ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Вашингтон и Токио - опять про ПРО

10:13 04.06.2024 • Олег Парамонов, Доцент факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ

США и Япония 15 мая заключили соглашение о совместной разработке новой системы противоракетной обороны (ПРО), направленной против гиперзвукового оружия (далее - Соглашение). Новый «мегапроект» напрямую затрагивает интересы России и Китая, достигших заметного прогресса в создании и производстве гиперзвуковых ракет, обладание которыми во многом позволяет компенсировать разрушение системы взаимного ядерного сдерживания, начавшееся ещё во времена администрации Дж. Буша-мл. по причине выхода США из Договора по ПРО.

Новая сделка была согласована премьер-министром Японии Фумио Кисидой и президентом США Джо Байденом на саммите в Кэмп-Дэвиде (август прошлого года), в котором также участвовал президент Южной Кореи Юн Сок Ёль, затем была подтверждена во время апрельского визита Ф. Кисиды в Вашингтон. В заявлении японского минобороны о планах по совместной разработке так называемого «»планирующего фазового перехватчика» (Glide Phase Interceptor, GPI) говорится о том, что в последние годы «вокруг Японии» «драматично изменилась» ситуация с ракетными технологиями, в частности, с гиперзвуковым оружием, и что усиление возможностей их перехвата является неотложным делом[1].

Участники Соглашения планируют определиться с японскими подрядчиками и начать процесс разработки новой системы ПРО к марту 2025 года, а развернуть её в середине 2030-х годов. С американской стороны в конкурсе Агентства по противоракетной обороне США участвуют Raytheon Technologies и Northrop Grumman, с японской выбор пока не сделан. По оценкам Агентства, стоимость разработки гиперзвукового ракеты-перехватчика превысит 3 миллиарда долларов, включая долю Японии в 1 миллиард долларов. Япония будет участвовать в разработке отделяемой в космосе боевой части противоракеты, а также двигательной установки.

Перехватчики будут размещены на эсминцах, оснащённых системой «Иджис», которые уже используются в качестве носителя систем ПРО Standard Missile-3. В разработке этих систем японские компании уже поучаствовали. Таким образом, Япония ускоряет наращивание военной составляющей в своей внешней политике.

Сотрудничество США и Японии в сфере ПРО уходит своими корнями ещё к временам администрации Джорджа Буша-мл. За более чем два десятилетия оно не только способствовало военным подвижкам внутри альянса, но и стало катализатором серьёзных изменений японской политики. Были пересмотрены базовые самоограничения Токио в оборонной сфере, такие как отказ от участия в коллективной самообороне, запрет экспорта продукции военного назначения и участия в связанных с её разработкой и производством международных консорциумах. Подобные самоограничения ещё со времён холодной войны воспринимались как важный элемент регионального статус-кво. Теперь он явно разрушается. Относительно недавно были предприняты не менее резонансные меры. В конце 2022 года правительство Фумио Кисиды объявило о снятии ограничений «потолка» военных расходов в один процент от ВВП и о принятии на вооружение Сил самообороны ударных ракетных комплексов.

По мнению Киёси Сугавы, эксперта одного из японских аналитических центров (Институт Восточно-азиатского сообщества), наращивание военной мощи, начатое Японией в последнее время, а также увеличение экспорта вооружений, едва ли приведут к улучшению среды безопасности, к которому стремится Япония. Несмотря на очевидную возросшую плотность диалога администрации Джо Байдена с Китаем после американо-китайского саммита в ноябре 2023 года, Токио в последнее время практически не проявляет интереса к прямому общению с Пекином. Если Токио будет стремиться к сдерживанию, продолжая наращивать свою военную инфраструктуру, продвигать экспорт вооружений и укреплять альянсы, игнорируя интересы Пекина, это неизбежно приведет к дилемме безопасности в отношениях этих стран[2]. К слову, про интересы России этот эксперт упомянуть забыл. Хотя они не менее важны в этой области.

При следовании Токио подобной логике, следующим шагом может стать пересмотр Конституции. О том, что подобный сценарий уже не выглядит маловероятным, свидетельствует и мнение директора третьего департамента Азии МИДа России Людмилы Воробьевой (данный департамент отвечает и за отношения с Японией), высказанное 23 мая в интервью для РИА Новости. По её словам, подобное развитие событий чревато дополнительными угрозами безопасности России. «В ответ будем вынуждены принимать контрмеры по укреплению национальной обороноспособности», — пояснила дипломат, подчеркнув, правда, что основной закон — это сугубо внутреннее дело страны. Москва, по её словам, продолжает внимательно наблюдать за попытками Токио "подвергнуть ревизии пацифистские положения послевоенной конституции в русле курса нынешней администрации на ускоренную ремилитаризацию". Процесс этот, как отметила дипломат, набирает обороты[3].

В этих условиях весьма своевременным выглядит прекращение действия «Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о сотрудничестве в целях содействия в области ликвидации подлежащего сокращению в Российской Федерации ядерного оружия и создании Комитета по сотрудничеству в этих целях» от 1993 года. О выходе из данного соглашения российская сторона уведомила японскую в ноябре прошлого, как того требовали предусмотренные законодательством процедуры. Документ предусматривал финансовую и технологическую помощь со стороны Японии в вопросах сокращения Россией своего ядерного арсенала, что в определённой степени было востребованным в реалиях 1990-х годов. Тогда Япония оказывала содействие в утилизации атомных реакторов российских субмарин, что, объяснялось опасениями японцев по поводу рисков для экосистем прилегающих к Японии морских акваторий. Сегодня, действия Японии по сбросу загрязнённой воды с АЭС «Фуксима-1» как раз и являются источником экологических рисков для соседних государств. В частности, Китай последовательно требует от японской стороны большей транспарентности в этом вопросе. 

Также представляется важным отметить, что в рамках реализации Соглашения функционировал специальный комитет, где Москва и Токио определяли приоритетные направления взаимодействия, обменивались информацией и результатами исследований, по ядерной тематике, разрабатывали конкретные программы сотрудничества. Это способствовало и укреплению доверия в отношениях между нашими странами. Однако, в условиях системно недружественной и несамостоятельной политики Токио в отношении Москвы деятельность подобного комитета стала выглядеть явно неуместной.

В заключение, хотелось бы отметить, в японских СМИ всё чаще раздаются призывы к выводу российско-японских отношений из тупика. Подобные советы дают японской стороне даже рационально мыслящие американские эксперты. Так, Майкл Корбин на страницах интернет-портала одного из влиятельных американских мозговых центров (Институт ответственного государственного управления Куинси) высказал мнение, что Японии в отношениях с Россией следует оставаться на платформе своих национальных интересов, выстраивая дружественную политику.[4] Но сейчас, похоже, не те времена, когда это будет услышано.

В текущей политике Японии в отношении России, почти полностью подчиненной влиянию США, рациональная составляющая явно ушла на второй план. Политизированность решений правительства Кисиды усугубляется с каждым днем. При этом географическая близость как данность останется доминантой в межгосударственных отношениях навсегда. Системы ПРО вряд ли заменят выгоды от бизнеса. Как говорят, ломать - не строить. Но вновь выстраивать отношения с ближайшим соседом Токио когда-нибудь неизбежно придется, тогда зачем так старательно все ломать, да еще под чужим давлением.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 

[1] Japan and U.S. sign agreement to develop hypersonic missile interceptor - The Japan Times

[2] Japan debuts as a weapons exporter | Responsible Statecraft

[3] Россия примет меры в случае пересмотра Японией отказа от вооруженных сил - РИА Новости, 23.05.2024 (ria.ru)

[4] The complete falling out of Russian-Japanese relations | Responsible Statecraft

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати