МИД Японии в опубликованном в этом месяце ежегодном докладе «Синяя книга дипломатии» заявил о преемственности курса на «мирные переговоры» с Россией, но при этом сохранил формулировку о «незаконной оккупации» Южных Курил. Трудно понять, на что рассчитывают в Токио, сохраняя всю прежнюю риторику по этому вопросу.
В документе говорится, что там "последовательно настаивают на переговорах", но исходят из необходимости решить так называемую «проблему Северных территорий", которая обозначена "самым большим неразрешенным вопросом" в отношениях между Токио и Москвой. При этом в "Синей книге" Южные Курилы именуют "суверенной территорией" Японии, которая сейчас "незаконно оккупирована Россией". Подобные формулировки не являются чем-то новым, правительство Фумио Кисиды в 2022 году «достало их из-под сукна» и вернуло в японскую дипломатическую практику. Тогда же Япония начала активно участвовать в санкционном давлении Запада на Россию, синхронизируя свои усилия с партнёрами по Группе семи, прежде всего, с администрацией Джо Байдена. Япония стала первой азиатской страной, которая предприняла антироссийские шаги и стала активно поддерживать Киев. Её примеру в той или иной степени последовали лишь Сингапур, Южная Корея и «самоуправляемый» остров Тайвань.
Ответная реакция Кремля тогда последовала незамедлительно. Россия добавила Японию в список недружественных стран, вышла из переговоров по мирному договору, также был остановлен безвизовый режим посещения островов для японских граждан.
При этом Япония весьма активно отметилась в экономической поддержке Киева. В середине февраля 2024 года правительство Японии провело в Токио конференцию по вопросам «восстановления Украины», в которой приняли участие крупные компании, Японская организация по развитию внешней торговли (Japan External Trade Organization, JETRO). Подобные шаги Японии ясно указывали на то, что её приоритеты совпадают со взглядами администрации Джо Байдена и руководства Евросоюза. Согласно данным СМИ, японские и украинские правительственные агентства и компании подписали тогда более 50 соглашений, Япония выделила 15,8 млрд. иен (порядка 106 млн. долларов США) в качестве помощи Украине, Фумио Кисида также объявил об открытии нового правительственного торгового представительства в Киеве[1].
При этом до осени 2023 года вклад Японии в Украину состоял в основном из финансовой и гуманитарной помощи, поставки продукции военного назначения ограничивались нелетальным снаряжением и оборудованием. Но уже в декабре 2023 года Япония заявила, что будет готова поставлять ракеты ПВО Patriot в США после пересмотра своих правил экспорта оружия. Это дало повод Токио для первой со времён «эпохи Абэ» ревизии своей системы экспортного контроля. Хотя и новые правила по-прежнему не позволяют поставлять оружие в страны, находящиеся в состоянии войны, это косвенно пошло на пользу Киеву, поскольку США получили компенсацию из Японии своих поредевших военных арсеналов. Есть и более «свежие» кейсы. Так, в ходе состоявшегося на прошлой неделе визита генсека НАТО Марка Рютте в Японию достигнута договорённость о подключении Токио к структуре NATO Security Assistance and Training for Ukraine (NSATU), которая была создана для снабжения Киева продукцией военного назначения, её ремонта и обучения украинских войск[2].
В качестве иллюстрации к общему фону в российско-японских отношениях, сложившемуся в период премьерства Фумио Кисиды, стоит привести комментарии заместителя Совбеза России Дмитрия Медведева в социальной сети «В контакте». "Что ж, никто не против мирного договора при понимании того, что "территориальный вопрос" закрыт в соответствии с Конституцией России навсегда". И далее: «Это не "спорные территории", это - Россия»[3]. Однако, «новые-старые» документы МИД Японии показывают, что в Токио так и не научились слышать Россию.
Состоявшаяся в октябре 2024 года отставка Фумио Кисиды с поста лидера правящей партии и премьер-министра не привела к изменению антироссийской линии японского руководства. Когда 7 февраля в Японии отмечали «День северных территорий», новый премьер Сигэру Исиба, находившийся с визитом в США, обратился к участникам съезда в формате видеообращения. Сигэру Исиба назвал «прискорбным» тот факт, что Японии и России так и не удалось решить вопрос о статусе «Северных территорий» и заключить мирный договор. «Несмотря на сложную ситуацию в японо-российских отношениях, вызванную вторжением России на Украину, правительство продолжит свою политику, направленную на решение вопроса о принадлежности четырех северных островов и заключение мирного договора», — заявил японский премьер. Он также обратился к Москве с призывом возобновить программы посещения могил бывшими жителями Курильских островов, назвав этот вопрос «главным приоритетом в японо-российских отношениях»[4].
Далее, выступая на церемонии вручения «наград» школьникам, победившим в конкурсе письменных работ по теме «оккупации» Россией Южных Курил, Сигэру Исиба призвал детей проявлять больший интерес к этой теме и пообещал приложить максимум усилий делу «возвращения» территорий. Япония никогда не откажется от своего стремления вернуть в состав страны «Северные территории. Отказываться от них мы и не думали», – подчеркнул японский премьер.[5]
На этом фоне слабые результаты Либерально-Демократической партии Японии, продемонстрированные на недавних выборах в нижнюю палату парламента, заставили японских консерваторов уделять больше внимания внутренней повестке, выстраивать диалог с оппозицией с «некомфортными» для них политическими «разменами», что сделало японскую внешнюю политику в целом «менее собранной».
Также, в документе подчеркивается, что японское правительство продолжает политику постепенного отказа от российских энергоресурсов, включая нефть и уголь. Из этого следует, что, Токио, видимо, придётся согласиться на закупки американского сжиженного природного газа с месторождений на Аляске, что предполагает японские инвестиции в строительство газопровода протяжённостью более 1,3 тысячи километров, несмотря на серьёзные сомнения японской стороны в рентабельности проекта.[6] С другой стороны, в докладе говорится и о том, что Япония намерена сохранить свое участие в проектах, связанных с российским Дальним Востоком. «Проекты по разработке нефти и природного газа «Сахалин-1» и «Сахалин-2» являются важными для энергетической безопасности Японии с точки зрения обеспечения стабильных поставок в среднесрочной и долгосрочной перспективе, и мы намерены сохранять свое участие в них», — отмечается в документе. Такой вот паллиатив получается.[7]
Что касается реакции российской стороны на новую публикацию японского МИД, пресс-секретарь Дмитрий Песков, отвечая на вопрос о докладе, дал понять, что Россия не видит оснований обсуждать возможность подписания мирного договора с Японией из-за недружественной позиции Токио по отношению к Москве, заявил во вторник Кремль. "Токио поспешил полностью присоединиться ко всем недружественным и враждебным шагам по отношению к нашей стране", - констатировал представитель Кремля, отметив, что эта позиция японских властей до сих пор сохраняется. "То есть слова о желании выйти на мирный договор - это одно, а реальное положение дел и реальные меры, которые были приняты против нашей страны руководством Японии, - это совсем другое. И мы исходим из реального положения дел", - сказал пресс-секретарь президента РФ. "И, конечно, в этих условиях вряд ли приходится говорить о возможности каких-либо переговоров", - подчеркнул Дмитрий Песков. По его словам, "сейчас никаких контактов с японскими властями нет".[8]
Вместе с тем, раскол внутри коллективного Запада, турбулентная внешняя политика Дональда Трампа, где новоиспечённый глава Пентагона Пит Хегсет, уже успевший обрасти скандалами и на этом посту, называет Японию главным американским союзником по сдерживанию Китая, а его заместитель по политическим делам, «восходящая звезда» американской политики безопасности Элбридж Колби требует от Японии увеличить военные расходы до трёх процентов от ВВП, что, пожалуй, ставит под сомнение целесообразность союза с США с учётом экономических издержек. При этом тарифные войны Дональда Трампа будут неизбежно разрушать цепочки добавленной стоимости и другие региональные экономические связи, от которых сильно зависит Японии. Похоже, новая функция Вашингтона в военных альянсах будет заключаться не в том, чтобы защищать союзников, а в том, чтобы определять их военные расходы. И это, несмотря на длительную зависимость Токио от Вашингтона по самым разным направлениям, требует от Японии поиска возможностей для улучшения отношений с соседями, в том числе, с Россией. Тем более что крупный японский бизнес особо не скрывает своего желания вернуться, надеясь получить от правительства соответствующую «отмашку».
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
[1] https://www.kommersant.ru/doc/6524419
[2] https://t.me/golovnin_tokyo/3576
[3] https://tass.ru/politika/19854079
[4] https://www.rbc.ru/politics/10/02/2025/67a9fb8a9a79478445b7354a
[5] https://inosmi.ru/20250314/yaponiya-272198082.html
[6] https://tass.ru/ekonomika/23022255
[7] https://www.rbc.ru/politics/08/04/2025/67f4915c9a794783595b1fde?from=newsfeed
[8] https://tass.ru/politika/23625323
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs