических контактов по линии неправительственных участников, в том числе на полях крупнейших мероприятий, значимых для укрепления имиджа государства. Совместно с другими правительственными институтами и фондами (крупнейшие - фонд «Росконгресс», Федеральное агентство по делам молодежи «Росмолодежь») регулярно организуются международные и региональные форумы и конгрессы, причем часто они проходят синхронно с саммитами и министерскими встречами. Это позволяет бизнесу, гражданскому обществу и научному сообществу согласовывать свои действия с приоритетами государственной политики, которые обозначают политические деятели на пленарных сессиях.

Несмотря на турбулентную геополитическую обстановку, за последние годы Россия успешно провела ряд масштабных спортивных и культурно-просветительских мероприятий в различных городах России. В Сочи дважды прошел Всемирный фестиваль молодежи, в Казани - Игры стран СНГ и Игры БРИКС, в разных городах стран СНГ, включая российские регионы, - Дельфийские игры, Игры стран СНГ. Обсуждение ключевых проблем развития государства, его международных связей и перспектив разрешения глобальных проблем современности велось в рамках международных образовательных форумов «Территория смыслов», «Евразия Global», «Байкал» и многих других.

Немаловажную роль сыграли молодежь, спортсмены, выдающиеся деятели культуры и искусства. Во время пребывания иностранных гостей в России для них разрабатывалась специальная культурная программа, которая позволяла ближе узнать о традициях, обычаях, особенностях народов, проживающих не только в столице, но и в удаленных уголках страны. Налаживание неформальных связей между российскими гражданами и иностранцами заложило почву для дружественных связей России со странами-единомышленниками из Азии, Исламского мира, Африки, Латинской Америки, некоторых европейских государств.

Вопреки целенаправленной информационной кампании против Российского государства продолжило меняться его восприятие со стороны внешних партнеров. Среди российской общественности укрепилось понимание отсутствия угрозы полной изоляции страны на международной арене. Более того, удалось подтвердить, что односторонние незаконные ограничительные меры могут вызывать временные трудности в политических отношениях между странами, но не служить препятствием в развитии связей между отдельными гражданами даже недружественных государств.

Другим важным направлением гуманитарного сотрудничества, где может быть востребован потенциал народной дипломатии, остается оказание гуманитарной помощи. В данном случае отечественные НПО действуют в тесной координации с ДМО МИД России. Неправительственные организации предоставляют дополнительные источники финансирования проектов, реализуемых организациями системы ООН, а их привлечение к участию в дискуссиях и поиске решений на многосторонних конференциях по реагированию на гуманитарные кризисы помогает деполитизировать механизм взаимодействия донора и реципиента16.

В отличие от отдельных политических национальных и многосторонних структур их деятельность основывается на анализе ситуации «на местах», учете реальных потребностей пострадавших стран. Снижается риск необоснованных «гуманитарных интервенций», направленных на решение политических задач, а не на адекватное урегулирование гуманитарных кризисов в нуждающихся странах.

Новым словом в народной дипломатии стало развитие сетевых форматов взаимодействия. По сравнению с классическими международными организациями им не свойственна жесткая иерархия, преобладает горизонтальный механизм сотрудничества. Сетевые площадки более открыты для всех заинтересованных сторон, носят инклюзивный характер17, а значит - представляют широкое поле возможностей не только для малых и средних государств (первичных субъектов мировой политики), но и для неправительственных субъектов. Сетевую дипломатию России характеризует многоуровневость и многовариативность форматов.

На глобальном уровне ключевой такой площадкой выступает форум БРИКС, объединяющий государства-члены и некоторые страны-единомышленники (государства - партнеры БРИКС, участники форматов БРИКС-плюс и БРИКС-аутрич). Гибкость и акцент на разноскоростной модели развития позволяет привлекать к участию в работе БРИКС те страны, которые на текущий момент не готовы к полноправному членству в объединении, либо не полностью удовлетворяют требованиям членства. С другой стороны, политика в отношении так называемого «внешнего контура» помогает подготовить их к дальнейшему присоединению. В 2025 году такой статус получили Беларусь, Боливия, Индонезия (позже ставшая полноправным членом), Казахстан, Куба, Малайзия, Таиланд, Уганда и Узбекистан.

Государства, заинтересованные в сотрудничестве с БРИКС, как правило, уделяют особое внимание экономическому и гуманитарному направлениям как более мягким формам наращивания международных связей. Это означает, что в практическом взаимодействии особую роль играют бизнес, неправительственные организации, научно-аналитические центры. Контакты на уровне представителей общества способствуют адаптации потенциальных членов к идеологии БРИКС, более глубокому пониманию мировоззренческой основы его деятельности.

О широте гуманитарной деятельности БРИКС свидетельствует наличие разнообразных площадок - Национального комитета по исследованию БРИКС, в составе которого действует Научный совет, Сетевого университета, Молодежного и Студенческого советов. Регулярно проходят тематические форумы с привлечением видных религиозных деятелей, представителей научного сообщества и гражданского общества, крупных частных корпораций, молодежи. Параллельно с этим реализуются культурно-просветительские и научно-образовательные проекты, ориентированные на повышение осведомленности граждан, проживающих в странах БРИКС и других государствах, в отношении особенностей форума БРИКС, его роли в многополярном миропорядке и противодействии глобальным вызовам и проблемам современности.

Помимо БРИКС существуют более узкие с точки зрения географии форматы - Группа стратегического видения «Россия - Исламский мир» и форум партнерства «Россия - Африка». Их работа позволяет учитывать специфические особенности региона, выстраивать контакты с многосторонними объединениями и неправительственными участниками. Создание Группы стратегического видения послужило стимулом укрепления международного сотрудничества отдельных российских регионов, в которых подавляющее большинство населения исповедует ислам. Зачастую драйвером развития гуманитарной дипломатии в таких регионах выступали авторитетные деятели культуры и представители духовенства. Неформальные контакты играют роль подспорья проникновения России и на африканский континент. Востребованность «мягких», менее чувствительных форм сотрудничества с государствами Африки побудила дополнить политический саммит экономическим и гуманитарным форумом.

Еще одними гибкими сетевыми механизмами народной дипломатии выступают диалоговые и дискуссионные площадки. Практика проведения ежегодных форумов и конгрессов, «круглых столов» и конференций постепенно закрепилась как самодостаточный инструмент международного сотрудничества. Вместе с тем обратим внимание, что фонды, организующие подобные мероприятия, реализуют проекты и в межфорумный период с учетом достигнутых в ходе тех или иных событий результатов обсуждений и договоренностей. Как следствие, возрастает значимость диалоговых структур не только как вспомогательных механизмов по изучению вопросов глобальной повестки, но и как инструментов поиска и практической реализации конкретных решений.

 

 

1Богатырева О.Н. Гуманитарная дипломатия. Современные концепции и подходы // Международные процессы. 2022. №20(1). С. 166-191; Constantinou С. Humanitarian diplomacy as moral history // Peacebuilding. 2022.

2Громогласова Е.С. Гуманитарная дипломатия в современных международных отношениях: исследования. М.: ИМЭМО РАН, 2018. 124 с.

3Концепция внешней политики Российской Федерации 2023 г. Официальный сайт МИД России. 2023 // URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1860586/ (дата обращения: 16.08.2025) //

4Практика современной гуманитарной дипломатии / Под редакцией Д.А.Кузнецова. М.: Эдитус, 2022. 206 с.

5Долинский А.В. Эволюция теоретических оснований публичной дипломатии // Вестник МГИМО. 2011. №2. С. 275-280; Fisher G.H. Public Diplomacy and the Behavioral Sciences. Bloomington. 1972. P. 4.

6Цветкова Н.А. Феномен цифровой дипломатии в международных отношениях и методология его изучения // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2020. №2. С. 37-47.

7Столков Д.С. Дипломатия диалоговых структур и площадок: Фонд Росконгресс // Международная жизнь. 2023. №12. С. 35.

8Бордачеtв Т.В. Дипломатия после процедуры // Россия в глобальной политике. 2022. Т. 20. №2. С. 116.

9Иоффе А.Е. Деятельность зарубежных обществ дружбы с Советским Союзом // Вопросы истории. 1966. №3.

10Примаков Е.М. Международные отношения накануне ХХI века // Внешняя политика и безопасность современной России (1991-1998). Хрестоматия в 2-х т. Т. 1. Кн. 1 / Сост. Т.А.Шаклеина М.: МОНФ, 1999. С. 179-195.

11Концепция внешней политики Российской Федерации. 2000 г. // URL: http://docs.cntd.ru/document/901764263 (дата обращения: 16.08.2025).

12Степанов О.В. Россия самоосвобожденная // Россия в глобальной политике. 22.09.2022.

13Концепция внешней политики Российской Федерации. 2008 г. // URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/785 (дата обращения: 16.08.2025).

14Концепция внешней политики Российской Федерации. 2013 г. // URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d447a0ce9f5a96bdc3.pdf (дата обращения: 16.08.2025).

15Лавров рассказал о важности сохранения традиционных ценностей в России // Международная жизнь. 01.11.2023 // URL: https://interaffairs.ru/news/show/43017 (дата обращения: 16.08.2025).

16Шаталов А.С. Донорские конференции ООН высокого уровня как инструмент мобилизации международного финансирования // Ученые записки Института Африки РАН. 2024. №4. С. 74-89.

17Бурганова И.Н. Феномен сетевой дипломатии в системе международных отношений (на примере Российской Федерации) // МНИЖ. 2016. №6-1 (48). С. 120-123.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати