С 16 по 18 сентября в Дипломатической академии МИД России состоялся XIX Международный форум «Партнёрство государства, бизнеса и гражданского общества при обеспечении международной информационной безопасности», организованный Национальной ассоциацией международной информационной безопасности (НАМИБ). Содействие Ассоциации оказывают аппарат Совета Безопасности Российской Федерации и Министерство иностранных дел России при участии журнала «Международная жизнь». В мероприятии приняли участие представители государственных органов, бизнес-сообщества, а также специалисты научных и исследовательских учреждений России и зарубежья. Были представлены и международные организации объединения – ООН, БРИКС, СНГ, ШОС, Международный комитет Красного Креста. В форуме приняли участие более 400 экспертов из 45 государств.
В рамках форума состоялся круглый стол «Актуальные проблемы сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей в глобальном информационном пространстве», организованный при участии журнала «Международная жизнь». Модератором круглого стола выступил главный редактор издания Армен Оганесян.
В своём материале мы коснёмся лишь некоторых выступлений, прозвучавших в ходе круглого стола.
Профессор Института медиа Высшей школы экономики Дмитрий Евстафьев в своём выступлении подчеркнул, что считает тему ценностной самоидентификации одной из наиболее важных для академического сообщества и всех, кто вплотную занят изучением практики политического управления в современном мире.
«Когда мы говорим о традиционных ценностях, важно конкретизировать: они традиционны по отношению к чему? Например, для радикальных глобалистов их традиционные ценности – это ценности абсолютного индивидуализма, социальной атомизации, доминирование унифицированного личного потребленияТрадиции ведь бывают разные. Период радикальной глобализации продолжается уже практически 50 лет, а это два человеческих поколения», - отметил учёный.
«Внутри сообщества людей, вовлеченных в глобализацию, тоже возникли некоторые традиции. Существует своеобразный интернационал универсальных менеджеров, несколько миллионов человек, которым неважно, в каком именно городе или стране жить или в чьи дела вмешиваться – хоть в Найроби, хоть в Сингапуре, хоть в Москве. Таких людей, я думаю, по жизни мы встречали достаточно много... Наконец, жизнь в кредит – это тоже традиция, которая определяет очень многое в поведении значительных социально активных групп», - дополнил свою мысль докладчик.
«Современные политтехнологи позволяют, образно говоря, влезть в мозг к любому человеку. Вспомните избирательную кампанию в США 2016 года. Тогда впервые президентскую гонку выиграл Дональд Трамп. Некоторые политтехнологические фирмы смогли создать в отдельных городах Соединенных Штатов совершенно отдельную выборную повестку на четверть квартала. Значит, в сегодняшних информационных технологиях можно создать отдельную информационно политическую повестку уже не в рамках квартала, а в масштабе этажа… Через 10 лет это будет реальностью. У каждого человека будет в голове собственный мир, из которого ему не нужно выходить. Наши японисты подтвердят то, что я скажу. Десять-пятнадцать лет назад, японцы стыдились, что у них есть 1 млн. хиккикомори, то есть людей, которые не выходят из дома. Сейчас они гордятся тем, что у них есть 4 млн. таких людей», - отметил политолог.
Д.Евстафьев обратил внимание участников и гостей круглого стола на некоторые обстоятельства убийства известного консерватора и соратника Дональда Трампа Чарльза Кирка, произошедшего 17 сентября 2025 года во время митинга в Университете долины Юты. «Как человек он был ярок и весьма специфичен, но нас Кирк должен интересовать как феномен из области политического управления в сфере ценностей… Смерть этого человека оказалась нужна в США вообще всем – и его противникам, и сторонникам. Почему так произошло? Потому что новые ценностные приоритеты могут быть сформированы и устойчиво управляемы только вокруг личности некоего героя. Идея без личности, доминирующая в настоящее время в западном политическом и управленческом мейнстриме перестает работать. Это прекрасно видно на примере Федеративной Республики Германия. Наши противники поняли пределы управления “мира без лиц”. Им нужны герои, они будут их создавать. А самый лучший герой, как мы знаем из западной социальной философии, - это мёртвый герой. Как говорил в своё время английский писатель Гилберт Кийт Честертон, главный, на мой взгляд, основоположник западной социальной философии: “если вам нужно спрятать мёртвый листок, надо сажать мёртвый лес”», - отметил Д.Евстафьев.
По словам учёного, управление социальными процессами постепенно переходит на ценностный уровень, поскольку экономических инструментов как инструмента идентификации и самоидентификации значимых социальных групп уже не хватает: «Вся глобализация была построена на подмене традиций этнической и религиозной, исторической, если хотите, идентификации, на идентификацию социальную. Всё это теперь больше не работает. Значит неизбежна смерть того мира власти коммуникаций, которым на Западе долгое время было принято гордиться».
«Чарльза Кирка убили за то, что он залез не на свое пространство. Он залез на пространство, где положено было быть либералам. Потому что мы все понимаем, что университетский кампус даже в штате Юта - это территория, куда консерваторы не ходят, а если ходят, то только ненадолго», - подчеркнул Д.Евстафьев.
«И, наконец, нужно помнить, что общественная тенденция, если она опирается на некие активные социальные группы, сильнее персонажа, с которым она ассоциируется. Политический реализм оказался сильнее Шарля де Голля и более продолжительным, чем его политическая биография. В ещё большей мере нынешняя консервативная волна сильнее лично Трампа и будет, вероятнее всего, существовать и без него… В этих условиях необходимо отслеживать тенденции в развитых странах капиталистического мира, потому что они с точки зрения осознания опасностей в социальном пространстве на полшага впереди нас», - заключил Д.Евстафьев.
Директор Русской экспертной школы, преподаватель МГИМО (У) МИД России Василий Щипков обратил внимание на угрозы, с которыми сталкивается современное общество на пути цифровизации: «Озвучу достаточно парадоксальную мысль: для того, чтобы укреплять и усиливать суверенитет страны, нужно не только увеличивать долю технологических инноваций, но и не забывать об опасности расчеловечивания, которые тотальная цифровизация влечёт за собой».
«Мы вынуждены внедрять технологии искусственного интеллекта, и это, безусловно, так. И эти технологии, безусловно, будут развиваться. Но одновременно должно существовать и пространство аналоговое, если угодно, внецифровое. Я совершенно уверен, что через несколько лет оно будет пространством, которое сможет себе позволить только небольшое количество стран в мире. Цифровизация – это не самоцель, а функция. Важно этого не забывать, и не идти по пути трансгуманизма. Добиться этого очень сложно, и технические специалисты неизбежно должны будут взаимодействовать с государственными структурами», - отметил эксперт.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs