ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Французский клуб «Тургенев». Глобализация, многополярный мир и суверенное государство

14:13 22.09.2025 • Карин Беше-Головко, Президент ассоциации Комитас Генциум Франция-Россия

19 сентября 2025 г. в библиотеке-читальне им. И.С. Тургенева состоялось очередное заседание Французского клуба «Тургенев», посвященное обсуждению вопроса глобализации, многополярного мира и суверенитета. Дискуссия разделилась на две части, опираясь на эволюции наших обществ: от суверенного государства к глобализации; этапы деглобализации. 

Поскольку понятия глобализации, многополярного мира и суверенитета используются довольно часто, важно напомнить их значение. Глобализация представляет собой организацию мира вокруг единого центра властвования, включая периферийные зоны, подчиняющиеся этому центру, что исключает другим странам любую возможность суверенитета. Многополярный мир – это мир, организованный вокруг нескольких полюсов властвования, где каждый полюс существует независимо от других, имея свой центр властвования, состоящий из одного или нескольких государств (которые в свою очередь будут суверенными), и периферию, состоящую из государств, не являющихся подлинно суверенными, поскольку они политически зависимы от этого центра. Суверенитет, в юридическом смысле этого термина, – это способ существования государств, подразделяющийся на внутренний и внешний суверенитет. 

Прямой переход от глобализации к системе суверенных государств невозможен. Действующие правящие элиты больше не способны самостоятельно управлять нашими странами, и без обновления этих правящих элит выход из глобализации невозможен. Поэтому можно теоретически выделить несколько переходных этапов: 1) признанная и торжествующая глобализация – после распада СССР; 2) оспариваемая глобализация –движение, теоретически начатое речью Путина в 2007 году, ставшее затем политической реальностью с присоединением Крыма в 2014 году и российской военной операцией в Сирию в 2015 году, поскольку Россия тогда отдала приоритет интересам национальным над глобальными; 3) многополярный мир, оспариваемый глобалистскими элитами, который тут является теоретической конструкцией; 4) многополярный мир, ставший политической реальностью. Тогда мир суверенных государств снова становится возможным.

В свете данной парадигмы мы, наверняка, находимся сегодня в фазе многополярного мира, оспариваемого глобалистскими элитами. Хотя многие говорят о БРИКС, Африке или Азии, пока ещё рано рассматривать их как альтернативные политические полюса. Многие страны, входящие в них, больше заинтересованы в обретении более комфортного места в «более справедливом» глобальном мире, чем в оспаривании самих основ этого мира и его идеологической структуры, а именно неолиберализма.

Однако, в широком смысле этого слова, «глобалистские» проекты исторически существовали и до этого. И вопрос об отличии нынешнего глобального мира от исторических империй, таких, например, как Римская, Персидская империи или империя Александра Македонского, или даже от стремления Церкви к гегемонии, заслуживает размышления и анализа. 

В настоящее время юридическое измерение особенно заметно в глобалистском проекте. Мы стали свидетелями трансформации международных организаций, созданных после Второй мировой войны по логике биполярного мира, в органы глобального управления. Это сопровождалось процессом «деэтатизации» наших обществ.

Особое значение имеет последний проект реформы ООН, который под предлогом чисто административной реформы пытается глубинно изменить саму логику данного органа, превратив его в орудие для службы крайне идеологизированной концепции прав человека. Россия, отстаивая изначальную «международную» логику организации, выступает решительно против него.

На европейском континенте, помимо очевидных перегибов Совета Европы и ЕСПЧ, идеологически эксплуатируемых в контексте вооруженного конфликта на Украине, встает вопрос о легитимности органов Евросоюза, где бюрократия используется как антидемократическое оружие для подавления любой инициативы, не идущей в желаемом глобалистском направлении.

Как выйти из этого и перейти к более справедливой международной системе, уважающей национальные интересы, — вот центральный вопрос, на который сегодня объективно невозможно ответить, но над которым стоит поразмышлять.

Крах глобального мира неизбежен; в любом случае, ни одна система не вечна. Сложность здесь заключается в том, что этот мир состоит из стран, чьи национальные культуры в значительной степени деконструированы и пропитаны глобалистскими догмами. На сегодняшний день, в разной степени и в разных формах, на определённую гегемонию претендуют четыре страны: США, Россия, Китай и Индия.

Сам факт проведения этой политической линии ставит под сомнение саму основу глобального мира, который, по сути, и оспаривается. В этих пространствах поиск и гарантия суверенитета становятся политическим императивом. В России, после речи Путина в 2007 году и присоединения Крыма в 2014 году, начало военной операции в 2022 году сопровождается процессом деглобализации внутри страны.

Как писал Карл Шмитт: «Тот факт, что у народа больше нет сил или воли, чтобы самоутвердиться в политической сфере, не означает конца политики в мире. Это лишь конец слабого народа». То, как страны выйдут из глобализации и какими они станут, во многом будет зависеть от способности народов воссоздать национальные правящие элиты. 

Модератором дискуссии выступил Камаль Луадж, корреспондент Управления по работе со странами Африки, объединенная дирекция иновещания, Медиагруппа «Россия сегодня».

В дискуссии приняли участие:

  • Афанасьев Мстислав Платонович, д.э.н., профессор-исследователь департамента политики и управления Факультета социальных наук ВШЭ;
  • Беттон Жан-Стефан, преподаватель истории, Французский лицей в Москве;
  • Беше Карин, доктор публичного права (Франция), президент ассоциации Комитас Генциум Франция-Россия, член бюро Ассоциации франко-российского диалога (DFR);
  • Брэнсон Елена, председатель Координационного совета организаций российских соотечественников в США (КСОРС), основательница некоммерческой организации «Russian Center New York»;
  • Бюрлот Оливье, представитель в России ассоциации «Нормандия-Неман»;
  • Гайда Федор Александрович, д.ист.н., профессор кафедры истории России XIX века-начала XX века Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова;
  • Девеле Арно, юрист, специалист по международному праву;
  • Ковпак Станислав Владимирович, и.о. начальника  отдела международного сотрудничества по правам человека в органах системы ООН ДМПЧ МИД России;
  • Кочубей Марианна Анатольевна, доктор юридических наук, ведущий эксперт Российского общества политологов (Москва);
  • Куракин Михаил, заместитель главного редактора журнала «Международная жизнь»;
  • Лукьянов Евгений Петрович, журналист, член Союза журналистов России; 
  • Мамыкин Андрей Владимирович, депутат Европейского парламента от Латвии (2014-2019 гг.), журналист;
  • Сен-Жерм Тьерри, журналист, международная гражданская государственная служба Франции (в отставке);
  • Таньшина Наталия Петровна, д.ист.н., профессор кафедры всеобщей истории РАНХиГС.

 

comitasgentium.com

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати