Иван Андреев «Обретение Священного Грааля», 2024 – Дипломная работа
Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина, оценивая дипломные работы выпускников 2024 года, вновь доказала верность великой традиции русской школы живописи, которая по меткому определению Густава Малера есть «передача Огня, а не поклонение Пеплу». Мастерство студентов из регионов России и многих зарубежных стран, представленное на суд государственной комиссии, показало духовную и эстетическую преемственность с великими отечественными мастерами кисти, внесшими свой вклад в сокровищницу мировой культуры. Характерно, что большинство работ выпускников Академии обращены к духовным основам жизни человека, семьи, народа. В беседе с корреспондентом журнала «Международная жизнь» о собственных дипломных работах молодые люди проявили свой личностный взгляд на исторические, библейские события и сюжеты, на отношение к неразрывной связи веков минувших и нынешнего времени.
Интересны размышления Анастасии Герасимовой, учившейся у педагогов академиков Вл.В. Загоника и С.Д. Кичко у преподавателя И. Пьянкова. Она представила диплом под общим названием «Несение креста». Как отмечает Анастасия, «по замыслу сначала была одна картина, сюжет её прост: среди берез и снегов на сельском кладбище хоронят человека, мужики несут крест. Большой, тяжелый. Словно они подхватили, взяли на себя ношу, которую этот человек нес на земле».
Анастасия Герасимова «Несение креста» диптих
А. Герасимова «Несение креста» диптих
«Моя картина о людях, о простых, ничем ни примечательных, не похожих ни на богатырей, ни на героев… Но в трудные времена сплотившись, они способны поднять и нести любую ношу. Несение креста - это путь от земного к небесному. Крест бывает очень тяжел, и во все времена русский человек обращался за помощью к Богу. Моя вторая картина о том, что с нами всегда святые, молящиеся за нас, и ангелы, помогающие нести этот крест. Для того чтобы отразить горний мир (божественный), я обратилась к языку русской иконописи, к Дионисию. На меня произвели большое впечатление его фрески в храме Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. У меня не было задачи скопировать и повторить Дионисия, я пыталась создать образ утраты в виде силуэта берез - это символ того, что они рядом с нами, стоит только попросить о помощи. Я изобразила русских святых наиболее близких мне. Это Николай Чудотворец, Богородица, и Сергий Радонежский. Хотелось напомнить в первую очередь себе о необходимости смирения и терпения перед лицом жизненных испытаний, что нужно следовать примеру Христа, принимая свои испытания с верой и стойкостью. В своих картинах я хотела воплотить надежду, которая знакома любому верующему человеку».
Быть может, Анастасия говорит о надежде на то, что окончание земного пути человека есть продолжение его в мире горнем, ибо душа бессмертна, ведь не просто так святые сопровождают душу вынесшего свой крест мирянина на дорогах земных. Стилистика обеих картин разная, согласно их содержанию. И насколько верно попадание автора, выбравшего реалистическую живопись для первой картины и иконописную, стилизованную - для второй.
Триптих Анны Блохиной на библейские сюжеты поднимает вечные темы нравственных вопросов, взаимосвязи человека и мироздания, поиска чистого, бесконечного, Ведущего, а также неизменных мук и терзаний совести, утрат, обретение силы через духовное возрождение. Дипломная работа Анны Блохиной – триптих «Волхвы», «Пилат», «Скорбящие» - отличает в авторе определенную зрелость и как мастера, и как человека. Интересен её рассказ о своем пути к искусству живописи. «Я родилась в семье художников, поэтому искусство для меня было органичной частью жизни, - говорит Анна Блохина. - Мои родители, Наталья Милашевич и Николай Блохин, оказали сильнейшее влияние на мою творческую жизнь и выбор. Любовь к наброскам, к портретам и к честной реалистической живописи вообще - это привитые родителями качества. Я прошла классическую петербургскую школу обучения искусству: учась в средней школе, я поступила в СХШ, где меня наставляли на путь художника. Затем успешно поступила в Академию Художеств им. Ильи Репина. Была рада попасть в мастерскую Д.А. Коллеговой, её отличало величайшее неравнодушие к своим студентам, она дала нам знания и вдохновение, чтобы начать свой путь в изучении академического искусства». - Но откуда столь пристальный взгляд в душу человека у молодого живописца? – Анна поясняет: «На втором курсе я попала в мастерскую И.В. Петрова. Он научил меня чувственно воспринимать натуру, тщательно подходить к изображению человека со всеми его фенотипическими особенностями, за что я очень благодарна ему. На старших курсах училась у В.С. Песикова, педагога с Большой буквы. Он передал мне свой живописный опыт старой академической школы, научил мастерству, передаваемому из поколения в поколение в нашем учебном заведении. Благодаря ему я смогла окончить Академию им. Ильи Репина с отличием».
Анна Блохина «Волхвы», ч. I
Анна Блохина «Пилат», ч. II
Анна Блохина «Скорбящие», ч. III
Что касается выбора сюжетов для дипломной работы Анны Блохиной, то по её словам, евангельские сюжеты - это «не просто красивые истории или элемент нашей культуры. За каждым из них стоит история про каждого из нас, нечто общечеловеческое: чувства, переживания, знакомые каждому». Анна акцентирует внимание на передаче эмоции: «Для меня это принципиально важно, и в своих работах я стремилась охватить пласт сложных человеческих эмоций, отразить многообразную, трудную жизнь. Волхвы следуют за Вифлеемской звездой к новорожденному Мессии. Их путь труден, они испытывают тревогу перед неизвестностью, предчувствие перемен, надежду без особых доказательств. Скорбящие, идущие от гроба Господня, похоронившие вместе с Господом и свою надежду, испытывают боль невосполнимой утраты. Это чувство знакомо каждому. Пилат - сложная личность. Его решение распять Иисуса повлияло на судьбу всего мира, а его отказ от ответственности вызывает много противоречивых мыслей. Осуждение Пилата сменяется сочувствием: он - старый уставший воин, который под конец жизни совершил непоправимую ошибку и испытывает ужас осознания. Он не жалкий, но его жаль. Серия работ довольно трагичная и печальная. Мне хотелось без прикрас показать жизнь такой, какая она есть, а она, по большому счету, трудная. Однако принципиально важный момент для меня, как для человека верующего, это то, что следует за этими событиями. У меня получилась своего рода история про Христа без Христа. И как главный герой моих работ остался за ее рамками, так за ее рамками и главная идея - воскресение Христово и всеобщее спасение».
Хотелось бы остановить внимание на центральной картине триптиха «Пилат». Анна говорит, что он не жалкий, но его жалко. Не зная трактовки автора, видишь, как фигура Пилата делит картину надвое, как весы Фемиды. С одной стороны, та, что высвечена падающим лучом – умиротворенный дог у ног хозяина, абсолютное спокойствие, обеспеченная безопасность, в правой – властной – руке сжата, подавлена левая. Голова и взгляд направлены в сторону всё той же относительно спокойной жизни. В сторону выбора, который сделал для себя, не для Иисуса, Понтий Пилат. По другую сторону от правителя – тень, в которой видим смятенные лица горожан, один нервно прижимает к груди сосуд, другой смотрит в пол, оба подавлены, и как уходит от них солнечный свет, так уходит и последняя надежда на спасение приговоренного Иисуса. Но сама фигура Пилата, за исключением белого крыла плаща, все-таки в тени. Триптих Анны Блохиной ценен уже тем, что приглашает нас думать, размышлять, вспоминать и не забывать о времени, которое течет неумолимо, как тает солнечный свет, как набегает тень.
Выпускница Академии Анна Куртукова представила свою дипломную работу «Отец», лаконичную по изобразительным средствам и колориту, но глубочайшую по содержанию. Характерно, насколько тщательно Анна подходила к работе над сюжетом. Об этом свидетельствуют многочисленные этюды, сделанные к картине. По ним можно проследить, как зрела мысль автора, как беспощадно отбрасывались тщательно выписанные фрагменты интерьера комнаты, где спит отец. Анна «пожертвовала» многими «красивостями» ради воплощения основной идеи произведения.
Этюд к дипломной работе «Отец»
Куртукова Анна, Диплом «Отец»
Анна Куртукова, этюды, 2024; «Часовня Михаила Архангела. Михайловское», 2018
На вопрос, как рождался сюжет, Анна обратилась к семейной истории: «Посвятила я ее своему папе, который в 18 лет по призыву был отправлен служить в Афганистан на полтора года. Я обратилась к простой, бытовой, но важной для меня и для папы - сцене. Папа почти не рассказывал о том, как там было. Он всегда оберегал семью от этого знания. Но его беспокойный сон и был красноречивым рассказом. Сейчас это называют «птср», но ребенком я не знала подобных слов, однако видела, что над обычно сильным и добрым папой во время сна сгущается что-то тяжелое и темное. Я знаю, что многих его сослуживцев постигла не самая завидная судьба. Далеко не всем повезло преодолеть надлом и выбраться из этой темноты. Но мой папа - один из тех, кто сумел. Это было – сверх усилие над собой. По его словам, ему помогали. Не в последнюю очередь помогало смиренное и терпеливое отношение семьи». Почему Анна остановила свой выбор именно на такой неуловимой психологической сцене, она так пояснила журналу «Международная жизнь»: «Потому что, она, для меня, - о главном. Возможно, она «развяжет» тот болевой узел, о котором отец мне поведал. После возвращения «на гражданку» он столкнулся с обесцениванием всего того, через что он прошел. А я своей работой отвечаю ему – «твоя история - ценна, боль не прошла даром, и может быть, там и тогда, оберегая друг друга от этой темноты, мы учились преломлять темноту в свет, и этим стали сильнее оба. Это то, о чем я хотела бы сказать: в человеке, в его взаимодействии с другими - заложен такой внутренний свет, который темнота объять не сможет. Для меня как художника преломлять темноту в свет - хорошее умение. Буду рада, если у меня хоть чуть-чуть это получилось в дипломной работе».
Сложна по сюжету дипломная работа Ивана Андреева «Обретение Священного Грааля», написанная в манере академической живописи. Иван родом из Санкт-Петербурга. Его дед был архитектором, и, по словам Ивана, «любовь к творчеству передалась от него». В 8 классе И. Андреев поступил в лицей им Иогансона при Академии Художеств. После СХШ успешно поступил в Академию художеств имени Репина. «В старшей мастерской учился под руководством Владимира Симоновича Песикова, который передал мне любовь к станковой живописи, к сложным цветам и тональным отношениям, - говорит Иван. - Это поистине классическое образование, я прочувствовал то самое отношение к искусству, которое передавал в этой самой мастерской своим потомкам сам И.Е. Репин», - поделился с журналом «Международная жизнь» Иван и некоторыми откровениями. – «Благодаря В.С. Песикову, я смог осуществить непростой замысел и успешно защитить свою дипломную работу под названием «Обретение Священного Грааля», написанную по средневековому роману Томаса Мэлори «Смерть Артура». – Почему сделан такой выбор, далекий от нынешних реалий, от сегодняшней повестки дня?
Этюды к дипломной работе «Обретение Священного Грааля» Ивана Андреева
– «Меня завораживает эстетика средневековья: архитектура того времени, мистические образы, костюмы, - именно поэтому я взял эту тему, - говорит Иван. - Кроме того считаю, что эта эпоха и сюжет моей работы актуальны и сегодня. Грааль - это символ непоколебимой духовной ценности. Это архитипичный образ, олицетворяющий высоту человеческого духа как тогда, так и сейчас. Вера, цель, смысл - сегодня над этими понятиями мы размышляем как никогда часто. Нельзя жить без ясной системы ценностей, без того, чтобы верить во что-то. Мы выбираем путь, исходя из своих идей, смыслов и убеждений. Поэтому образ человека, обретшего нерушимую, наивысшую ценность, так важен для нас сегодня». Свою дипломную работу Иван «собирал» в духе величайших мастеров прошлого: А. Иванова, И. Репина, А. Саврасова, В. Сурикова, - столько этюдов, выписанных до мелочей, было сделано, прежде чем картина обрела целостность и задышала.
