ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Германия: политическое лето на фоне конца «государства всеобщего благосостояния»

11:36 28.08.2025 • Валерия Беляева, журналист

В минувшую субботу, 23 августа, канцлер ФРГ Фридрих Мерц объявил смертный приговор действовавшей многие годы в стране модели социального государства, которой так гордились немцы. Выступая в Оснабрюке на партконференции отделения Христианско-демократического Союза (ХДС) Нижней Саксонии он признал: «Государство всеобщего благосостояния в том виде, в котором мы имеем его сегодня, больше не может финансироваться за счет того, что мы можем себе позволить экономически». Он пояснил, что основанная на широких социальных гарантиях модель в Германии более не является финансово устойчивой, а затраты на соцпрограммы уже «вышли из-под контроля». В частности, в прошлом году расходы на выплату всевозможных социальных пособий достигли рекордных 47 миллиардов евро, и дальше, если не отказаться от прежней системы, затраты будут лишь увеличиваться. Ведь «5,6 млн. человек живут на пособия — и так больше не может продолжаться». По его словам, пособия отбивают у людей стремление работать: только дурак, мол, не воспользуется таким выгодным предложением государства.

Говоря об этом, Мерц, разумеется, отдавал себе отчёт в том, на какую чувствительную политическую стезю он вступает, поскольку принцип государства всеобщего благосостояния закреплён в Основном законе Германии. Поэтому свой вердикт об отказе от нынешней системы льгот для граждан ФРГ сопровождал призывом к их «фундаментальной переоценке» и потребовал ужесточить контроль за получением государственных выплат. Речь идёт не только о доходах населения или льготах для малообеспеченных граждан. Основой социального государства в ФРГ является социальное страхование, льготами от которого также пользуются граждане с высоким доходом. По данным Федерального министерства труда и социальных вопросов, почти каждый третий евро (31%), заработанный в Германии, теперь идёт на пенсии, долгосрочный уход и другие социальные расходы. Например, в 1970 году доля социальных пособий составляла чуть более 20%, а в год воссоединения Германии в 1990 году она выросла до 25%. В Евростате подсчитали, сейчас только государственные пенсии составляют около 12% ВВП Германии, а пособия для семей с детьми — еще почти 3,5%. Хотя большинство получателей пособий — немцы, но есть также много иностранцев.

И вот – громкое признание краха этой системы. Но не только. По сути, это констатация провальной практики самого правительства Мерца в реализации назревших социальных и экономических реформ, которые были обещаны немцам ещё на февральских парламентских выборах. Милитаризация страны и выделение миллиардов евро на военную помощь украинскому режиму сыграли здесь далеко не последнюю роль. Вступая на пост федерального канцлера, Фридрих Мерц обещал, что якобы уже летом жители Германии почувствуют, что страна движется вперёд. Но судя по последним массовым опросам, гражданам так не кажется. Немцы отмечают не в меру затянувшуюся раскачку правящей коалиции консерваторов и социал-демократов в решении насущных проблем страны. В частности, берлинский институт infratest dimap опубликовал данные августовского DeutschlandTrend - репрезентативного опроса граждан, обладающих избирательным правом, проведенного по заказу телеканала ARD, который показал, что 69% респондентов недовольны действиями нового коалиционного правительства консерваторов и социал-демократов и только 29% их одобряет.

Что касается самого канцлера, то его рейтинг популярности за последние месяцы заметно упал. Теперь лишь меньше трети (32%) удовлетворены работой самого канцлера, а две трети (65%) недовольны. Ещё один негативный аспект рейтинга: немцы не считают, что канцлер обладает навыками преодоления кризисов. Только 29% считают, что Мерц способен эффективно руководить страной в условиях кризиса — на 10 пунктов меньше, чем во время федеральных выборов. С момента вступления в должность Мерц активно занялся не столько внутренними вопросами, сколько внешней политикой, особенно поддержкой киевского режима и укреплением военно-политических связей с ядерными Францией и Великобританией, а также другими союзниками в рамках новоиспечённой «коалиции желающих», за что получил в прессе прозвище Außenkanzler — «канцлер иностранных дел».

 Рядовые немцы от такой активности вовсе не в восторге. Вот типичная претензия участников социологических опросов - «у меня такое ощущение, что его вообще нет в стране».

Но сам Мерц на публике демонстрирует оптимизм. Недавно в Германии подводили итоги его 100-дневного пребывания у власти. По этому случаю он записал короткое видеообращение, в котором уверял немцев в несомненности позитивного политического сдвига в стране. По его мнению, правящая коалиция добилась значительного прогресса. Мол, экономический климат постепенно улучшается, и в Германию возобновились инвестиции. А миграционная политика последних лет скорректирована и теперь контролируется жестче. Однако Мерц предупредил, что ещё многое предстоит сделать, особенно в сфере инфраструктуры. Для этого правительство берёт на себя новые обязательства на сумму 500 миллиардов евро, распределённых на двенадцать лет. При этом во внешней политике, не преминул заявить канцлер, в Германии вновь видят надёжного партнёра во всём мире.

На этом фоне выступление Мерца в Оснабрюке выглядит явным диссонансом, однако более точно согласуется с реальными фактами. Экономика Германии стагнирует уже три года, валовой внутренний продукт сократился. В прошлом году - на 0,2%, годом ранее — на 0,3%. Число банкротств компаний резко возросло в июле , потребительские настроения ухудшились, и почти три миллиона человек остались без работы. Так называемая правительственная «инвестиционная программа» ещё не вступила в силу. Вице-канцлер и министр финансов ФРГ, лидер СДПГ Ларс Клингбайль сообщил, что дефицит бюджета Германии в 2025 году достигнет 170 млрд. евро.

Тем не менее при такой гигантской финансовой дыре правительство ФРГ упорно продолжает вливать значительные средства в поддержку киевского режима. 25 августа Клингбайль совершил вояж в украинскую столицу, где заверил руководство Украины в том, что поддержка со стороны Берлина и впредь не ослабнет. Режиму Зеленского на этот раз обещано ежегодно до 8,5 млрд. евро. «Мы останемся вторым по величине сторонником Украины в мире и крупнейшим Европе», - гордо подчеркнул вице-канцлер. По данным германского Минфина, с начала украинского конфликта ФРГ уже выделила Украине 50,5 млрд. евро.

Такая щедрость в последнее время вызывает растущее непонимание и раздражение у большинства рядовых бюргеров. Несмотря на тотальное промывание мейнстримовскими СМИ мозгов немецкой аудитории проукраинскими нарративами, недовольство курсом кабмина Мерца в отношении Украины всё более заметно. Как показал уже упоминавшийся ARD-DeutschlandTrend, лишь 34% немцев согласны с этим курсом. И оппозиция чутко улавливает эту ситуацию. Сразу после визита Клингбайля последовали возмущенные комментарии как со стороны левых, так и крайне правых противников правящей коалиции. Так, Сара Вагенкнехт, лидер левоцентристской партии «Союз Сары Вагенкнехт - за разум и справедливость» (BSW) с гневом отметила, что правительство ФРГ «продувает благосостояние и топчет ногами интересы собственных граждан» в то время, как канцлер Мерц заявляет о невозможности финансирования системы всеобщего благосостояния в Германии. «Это все просто невероятно», - отметила она. «Новые миллиарды на оружие для Киева можно без проблем профинансировать, но для пенсионеров, больных, детей и семей в Германии денег нет? Серьезно?!» - задалась вопросом политик.

С аналогичной позицией не преминула выступить и правопопулистская «Альтернатива для Германии» (АдГ). Сопредседатель партии Алис Вайдель обвинила правительство в недобросовестной растрате денег налогоплательщиков. «Клингбайль разбрасывается в Киеве миллиардами, а у себя дома хочет повысить налоги», — написала она на своей странице в соцсети X. «Более 50 млрд. евро уже ушли на помощь Украине. Деньги налогоплательщиков нужно тратить на добросовестные нужды граждан», - заявила Вайдель.

Атаки оппозиции на правительство Мерца предпринимаются с дальним прицелом и усиливаются по мере того, как социологи фиксируют растущее разочарование немецких избирателей в его способности эффективно разруливать накопившиеся внутригерманские проблемы. На этом фоне вновь пошёл вверх рейтинг АдГ. В частности, ARD-DeutschlandTrend зафиксировал его некоторый рост по сравнению с июлем - 24% (+1%). В то же время рейтинг правящих консерваторов ХДС/ХСС снизился и составляет 27% (-3% по сравнению с июлем). Рейтинг СДПГ останется неизменным — 13%, рейтинг «Зелёных» — 12%, а рейтинг Левой партии — 10%. Все эти партии пока сохраняют достаточный вес для того, чтобы полноценно считаться парламентскими. Остальные партии, включая BSW с 3 процентами (-1) и СвДП с 4 процентами (+1), на данный момент не имели бы шансов попасть в бундестаг.

Такой политический расклад порождает новое беспокойство в политическом истеблишменте ввиду надвигающегося 2026 года – времени очень значимых земельных выборов в ФРГ, затрагивающих самые густонаселенные регионы страны и самую значительную долю электората. На будущий год запланированы выборы в ландтаги пяти федеральных земель, включая Берлин. Возможные успехи там АдГ и других оппозиционных партий, как это произошло на прошлых выборах в восточных землях, могут существенно повлиять на расстановку сил в бундесрате и, следовательно, на действия мерцевского правительства. А недавно социологический институт INSA в Эрфурте опубликовал прогноз, взбудораживший многих политиков, согласно которому большинство граждан ФРГ ожидает победы «Альтернативы для Германии» на следующих выборах в бундестаг в 2029 году. Столь неприятный сюрприз вызвал даже обвинения в адрес руководства института в подыгрывании «альтернативщикам». По расчётам социологов, АдГ может набрать наибольшее число голосов. Такое мнение сейчас разделяют 43% граждан ФРГ, следует из опроса INSA, опубликованного 17 августа сотрудничающей с институтом газетой «Bild am Sonntag». Причём, 56% опрошенных считают, что политика нынешнего правительства Германии повышает потенциал АдГ на федеральном уровне, лишь 10% - что понижает. 17% полагают, что она не оказывает никакого влияния на рост популярности правых популистов, 17% не определились с ответом.

На этом фоне власти начинают всё более активно задумываться над тем, как «притормозить» АдГ. Сейчас в Кёльнском административном суде идёт разбирательство по апелляционной жалобе партии в связи с признанием её в мае Федеральным ведомством по охране конституции (BfV) «правоэкстремистской на федеральном уровне». Пока эта классификация приостановлена до вердикта суда, но шанс засудить «Альтернативу» у нынешнего правительства немалый. Так 14 августа Ведомство по охране конституции федеральной земли Бранденбург уже признало местное отделение АдГ «подтвержденной правоэкстремистской организацией». Ранее такие же решения были приняты в Саксонии, Тюрингии и Саксонии-Анхальт. Так что у оппонентов курса Мерца и его правительства непростое политическое будущее. «Все кто не с нами, тот против нас» - со всеми вытекающими последствиями.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати