Фото: Телеканал Санкт-Петербург
Выставка «Подвигу блокадного Ленинграда посвящается» открыта в Союзе художников Санкт-Петербурга к особой для России дате. Тема грандиозного масштаба – снятие блокады с города на Неве 27 января 1944 года – и сегодня, и через столетия будет волновать мастеров кисти, пера, музыкантов, скульпторов, всех, кто воспринимает свое служение искусству как поприще и в смысле отношения к образу, и в смысле ответственности к памяти подвига своего народа. В этой связи особенностью и центром данной экспозиции стали три полотна народного художника РФ, пережившего блокаду, Всеволода Петрова-Маслакова - «Скорбь наша», «Непокоренный рубеж» и «Тревога». На открытии выставки он делился своими воспоминаниями о первых днях осады, сопровождавшейся непрекращающимися бомбежками, и тогда ему было 11 лет, а сегодня 94.
Народный художник РФ В.М. Петров-Маслаков «Непокоренный рубеж»
Народный художник РФ Всеволод Петров-Маслаков «Скорбь наша»
Народный художник РФ Всеволод Петров-Маслаков «Тревога»
Народный художник РФ Всеволод Петров-Маслаков «Воспоминание о блокаде»
«На выставке представлено более 200 работ около сотни авторов, - говорит организатор экспозиции Марина Нериновская. – Среди экспонатов – живопись, графика, литографии, инсталляции, скульптурные композиции».
Ольга Шапошникова «Блокада. Помнить!»
Среди редких экспонатов – экземпляр проекта монумента «Синявинские высоты», или «Слава героям прорыва блокады города Ленина», которому не суждено было осуществиться. Автор – архитектор Виктор Твелькмейер. Также – подготовленные к экспозиции искусствоведом Владимиром Васильевым картины художника-блокадника Георгия Фитингофа, иллюстратора книжной классики. Его работы принимали участие в легендарной первой выставке, открывшейся в блокадном Ленинграде 2 января 1942 года в залах того же Союза художников, на Большой Морской, 38. Владимир Васильев не первый год занимается темой художников-блокадников. Он подготовил к выставке коллекцию «Блокадный город Владимира Успенского», известного мастера литографии. В неё включены также акварели Владимира Успенского, его зарисовки с натуры в годы блокады.
Виталий Боровик «Ленинград. Январь 1942»
Цзан Минли (КНР), 4 курс Академии художеств им. И.Е. Репина, «Зима 1943»
Наталья Павлова «55 км в час»
Работа Натальи Павловой «55 км в час» отражает трагедию «дороги жизни». Именно с такой максимальной скоростью могли двигаться машины по льду Ладоги, доставляя в Ленинград продукты, медикаменты, топливо, а назад, на большую Землю увозя раненых, истощенных жителей непокоренного города. Нередко машины уходили под лед, вместе с грузом и сопровождавшими его водителями. Этот эпизод и запечатлела Наталья Павлова. Современные художники обращаются к теме блокады уже по воспоминаниям очевидцев и по-своему разрабатывают сюжеты, обращаясь, порой, к метафорам и аллегориям. Интересны в этом смысле картины Фрола Иванова. В данной экспозиции – его работа «Феникс».
Фрол Иванов, «Феникс» (написана 2017-2024)
Русский солдат в окопе, в капкане, между теми, кто натравливает псов и теми, кто исполняет команды «фас» против человечности. Безоружный, он остается сильнее всех вооруженных и «сильных», ибо его сила в молитве, в духе, восходящем к высотам небесным, в чистоте изболевшего сердца, не отступившего, не предавшего, не испугавшегося, не дрогнувшего. Своим сиянием он ослепляет свору обезумевших в злобе, и его воскрешение уже явлено в духе. И крылья все выше и выше уходят в небо. Вот бессмертие памяти.
Анастасия Прокопец, 4 курс Академии художеств им. И.Е. Репина «Радость победы»
Осмысление современными художниками сакральных масштабов блокады, тем более родившимися в XXI веке, бывает диаметрально противоположным. Так, например, в картинах Анастасии Прокопец и Фрола Иванова или китайского студента 4 курса Академии художеств им. И.Е. Репина Цзан Минли.
На выставке представлены работы одновременно художников, помнящих и переживших блокаду Ленинграда, таких как Дмитрий Бучкин (1927-2024), Всеволод Петров-Маслаков, так и современных авторов, среди которых Ольга Шапошникова, Наталья Шалина, Тамара Дмитриева, Евгений Коньков, Валентина Анопова,
Заслуженный художник РФ Валентина Анопова, «Портрет ветерана Великой Отечественной войны Е.А. Рудник
Александр Гордин, Фрол Иванов, Павел Вандышев, Маргарита Изотова, Ирина Дугина, Василий Братанюк.
Василий Братанюк – ежегодный участник данной выставки. Хорошо известны его картины «Музы не молчали», где у «буржуйки» балерины согревают озябшие руки и ноги, «Портрет народного художника России, ветерана Великой Отечественной войны Всеволода Михайловича Петрова-Маслаков».
Василий Братанюк, «Портрет народного художника России, ветерана Великой Отечественной войны Всеволода Михайловича Петрова-Маслакова».
В экспозиции В.Братанюк представил также картину «Дети блокадного Ленинграда. Илья Сергеевич Глазунов, профессор, действительный член академии художеств, академик, лауреат Государственной премии Российской Федерации, почетный член королевских академий художеств Мадрида и Барселоны, кавалер награды ЮНЕСКО за вклад в мировую культуру «Золотой медали Пикассо», награжден орденом «За заслуги перед Отечеством II степени». Дело в том, что со знаменитым мастером Василий Братанюк был лично знаком и часто беседовал на тему блокадного Ленинграда. А сам Илья Глазунов застал блокаду 11-летним мальчиком и никогда не забывал пережившие ужасы голода и холода, смерти мамы, папы... Как рассказывает Василий Братанюк со слов Ильи Сергеевича, «даже став взрослым, он по ночам слышал завывание сирен и зловещее тиканье метронома по радио, отсчитывавшего секунды до передачи «Последних известий». Снились окоченевшие тела родных и близких». Спасением подростка стал родной дядя, внезапно объявившийся и переправивший Илью Глазунова по «дороге жизни» в деревню под Псковом. Портрет Ильи Глазунова Василий Братанюк писал с натуры, наблюдая увлеченное чтение художником взятой книги.
Василий Братанюк «Дети блокадного Ленинграда. Илья Сергеевич Глазунов, народный художник СССР, профессор, действительный член академии художеств, академик, лауреат Государственной премии Российской Федерации, почетный член королевских академий художеств Мадрида и Барселоны, кавалер награды ЮНЕСКО за вклад в мировую культуру «Золотой медали Пикассо» , награжден орденом «За заслуги перед Отечеством II степени», 2015
Почему данной работе уделено столько внимания? – Это выдох от полученного впечатления о выставке. Наступила мирная жизнь, оплаченная кровью и неисчислимыми в моральном и духовном смысле жертвами нашего народа. Художники создавали своеобразную летопись каждого блокадного дня, историю бессмертного подвига ленинградцев. Память сердца неизбывна, и да будет так.
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs