Нашумевшая досрочная смена состава парламента и правительства ФРГ на федеральных выборах в феврале этого года не принесла немцам давно уже желанных позитивных перемен ни в их социальной жизни, ни в состоянии экономики и уровне безопасности. Большие надежды в связи с приходом к управлению страной коалиции консерваторов ХДС/ХСС и социал-демократов во главе канцлером Фридрихом Мерцем (ХДС) довольно скоро растаяли и обернулись разочарованием большинства населения. И сегодня в глазах бюргеров новая правящая коалиция выглядит на фоне обанкротившегося «светофорного» кабмина Олафа Шольца не многим лучше. Об этом свидетельствуют немецкие социологи, которые по традиции в канун Нового года проводят итоговые массовые опросы избирателей и оценивают их мнения о проблемах и перспективах Германии.
Правящая коалиция ХДС/ХСС и СДПГ
Последние месяцы все социологические службы фиксировали устойчивую тенденцию к росту недовольства граждан работой «чёрно-красного» правительства Фридриха Мерца. И размежевание мнений углубляется – круг им недовольных уже превысил долю тех, кто всё ещё ему доверяет. Так, по данным опубликованного 12 декабря телеканалом ZDF традиционного общегерманского опроса Politbarometer, 53% немцев оценивают работу коалиции ХДС/ХСС-СДПГ как «довольно плохую», а 41% — как «довольно хорошую». По поводу деятельности самого канцлера также превалируют негативные оценки: 56% опрошенных считают, что Фридрих Мерц справляется со своей работой «довольно плохо», а удовлетворены его деятельностью 40%. (Схожую тенденцию в оценках деятельности Мерца зафиксировал чуть позже и эрфуртский институт INSA в опросе по заказу газеты Bild. По его данным, канцлером недовольны 66% респондентов). Заметим, никогда ещё оценка правительства ФРГ всего-то после чуть более полугода работы не была столь критической.
На настроения немцев, прежде всего, существенно повлияла отчётливо проявившаяся неспособность консерваторов и социал-демократов работать слаженно и без излишних амбиций над обещанными социально-экономическими преобразованиями в стране. Громко обещанная канцлером в сентябре «осень реформ» по факту скорее стала «зимой», откровенно затянувшись из-за отсутствия согласия в коалиции по многим вопросам. Избиратели же до сих пор не готовы смириться с мыслью о финансовой несостоятельности привычной им прежде модели «государства всеобщего благосостояния», о чем в августе всем объявил Мерц, а также с тем количеством всяческих кризисов, во власти которых вдруг оказался былой «локомотив Европы» - затянувшаяся стагнация в экономике и рост числа банкротств малых и средних компаний, усугубившаяся неустойчивость экономического положения Германии в мире и как следствие - сокращение производства и вывод за рубеж части предприятий главных столпов индустрии - автопрома, металлургической и химической отраслей. За последние 12 месяцев в промышленности было потеряно 100 тыс. рабочих мест, потребительские настроения ухудшились. В ФРГ теперь уже свыше трёх миллионов человек без работы. Плюс засилье миграции, общее заметное ухудшение инфраструктуры, обострившаяся ситуация на рынке жилья. Все эти проблемы решаются со скрипом, а так называемая правительственная «инвестиционная программа» ещё не вступила в силу.
Без преувеличения вся страна в последние месяцы напряжённо следила за разгоревшейся острой дискуссией политиков вокруг самой значимой социальной реформы - пенсионной, рассматривая её как проверку коалиции на прочность и дееспособность, поэтому стоит остановиться на этой ситуации подробнее. Тем более, что история с ней оказалась весьма скандальной. Пенсионная реформа предусмотрена в коалиционном соглашении, и «чёрно-красные» просто не имели права её провалить. Вопрос для ФРГ острейший из-за неблагоприятной демографии: население в целом стремительно стареет, число пенсионеров и продолжительность их жизни выросли, и для сохранения хотя бы нынешнего уровня их обеспечения нужны всё более значительные средства. Уже сейчас на одного пенсионера приходится в среднем только двое работающих, которые платят пенсионные взносы. В начале 1960-х годов это соотношение было 6 к 1.
Федеральное статистическое управление (Destatis) опубликовало 11 декабря новый прогноз по численности населения. Эксперты пришли к выводу, что через десять лет каждый четвертый житель Германии будет в возрасте 67 лет и старше. Для сравнения - в 2024 году это был каждый пятый. При наиболее неблагоприятном сценарии так называемый «коэффициент нагрузки пожилыми» к 2070 году может вырасти до 61 — и тогда на одного пенсионера придется менее двух работающих, которые платят взносы. Даже высокая миграция не способна остановить сокращение численности рабочей силы, которая, по прогнозам, до 2070 года уменьшится как минимум на 4 млн. человек. В целом ожидается, что к 2070 году население в Германии заметно сократится. Сейчас в стране проживают около 83,5 млн. человек. При умеренном росте рождаемости, продолжительности жизни и миграции численность населения, по расчетам, составит около 74,7 млн. человек. Поскольку налогоплательщики уже не могут покрывать траты на пенсии, государство доплачивает огромные суммы из налоговых средств. В текущем году они составляют около 120 миллиардов евро - пятую часть (!) всего бюджета. И в ближайшие годы ожидается, что эта сумма будет быстро увеличиваться. В ХДС/ХСС и СДПГ срочно искали выход, но о положениях реформы договаривались с таким трудом, что СМИ даже заговорили о возможном распаде коалиции. Ведь, согласно реформе, ощутимо возрастёт налоговая нагрузка на работающее население. Консерваторы категорически против любого увеличения налогов, в СДПГ же считают требованием социальной справедливости повышение налогов для граждан с высокими доходами.
Не вдаваясь в детали, отметим, что партнёрам всё-таки удалось договориться о сохранении законодательного предписания 2019 года о том, что пенсионный уровень не должен опускаться ниже 48% от актуальной средней зарплаты. Срок действия этого предписания истекал в конце 2025 года, но СДПГ настояла на его продлении до 1 июля 2031 года. Без реформы уровень пенсий вскоре начал бы падать до 43–44%. Вместе с тем вводится так называемая «активная пенсия», которая предусматривает ряд стимулов для тех, кто готов работать и после достижения пенсионного возраста, а также корпоративная пенсия за счет отчислений в малых компаниях. Но когда всё-таки документ согласовали, канцлер столкнулся со скандальной фрондой внутри своей собственной партии. 18 депутатов молодёжного крыла фракции ХДС в бундестаге (Junge Union) выступили против этого законопроекта и пригрозили сорвать парламентское голосование, посчитав что реформа несправедлива по отношению к молодым поколениям немцев и возлагает на них в будущем слишком тяжёлое налоговое бремя. Тем не менее после активной «воспитательной работы» руководству ХДС/ХСС удалось расколоть единство бузотёров, и пенсионный законопроект был поддержан в бундестаге необходимым «канцлерским большинством» в 318 голосов. Фактически на сегодняшний день это единственное серьезное достижение кабмина Мерца в социальной политике. Но вся эта история показывает, насколько неустойчивы и хрупки позиции правящей коалиции в бундестаге. Предложенную правительством реформу фактически удалось провести через парламентские рифы во многом благодаря позитивному манёвру со стороны оппозиционной Левой партии, которая при голосовании просто решила воздержаться и тем самым не подыгрывать «Альтернативе для Германии», которая постоянно стремится торпедировать законодательные инициативы «чёрно-красных».
И хотя бундестаг одобрил пенсионный пакет «по Мерцу», среди населения по-прежнему сохраняется заметное чувство неопределенности относительно будущего. Как показал всё тот же ZDF-Politbarometer, почти треть (32%) немцев – исключительно высокий показатель – пока не имеют определённого мнения насчёт реформы. Только 14% поддержали увеличение пенсионных взносов для работающих, 18% выступают за более поздний пенсионный возраст, а 36% – за более медленное повышение пенсий. Откровенно недоволен немецкий бизнес, утверждая, что планы правительства финансово непосильны и нежизнеспособны. 32 отраслевых объединения даже пытались остановить пенсионный пакет, направив перед голосованием руководителям фракций ХДС/ХСС и СДПГ предостерегающее письмо. Как пишет Bild, в письме объединения высказываются, в частности, за отмену пенсии с 63 лет, умеренное повышение пенсионного возраста и более высокие удержания при досрочном выходе на пенсию.
Так что при таком разбросе мнений нынешняя реформа ещё может стать в дальнейшем своего рода «социальной бомбой». Тем более, что федеральное правительство во многом видит выход из стагнации в дальнейшем сворачивании прежнего уровня социального благосостояния. Что недавно признала в бундестаге министр экономики Катерина Райхи (ХДС), предложив, в частности, пересмотреть в целях экономии различные государственные субсидии и программы поддержки.
Важным шагом в этом направлении считается давно ожидавшаяся реформа гражданского пособия Bürgergeld, предназначенного в основном для поддержки временно безработных немцев. Расходы на Bürgergeld в 2024 году составили огромную сумму - 51,7 млрд. евро. Согласно официальным данным, пособие получали около 5,5 миллионов человек. Почти половина из них - иностранные граждане, среди которых превалируют украинские беженцы в ФРГ, которым такое пособие было назначено в порядке исключения. Расчёт немецкого руководства был на то, что Bürgergeld поможет сбежавшим украинцам пройти необходимую адаптацию в стране и станет для них стимулом пополнить немецкие трудовые ресурсы. Ожидался хороший приток квалифицированных кадров, но этого не случилось. Получая дармовые деньги, большинство украинцев вовсе не спешили на работу.
Теперь же правительство Мерца переводит неработающих украинцев на обычные пособия для беженцев, а Bürgergeld в прежнем виде вообще решило упразднить. Вместо него в кабмине утвердили версию законопроекта о пособии Grundsicherung (базовое обеспечение). Суть реформы заключается в более жестких и более быстрых сокращениях выплат, если получатель пособия недостаточно активно ищет работу и нарушает правила сотрудничества с центрами занятости (Jobcenter). Например, Grundsicherung сразу сократится на 30% сроком на три месяца при отказе получателя от подходящей работы или пропуска назначенного визита в Jobcenter без уважительной причины.
В стремлении реабилитировать имидж своей социальной политики и наверстать упущенное правящая коалиция постаралась ещё перед Рождеством порадовать избирателей рядом приятных новостей. Для начала ещё в октябре кабинет министров объявил поэтапное повышение минимальной заработной платы к 2027 году. По оценке Destatis, повышение коснётся 6,6 миллионов человек. А затем 4 декабря бундестаг утвердил пакет мер по снижению некоторых налогов. Из самых приятных для бюргеров известий стало снижение с 1 января ставки НДС для ресторанного бизнеса — с 19% до 7% на постоянной основе. Со стороны Мерца это был явный реверанс в сторону баварского Христианско-социального союза (ХСС), братская партия давно об этом просила. Левая партия и «Зелёные» назвали это экономически бессмысленным налоговым подарком. А руководители земель и муниципалитетов Германии уже потребовали компенсации за ожидаемое сокращение налоговых поступлений.
Ждут немцы от правительства «чёрно-красных» скорейшего решения и других больных социальных проблем. Например, в строительстве и обновлении фонда доступного жилья. Его остро не хватает. Высокие процентные ставки и издержки в последние годы замедлили жилищное строительство. Дефицит квалифицированных рабочих также ухудшил ситуацию в отрасли. В 2024 году было завершено лишь 251 900 квартир — это минимум с 2015-го. В правительстве уже отказались от амбициозных планов прошлой коалиции по строительству 400 000 новых квартир в год. С целью поправить положение дел был принят новый федеральный закон о «Турбо-строительстве» (Bauturbo-Gesetz), направленный на упрощение бюрократии и сокращение сроков выдачи разрешений для жилищных проектов. Однако в отрасли настроены пока скептично. «Выход из этого спада ещё долог, — считают в мюнхенском Институте экономических исследований Ifo. — Нехватка заказов по-прежнему остается серьезной проблемой». И опять-таки нужны масштабные инвестиции.
Между тем, по данным Федеральной ассоциации помощи бездомным (BAG Wohnungslosenhilfe), в прошлом году свыше миллиона человек (!) хотя бы какое-то время оставались без крыши над головой. Годом ранее оценка составляла около 928 000, то есть рост составил примерно 11%. Глава организации Сюзанне Хаманн сообщила, что около 56 000 человек жили прямо на улице, остальные размещались по решениям муниципалитетов во временных помещениях. Среди бездомных встречается много детей и подростков, но особенно высока доля людей без немецкого гражданства — три четверти (около 820 000). В апреле 2024 года в Германии был разработан национальный план по ликвидации бездомности к 2030 году, но реализуется он неэффективно, и что будет дальше остается только догадываться.
На фоне всех социально-экономических нововведений кабмина Мерца важно подчеркнуть – большая часть из них будет производиться, по сути, в долг – утверждённый бундестагом и бундесратом федеральный бюджет на 2026 год предусматривает расходы почти в 525 миллиардов евро при новых заимствованиях почти в 98 миллиардов евро только по основным статьям. К этому добавляются кредиты из специальных фондов для бундесвера и инфраструктуры. В сумме новый госдолг, таким образом превысит 180 миллиардов евро. Такая вот «чёрно-красная» экономика.
Между тем коалиционный кабмин пока не предложил эффективного и внятного комплекса мер для подъёма деградирующей отечественной индустрии. Недавно пять главных экономических экспертов Германии – так называемый «Совет мудрецов» – представили свой годовой доклад. Они не ожидают заметного позитива в экономике в 2026 году, объявив свой прогноз роста ВВП лишь до 0,9%. «Мудрецы» предупреждают, что правительство не инвестирует эффективно средства 500-миллиардного спецфонда инфраструктуры и климата, как это предусмотрено законом, а, напротив, «потребляет» их. Отмечается, что запланированные расходы «часто не имеют точного целевого назначения или инвестиционной направленности». Есть опасение, что спецфонд может быть растрачен впустую. Кроме того, налоговое бремя в стране слишком велико по сравнению с остальным миром, что также тормозит инвестиционную активность бизнеса. В итоге немецкая экономика теряет динамику. Без структурных реформ Германии грозит дальнейшая эрозия как места ведения бизнеса, предупреждают эксперты. Нужны стимулы и реформы, повышающие производительность, в том числе за счет цифровизации государственного управления.
В свою очередь, и в институте ifo ожидают, что в ближайшие годы немецкая экономика будет выходить из кризиса крайне медленно. В завершающемся году экономика, по их оценке, де-факто застынет на месте — рост составит 0,1% вместо ранее ожидавшихся 0,2%. Рост ВВП лишь на 0,8% прогнозируют в 2026 году и 1,1% в 2027-м. Виной тому называют как последствия американской тарифной политики, так и собственные структурные слабости ФРГ. Как считают в ifo, мировая экономика в 2025–2027 годах будет расти в среднем на 2,5% в год, но немецкая промышленность почти не извлечет из этого выгоду и продолжит терять конкурентоспособность. Слабым моментом отмечают, например, то, что предприятия страны при высоком инновационном потенциале слишком медленно выводят на рынок новые продукты, проигрывая таким конкурентам, как Китай. Причём, немецкие инновации прежде всего должны приносить прибыль не где-то, а именно на рынке Германии. И именно этого в данный момент нет. В качестве позитивных ожиданий указывается сохранение умеренной инфляции - 2,2% в текущем году и в 2026-м, и 2,3% в 2027-м.
На этом фоне при всём множестве столь острых внутренних проблем канцлер Мерц предпочитает с куда большим энтузиазмом заниматься вопросами наращивания военного потенциала ФРГ, милитаризации экономики, а также проблемами ЕС, НАТО и Украины, лишний раз подтверждая закрепившуюся за ним репутацию «канцлера иностранных дел» (Außenkanzler). Текущие экономические проблемы большей частью приходится разруливать вице-канцлеру и министру финансов, лидеру СДПГ Ларсу Клингбайлю. Он вполне лояльно поддерживает курс Мерца, что порой даже вызывает споры в социал-демократической среде. Как недавно писал Spiegel, «однопартийцы жалуются, что Клингбайль недостаточно противостоит ХДС/ХСС и что ему редко удается влиять на ход дебатов или придавать им импульс… Даже в руководстве партии некоторые теперь выступают против лидера». В этом плане сопредседательница СДПГ и министр труда Бербель Бас считается более жёстким переговорщиком, особенно по социальной политике коалиции.
Мерц активно занялся внешней политикой буквально с первых часов с момента вступления в должность. Напомним, что сразу после майского голосования в бундестаге он уже в качестве канцлера в тот же вечер улетел с визитом в Париж по приглашению президента Эммунюэля Макрона. Своим приоритетом Мерц сделал укрепление военно-политических связей с ядерными Францией и Великобританией, а также другими союзниками в рамках новоиспечённой «коалиции желающих», поддерживающих киевский режим. Сами немцы, понятно, от такой активности вовсе не в восторге, считая, что ему надо основное время посвящать своей стране. Тем более, что в последнее время Мерц в своей внешней политике выглядит всё менее убедительно, особенно после фиаско своих переговоров с премьером Бельгии де Вевером относительно поддержки Украины за счёт замороженных активов ЦБ РФ и громкого провала соответствующего немецкого плана на декабрьском саммите ЕС, где против канцлера неожиданно «сыграли» Макрон и итальянский премьер Джорджи Мелони. Как констатировала Bild, теперь канцлер «может позабыть о претензии на свое лидерство в Европе». «Авторитет Мерца пошатнулся — он оказался в изоляции среди европейцев. Канцлер Германии сделал неверную ставку и потерпел унижение», — говорится в комментарии.
К этому стоит, пожалуй, добавить растущее отчуждение с администрацией США. Тот факт, что канцлеру удалось поначалу летом установить неплохой контакт с Дональдом Трампом, избирателями приветствовался, и рейтинг Мерца тогда даже подрос. Однако это не спасло экспортёров ФРГ от высоких американских тарифов, особенно предприятия автопрома и металлургии. «Хорошие отношения» с американским президентом не спасли затем и от упрёков из-за океана в отсутствии в Европе, в том числе и в ФРГ, должного уровня демократических свобод в отношении правых партий и популистов, как, например, «Альтернативы для Германии» (АдГ) и бесцеремонных обещаний Трампа поспособствовать им на будущих выборах. Канцлер впервые очень резко отверг такой подход к Европе как «неприемлемый»
Кстати, откровения президента США на этот счёт в известном интервью POLITICO встречены гражданами ФРГ с невероятным возмущением. Из упомянутого опроса ZDF-Politbarometer следует, что 90% немцев считают недопустимым дальнейшее вмешательство Вашингтона в жизнь европейских стран, а 84% не видят более в США надёжного партнёра в обеспечении европейской безопасности. И только 13% продолжают доверять американцам. Это очень существенный сдвиг в немецком общественном сознании за все послевоенные десятилетия. Что касается войны на Украине, то в этом вопросе у правительства ФРГ сохраняется достаточно широкая электоральная база. И здесь мнения немцев разделяются: 42% считают, что Украина должна продолжать борьбу за отвоёванные у неё Россией территории, а вот 44% поддержали бы отказ Украины от этих территорий, если это приведёт к прекращению войны.
Парламентская оппозиция
Правящей «чёрно-красной» коалиции, безусловно, повезло, что оппозиционные партии в бундестаге весьма разнородны по своим политическим целям и позициям, и нет реальной угрозы их объединения в единый фронт против тех или иных правительственных инициатив. В отношении АдГ– самой мощной силы, противостоящей альянсу ХДС/ХСС и СДПГ – по-прежнему неукоснительно соблюдают договорённости о «брандмауэре» (невозможности сотрудничества с праворадикалами, экстремистами и неонацистами) парламентарии двух другие оппозиционных партий - «Союз 90/Зелёные» и Левая партия. Поэтому несмотря на контроль почти над четвертью парламентских мест (152) «альтернативщики» фактически блокированы в своих законодательных или политических инициативах и используют парламентскую трибуну почти всецело для своей пропаганды и критических оценок деятельности кабмина Мерца. Но надо признать – оценок порой ярких и зубодробительных. В основном АдГ по-прежнему использует в критике своего «любимого конька» - тему миграционного кризиса и его угрозы для национальной идентичности немцев, что пока остается большой проблемой для страны. Причём партийные ораторы порой не слишком заботятся о политкорректности, давая тем самым повод говорить о проявлении националистских и даже расистских мотивов в позиции АдГ. Но правительству Мерца также всё больше достаётся от «Альтернативы» и за его курс на милитаризацию экономики, щедрое финансирование киевского режима за счёт немцев и углубление конфронтации с Москвой. Так, АдГ выступила резко против планов канцлера использовать замороженные в Бельгии российские государственные активы для военной поддержки киевского режима. «Альтернативщики» напомнили, что речь идёт о создании прецедента с грубым нарушением международного права. Одновременно партия начала демонстрировать свое сближение с администрацией Трампа. Недавно США посетила группа 20 депутатов АдГ, где они в ходе встреч с политиками и публичных выступлений жёстко критиковали правительство ФРГ и жаловались на выстраивание Мерцем режима «нового тоталитаризма».
Вся эта активность сильно раздражает немецкое руководство. Тревожным звонком для правящей коалиции также стали сентябрьские выборы в парламент крупнейшей немецкой земли – Северного Рейна-Вестфалии (NRW), где проживает пятая часть населения. Для АдГ, лидирующей обычно в восточных землях ФРГ, эти выборы стали серьёзной пробой сил на западе, и довольно обнадеживающей. Хотя партии правящей коалиции сохранили в NRW лидирующие позиции, но «Альтернатива» смогла там выйти на третье место, обойдя «зелёных» и левых. По сравнению с земельными выборами 2020 года, партия смогла утроить свой результат, причём потеснив позиции социал-демократов в рабочем Рурском регионе, бывшем прежде их традиционным оплотом.
Теперь, как результат, власти заметно активизируют борьбу с АдГ. В мае Федеральное ведомство по защите конституции (BfV) объявило, что отныне будет классифицировать АдГ как «утверждённую правоэкстремистскую организацию». Однако из-за иска, поданного АдГ против этого решения, ведомство приостановило эту классификацию до решения суда. При этом в четырех федеральных землях объединения партии уже классифицированы как «подтвержденные правоэкстремистские», а в пяти других федеральных землях организации «Альтернативы для Германии» считаются «подозреваемыми». Далее пошли в ход обвинения депутатов партии в шпионаже. Так, глава МВД Тюрингии Георг Майер обвинил их в целенаправленном злоупотреблении парламентскими запросами якобы для сбора и передачи России секретной информации о критической инфраструктуре и состояния бундесвера. Всё это, утверждал Майер, может стать основанием для запрета партии в Германии.
В самой АдГ яростно отбивались, призывая власти заниматься экономикой, а не «охотой на ведьм». Позднее в интервью телеканалу Welt-TV лидер АдГ Алис Вайдель сравнила Федеральное ведомство по защите конституции с бывшей спецслужбой ГДР и назвала его сотрудников «грязными информаторами Штази». В соцсетях Вайдель также пожаловалась, что ни в одной демократической стране нет «аналогичного агентства по мониторингу общественного мнения», которое «шпионит за оппозицией и преследует её».
На федеральном уровне пока всё-таки нет уверенности в том, что АдГ необходимо запретить. Против неоднократно высказывался и сам канцлер Мерц, и тот же глава МВД Добриндт. Есть понимание, что судебная процедура запрета – процесс очень долгий, а «Альтернативе» не стоит создавать ореол «гонимых мучеников», тем более в преддверии важнейших региональных выборов в пяти землях ФРГ, предстоящих в 2026 году. По прогнозам социологов, в ряде из них АдГ может ожидать неплохой успех.
Если бы федеральные выборы проходили сегодня
Как уже повелось, исследователи в рамках ZDF-Politbarometer прозондировали политические предпочтения немецких избирателей в канун Нового года. Мол, за какие партии они бы проголосовали, если бы федеральные выборы в бундестаг состоялись в ближайшее воскресенье? Лидерство по-прежнему у блока консерваторов. Альянс ХДС/ХСС получил бы 26% голосов. Как говорится, буквально в затылок им дышит «Альтернатива для Германии» - 25%. Рейтинг СДПГ стабильно сохраняется на уровне 14%, а «Союза 90/Зелёных» — на уровне 12%. Ясно, что при таком раскладе коалиция ХДС/ХСС-СДПГ всё ещё не имела бы парламентского большинства. Левая партия, похоже на реальных выборах могла бы чуть улучшить свой рейтинг до 11% процентов (прежде было меньше на 2 процентных пункта). Что касается внепарламентских партий, то у всех оснований для оптимизма нет - ни одна не дотягивает до уровня даже 3%, включая «свободных демократов» (FDP) и левопопулистскую партию Сары Вагенкнехт.
Итак, политическая Германия вступает в 2026-й год в весьма высоком общественном напряжении и с большим грузом острых проблем. Немцы продолжают ждать от своих политических элит позитивных перемен. Дождутся ли? Прогнозы пока малоутешительные. А реальные перспективы проявятся уже довольно скоро.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

11:48 25.12.2025 •
