Иван Андреев «Автопортрет»
В иной эстетике выполнена дипломная работа Дарины Пантелеевой «Воспоминания» (триптих). По признанию Дарины, «работа посвящена памяти бабушки, и задумана как аллегория прощания с прошлым и переход из одного состояния в другое». В своей несколько символической трактовке образов и людей, быта, атмосферы Дарина поднимается до обобщений, и они читаются в триптихе. «В этой работе мне хотелось запечатлеть не только собственные воспоминания, но и отразить общие для людей российской культуры объекты, которые бы пробудили чувства ностальгии, светлой печали, - это я и стремилась передать». Дарине Пантелеевой удалось совместить вполне конкретные детали – березовые поленья у печки, чайник со знакомым рисунком, шарф, заброшенный машинально на веревку, - с символикой повседневности – дверь, окно, табурет, силуэт бабушки, а в целом получился сон, воспоминание, сквозь которое ощущаешь легкий ветерок, колышащий занавеску, скрип половиц на лестнице и тепло любимых бабушкиных рук, связавших половик из разноцветных ниток.
Дарина Пантелеева, «Воспоминание», ч. I
Дарина Пантелеева, «Воспоминание», ч. II
Дарина Пантелеева, «Воспоминание», ч. III
Диплом Анатолия Лукина «С.П. Дягилев. Мир искусства» словно приводит нас в галерею, где размещена коллекция Ивана Морозова, известного мецената и ценителя живописи.
Анатолий Лукин, дипломная работа «С.П. Дягилев. Мир искусства»
На портрете Анатолия Лукина Дягилев молод, успешен, и, как всегда, в диалоге со временем, на сей раз - с XXI веком. Он не «забронзовел», не отдалился, но напротив - готов включиться в события и делиться идеями с теми современниками нашего века, которых предчувствовал на заре XX столетия. Как из венецианских зеркал он смотрит и взаимодействует с нами, в нем пульсирует мысль, он нетороплив, но активен. Художник Анатолий Лукин представил не просто свой диплом, но изучение, монографию о человеке, чья личность оказалась неподвластна времени. ««Громадная и, несомненно, единственная фигура, размеры которой увеличиваются по мере того, как она удаляется», - данная цитата великого русского композитора Сергея Прокофьева очень точно и остро описывает импресарио, - говорит Анатолий Лукин. «Громадна не только фигура, но и вклад Сергея Дягилева и его друзей мирискуссников в отечественное и в мировое наследие культуры! За внутренними конфликтами, легендарным шармом, чудовищными диктаторскими наклонностями, необыкновенной чуткостью к таланту, хитростью и решительностью, скрывалась жажда приобщения к тайне творчества. Он хотел преобразить свою жизнь и эпоху, служить красоте и жить во имя искусства, - эта цель очень крепко сплотила кружок молодых художников 90 годов XIX века, которых мы знаем как мирискуссников».
Автор диплома «С.П. Дягилев. Мир искусства» так представляет свою работу: «Данная картина погружает нас в петербургский период жизни Дягилева, его путь к величию и мировой известности, становление и создание объединения «Мир искусства», которое в свою очередь открыло Европе имена великих русских творцов, живописцев, композиторов, певцов, танцоров, стало важной ступенью для формирования молодых художников, несло неописуемый вклад в развитие русского искусства!» Справедливо мнение, что без глубинного интереса к своему герою, портретной истинности художнику не достичь. В полной мере это можно сказать и о работе А. Лукина.
А вот две несопоставимых по манере и художественным особенностям картины Анны Нестеровой – «Российскому флоту быть!» и «Пейзаж», как будто автор пробует себя как монументалист и мастер станковой живописи.
Нестерова Анна «Российскому флоту быть!»
Анна Нестерова, «Пейзаж»
На которой из них долее всего задержится взгляд любителя и ценителя живописи? – Ответ индивидуален. Послушаем же автора, Анну Нестерову. «Название моего диплома «Русскому флоту быть!» - монументальное решение образа Петра выстраивает сюжет в едином подчинении ради имени государя Петра Великого и его свершений. Диплом посвящен рождению Русского флота. Академия меня научила всем техническим возможностям, помимо живописи и рисунка на монументальном отделении мы учились керамике, мозаике, росписи, витражу, выполняли копии со старинных фресок, на примерах мастеров прошлого учились композиции. Все это во многом помогло мне в работе над дипломом. Мы учились выполнять проекты по оформлению зданий, общественных пространств, храмов». Однако недипломный «Пейзаж» Анны, безусловно, гармонично заполнил бы любое общественное пространство, интерьеры больших залов, гостиных, холлов. Поистине Академия многое вложила в своих выпускников!
Нынешний выпуск характеризует и немалое количество дипломов зарубежных студентов Академии. Так выпускник 2024 года Гюмюшцай Мелих из Турции близко к сердцу принял события прошлого года в родной стране – землетрясение, унесшее тысячи жизней его соотечественников. Этой трагедии Гюмюшцай Мелих посвятил свою дипломную работу «Молитва».
Гюмюшцай Мелих, дипломная работа «Молитва»
Мелих Гюмюшцай за работой над дипломом.
В беседе с журналом «Международная жизнь» Мелих рассуждал на общечеловеческие темы. «Лев Толстой говорил: «Пока ты чувствуешь боль - ты жив. Пока ты чувствуешь чужую боль — ты человек», - напомнил Мелих. По его словам, около ста тысяч человек потеряли свои жизни, надежды и близких в Турции в результате прошлогоднего землетрясения. Перед лицом этой катастрофы все человечество как единое целое поддержало Турцию. Как гражданин Турции, я не мог остаться равнодушным к этим страданиям и бедствиям... Я пытался донести их до вас... Как сказал великий турецкий поэт Назым Хикмет: «Я надеюсь, что наступят дни, когда мы будем жить свободно как дерево, и в братстве как лес...».
Некий международный колорит на защите дипломных работ в Санкт-Петербургской Академии художеств имени Ильи Репина внесла своей картиной и Дарья Фотина.
Дарья Фотина на защите Диплома.
Дарья Фотина, «Индия», 2024
«Многоликая Индия» Дарья Фотина
Более полугода Дарья проживала в Индии, что позволило ей найти немало идей и поработать над сюжетами, рисунками, этюдами и композициями. «Очень сильное впечатление произвели песни, музыка Индии. Здесь побывали и работали русские соотечественники - Афанасий Никитин, Василий Верещагин, Николай Каразин, Василий Ватагин, а также, выдающийся художник, мыслитель Николай Рерих со своими сыновьями и супругой Еленой. Одну из проникновенных композиций я разработала и представила на диплом», - говорит Дарья Фотина. «Однажды я посетила индуистский храм в священном городе Вриндаван. Там у алтаря сидели женщины и возносили мантру, играя на музыкальных инструментах». Волнующая Индия, яркая, манящая, с неизменным таинственным флером – такой она представлена в дипломной работе Дарьи Фотиной.
Юнь Ши «Соль» (КНР)
Выпускница Академии из Китая Юнь Ши родилась в городе Яньчэн – что в переводе означает Соляной город, отсюда и название её композиции «Соль». Яньчэн расположен на береговой линии и является морским портом, на протяжении более 2000 лет здесь отваривается морская вода для получения соли. Защищая свой диплом, Юнь Ши рассказывала: «Центральной фигурой на картине является рабочий. Слева от него изображены улыбающиеся женщины, которые идут по соляному полю с корзинками, наполненными солью. Рядом с женщинами солевар, согнувшись, насыпает соль в корзинку. Каждый выполняет свои обязанности. Я постаралась сделать эту работу в нежных оттенках, передать ощущение раннего теплого утра, свежего воздуха и солнца, обнимающего каждого. На полотне мне хотелось гармонично совместить стиль живописи советской эпохи с импрессионизмом. В этой дипломной работе я хочу отразить жизнь трудящихся. Как писала известный педагог и художник Татьяна Яблонская: «Я хотела, чтобы моя картина звучала, как хорошая народная песня о труде, смотрелась бы, как памятник этим людям».
Ши Юнь «Ктайская поэтесса в моей мастерской», 2022
Дипломы выпуска 2024 года Санкт-Петербургской Академии имени Ильи Репина высоко оценены Экзаменационной комиссией. Очевидна преемственность нового поколения выпускников художественной традиции, отношению к своему ремеслу и творчеству как служению великому искусству и людям, странам, народам, и это поистине «передача огня, а не поклонение пеплу».
Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.
Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs